Вопрос 3. Ответственность органов и должностных лиц мсу. Контроль и надзор за их деятельностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Ответственность органов и должностных лиц мсу. Контроль и надзор за их деятельностью



Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц МСУ – это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций.

ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» в гл.10 установил круг субъектов, перед которыми несут ответственность органы МСУ и должностные лица МСУ, а также основные формы этой ответственности:

1. перед населением муниципального образования в результате утраты его доверия;

2. перед государством в случае нарушения ими Конституции РФ, конституции, устава субъекта РФ, Федеральных законов, законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также связанную с осуществлением отдельных государственных полномочий;

3. перед физическими и юридическими лицами в порядке, установленном Федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Одной из форм реализации ответственности органов и должностных лиц МСУ перед населением в результате утраты его доверия является возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ.

Федеральный закон не определяет порядок и условия ответственности органов МСУ и должностных лиц МСУ в результате утраты доверия: они устанавливаются в уставе муниципального образования.

Об утрате доверия населения можно говорить лишь применительно к выборным органам МСУ и выборным должностным лицам МСУ, т.к. они получают в результате выборов своеобразный «мандат доверия» от населения на решение вопросов местного значения.

Практика и муниципальное законодательство выделяют такие правовые институты, посредством которых население может выразить недоверие выборным органам и должностным лицам МСУ: местный референдум, отзыв. Через эти институты муниципальной демократии население выражает волю, свое отношение к выборному органу или должностному лицу муниципального образования.

В уставе муниципального образования могут быть закреплены основания и виды ответственности иных органов и должностных лиц МСУ, которые замещают свою должность по контракту либо по решению представительного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ. В данном случае ответственность наступает не перед населением, а перед органом или лицом, которых население уполномочило выражать и защищать свои интересы.

Раскрывая ответственность органов и должностных лиц МСУ перед государством, ст. 72 - 74 ФЗ «Об общих принципах…» определяют следующие условия государственно – правовой ответственности:

1.Ответственность перед государством органов и должностных лиц МСУ наступает только в случае нарушения ими следующих правовых актов: Конституции РФ, конституции, устава субъекта РФ, Федеральных законов, законов субъекта РФ, устава муниципального образования;

2.Установление нарушения законности органами и должностными лицами МСУ осуществляется только в судебном порядке;

3.На основании решения суда об установленных нарушениях законности органами и должностными лицами МСУ представительный орган государственной власти субъекта РФ может обратиться в суд субъекта РФ за исключением о признании несоответствия деятельности органа МСУ, действий выборного должностного лица МСУ Конституции РФ, конституции, уставу субъекта РФ, Федеральным законам, законам субъекта РФ, уставу муниципального образования.

Полученное заключение является основанием для рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа МСУ, выборного должностного лица МСУ.

Прекращение полномочий органа МСУ, выборного должностного лица МСУ и одновременное назначение новых выборов осуществляется законом субъекта РФ.

Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед физическими и юридическими лицами, как правило, вытекает из гражданско-правовых отношений и регулируется ГК РФ. В результате незаконных действий (бездействия) органов МСУ или должностных лиц этих органов они возмещают убытки физическим и юридическим лицам. Объем имущественной ответственности за причиненный вред, а также условия и порядок ее наступления определяется нормами как ГК, так и отдельных законов.

Основанием для ответственности органов и должностных лиц МСУ перед физическими и юридическими лицами являются действия органов и должностных лиц МСУ, нарушающие права и свободы граждан, причиняющие имущественный и иной ущерб физическим и юридическим лицам. Ответственность в этом случае, прежде всего, наступает в судебном порядке.

В случае нарушения органами и должностными лицами МСУ прав физических и юридических лиц, причинения им имущественного или морального ущерба они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд или арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов неблагоприятных последствий для органов и должностных лиц МСУ могут быть признание судом недействительными решений указанных органов и должностных лиц и обязанность возместить тот ущерб, который был причинен этими решениями физическим и юридическим лицам.

Ответственность органов МСУ может наступать в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами, которые заключают органы МСУ, осуществляющие права собственника в отношении муниципального имущества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.006 с.)