Тема: «историко-теоритические основы орагнизации местного самоуправления» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «историко-теоритические основы орагнизации местного самоуправления»



1. Основные теории местного самоуправления;

2. Основные мировые модели (типы);

3. Краткая история становления развития местного самоуправления в России;

1. Основные теории местного самоуправления

Основные теоретические вопросы в сфере местного самоуправления являются вопросы о соответствии государственной власти и местного самоуправления. В зависимости от вариантов решения этих вопросов, выделяют 3 основных теории местного самоуправления:

 

- общинная теория (общественная теория, теория естественных прав общины).

 

Является наиболее древней и появляется еще в середине XVIII века вплоть до середины XX. Века. Эта теория доминирует в странах с англо-саксонской правовой системой. Самоуправление рассматривается как самостоятельный, не государственный институт. Органы местного самоуправления не должны входить в государственный аппарат и находится у него в административном подчинении.

 

Эти положения данная теория обосновывает следующим образом:

ü местное самоуправление – естественное право, принадлежащее общине, т.е. территориальной единице, которая старше государства. Само государство, по мнению этой теории, возникает в результате постепенного и осознанного объединения, этих территориальных единиц общин. Однако, община передала государству не все свои полномочия, часть остается за ней и составляет е естественное право.

 

ü хозяйственная теория (коммун). Появляется в начале 19 века в Германии, где занимает по настоящее время, доминирующее положение. Местное самоуправление здесь не государственный институт. Однако, его административная независимость обосновывается иначе. Местная власть занимается решением особых местных вопросов, вопросов, обоснованных спецификой данного населенного пункта, государственная власть не знает и не может знать, как решать эти вопросы, поэтому местная власть должна быть независимой от государственной власти.

 

 

- государственная теория.

 

Возникает в середине 19 века во Франции и в настоящее время имеет наибольшее признание в большинстве стран. Местное самоуправление здесь рассматривается как государственный институт, который создан государством и существует в рамках, дозволенных государственными законами. Местное самоуправление, безусловно, наделено властными полномочиями, но это обусловлено исключительно рациональностью в организации управленческой деятельности. Ряд вопросов можно эффективно решить, только зная специфику данной теории. Административной самостоятельности местное самоуправление не имеет. Органы местного самоуправления – это органы государственной власти.

2. Основные мировые модели (типы)

Выделяют 3 основные мировые модели местного самоуправления:

1. англо-саксонскую

2. французскую

3. немецкую

4. отечественные авторы выделяют советскую модель местного самоуправления

 

Англо-саксонская модель

Исходит в целом из общинной теории местного самоуправления и характеризуется следующими чертами:

 

· органы местного самоуправления не входят в систему государственного аппарата

· государственные законы четко определяют перечень вопросов местного самоуправления (исчерпывающий)

· единой структуры органов местного самоуправления нет. В каждом случае население может выбрать свою структуру и организационную модель местного самоуправления. Например, в США исторически сложилось 4 такие модели:

1. система сильный мэр – слабый совет;

2. система слабый мэр – сильный совет;

3. система совет управляющий;

4. система комиссий;

5. специальный государственный орган, призванный контролировать деятельность местного самоуправления (не существует). В случае возникновения спорных вопросов между самоуправлением и государством, они решаются в судебном порядке.

Французская модель

1. Является диаметрально-противлполжной к англосаксонской модели и основана на государственной теории. Органы местного самоуправления, здесь рассматривается как часть государства.

 

2. везде установлена единая организационная модель местного самоуправления (например, во Франции территориальной единицей местного самоуправления является коммуна).

 

3. как правило, в рамках государственного аппарата существуют специальные органы, призванные контролировать местное самоуправление. Например, к таким органам относят во Франции – префекты, назначаемые МВД, возглавляющие местную полицию. В случае возникновения споров между местным самоуправлением и государством, они решаются в административном порядке.

 

Во французской модели нет единой системы исчерпывающего перечня вопросов местного значения, устанавливаемых законодательным путем. Перечень вопросов местного значения можно изменить по ходу осуществления управленческой деятельности в административном порядке.

Германская модель

Занимает промежуточное место между англосаксонской и французской моделями. Органы местного самоуправления считаются здесь особой разновидностью юридического лица – юридическими лицами публичного права.

 

1. организация структуры местного самоуправления устанавливается законодательством земель

2. законодательство устанавливает единый перечень вопросов местного значения

3. в случае возникновения споров между самоуправлением и государством, они решаются в судебном порядке

 

Современная российская модель местного самоуправления, с точки зрения формальной юридической характеристики, имеет наибольшее сходство с англосаксонской моделью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.006 с.)