Тема: «непосредстенные формы осуществления местного самоуправления» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «непосредстенные формы осуществления местного самоуправления»



 

1. Понятие и общая характеристика.

2. Местный референдум.

3. Муниципальные выборы.

4. Территориальное общественное самоуправление.

5. Собрание, сходы граждан, публичные слушания, конференция граждан и другие непосредственные формы осуществления местного самоуправления.

1. Понятие и общая характеристика.

Непосредственные формы осуществления местного самоуправления, как институт муниципального права, регламентирует формы прямого участия населения в решении вопросов местного значения.

ФЗ «Об общих принципах…» устанавливает лишь открытый перечень форм непосредственного осуществления местного самоуправления. В законе субъектов РФ и Уставы муниципальных образований могут добавлять свои собственные формы. Все формы непосредственного осуществления местного самоуправления представлены Законом «Об общих принципах…». Условно может разделить на обязательные и рекомендательные.

Проведение первых должно быть обязательно представлено, регламентировано законодательством и муниципальными подзаконными актами.

 

К обязательным формам местного самоуправления относят:

 

- местный референдум;

- муниципальные выборы;

- публичные слушания.

 

Остальные формы:

 

- собрание;

- конференции;

- опросы граждан – не являются обязательными и могут отсутствовать (например: при отсутствии инициативы со стороны населения).   

 

2. Местный референдум.

Местный референдум – это голосование граждан по вопросам местного значения. Решения, принятые на местном референдуме, обладают самостоятельной и повышенной юридической силы. Следует иметь в виду, что не все вопросы местного значения могут быть вынесены на референдум.

НЕ МОГУТ БЫТЬ ВЫНЕСЕНЫ:

1. Вопросы, связанные с внешними обязательствами;

2. Вопросы, связанные с охраной общественного порядка;

3. Вопросы, связанные с отменой местных налогов, которые заложены в действие или уже принятый бюджет;

4. Нельзя выносить вопросы, по которым референдум уже проводился.

 

Повторно проводить референдум не ранее чем через 1 год. Правовую основу проведения местного референдума составляют:

 

- ФЗ «Об общих принципах…»

- ФЗ «О референдуме в РФ»

- ФЗ «О конституционных правах граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

 

    Как любой другой референдум, местный референдум включает следующие стадии:

 

ü Назначение;

ü Подготовка;

ü Непосредственное проведение (голосование);

ü Подведение итогов.

 

Назначение.

 

Референдум назначается решением представительного органа по собственной инициативе, по инициативе Главы муниципального образования или по инициативе органов государственной власти. В последнем случае представительный орган обязан назначить референдум, если собрано более 50% голосов подписей от общего числа граждан, обладающих избирательным правом в данном муниципальном образовании. Сбор подписей осуществляет инициативная группа, состав такой группы может быть любым. Эта группа должна зарегистрироваться у Главы муниципального образования. На сбор подписей отводится время от одной недели до месяца. Если подписи не были собраны в установленный срок, повторный вопрос о проведении референдума может быть поставлен не ранее чем через год. Собранные подписи и решение о референдуме должно быть проверено и принято не позднее 2-х недельного срока с момента их предоставления. Отказ представительного органа в назначении референдума по инициативе населения может быть обжалован в судебном порядке.

 

Подготовка.

 

Проведение референдума финансируется за счет местного бюджета, а если от государства – то за счет средств государственного бюджета. Непосредственную подготовку проводит местная администрация. Не позднее 30 дневного срока от планированной даты проведения референдума должны быть созданы участковые комиссии и главная комиссия по референдуму в данном муниципальном образовании. Списки избирателей на участках избирательных комиссий должны быть готовы не позднее 2-х недельного срока. Неправильности в списках избирателей могут быть обжалованы либо в комиссию по референдуму данного муниципального образования, либо сразу в судебном порядке. Срок рассмотрения жалобы 3 дня, а в день референдума незамедлительно.

 

Проведение.

 

Референдум проводится в первое из воскресений. Общее время отведенное на голосование не может быть меньше 8 часов. Голосование проводится на основе общего, прямого, тайного избирательного права.

 

Подведение результатов.

 

По окончании голосовании участковая избирательная комиссия начинает подсчитывать бюллетени. По окончанию подсчета составляются данные, которые направляются в комиссию муниципального образования. Она и подводить итоги референдума. Референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины от всех зарегистрированных избирателей, кроме того не может проходить референдум, если придут к мнению, что в ходе его проведения были допущены существенные нарушения законодательства (проводится повторно). Решения считаются принятыми, если «за» проголосовало больше половины. Итоги референдума должны быть подсчитаны и опубликованы не позднее 10 дневного срока. Они могут быть обжалованы в суд в течение 14 дней с момента опубликования. Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой. Если на его реализацию требуется, чтобы органы местного самоуправления приняли нормативно-правовой акт, последний должен определить точную дату, когда этот акт должен быть принят.

 

3. Муниципальные выборы.

Муниципальные выборы проводятся на избирательных участках представительного органа, а также в большинстве муниципальных образований для избрания Глав муниципальных образований. В Уставе может быть предусмотрены и другие выборные должностные лица. Выборы проводятся по мажоритарной, избирательной системы.

Стадии проведения выборов такие же, как и в случае референдума: назначение, подготовка, предвыборная агитация; проведение; голосование; подведение итогов.

Выборы представительного органа местного самоуправления назначаются Главами муниципальных образований. Выборы Главы муниципальных образований назначаются представительным органом. Решение о назначении выборов должно быть официально обнародовано не позднее 45 дней от планированной даты проведения. Порядок регистрации кандидатов в депутаты на пост Главы в целом определяется регламентированным законодательством. Регистрация сводится либо к внесению залога, либо к необходимости собранию подписей. Их число составляет 2% от числа избирателей. Период, отведенный на регистрацию, не может быть меньше 10 дней. После регистрации кандидаты могут проводить предвыборную агитацию. Для проведения предвыборной агитации им в равном объеме выделяются деньги из муниципального бюджета. Свои собранные средства они имеют право на агитацию в принципе неограниченно. По окончанию выборов в течение 10 дней кандидаты должны представить финансовые отчеты об истраченных средствах на агитацию. Финансирование со стороны иногородних граждан, юридических лиц не допускается.

Участковые избирательные комиссии должны быть созданы не позднее 30 дневного срока, списки избирателей – 2-х недельного срока, порядок обжалования, как и в случае референдума.

Выборы проводятся на основе равного, прямого, избирательного права и тайного голосования. Итоги выборов должны быть официально подсчитаны и опубликованы не позднее 10 дневного срока. Могут быть обжалованы в суд в течение 14 дней после опубликования. В настоящее время в большинстве муниципальных образований минимальный порог явки не установлен, и выборы считаются состоявшимся при любой явке избирателей.

 

4. Территориальное общественное самоуправление.

- это одна из форм непосредственного осуществления местного самоуправления, сущность которого сводится к решению населения вопросов местного значения на части территории муниципального образования, а именно в пределах квартала, жилого дома.

ТОС – это необязательная форма. Устав муниципального района должен предусматривать и в обязательном порядке, но самостоятельно себе оно организуется только по собственной инициативе граждан. Главной информационной формой ТОС является собрание граждан, которое непосредственного голосованием решает вопросы, относимые к компетенции данного местного самоуправления. Если территория данного местного самоуправления большая и организовать единое собрание технически сложно из-за большого числа граждан, предусмотрена такая форма как конференция (или собрание представителей).

  Полномочия ТОС определяются в его Уставе, они не могут подменять полномочия местного самоуправления в рамках всего муниципального образования. Разграничение полномочий между общественный или территориальным местном самоуправлении осуществляется на основе специального решения, принятого представительным органом местного самоуправления.

ФЗ «Об общих принципах…» говорит о том, что ТОС могут создавать свои органы, которые могут иметь статус юридического лица. В исключительной компетенции собрания (как высшей организационной формой) при этом находятся:

 

 - принятие Устава ТОС;

- решение вопросов о создании органов ТОС (утверждение их Уставом, если они юрид.лица);

- решение вопросов о формировании бюджетной базы ТОС;

Остальные вопросы могут решаться органами.

 

5. Собрание, сходы граждан, публичные слушания, конференция граждан и другие непосредственные формы осуществления местного самоуправления.

 

Помимо вышеперечисленных форм (т.е. референдума, выборов, ТОС, собраний и конференций граждан) Закон «Об общих принципах…» называет такие формы как:

 

Ø Сходы граждан;

Ø Публичные слушания граждан;

Ø Опросы граждан;

Ø Народная правотворческая инициатива;

Ø Обращения граждан в орган и к должностному лицу местного самоуправления.

 

СХОДЫ ГРАЖДАН.

 

    В небольших муниципальных образованиях, число граждан не более 100 человек, сходы граждан поднимают под собой деятельность представительных органов. Сходам присуще все полномочия представительных органов, указанные в ФЗ и в региональных законов. Сход созывается главой муниципального образования или по инициативе самих граждан, если на это настаивают не менее 1/3 от общего числа граждан, обладающих избирательным правом. Председательствуют на сходе Главы муниципального образования. Сход может выбрать и другого председательствующего. Закон обязует присутствовать на сходе представителей органов местного самоуправления данного муниципального образования. Решение на сходе принимается большим числом голосов. Сход сам решает вопрос как голосовать – открыто или тайно. Ход проведения схода фиксируется протоколом.

 

ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ.

 

    Проводятся по инициативе представительного органа, Главы муниципального образования и иных органов и должностных лиц местного самоуправления главное их назначение выяснить мнение населения о проекте того или иного подзаконного акта местного самоуправления. Так закон «Об общих принципах …» говорит, что в обязательном порядке должен проходить:

 

- проекты Уставов (и изменения в них);

- проекты бюджетов.

 

Решение о проведение публичных слушаний должно быть принято о обнародовано (с указанием даты и места проведения) не позднее чем за 10 дней. Внутренний порядок проведения публичных слушаний должен регламентироваться специальным решением представительного органа местного самоуправления.  Следует иметь в виду, что мнение граждан, выступивших на публичных слушаниях, имеет для местного самоуправления лишь рекомендательный характер.

 

ОПРОСЫ ГРАЖДАН.

 

Проводятся по инициативе органов и должностных лиц, или по инициативе органов государственной власти (в последнем случае государство финансирует проведение опроса). Целью проведения опроса является выяснить общественное мнение по любому вопросу, касающихся местного самоуправления или взаимоотношение государства с местным самоуправлением. Решение о проведении опроса должно быть принято не позднее 10 дней от планируемой даты проведения.

 

В решение д/б указано:

 

ü Формулировка самого вопроса,

ü Когда и на какой территории он проводится;

ü Каково обязательное минимальное число респондентов;

ü Какая методика исполнение для проведения итоговых результатов.

 

 

Итоговые результаты подлежат официальному обнародованию и также как в случае публичных слушаниях они имеют лишь рекомендательное значение для органов местного самоуправления и государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.03 с.)