Научный потенциал и его составляющие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научный потенциал и его составляющие.



Научный потенциал – система индивидуальных и материальных факторов, обеспечивающих кругооборот в народном хозяйстве научных знаний, создание высокотехнологичных систем и распространение их в массовом производстве.

Составляющие: кадровая, материально-техническая, информационная, организационная.

· Кадровая составляющая научного потенциала.

Все, кто занят в сфере науки, разделяются на 4 сектора:

· академический (Академия наук России, отраслевые академии) (докторов наук 1: кандидатов наук 6: без степени 6 (1:6:6));

· отраслевой (научно-исследовательский и опытно-конструкторские организации) (1:16:66);

· вузовский (научные работники) (1:4:5);

· заводской сектор (работа непосредственно на производство) (1:10:24).

В вузовской и академической науке была прямая зависимость между ученой степенью и должностью. В ВУЗах выполнялось всего 6 % научно-исследовательских работ. Наблюдается тенденция к общему постарению академии наук.

 

2) Материальная составляющая научного потенциала.

 

Под материально технической составляющей науки понимается совокупность материальных ценностей, выступающих в материально вещественной форме.

                   
 
 
Приборы
Общеэксплуатационные

 

 


Рис.1. Материальная составляющая научного потенциала

 

Непроизводственные фонды – различные объекты непроизводственного назначения. Основные сохраняют свою форму в процессе исследования.

Оборотные – функционируют непродолжительное время.

Пассивная часть – здания, библиотечный фонд. (срок материального старения 5 лет и более).

 

3) Организационная составляющая науки.

Структура научных организаций зависит от их размеров.

 Организация состоит из подразделений: есть основные, есть вспомогательные. Недостаток большинства научных организаций заключается в том, что они не связаны с организациями, занимающимися внедрением.

Научно-производственные объединения есть юридически оформленные, есть юридически неоформленные, но использующие сложные связи между организациями.

 Существует несколько классификаций: по масштабам и значению (межгосударственные, межотраслевые, отраслевые, внутрипроизводственные); по стадии охвата инновационного цикла (научные комплексы, охватывающие фундаментальные исследования, прикладные исследования, научно-производственные комплексы, технические комплексы и т.д.); по территориальному расположению (в одном регионе, в разных регионах); по длительности установившихся связей (постоянные, временные). Совершенствование научных исследований на различных уровнях (кооперация, специализация, разделение труда). На рабочем месте научного работника должна стоять специальная техника, соответствующая требованиям и рекомендациям.

 

4). Информационная составляющая научного потенциала.

Представляет совокупность документов, носителей информации о научных исследованиях и разработках, включая патентные фонды и лицензии. Документы выступают в форме текстовых, графических и аудиовизуальных. Также документы делятся на первичные (результаты исследований) и вторичные (результаты интерпретации первичных документов).

Также существует классификация документов на периодические (журналы, газеты), непериодические (научная литература, научно-популярная литература, производственно-техническая литература, учебные пособия, литература справочно-энциклопедического характера) и продолжающиеся (нормативно-техническая документация, стандарты).

 Поскольку научно-технические отчеты не опубликовываются существует государственная регистрация отчетов: диссертация кандидатская, докторская.

 

Нормы и ценности науки

В науке – свой образ жизни, свои передаваемые по традиции нормы, своя система ценностей. Высшей ценностью для науки является истина. Истина в морально-этическом плане нейтральна. Нравственные оценки в науке относятся к деятельности по получению знания и по применению полученного знания.

Нормы очерчивают круг допустимого, приемлемого поведения в рамках данного социального института. На более высоком уровне регуляции поведения людей – уровне ценностей – определяется, во имя чего люди действуют, какое благо проистекает от данного социального института. Часто нормы и ценности социального института не получают письменного оформления и закрепления.

Нормой является то, что научная деятельность носит конкурентный характер. Сейчас наука финансируется в основном на конкурсной основе (гранты, государственные программы и т.д.). Исторически сложившейся нормой является автономия науки.

Принцип ценностной нейтральности науки: наука оперирует фактами («идет дождь»),

А ценностными суждениями («мне нравиться, что идет дождь»).

Интересно сформулировал нормы науки норвержский философ Г.Скирбекк:

-ищи истину,

-избегай бессмыслицы,

-выражайся ясно,

-старайся проверять свои гипотезы как можно более основательно.

Согласно Р.Мертону (американский социолог) четыре основополагающие этические ценности, вокруг которых строятся нормы науки:

Универсализм. Изучаемые явления всюду протекают одинаково. Истинность утверждений должна оцениваться не зависимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует. Результаты маститого ученого должны проверяться не менее строго, чем молодого.

Общность. Знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им, хотя он может претендовать на достойную оценку своего труда.

Незаинтересованность. Первичный стимул-поиск истины, а не славы, денег, званий.

Признание и вознаграждение – это возможное следствие, а не цель научных исследований.

Организованный скептицизм.. Каждый ученый отвечает за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами. Нельзя слепо доверять авторитету предшественников.

Но нужно уважать их результаты. И нужно иметь мужество отказаться от своих убеждений, если будет обнаружена их ошибочность.

 

 

    В науке главной позитивной санкцией является признание коллег, как современников, так и последующих поколений. Формы признания:

- цитирование (см.ниже);

- увенчание престижной премией или наградой;

- увековечивание имени в названии закона или теории.

Негативные санкции могут быть самыми жестокими вплоть до игнорирования всеми коллегами всего того, что делает данный ученый:

- Зв фальсификацию результатов;

- за присвоение себе чужих достижений;

- за плагиат – воспроизведение без ссылки на автора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.009 с.)