Теория, ее структура, функции и особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория, ее структура, функции и особенности.



Теория – наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Как показал К.Поппер, любая теоретическая система должна удовлетворять двум требованиям: а) непротиворечивости (т.е. не нарушать закон формальной логики) и фальсифицируемости – опровержимости.; б) опытной экспериментальной проверяемости.

В современной методологии науки выделяю следующие основные компоненты, элементы теории: 1. Исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п. 2.Идеализированнные объекты- абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (были рассмотрены выше) 3. Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на пояснение структуры и изменения знания. 4. Философские установки и ценностные факторы 5. Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

К числу основных функций теории можно отнести:

1.Синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.

2. Объяснительная функция – выявление прицинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п.

3.Методологическая функция – на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.

4.Предсказательная – функция предвидения. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличии от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.

5. Практическая функция. Конечно предназначение любой теории – быть воплощенной в практику. Вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

Феноменологическая и нефеноменологическая типы теорий.

Феноменологическая – (эмпирическая) теория описывают наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не вникают глубоко в их внутренние механизмы (например педагогические, психологические и т.д. теории). Такие теории не анализируют природу исследуемых явлений и поэтому не используют сколько-нибудь абстрактные объекты. С развитием научного познания теории первого типа уступают место

Нефеноменологическая (объясняющая) не только отображает существенные связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т.е. их законы. Но это уже не эмпирические, а теоретические законы., которые формулируются не непосредственно на основе изучения опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с абстрактными, идеализированными объектами.

Любая теория (независимо от ее типа) имеет следующие особенности:

1.Теория – это не отдельно взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся система.

2. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости. А именно- когда оно не просто описывает определенною совокупность фактов, но и объясняет их, когда знание вскрывает причины и закономерности явлений.

3.Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории.

4.Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них.

5. Характер теории определяется степенью обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета.

6. Структура научных теорий содержательно определена системно организацией идеализированных объектов.

7. Теория – это не только готовое знание, но и процесс его получения. Должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием.

 

 

Научный закон.

В общем виде закон можно определить как связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является:

А) объективной, так как присуща прежде всего реальному миру, чувственно-предметной деятельности людей, выражает реальные отношения вещей;

Б) существенно, конкретно-всеобщей. Будучи отражением существенного в движении универсума, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса, определенного типа и действует всегда и везде, где развертывается соответствующие процессы и условия;

В) необходимой, ибо, будучи тесно связан с сущностью, закон действует и осуществляется с «Железной необходимостью» в соответствующих условиях;

Г) внутренней, так как отражает самые глубинные связи в зависимости данной предметной области в единстве всех ее моментов и отношений в рамках некоторой целостной системы;

Д) повторяющейся, устойчивой. Закон есть выражение некоторого постоянства определенного процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях.

 

Типы научных исследований

Ф.Бекон говорил, в науке есть «светоносные» опыты, которые сами по себе не приносят пользы, но содействуют познанию «причин и аксиом», и опыты «плодоносные», ведущие к полезным открытиям и изобретениям. Начиная с Нового Времени Н. всегда стремиться к тому, чтобы ее Светоносные опыты пролагали пути к плодоносным. Направленность современной науки на практику- характерная ее черта, и вместе с тем одно из важнейших требований которое общество к ней предъявляет.

Три типа научных исследований – это различные стадии движения науки к практике:

Фундаментальные;

Прикладные;

Исследовательские проектно-конструкторские разработки.

 

Фундаментальные исследования:

Фундаментальные исследованиянаправлены на получения нового знания о явлениях и законах действительности. Не преследуют никаких практических задач. Исследователя интересует истина ради самой нее самой, и он ее ищет, не зная какую пользу он принесет.

Фундаментальные исследования делятся на:

Свободные (поисковые) – носит индивидуальный характер. ученый работает в режиме свободного поиска, обладает свободой в выборе методов и направлений своей деятельности. Новые его идеи могут изменить весь ход поиска.

Целенаправленные- направление научного поиска твердо определено. как правило выполняется коллективно, в рамках определенной организации.(создаются специальные научные группы, лаборатории, отделы,) Т.К. путь достаточно ясен, можно говорить о планировании затрат на технические и материальные средства.

Прикладные исследования.

Их особенность в том, что они прямо нацелены на получение нужного для решения практических задач знания. Речь о решении некоторого класса практических задач в общем виде. Научный работник не имеет право откланяться в сторону для исследования др.возможностей, даже если они обещают дать интересные результаты.

Обычное условие финансирования прикладных исследований – предоставление планов и графиков работы и регулярных отчетов об их выполнении.

 

Исследовательские проектно-конструкторские разработки.

В отличии от прикладных исследований они имеют своей целью выполнение конкретного технического задания. Например- создание проекта какого либо аппарата, подготовка технологических схем производства и т.д..Не направлены на поиск новых научных знаний, базируются на результатах Ф. и Прикладной науки. Для решения конкретных проектно- конструкторских задач.

Дело не в том, что бы нечто открыть, сколько в том, что бы нечто изобрести.

Если ученый в фундаментальных и прикладных исследованиях стремиться описать и объяснить что-то существующее, но неизвестное, то разработчик должен придумать и создать что то ранее не существовавшее. В первом случае – «как вещь устроена?», во втором- «как вещь построить?».

Исследовательские разработки имеет особое место в системе наук.

С одной стороны – это специфический вид научной деятельности, с другой – инженерная деятельность, состоящая в решении технических и технологических задач на основе «готовых» научных знаний.

Пример

Фундаментальные исследования в области аэродинамики направлены на выяснение закономерностей движения газов и тел в газовой среде. (ученые стремиться понять сущность аэродинамических процессов, строят модели и теоретические схемы….)

Прикладные исследования ведутся с целью построения теории исследования решения определенных практических задач. (теория крыла, теория винта, динамика самолета и т.д.)

Исследовательские.разработки связаны с проведением исследований, направленных на решение технических задач, которые встают при создании проектов конкретных летательных аппаратов. (здесь уже привлекают данные не только из аэродинамики, Но и других наук, пример химия)

 

Наука и производство.

 

Фундаментальные и прикладные исследования и исследовательские разработки не разделены жесткими границами и тесно переплетены между собой.

 

Рис.3. Путь соединяющий науку с производственной практикой.

 

    В современных условиях практика опирается на науку. Требуются исследователи разрабатывающие научные основы практической деятельности, и практические работники высокой квалификации, владеющие соответствующими научными знаниями и способные применить их в своем труде.

Перспективы развития науки

 

    В контексте мирового развития и с учетом возможностей государственной политики и предпринимательского сектора по адаптации науки и инновационной сферы к мировым тенденциям ситуация в сфере высоких технологий в России в перспективе до 2015-2020 гг. для России может развиваться, по крайней мере, по четырем вариантам.

    Инерционный, пессимистический

    Сохранение современных тенденций низкой фактической приоритетности научной и инновационной деятельности в общих приоритетах государства и частного сектора приведет к постепенной деградации научных коллективов по широкому спектру фундаментальных и прикладных исследований, в том числе формирующих новый технологический уклад. Это может означать окончательное закрепление за Россией статуса топливно-сырьевого придатка мирового постиндустриального ядра, с постепенной потерей долгосрочных основ конкурентоспособности технологически сложных отраслей четвертого технологического уклада (авиа- и ракетостроение, атомная промышленность, энергомашиностроение), формирующих производственную основу обороноспособности страны.

    Инерционный оптимистический

    Доходы от сырьевого экспорта все больше используются (при активной государственной поддержке) для модернизации базовых отраслей обрабатывающей промышленности, транспорта и связи, а также для подтягивания отраслей информационного комплекса в регионах до показателей городов и регионов-лидеров. Реализация стратегии экономического рывка с опорой на технологические наработки лидеров развитого мира, втом числе через механизмы прямых инвестиций наукоемких ТНК, может обеспечить существенную экономию времени и средств, но требует высокого уровня обоснованности и гибкости экономической политики, выстраиваемой с учетом долгосрочных тенденций мирового развития.

    Умеренно оптимистический

    Умеренно оптимистический вариант предполагает возможность нарастания постепенной позитивной динамики в госсекторе науки при условии его эффективной трансформации и создания «центров превосходства» на прорывных направлениях нового технологического уклада с перспективой создания экономически значимых открытий и новшеств во второй половине прогнозного периода. К этому же сценарию можно отнести возможность перехода ряда крупных компаний России, в том числе топливно-энергетических, на инновационный путь развития, к чему их подталкивает ожесточенная конкуренция на мировых рынках, все более связанная с обладанием научно-техническими знаниями, качеством человеческого капитала и реализацией организационно-управленческих инноваций. Сочетание этих тенденций в государственном и частнопредпринимательском секторах позволило бы провести глубокую технологическую модернизацию производственного аппарата добывающих и перерабатывающих отраслей, сферы услуг и жилищно-коммунального хозяйства с опорой на национальных производителей. Этот вариант требует резкой активизации и повышения эффективности государственной научной и инновационной политики.

    Оптимистический

    Оптимистический, но наименее реалистичный вариант предполагает наряду с решением вышеперечисленных задач возможность создания мошною ядра экономически жизнеспособных отраслей хайтека четвертого и пятого технологических укладов и превращения на этой основе России в крупного производителя и экспортера высокотехнологичной продукции.

    Во всех вариантах невозможно автаркическое развитие каких- либо наукоемких отраслей, без привязки к глобальному рынку, но маловероятна полноценная полномасштабная интеграция российских производителей в мировой рынок хайтека. В лучшем случае они сохранят и упрочат свои «нишевые преимущества» на основе международной кооперации и обеспечат потребности внутреннего рынка страны в высокотехнологичной продукции. Так или иначе, Россия скорее всего не сможет противопоставить США, странам ЕС, Японии и Китаю полного набора отраслей массового конкурентоспособного производства технологически сложных товаров и услуг.

 

 

Наука ХХ — ХХ I веков

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.024 с.)