Тема: «общая характеристика полномочий местного самоуправления» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «общая характеристика полномочий местного самоуправления»



1. Полномочия местного самоуправления как институт МП;

2. Полномочия местного самоуправления в сфере решения вопросов местного значения;

3. Реализация местного самоуправления в сфере исполнения отдельных, преданных ему государственных полномочий;

1. Полномочия местного самоуправления как институт МП.

 

    Полномочия местного самоуправления считаются традиционно самостоятельным институтом в системе отечественного МП. Закон 95 года строил данный институт, исходя из диспозитивных метод. Он давал лишь открытый перечень вопросов местного значения, который мог быть дополнен законами субъектов Федерации и даже Уставами муниципальных образований. Закон 95 года наделял муниципальные образования равными полномочиями, при этом районы имеют такие полномочия, как сельские населенные пункты в его составе. Все это создает большую административную путаницу (неопределенность). Единого перечня вопросов местного значения не было, что при условии административной независимости местного самоуправления не позволяло четко разграничивать его компетенцию и компетенцию его государства. Помимо вопросов местного значения закон 95 года выделял так называемые государственные вопросы, переданные органам местного самоуправления. Эта передача могла оформляться на основе закона и договора. Договорной порядок передачи полномочий плохо зарекомендовал, т. к. называл принцип равноправия муниципальных образований кроме того из-за низкого уровня правой культуры, закон противоречил Уставам муниципальных образований. Новый закон «Об общих принципах …» 2003 года постарался исправить все эти недостатки.

      

Полномочия местного самоуправления делятся на 2 группы:

 

1. полномочия в сфере решения вопросов местного значения. Их исчерпывающий перечень дан в ст. 14-16 закона «Об общих принципах» и не может быть дополнен другими федеральными законами (тем более региональными), кроме того, закон 2003 г. четко разграничивает компетенцию в сфере вопросов местного значения между регионами и поселениями в его составе.

 

2.  государственные полномочия перед органами местного самоуправления. Здесь новый закон отказался от договорной практики перераспределения этих полномочий. Государственные полномочия могут быть переданы местному самоуправлению только на основе единого закона, одинакового для всех муниципальных образований, кроме того, новый закон довольно четко регламентирует требования и этой передачи.

 

 

2. Полномочия местного самоуправления в сфере решения вопросов местного значения.

 

В сфере вопросов местного значения местное самоуправление осуществляется самостоятельно, т. е. не находится в административной зависимости от государства и его органов. Вопросы местного значения – финансирование за счет средств местного бюджета. Распределение вопросов местного значения между отдельными видами муниципальных образований организуется следующим образом:

 

Ø ст. 14 ФЗ «Об общих принципах …» дает перечень вопросов местного значения для сельских и городских поселений в составе района;

Ø ст. 15 дает перечень вопросов местного значения района (исчерпывающий);

Ø ст.16 говорит, что городской округ обладает полномочиями, как поселения, так и района в целом.

 

Полномочия внутригородских территорий городов местного значения должны регулироваться специальными федеральными законами. Полномочия закрытых административных территориальных образований могут быть скорректированы указами президента и постановлениями Правительства. Скорректированы по сравнению ЗАТО=гор.ОКР.(формула).

Перечень вопросов местного значения обширен. Исходя из системы административного управления (система особенной части административного права), все полномочия в сфере вопросов местного значения условно классифицируются на следующие группы:

 

Ø финансово-экономические полномочия (муниципальная собственность, местный бюджет)

Ø полномочия в сфере охраны природы и рационального природопользования

Ø полномочия в сфере социальной защиты населения

Ø полномочия в сфере образования

Ø полномочия в сфере здравоохранения

Ø полномочия в сфере развития торговли и поддержки среднего, мелкого предпринимательства

Ø полномочия в сфере ЖКХ и благоустройства

Ø полномочия в сфере охраны общественного порядка

3. Реализация местного самоуправления в сфере исполнения отдельных, преданных ему государственных полномочий

    МП выделяет особые гражданские полномочия органов местного самоуправления, которые, строго говоря, относятся к компетенции государства, но передаются им для исполнения на местный уровень. Ряд вопросов государственной деятельности эффективно могут быть решены только при условии хорошего знания специфики данной территории, в то же время многие органы исполнительной власти не имеют своих территориальных представительств на местном уровне.

 

    Это заставляет наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В отличие от вопросов местного значения, в рамках этих полномочий органы местного самоуправления полностью находятся в административной зависимости от государства. Если вопрос местного значения финансируется за счет собственных средств муниципального образования, то данные полномочия финансируются за счет средств государственного бюджета, за счет так называемых субвенций (перечисление из бюджета вышестоящего в нижестоящий бюджет, имеет строго целевое значение). Помимо непосредственно денежного финансирования для исполнения отдельных государственных полномочий в муниципальную собственность или на основе иных вещных прав может быть передано государством определенное имущество. Различие между вопросами местного значения и переданными государством полномочиями состоит также в том, вопросы местного значения могут решаться как непосредственно населением, так и через органы местного самоуправления, переданные полномочия могут решаться только органами местного самоуправления, главным образом, местная администрация.

 

    Оформляется передача данных полномочий федеральными и региональными законами, в зависимости от того, чьи полномочия передаются. Закон «Об общих принципах …» 2003 г. говорит четко. Что «этот передаточный закон обязан содержать указания»:

 

ü четкое наименование передаваемых полномочий

ü порядок финансирования этих полномочий или/и порядок передачи определенных объектов собственности необходимой для его исполнения. Органы местного самоуправления обязаны исполнять государственные полномочия только в том объеме, в каком они профинансированы.

ü порядок проведения государственного контроля за исполнением передаваемых полномочий

ü особенности и порядок наложения ответственности за нарушение переданных полномочий (ответственность здесь может быть гражданско-правовая, административная, дисциплинарная)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.006 с.)