Примирительные процедуры. Трудовой арбитраж. Забастовки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Примирительные процедуры. Трудовой арбитраж. Забастовки.



 

Представители сторон, примирительная комиссия, посредники, трудовой арбитражи Служба по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.

Примирительная комиссия — совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до трех рабочих дней с момента начала спора. Ее создание оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителей работников, выделяющим в комиссию представителей сторон на равной правовой основе (в равном количестве и с равными правами). Количественный ее состав устанавливают стороны по соглашению. Работодатель не вправе уклониться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. А если уклоняется, то коллективный трудовой спор передается на рассмотрение трудового арбитража. При этом комиссия должна рассмотреть спор в срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. В этот срок она может заседать не один раз. Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии (п. 3 ст. 6).

Заседания комиссии должны проводиться в полном составе выделенных представителей. Из своего состава комиссия выбирает открытым голосованием председателя и секретаря, но они должны быть от разных сторон.

Процедура разрешения коллективного трудового спора в примирительной комиссии законом не предусмотрена. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон на основе переговоров. При этом предложения одной стороны должны совпадать с мнением другой. Принятое соглашение оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу.

В протоколе комиссии должно быть записано ее решение и указаны присутствующие представители каждой стороны, дата принятия решения и подписи всех представителей сторон. В решении могут быть указаны сроки исполнения каждого требования. Закон не оговорил, указываются ли в протоколе все предъявляемые работодателю требования или только те, по которым стороны в комиссии достигли соглашения. Они могут быть уменьшены, но нельзя выдвигать новые требования, которые не утверждались собранием (конференцией) и не предъявлялись до комиссии работодателю" для его решения.

То же касается и спора, рассматриваемого примирительной комиссией по протоколу разногласий сторон, подписанному ими при коллективных переговорах. Комиссия в этом случае также ограничивается рассмотрением тех разногласий сторон, которые указаны в протоколе разногласий. В решении же комиссии указывается, по каким из этих разногласий какое достигнуто соглашение, а по каким соглашения не достигнуто. В решении комиссии также указывается порядок и сроки его исполнения.

При недостижении в примирительной комиссии согласия стороны продолжают примирительные процедуры на втором этапе с участием посредника или в трудовом арбитраже (как они договорятся).

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора определяет посредник по соглашению со сторонами спора. Посредник» приглашается по соглашению сторон независимо от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров или по ее рекомендации. Если в срок до трех рабочих дней с момента обращения в Службу стороны не достигнут договоренности о кандидатуре посредника, то он назначается Службой. Но и не обращаясь в Службу, стороны могут сами пригласить любого специалиста в качестве посредника. Служба осуществляет уведомительную (сторонами)] регистрацию коллективных трудовых споров, проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора, формирует список посредников и трудовых арбитров и проводит их подготовку, выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению, оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективного трудового спора и организует финансирование примирительных процедур — оплату посредников и трудовых арбитров. Служба действует в соответствии с Законом РФ о коллективных трудовых спорах и Положением о Службе по урегулированию коллективных трудовых споров (ст. 11). Ее работники посещают организации, филиалы, представительства в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры, имеет свои органы на местах.

Посредник — это третий нейтральный орган по отношению к спорящим сторонам, и он призван помочь сторонам достигнуть соглашения по спору. Посредник имеет право запрашивать и получать от работодателя необходимые документы и сведения по коллективному трудовому спору, который должен быть рассмотрен с участием посредника в срок до 7 календарных дней с момента его приглашения (назначения).

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника может окончиться одним из двух вариантов: если по спору соглашение достигнуто, оно оформляется решением; если соглашение сторон по спору не достигнуто, то оформляется протоколом разногласий. С этого момента оканчивается рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника. Если составлен протокол разногласий, то стороны обращаются к третьему этапу— трудовому арбитражу.

Трудовой арбитраж — временно действующий орган для разрешения коллективного спора, не получившего своего разрешения в примирительной комиссии или с участием посредника. Он создается сторонами спора и Службой в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или с посредником в составе трех трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами коллективного трудового спора. В состав трудового арбитража не должны включаться представители сторон спора. Соответствующим решением работодателя, представителя работников и Службы оформляется создание трудового арбитража, его персональный состав, регламент и его полномочия.

Трудовой арбитраж рассматривает спор с участием представителей его сторон в срок до 5 рабочих дней со дня создания трудового арбитража, может заседать не один раз. Он рассматривает обращения сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора, в случае необходимости информирует органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора. По окончании рассмотрения спора трудовой арбитраж разрабатывает рекомендации по существу спора в письменной форме. Эти рекомендации передаются сторонам. Они приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их исполнении (ст. 8). Поскольку в составе трудового арбитража три арбитра, то его рекомендации могут быть приняты и по большинству голосов арбитров.

Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, рассмотрения спора в нем, а также от выполнения его рекомендаций, когда было соглашение о их обязательности, то закон предоставил право работникам в этих случаях приступить к забастовке.

Соглашение, достигнутое входе разрешения коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за его исполнением осуществляют стороны коллективного трудового спора.

Закон предусмотрел определенные гарантии работникам, участвующим в примирительных процедурах разрешения коллективного трудового спора. Члены примирительной комиссии, посредники, трудовые арбитры на время их участия в разрешении.коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 месяцев в течение года (ст. 9). Закон установил (п. 2. ст. 9) специальные гарантии трудовых прав и для представителей профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности: в период разрешения коллективного трудового спора они не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации без предварительного согласия уполномочившего их на это представительство органа. Эта дополнительная специальная их гарантия действует лишь на период разрешения коллективного спора, в котором они представляют сторону.

Забастовка представляет собой временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Работники или их представители вправе приступить к организации забастовки в следующих случаях:

- если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора;

- если работодатель уклоняется от проведения примирительных процедур;

- если работодатель не выполняет соглашения, достигнутого в ходе разрешения коллективного трудового спора.

Порядок проведения забастовки включает несколько этапов:

- принятие решения об объявлении забастовки;

- объявление забастовки и предупреждение об этом работодателя;

- прекращение работы;

       - приостановка забастовки в случае необходимости;

       - достижение согласия (или признание забастовки незаконной) и прекращение забастовки.

         Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

          Забастовку возглавляет представительный орган работников. Данный орган избирается одновременно с принятием решения о забастовке и имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам. Полномочия органа, возглавляющего забастовку, прекращаются в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора или в случае признания забастовки незаконной.

       В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур, которые обычно заканчиваются заключением соглашения об урегулировании коллективного трудового спора. В этом случае забастовка прекращается.

         Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять все зависящие от них меры по обеспечению общественного порядка в период проведения забастовки, сохранности имущества организации и жизни работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. Одной из обязанностей работников в ходе проведения забастовки является обеспечение минимума необходимых работ, который определяется соглашением сторон совместно с органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. Если соглашение не достигнуто, то минимум необходимых для населения работ и услуг устанавливается органом исполнительной власти. При необеспечении минимума необходимых работ и услуг забастовка может быть признана незаконной.

         В ходе проведения забастовки может возникнуть необходимость в ее приостановке. Приостановить забастовку имеет право орган, возглавляющий ее. Для возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. Работодатель и Служба по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее чем за три рабочих дня.

Забастовка прекращается в случае:

- разрешения коллективного трудового спора и заключения соответствующего соглашения;

- принятия решения о прекращении забастовки органом, ее возглавившим;

- вынесения судом решения о признании забастовки незаконной.  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.013 с.)