Детерминанты формирования таланта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детерминанты формирования таланта.



 Талант - результат воздействия космических физических факторов.

Общеизвестно влияние радиационного фона (космических лучей), геомагнитного поля, атмосферного давления на состояние человека. Об этом писал А. Л. Чижев­ский (1924), установивший одиннадцатилетний цикл общечеловеческой, коллек­тивной и индивидуальной, военно-политической и творческой активности. О жиз­ненных ритмах писал Н. Я. Пэрн (1925). В связи с этим возникла идея, что наличие сильной выраженности этих факторов может влиять на формирование мозговых структур на ранних этапах их развития. В. Н. Дружинин (1988) предложил считать космобиологические факторы третьей из детерминант психологических процессов наряду с наследственностью и воздействием социаль­ной среды. И поскольку эти космобиологические факторы варьируют во времени по силе своей выраженности и имеют циклический характер, ученые попытались связать годовые циклы пиков их выраженности с рождаемостью талантов и гени­ев. Е. С. Виноградов (1989- 2008) приводит результа­ты таких сопоставлений.

Даты рождения великих людей чаще приходятся на зимние месяцы и март (в средней популяции рождаемость в эти месяцы невысокая). Среди ученых и деятелей искусст­ва, родившихся с декабря по март, пропорция наиболее выдающихся выше, чем у родившихся с апреля по ноябрь. Следующая  закономерность: великие люди, родившиеся зимой и в марте, живут дольше по сравнению с родившимися в ос­тальное время года. В средней популяции дольше живут родившиеся в летнее и осеннее время. (по Рудкевич Л.А., 1974).

Рождаемость одаренных людей в одиннадцатилетнем солнечном цикле. Этот цикл характеризуется сильными колебаниями относительного числа сол­нечных пятен, в результате чего выделены периоды пассивного, умеренного и активного солнца. Эти периоды за годы с 1700-го по 1976-й были сопоставлены с годами рождения 1603 биологов, 1135 физиков и 1298 математиков и механи­ков, приведенных в биографических справочниках, а также с датами рождения 3774 литераторов и 929 особо выдающихся деятелей всех специальностей, упо­мянутых в Большой советской энциклопедии. Результат для всех пяти групп вы­дающихся людей оказался одинаковым: в годы умеренной активности Солнца одаренных людей рождалось больше (в среднем на 10%), чем в годы пассивного и высокоактивного Солнца. В то же время общая рождаемость по фазам один­надцатилетнего цикла почти не меняется.

Возникает вопрос: каким образом солнечная активность влияет на частоту рож­дения одаренных людей? Е. С. Виноградов объясняет это тем, что время от времени на Солнце происходят процессы, вызывающие возмущение геомагнитного поля (магнитная буря) на Земле, и радиационный фон на ней возрастает на 100 - 1000% на время от минут до часов. И это чаще наблюдается в годы умеренного Солнца. Согласно лучевой гипотезе, повышение радиационного фона улучшает умственные задатки рождающихся в это время младенцев и тем самым повышает «выход» одаренных  людей в годы умеренного Солнца.

Особенность дня рождения. На жизнедеятельность организма влияют не только сами параметры среды, сколько скорость их изменения во времени, кото­рая выражается индексом перепадов. Оказалось, что перепады магнетизма были минимальными в день рождения одаренных людей и максимальными за 3-4 дня о рождения и спустя 3-4 дня после рождения. При этом индекс перепада геомагнитного возмущения для физиков равнялся 2,11, для биологов — 2,06, для особо выдающихся деятелей — 2,02. На основании этого Е. С. Виноградов делает вывод, что характер солнечной активности влияет и на склонности человека.

Сезонность в рождаемости одаренных людей. Распределение по месяцам рождения 17 102 одаренных людей, указанных в Большой советской энциклопедии, показало, что в холодную половину года их рождалось больше, чем в теплую, а 14%, а при выделении особо одаренных — на 32%. Эти различия Е. С. Виноградов объясняет сезонными вариациями солнечного и кислородного факторов.

Вековой ход рождаемости одаренных людей. Обнаружен также пятидесятивосьмилетний цикл активности Солнца. Такой же цикл выявляется и при рождаемости одаренных людей. Причем максимумы рождаемости талантов приходятся а минимумы солнечной активности, и наоборот.

Е. С. Виноградов (2008) связывает рождаемость одаренных людей и с географической широтой той страны, в которой они появились на свет. Для анализа им были взяты данные о месте и времени рождения 751 нобелевского лауреата из 61 страны. Выявилась следующая зависимость: среди людей, рождающихся в высоких широтах Земли, доля одаренных выше, чем среди рождающихся в низ-их широтах. Например, совокупная рождаемость нобелевских лауреатов в Финляндии, Швеции и Норвегии в 8,7 раза больше, чем в Португалии, Испании Италии вместе взятых. Если же учесть всех выдающихся людей, родившихся этих шести странах, то соотношение будет равно 3,5.

Е. С. Виноградов объясняет эти различия тем, что «температура, а следовательно и влажность воздуха, уменьшаются, а содержание в нем кислорода, наоборот, увеличивается от экватора к полюсам Земли. Уменьшение количества водяного пара в воздухе как бы освобождает место для кислорода, а ведь кислород усиливает биологическое действие ионизирующей радиации». Далее автор приводит примеры того, как кислород стимулирует умственное развитие: «Было замечено, что дети женщин, получавших во время беременности кислород, особенно на последних днях, опережают по темпам и уровню умственного развития детей женщин, кислорода не получавших. Здесь налицо кислородная радиостимуляция задатков, которая бывает и в естественных условиях. При смене циклона антициклоном, особенно зимой, умственные задатки рождающе­еся в это время ребенка улучшаются, так как давление воздуха растет, влажность падает, следовательно, содержание кислорода в воздухе и организме ребенка повышается. При смене же антициклона циклоном все идет наоборот и умственные задатки ребенка ухудшаются... Количество кислорода в воздухе растет не только от низких широт к высоким, не только при смене циклона антициклоном, но и от лета к зиме. Следовательно, зимой одаренных детей должно рождаться больше, чем летом. И действительно, статистика подтверждает это».

Е. С. Виноградов обращает внимание и на тот факт, что в районах активного вулканизма (Центральная Америка и острова Карибского моря) одаренных лю­дей тоже рождается больше.

Таким образом, на сегодняшний день вопрос развития способностей связан с проблемой сущности способностей, детерминант их формирования. Отечественные и зарубежные психологи по-разному решают данную проблему, учитывая представления о предмете и методах психологической науки. 

 

Литература, использованная при подготовке лекции:

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2008

2. Ильин Е.П. Дифференциальная психология. - СПб.: Питер, 2008

3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009

4. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской и В.М.Слуцкого. - М., 1991.

5. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М.: ЧеРо, 2006

6. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Изд. Центр ''Академия'', 1996. - 416 с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. Т. 2.

8. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. Т. I. - М., 1985. 

9. Шадриков В.Д. Способности человека. – Воронеж, 1997.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.005 с.)