Вопрос 3. Принципы местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Принципы местного самоуправления



Принципы местного самоуправления представляют собой руководя­щие идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, и обязательные для органов государственной и муниципальной власти. Выделяют три группы принципов:

■ связанные с общими условиями осуществления местного самоуправления;

■ определяющие самостоятельность местного самоуправления;

■ закрепляющие формы осуществления населением права на ме­стное самоуправление.

I. Принципы, связанные с общими условиями осуществления мест­ного самоуправления.

1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их соблюдение и защи­та — обязанность государства и муниципальных образований. Реали­зация этого принципа обеспечивается в процессе деятельности му­ниципальных органов по решению вопросов местного значения.

В таких сферах местной жизни, как здравоохранение, образова­ние, жилищно-коммунальное хозяйство, землепользование, торго­вое, бытовое, транспортное и другие виды обслуживания населе­ния, реализуются основные социально-экономические права и сво­боды граждан. Выполняя функцию охраны общественного порядка, оказывая содействие в проведении выборов и референдумов, орга­ны местного самоуправления участвуют в создании необходимых условий для реализации личных и политических прав и свобод граждан на местном уровне.

Правовая регламентация права гражданина на местное само­управление на федеральном уровне была в свое время определена Советом Европы в качестве основного условия вступления России м эту международную организацию с одновременным снятием части претензий как к государству, в котором нарушаются права человека.

2.Законность в организации и деятельности местного самоуправления. Законность — это соблюдение законодательства, при котором неуклонно соблюдаются и исполняются законы и подзаконные правовые акты всеми государственными. Муниципальными, общественными организациями, юридическими лицами любых форм собственности, должностными лицами и гражданами, соблюдаются права населения и иных субъектов местного значения.

Законность необходима не только в области правоприменения, но и в сфере нормотворчества. Это означает, что подзаконные акты не должны противоречить законам; муниципальные правовые акты субъектов Российской Федерации – соответствующим федеральным. Принцип законности означает и необходимость исполнения решений судебных органов, предписаний органов контроля и надзора за соблюдением законодательства о местном самоуправлении.

Роль суда при обеспечении законности в системе местного самоуправления будет возрастать. Суды самостоятельно вправе решать вопрос о прекращении полномочий соответственных лиц местного самоуправления при издании ими актов, противоречащих Конституции и законам.

Особую роль в местном самоуправлении играет конституционная законность, которую обеспечивает Конституционный суд РФ. Им принято значительное число постановлений о соответствии нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровней власти Конституции России.

3. Государственное гарантирование местного самоуправления. Реализация рассматриваемого принципа означает создание системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления, к которым относят прежде всего признание государством местного самоуправления в качестве уровня местной публичной власти (ст. 3 и 12 Конституции РФ), что предполагает децентрализацию управления на территории Российской Федерации в целом. Законодательство определяет задачи государственной поддержки: создание необходимых правовых, организационных, материально-финансовых условий для становления и развития местного самоуправления, оказание содействия населению в осуществлении права на местное самоуправление.

2. Принципы, определяющие самостоятельность местного самоуправления

1. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления государством. Принцип непосредственно связан с децентрализацией как способом передачи полномочий из центра на периферию и укреплением политико-правовой самостоятельности мест. Субъекты местного самоуправления должны иметь автономию в рамках своей компетенции и обладать свободой действий по осуществлению собственных инициатив по любым вопросам, находящимся в их ведении.

Организационное обособление означает:

■ самостоятельное определение муниципальными образования ми статуса и структуры своих органов в собственных уставах в соответствии с законодательством;

■ недопустимость образования и назначения органов и должностных лиц местного самоуправления органами и должностными лицами государственной власти;

■ запрет на осуществление местного самоуправления органами государственной власти;

■ обязательность решений, принятых путем прямого волеизъ­явления граждан.

Принципиальное значение имеет расширение экономическом финансовой, хозяйственной самостоятельности местного самоуправления.

2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения. Принцип связан с закреплением в законодательстве специфического статуса населения как коллективного субъекта местного самоуправления, наделенного наибольшим объемом властных пол нолномочий по своевременному и полноценному решению вопросом местного значения. Важную роль в укреплении указанного статуса играют конструкции «согласия населения», «учета мнения населения», используемые пока в рамках территориальной организации местного самоуправления, имеющие благоприятные перспективы для применения при решении других вопросов местного значения.

В законодательстве достаточно полно закреплены формы прямого волеизъявления населения, в том числе:

■ местные референдумы;

■ муниципальные выборы;

■ голосование об отзыве выборных лиц местного самоуправления;

■ митинги, уличные шествия и демонстрации;

■ опросы общественного мнения;

■ публичные слушания;

■ сходы граждан;

■ правотворческая инициатива граждан и др.

Требует совершенствования ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, которая наступает в результате утраты доверия. В федеральном законе можно было бы предусмотреть обязательные основания наступления данного вида ответственности.

3. Соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам. Проблема эффективного разграничения полномочий между уровнями власти — одна из актуальных. Разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в части общих принципов организации местного самоуправления осуществляется исходя из взаимосвязи территориальных и функциональных основ местного самоуправления и необходимости решения следующих задач: приближения местного самоуправления к населению и обеспечению эффективности деятельности муниципальных образований. Для этого в законодательстве закреплены типы муниципальных образований и вопросы местного значения для каждого из них.

    В любом случае финансовые ресурсы местного самоуправления должны быть соразмерны муниципальным полномочиям. Чего действительности пока нет.

    Для последовательного обеспечения муниципальных полномочий достаточными материально-финансовыми ресурсами нет иного пути как разумное перераспределение данных ресурсов с федерального и регионального уровней в пользу муниципальных образований как по бюджетной, так и по налоговой линиям.

3. Принципы, закрепляющие формы осуществления населением права на местное самоуправление

1. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. На динамику отношений в системе местного самоуправления ключевое влияние оказывает федеративное устройство России, политика разграничений предметов ведений и полномочий между федерацией в целом, ее субъектами и муниципальными образованиями.

Специфический отпечаток на формы и способы осуществления местного самоуправления накладывает многонациональность России, регионы которой отличаются самобытностью, особенностями исторических и иных местных традиций. При этом органы местного самоуправления должны учитывать положения федеральных законов, предусматривающих возможность установления региональными законами квот представительства малочисленных народов в представительных органах местного самоуправления.

Особенности организации местного самоуправления обусловлены разнообразием климатических зон и типов поселений. Местное самоуправление по разному организуется в районах Крайнего Севера, в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, в городах федерального значения.

Наконец, многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления связано с возможностью самого населения избирать ту или иную модель построения местной власти. Перечисленные факторы свидетельствуют о том, что развитие организационных форм осуществления местного самоуправления будет продолжаться.

2. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан. Принцип предполагает гарантированность равного права граждан на участие в местном самоуправлении как непосредственно, так и через своих представителей независимо or пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуществен ного должностного положения, отношения к религии, убеждении, принадлежности к общественным объединениям. Формы непосред ственной и представительной демократии в современной трактовке получают новое развитие в свете политики разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти.

3. Выборность органов и должностных лиц местного самоуправления. Принцип выборности обеспечивает конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Избирательное право не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Выборы депутатов и должностных лиц местного самоуправления осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан Российской Федерации с целью принудить к участию или неучастию в выборах, на их свободное волеизъявление.

4. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления. Органы, осуществляющие властные полномочия в системе местного самоуправления могут действовать как на основе кол летальности, так и на основе единоначалия. В соответствии с уставом муниципального образования они наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения и несут ответственность в случаях и порядке, установленных в законодательстве.

Представительный орган не может быть единоначальным. Его основное назначение — интегрирование интересов различных групп избирателей, представленных депутатами. Ни один из депутатов не может претендовать на выражение мнения всего населения. Поэтому свои решения представительный орган принимает в коллегиальном порядке. В сфере исполнительно-распорядительной деятельности более эффективно решать вопросы на основе единоначалия когда конкретным участком деятельности руководят профессионалы, которые несут персональную ответственность за результаты своей работы и принятых решений. Но и в сфере исполнительно распорядительной деятельности наиболее существенные решения могут приниматься в коллегиальном порядке, особенно по тем вопросам, когда возможны предположениям о предвзятом отношении или личной заинтересованности должностного лица (например, коллегия при главе местной администрации).

5. Гласность местного самоуправления. Реализация принципа гласности в местном самоуправлении означает открытый характер деятельности его субъектов, систематическое информирования о ей населения.

Органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а так же возможность получения гражданами другой достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Осуществление принципа гласности в местном самоуправлении может быть ограничено. Это связано с особенностями той или иной информации. Например, на приграничных территориях, в закрытых административно-территориальных образованиях согласно законодательства установлены ограничения в этой сфере.

В законе РФ «О государственной тайне» от 1 июля 1993 г. Закреплен не только перечень сведений о, относимых к государственной тайне, но и перечень сведений, не подлежащих засекречиванию. К последним относятся сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, их последствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, о привилегиях, компенсациях и льготах, о фактах нарушений прав и свобод человека и гражданина и др.

6. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Реализация названного принципа предполагает использование населением муниципальных образований, органами государственной власти различных форм контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, которые закреплены как в уставах муниципальных образований, так и в законодательстве.

В современных условиях нет нужды доказывать значение судебного контроля для обеспечения надлежащего правового фона деятельности органов местного самоуправления. Судебный контроль, с одной стороны защищает физических и юридических лиц от злоупотреблений органов местной власти и их должностных лиц, а с другой – улучшает деятельность органов местного самоуправления в интересах общества в целом.

Для эффективного судебного контроля за деятельностью субъ­ектов местного самоуправления необходимо скорейшее решение вопроса об учреждении административных судов и формировании в Российской Федерации института административной юстиции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.021 с.)