Федеральная инспекция труда, специально уполномоченные органы - федеральные надзоры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеральная инспекция труда, специально уполномоченные органы - федеральные надзоры.



 

    Среди специально уполномоченных государственных органов, которые осуществляют надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и не зависящих в своей деятельности от работодателей, выделяются:

— Федеральная инспекция труда;

— Гостехнадзор;

— Госсанэпидемнадзор;

— Госнадзор за ядерной и радиационной безопасностью.

      Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, в том числе и об охране труда, действующих на территории РФ, входит в компетенцию Генерального прокурора РФ.

      Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде осуществляют министерства и ведомства, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

      Профессиональные союзы и состоящие в их ведении правовые и технические инспекции труда имеют право на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и по вопросам охраны труда.

      Необходимо проводить отличие между государственным надзором и контролем и общественным контролем профсоюзов, которое состоит в том, что специально уполномоченные государственные органы и инспекции наделены не только надзорными и контрольными функциями, но и властными полномочиями, т. е. правом давать работодателям обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, приостанавливать работу организаций, отдельных подразделений и оборудования в условиях, угрожающих жизни и здоровью работников, привлекать виновных должностных лиц к ответственности и т. д. Органы общественного контроля в свою очередь не имеют права приостановки работ, проводимых с нарушениями правил безопасности, а также привлечения должностных лиц к ответственности. Они имеют право обратиться в соответствующие компетентные органы с предложениями об устранении тех или иных нарушений правил охраны труда.

       Соблюдение трудового законодательства является обязанностью как работника, так и работодателя. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности влечет наступление дисциплинарной ответственности. Государственным инспекторам труда предоставлено право предъявлять работодателям обязательные предписания о привлечении нарушителей законов о труде к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном законом порядке.

       Госгортехнадзор России вправе вносить компетентным органам обязательные представления об освобождении лиц от занимаемой должности в установленном порядке.

       За нарушение законодательства о труде и правил по охране труда виновные должностные лица организаций несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.

       Нормы КоАП РФ предусматривают административную ответственность руководителя или лица, его представляющего, за нарушение законодательства о труде и охране труда.

       УК РФ содержит ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность: за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по соблюдению этих правил, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека; за нарушение правил охраны труда и техники безопасности на определенных объектах и при выполнении определенных видов работ.

         В случаях, когда в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда организации причинен материальный ущерб, виновный может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности.

 

 

24.3. Ответственность должностных лиц предприятий, учреждений, организаций за нарушение трудового законодательства.

 

Ответственность за нарушение трудового законодательства и охраны труда, как дисциплинарную, так и административную (штраф) и материальную, а в соответствующих случаях и уголовную, несут виновные в этом должностные лица администрации, работодатель. Виновные в этом руководители производства, его подразделений и их заместители могут быть по требованию профсоюзного органа смещены с занимаемой должности. Работники за нарушение инструкций по охране труда могут быть привлечены к дисциплинарной, а в соответствующих случаях к материальной и уголовной ответственности.

 

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства

Статья 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда». Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право:

свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ;

на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Принудительный труд запрещен.

Ответственность по данной статье наступает за нарушение этих прав граждан, включая право на охрану труда.

   Ответственность за правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, несут должностные лица. Применение санкции в виде дисквалификации, установленной ч. 2 комментируемой статьи, возможно лишь к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органе юридического лица; членам совета директоров, а также к предпринимателям без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателям), в т.ч. арбитражным управляющим.

 Комментируемое административное правонарушение характеризуется умышленной формой вины.

 Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет уголовную ответственность в случаях:

нарушения правил техники безопасности или иных правил охраны труда, если это повлекло по неосторожности тяжкий вред здоровью человека (ст. 143 УК);

необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК);

невыплаты свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1 УК).

   Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляют Федеральная инспекция труда и подведомственные ей органы (ч. 1 ст. 23.12, п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП). Эти же органы рассматривают дела о нарушениях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи. Дела о дисквалификации (ч. 2 комментируемой статьи) рассматривают судьи районных судов (ч. 1, 3 ст. 23.1 КоАП).

 

Статья 5.28 КоАП РФ «Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения». Административное правонарушение состоит в том, что виновный:

уклоняется от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения;

нарушает установленный законом срок проведения таких переговоров;

не обеспечивает работу комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки.

 В соответствии со ст. 36 ТК РФ представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в них в пределах семи календарных дней со дня получения этого документа. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон - участников переговоров (ч. 9 ст. 37 ТК РФ). При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий (ч. 2 ст. 40 ТК РФ).

Статья 35 ТК РФ предусматривает, что для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашения, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашения на всех уровнях (федеральном, территориальном, отраслевом) на равноправной основе образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. На уровне организации создается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения (ч. 7 ст. 35 ТК РФ).

   Ответственность за административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, возлагается на работодателя или его представителя.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляют должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации (ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Они же рассматривают дела об этих правонарушениях (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ).

Статья 5.29 КоАП РФ «Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения». Административное правонарушение состоит в том, что работодатель (его представитель):

не предоставляет либо несвоевременно предоставляет информацию, необходимую для проведения коллективных переговоров. В соответствии с ТК РФ стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров (ч. 7 ст. 37 ТК РФ);

не предоставляет информацию, необходимую для осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения. Статья 51 ТК РФ подчеркивает, что при проведении контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую информацию. Кроме того, согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашения.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляют должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации (ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Они же рассматривают дела об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ).

 

Статья 5.30 КоАП РФ «Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения». Трудовой кодекс обязывает работодателя заключить коллективный договор, даже если по отдельным его условиям соглашение не достигнуто.

Так, при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий (ч. 2 ст. 40 ТК РФ).

Данное административное правонарушение может быть совершено как в форме действия (например, письменный отказ), так и в форме бездействия (т.е. несовершение действий, предусмотренных нормами трудового законодательства).

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляют должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации (ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Они же рассматривают дела об этих правонарушениях (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ).

Статья 5.31 КоАП РФ «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению». Административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.31, посягает на трудовые отношения, связанные с выполнением обязательств по коллективному договору. Например, в коллективном договоре могут быть предусмотрены обязательства работодателя по улучшению условий и охраны труда работников, в т.ч. женщин и молодежи. Несоблюдение данных обязательств влечет ответственность по комментируемой статье.

Административная ответственность за нарушение или невыполнение работодателем обязательств по коллективному договору установлена и ст. 55 ТК РФ.

Контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложен также на профессиональные союзы. Согласно ст. 370 ТК РФ "Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах".

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляют должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации (ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Они же рассматривают дела об этих административных правонарушениях (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ).

Статья 5.32 КоАП «Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах»

Согласно ч. 1 ст. 398 ТК РФ коллективный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

В соответствии с ТК РФ работники и их представители обладают правом выдвигать требования, а работодатели обязаны принять их к рассмотрению (ст. 399, 400).

Работодатель сообщает о принятом решении представительному органу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме в пределах трех рабочих дней со дня получения требований работников (ч. 2 ст. 400 ТК РФ).

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:

рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией;

рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже (ч. 1 ст. 401 ТК РФ).

Часть 4 ст. 401 ТК РФ предусматривает, что ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Уклонение от участия в примирительных процедурах может выражаться в том, что работодатель:

не предоставляет помещение для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований;

препятствует проведению собрания (конференции);

нарушает сроки ответа на требования работников;

нарушает сроки создания примирительных органов;

не выполняет обязательства по созданию необходимых условий для работы примирительных органов и т.д.

Протоколы о данных правонарушениях составляют должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации (ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Они же рассматривают дела об этих административных правонарушениях (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ).

Статья 5.33 КоАП РФ «Невыполнение соглашения». В соответствии со ст. 408 ТК РФ соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за его исполнением возложен на стороны.

Комментируемая статья предусматривает ответственность за неисполнение (игнорирование) соглашения, достигнутого в ходе примирительной процедуры, либо его ненадлежащее выполнение.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляют должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации (ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Они же рассматривают дела об этих правонарушениях (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ).

Статья 5.34 КоАП РФ «Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки». Согласно ст. 37 Конституции РФ работники имеют право на забастовку как способ разрешения коллективных трудовых споров.

Статья 415 ТК РФ устанавливает, что в процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут - увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке.

В соответствии со ст. 414 ТК РФ участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 413 ТК РФ.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

Кроме того, в силу норм ч. 3 ст. 55 Конституции РФ запрещены забастовки в Вооруженных Силах РФ, органах внутренних дел, гражданской авиации, на железнодорожном транспорте, на объектах использования атомной энергии.

Организация и участие в незаконной забастовке влекут дисциплинарную, административную (ст. 20.26 КоАП РФ), уголовную ответственность.

Основанием привлечения к ответственности по комментируемой статье является увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки.

Необходимо отметить, что участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений также не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию или переведены на другую работу по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа (ч. 2 ст. 405 ТК РФ).

На время забастовки за всеми участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность.

К ответственности по комментируемой статье могут быть привлечены работодатель (физическое лицо) или представитель работодателя (для юридического лица - руководитель организации, единоличный исполнительный орган; руководитель филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения).

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляют должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации (ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Они же рассматривают дела об этих правонарушениях (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ).

Статья 5.40 КоАП РФ «Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке». Согласно ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" порядок разрешения коллективного трудового спора предусматривает проведение примирительных процедур. Если они не привели к разрешению спора либо работодатель уклоняется от проведения этих процедур или не выполняет достигнутое соглашение, работники имеют право на проведение собраний, митингов, демонстраций, пикетирования, включая право на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Участие работника в забастовке не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины. В соответствии со ст. 18 Закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" забастовщики сохраняют место работы и должность; работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ней не имевшим возможности выполнять свою работу, оплачивается простой.

Исключение составляют случаи, перечисленные в ч. 6 ст. 413 ТК РФ, когда забастовка признается незаконной в силу решения суда (подробнее об этом см. п. 1 комментария к ст. 5.34 КоАП РФ).

Согласно ст. 19 Закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" во время проведения забастовки запрещен локаут - массовое увольнение работников, а также ликвидация или реорганизация юридического лица.

Все эти меры направлены на то, чтобы работники, участвующие в забастовке, не могли быть принуждены как к участию, так и к отказу от участия в забастовке.

К незаконным способам воздействия на забастовщиков комментируемая статья относит насилие (угрозу применения насилия) и использование зависимого положения.

Насилие может выражаться в любых действиях насильственного характера, таких, как умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ), побои (ст. 116 УК РФ), истязания (ст. 117 УК РФ).

Под угрозой применения насилия понимаются действия или высказывания, выражающие намерение применить насилие к самому принуждаемому или его близким родственникам, если имеются основания опасаться осуществления этой угрозы. Следует иметь в виду, что угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью образует состав преступления, предусмотренного ст. 119 УК РФ.

Под зависимым положением принуждаемого понимается как служебная, так и материальная зависимость.

Протоколы о данных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Дела рассматриваются мировыми судьями, а если производство по делу осуществляется в форме административного расследования - судьями районных судов (ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 5.42 КоАП РФ «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости». Часть 1 комментируемой статьи направлена на защиту прав инвалидов в области трудоустройства и занятости.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%). От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в т.ч. хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вкладов общественного объединения инвалидов.

При невозможности выполнения квоты предприниматель обязан ежемесячно вносить в бюджет субъекта Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Государственный контроль за исполнением законодательства о трудоустройстве инвалидов осуществляет Департамент федеральной государственной службы занятости населения по субъекту Российской Федерации.

Если предприниматель, который может выполнить установленную квоту, отказывает инвалиду в приеме на работу, он отвечает по ч. 1 ст. 5.42.

Протоколы о данных правонарушениях составляются должностными лицами федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда (ст. 28.3 КоАП РФ).

Дела об этих административных правонарушениях рассматриваются: мировыми судьями; судьями районного суда, если производство по делу велось в форме административного расследования (ст. 23.1 КоАП РФ).

Статья 5.44 КоАП РФ «Сокрытие страхового случая». Обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний подлежат:

физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;

физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, при условии, если обязательное страхование предусмотрено указанным договором;

осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем (ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

Административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, выражается в том, что виновный скрывает страховой случай (т.е. информацию о несчастном случае на производстве либо о профессиональном заболевании).

Согласно ст. 228 ТК РФ при несчастном случае на производстве работодатель (его представитель) обязан:

сохранить до начала расследования обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, сделать фотографии и произвести другие мероприятия);

обеспечить своевременное расследование несчастного случая на производстве и его учет;

немедленно проинформировать о несчастном случае родственников пострадавшего, а также направить сообщение в органы и организации, определенные законодательством.

О фактах появления профзаболевания работодатель либо медицинское учреждение обязаны незамедлительно сообщить в центр Госсанэпиднадзора (см. п. 7 Постановления Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967 "Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний").

К ответственности за данное административное правонарушение могут быть привлечены работодатель (физическое лицо) или уполномоченное им лицо (руководитель организации), а также организация - юридическое лицо.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляют должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации (ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Они же рассматривают дела об этих правонарушениях (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ).

Уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства

 В соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет право на справедливые и благоприятные условия труда. Сообразно этому в ст. 37 Конституции провозглашено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее неблагоприятные последствия для здоровья или жизни работника, влечет уголовную ответственность по ст. 143 УК РФ.

Основной объект преступления - безопасные условия труда. Дополнительный объект, без которого совершение преступления невозможно, - здоровье или жизнь человека. Таким образом, речь идет о двухобъектном преступлении.

Хотя это непосредственно и не отражено в диспозиции ст. 143 УК РФ, потерпевшими от преступления по смыслу закона могут выступать:

а) работники предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, т.е. штатные сотрудники;

б) иные лица, чья деятельность связана с предприятием, учреждением, организацией (практиканты, командированные и т.д.).

Если в результате нарушений правил охраны труда страдают иные лица (например, упал кирпич на голову проходившего мимо стройки гражданина), ответственность возможна, но не по ст. 143, а по нормам о преступлениях против личности (ст. 111, 112), по должности (ст. 293).

Объективная сторона преступления сформулирована по типу материального состава. Она включает:

1) действие или бездействие, выражающееся в нарушении правил охраны труда на производстве;

2) последствия в виде причинения тяжкого (по меньшей мере) вреда здоровью человека;

3) причинную связь между допущенным нарушением правил и наступившим результатом.

Оконченным преступление считается с момента наступления вредных последствий.

Норма носит бланкетный характер. Отсюда, для раскрытия противоправности деяния необходимо обратиться к нормативным актам, регламентирующим правила техники безопасности или иные правила охраны труда. Правила техники безопасности устанавливаются ТК РФ, актами правительства РФ, федеральными органами исполнительной власти - как самостоятельно, так и по согласованию с профсоюзами, а также законодательными и иными нормативными актами республик (областей) в составе Российской Федерации. Нарушения правил могут выразиться в непроведении инструктажа, в отсутствии защитных кожухов, иных заграждений, в непредоставлении спецодежды, в допуске несовершеннолетних к работам с опасными механизмами и т.д.

Правила техники безопасности - разновидность правил охраны труда, под которыми понимается система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, врачебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Для вменения в вину лицу ст. 143 необходимо установить, какие правила, положения, инструкции и т.д. им нарушены, как в соответствии с этими нормативными актами оно должно было поступить и что вопреки таким-то определенным пунктам, статьям и т.д. не сделало либо сделало ненадлежащим образом. В обвинительном акте, таким образом, должна быть ссылка на нормативный акт, указывающий на правила проведения определенных работ, и - затем - на конкретные виды допущенных нарушений с указанием соответствующих пунктов, статей. Далее должно быть обосновано, что именно эти нарушения повлекли (явились причиной) наступление вреда потерпевшему.

Понятие последствий в виде тяжкого вреда здоровью дается в ст. 111 УК РФ. Причинная связь по данной категории носит усложненный характер, ибо нередко примешивается "вина потерпевшего". Скажем, последний, осознавая отсутствие элементарных условий, которые обеспечивали бы безопасные условия труда, тем не менее приступает к работе.

С субъективной стороны преступление предполагает только неосторожную форму вины, так как субъективную сторону этих противоправных действий определяет неосторожное отношение виновного к возможности наступления вредных последствий при нарушении им правил охраны труда или безопасности работ. Неосторожность может быть проявлена в виде как легкомыслия, так и небрежности.

В случае, если умысел виновного был направлен на причинение вреда здоровью или жизни, а нарушение правил охраны труда явилось способом реализации такого умысла, применению подлежит статья УК РФ, предусматривающая ответственность за умышленное причинение вреда.

Мотивы поведения лица, вызывающие нарушение правил охраны труда, могут быть различными (лень, недоброжелательность, карьеризм и т.д.). Не влияя на квалификацию, они могут учитываться судом при назначении наказания.

Сложен вопрос о субъекте преступления. В ст. 143 УК РФ им названо лицо, на котором лежали обязанности по соблюдению правил охраны труда. В таком случае, толкуя круг субъектов расширительно, виновным можно бы признать и рабочего, прошедшего инструктаж и подтвердившего своей подписью обязанность при производстве им работ соблюдать правила охраны труда.

В действительности круг субъектов должен толковаться ограничительно: ими могут быть только должностные и приравненные к ним (см. примечание к ст. 201 УК РФ) лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работ (бригадиры, мастера, прорабы и т.д.). Следовательно, каждый раз необходимо устанавливать, что речь идет о руководителях (среднего звена), обязанных обеспечивать (организовывать, контролировать) соблюдение правил на конкретном участке работы, при этом таковая обязанность вытекает либо из его профессиональных (служебных) функций, либо возложена была на него специальным распоряжением (приказом и т.п.), о чем лицу было известно.

Уголовную ответственность по ст. 143 УК РФ могут нести руководители не только среднего, но и высшего звена. Пленум Верховного Суда РФ выделяет три ситуации, при которых субъектами могут быть признаны руководители предприятий, организаций (независимо от формы собственности), их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий и т.п.:

- если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда;

- если они дали указания, противоречащие правилам охраны труда. Вопрос об ответственности лиц, исполнивших указание, решается по правилам ст. 41 УК РФ (исполнение приказа или распоряжения);

- если они, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.

В остальных случаях лица, ненадлежаще выполнявшие свои обязанности по обеспечению безопасных условий труда, могут нести ответственность за соответствующее должностное преступление (за непринятие мер по разработке соответствующих инструкций, по созданию условий для выполнения правил охраны труда, по осуществлению надлежащего контроля за их соблюдением и т.п.). Руководители коммерческих и иных организаций несут ответственность по ч. 2 ст. 109 или ст. 118 УК РФ.

Остальные лица (недолжностные, не уполномоченные обеспечивать соблюдение правил техники безопасности), нарушившие во время работы правила и вызвавшие последствия, указанные в ст. 143, должны нести ответственность по главе о преступлениях против жизни и здоровья, независимо от того, имел ли потерпевший отношение к данному производству.

Субъектами анализируемого преступления могут быть не только граждане РФ, но и иностранные граждане, и лица без гражданства.

Ответственность за преступление дифференцирована: в санкции ч. 2 усилено наказание за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека. Данный результат должен наступить реально (состав - материальный). Если смерть причиняется нескольким лицам, данный факт подлежит учету при назначении виновному наказания.

   Состав преступления, предусмотренный ст. 143, - общий по отношению к ряду специальных составов (ст. 215-217, 269 УК РФ). По правилам конкуренции предпочтение, по общему правилу, должно отдаваться специальной норме.

Статья 145 УК РФ «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет». Право на труд, на свободный выбор работы закреплено в ч. 1 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека и ч. 1 ст. 37 Конституции. Учитывая, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции), законодательством о труде и охране труда предусматривается комплекс мер, обеспечивающих особо тщательную охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям. Они включают: дополнительные гарантии, позволяющие женщинам сочетать труд с материнством (например, право на работу с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей); специальные правила по охране труда и здоровья женщин (введение режимов, ограничивающих труд беременных женщин); повышение гарантий в связи с материнством при приеме на работу и увольнении (Комментарий к Конституции Российской Федерации/Отв. ред. Л.А. Окуньков. М., 1996. С. 164).

Статья 145 УК РФ, отталкиваясь от этих положений, предусматривает уголовную ответственность за нарушение конституционных прав на труд женщин (беременных и имеющих маловозрастных детей). По мысли законодателя, это категории лиц, наиболее уязвимые при их трудоустройстве и увольнении с работы.

Потерпевшими от преступления являются:

а) беременные женщины (независимо от срока беременности);

б) женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет (в этой части круг потерпевших расширен - ст. 139 УК 1960 г. относила к ним лишь кормящих матерей).

С объективной стороны уголовно наказуемым объявлено поведение в отношении упомянутых потерпевших, которое проявилось:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.076 с.)