Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория, ее структура, функции и особенности.
Теория – наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Как показал К.Поппер, любая теоретическая система должна удовлетворять двум требованиям: а) непротиворечивости (т.е. не нарушать закон формальной логики) и фальсифицируемости – опровержимости.; б) опытной экспериментальной проверяемости. В современной методологии науки выделяю следующие основные компоненты, элементы теории: 1. Исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п. 2.Идеализированнные объекты- абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (были рассмотрены выше) 3. Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на пояснение структуры и изменения знания. 4. Философские установки и ценностные факторы 5. Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами. К числу основных функций теории можно отнести: 1.Синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему. 2. Объяснительная функция – выявление прицинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п. 3.Методологическая функция – на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности. 4.Предсказательная – функция предвидения. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличии от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением. 5. Практическая функция. Конечно предназначение любой теории – быть воплощенной в практику. Вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Феноменологическая и нефеноменологическая типы теорий. Феноменологическая – (эмпирическая) теория описывают наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не вникают глубоко в их внутренние механизмы (например педагогические, психологические и т.д. теории). Такие теории не анализируют природу исследуемых явлений и поэтому не используют сколько-нибудь абстрактные объекты. С развитием научного познания теории первого типа уступают место
Нефеноменологическая (объясняющая) не только отображает существенные связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т.е. их законы. Но это уже не эмпирические, а теоретические законы., которые формулируются не непосредственно на основе изучения опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с абстрактными, идеализированными объектами. Любая теория (независимо от ее типа) имеет следующие особенности: 1.Теория – это не отдельно взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся система. 2. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости. А именно- когда оно не просто описывает определенною совокупность фактов, но и объясняет их, когда знание вскрывает причины и закономерности явлений. 3.Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории. 4.Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них. 5. Характер теории определяется степенью обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета. 6. Структура научных теорий содержательно определена системно организацией идеализированных объектов. 7. Теория – это не только готовое знание, но и процесс его получения. Должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием.
Научный закон. В общем виде закон можно определить как связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является: А) объективной, так как присуща прежде всего реальному миру, чувственно-предметной деятельности людей, выражает реальные отношения вещей; Б) существенно, конкретно-всеобщей. Будучи отражением существенного в движении универсума, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса, определенного типа и действует всегда и везде, где развертывается соответствующие процессы и условия;
В) необходимой, ибо, будучи тесно связан с сущностью, закон действует и осуществляется с «Железной необходимостью» в соответствующих условиях; Г) внутренней, так как отражает самые глубинные связи в зависимости данной предметной области в единстве всех ее моментов и отношений в рамках некоторой целостной системы; Д) повторяющейся, устойчивой. Закон есть выражение некоторого постоянства определенного процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях.
Типы научных исследований Ф.Бекон говорил, в науке есть «светоносные» опыты, которые сами по себе не приносят пользы, но содействуют познанию «причин и аксиом», и опыты «плодоносные», ведущие к полезным открытиям и изобретениям. Начиная с Нового Времени Н. всегда стремиться к тому, чтобы ее Светоносные опыты пролагали пути к плодоносным. Направленность современной науки на практику- характерная ее черта, и вместе с тем одно из важнейших требований которое общество к ней предъявляет. Три типа научных исследований – это различные стадии движения науки к практике: Фундаментальные; Прикладные; Исследовательские проектно-конструкторские разработки.
Фундаментальные исследования: Фундаментальные исследованиянаправлены на получения нового знания о явлениях и законах действительности. Не преследуют никаких практических задач. Исследователя интересует истина ради самой нее самой, и он ее ищет, не зная какую пользу он принесет. Фундаментальные исследования делятся на: Свободные (поисковые) – носит индивидуальный характер. ученый работает в режиме свободного поиска, обладает свободой в выборе методов и направлений своей деятельности. Новые его идеи могут изменить весь ход поиска. Целенаправленные- направление научного поиска твердо определено. как правило выполняется коллективно, в рамках определенной организации.(создаются специальные научные группы, лаборатории, отделы,) Т.К. путь достаточно ясен, можно говорить о планировании затрат на технические и материальные средства. Прикладные исследования. Их особенность в том, что они прямо нацелены на получение нужного для решения практических задач знания. Речь о решении некоторого класса практических задач в общем виде. Научный работник не имеет право откланяться в сторону для исследования др.возможностей, даже если они обещают дать интересные результаты. Обычное условие финансирования прикладных исследований – предоставление планов и графиков работы и регулярных отчетов об их выполнении.
Исследовательские проектно-конструкторские разработки. В отличии от прикладных исследований они имеют своей целью выполнение конкретного технического задания. Например- создание проекта какого либо аппарата, подготовка технологических схем производства и т.д..Не направлены на поиск новых научных знаний, базируются на результатах Ф. и Прикладной науки. Для решения конкретных проектно- конструкторских задач. Дело не в том, что бы нечто открыть, сколько в том, что бы нечто изобрести.
Если ученый в фундаментальных и прикладных исследованиях стремиться описать и объяснить что-то существующее, но неизвестное, то разработчик должен придумать и создать что то ранее не существовавшее. В первом случае – «как вещь устроена?», во втором- «как вещь построить?». Исследовательские разработки имеет особое место в системе наук. С одной стороны – это специфический вид научной деятельности, с другой – инженерная деятельность, состоящая в решении технических и технологических задач на основе «готовых» научных знаний. Пример Фундаментальные исследования в области аэродинамики направлены на выяснение закономерностей движения газов и тел в газовой среде. (ученые стремиться понять сущность аэродинамических процессов, строят модели и теоретические схемы….) Прикладные исследования ведутся с целью построения теории исследования решения определенных практических задач. (теория крыла, теория винта, динамика самолета и т.д.) Исследовательские.разработки связаны с проведением исследований, направленных на решение технических задач, которые встают при создании проектов конкретных летательных аппаратов. (здесь уже привлекают данные не только из аэродинамики, Но и других наук, пример химия)
Наука и производство.
Фундаментальные и прикладные исследования и исследовательские разработки не разделены жесткими границами и тесно переплетены между собой.
Рис.3. Путь соединяющий науку с производственной практикой.
В современных условиях практика опирается на науку. Требуются исследователи разрабатывающие научные основы практической деятельности, и практические работники высокой квалификации, владеющие соответствующими научными знаниями и способные применить их в своем труде. Перспективы развития науки
В контексте мирового развития и с учетом возможностей государственной политики и предпринимательского сектора по адаптации науки и инновационной сферы к мировым тенденциям ситуация в сфере высоких технологий в России в перспективе до 2015-2020 гг. для России может развиваться, по крайней мере, по четырем вариантам. Инерционный, пессимистический Сохранение современных тенденций низкой фактической приоритетности научной и инновационной деятельности в общих приоритетах государства и частного сектора приведет к постепенной деградации научных коллективов по широкому спектру фундаментальных и прикладных исследований, в том числе формирующих новый технологический уклад. Это может означать окончательное закрепление за Россией статуса топливно-сырьевого придатка мирового постиндустриального ядра, с постепенной потерей долгосрочных основ конкурентоспособности технологически сложных отраслей четвертого технологического уклада (авиа- и ракетостроение, атомная промышленность, энергомашиностроение), формирующих производственную основу обороноспособности страны.
Инерционный оптимистический Доходы от сырьевого экспорта все больше используются (при активной государственной поддержке) для модернизации базовых отраслей обрабатывающей промышленности, транспорта и связи, а также для подтягивания отраслей информационного комплекса в регионах до показателей городов и регионов-лидеров. Реализация стратегии экономического рывка с опорой на технологические наработки лидеров развитого мира, втом числе через механизмы прямых инвестиций наукоемких ТНК, может обеспечить существенную экономию времени и средств, но требует высокого уровня обоснованности и гибкости экономической политики, выстраиваемой с учетом долгосрочных тенденций мирового развития. Умеренно оптимистический Умеренно оптимистический вариант предполагает возможность нарастания постепенной позитивной динамики в госсекторе науки при условии его эффективной трансформации и создания «центров превосходства» на прорывных направлениях нового технологического уклада с перспективой создания экономически значимых открытий и новшеств во второй половине прогнозного периода. К этому же сценарию можно отнести возможность перехода ряда крупных компаний России, в том числе топливно-энергетических, на инновационный путь развития, к чему их подталкивает ожесточенная конкуренция на мировых рынках, все более связанная с обладанием научно-техническими знаниями, качеством человеческого капитала и реализацией организационно-управленческих инноваций. Сочетание этих тенденций в государственном и частнопредпринимательском секторах позволило бы провести глубокую технологическую модернизацию производственного аппарата добывающих и перерабатывающих отраслей, сферы услуг и жилищно-коммунального хозяйства с опорой на национальных производителей. Этот вариант требует резкой активизации и повышения эффективности государственной научной и инновационной политики. Оптимистический Оптимистический, но наименее реалистичный вариант предполагает наряду с решением вышеперечисленных задач возможность создания мошною ядра экономически жизнеспособных отраслей хайтека четвертого и пятого технологических укладов и превращения на этой основе России в крупного производителя и экспортера высокотехнологичной продукции. Во всех вариантах невозможно автаркическое развитие каких- либо наукоемких отраслей, без привязки к глобальному рынку, но маловероятна полноценная полномасштабная интеграция российских производителей в мировой рынок хайтека. В лучшем случае они сохранят и упрочат свои «нишевые преимущества» на основе международной кооперации и обеспечат потребности внутреннего рынка страны в высокотехнологичной продукции. Так или иначе, Россия скорее всего не сможет противопоставить США, странам ЕС, Японии и Китаю полного набора отраслей массового конкурентоспособного производства технологически сложных товаров и услуг.
Наука ХХ — ХХ I веков
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.024 с.) |