Понятие руководства, лидерства, власти. Формы и способы власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие руководства, лидерства, власти. Формы и способы власти.



Руководство (управление) – целенаправленное воздействие лидера на оптимизацию усилий членов организации и ресурсов ради достижения целей организации.

Эффективное руководство – сочетание  лидерства, власти, влияния и авторитета в одном лице. Если управляющий по своим личным качествам лидер, в его руках находится реальная власть, и он владеет всеми методами влияния на людей, то в таком случае возможно эффективное руководство. Не существует реальной абсолютной власти, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации власть руководителя основана на поддержке, власти подчиненных.

Руководство в организации предполагает управление всеми вопросами управления производством, т.е. это совокупность принципов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства. Руководство в организации осуществляется определенной категорией людей, чья работа состоит в формировании организации, постановке целей, разработке способов их достижения, координации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей.

В каждой из организаций различают формальную и неформальную структуры.

Формальная структура организации — это закрепленное в законодательных актах, инструкциях, положениях и т.д. или не закрепленное в документах, но общепринятое традиционное регламентирование работы организации.

Руководители соответствующих формальных подразделений осуществляют управление в пределах закрепленных за ними прав по всем установленным направлениям. Руководство организацией и ее подразделениями включает осуществление общего руководства, а также руководство технической, оперативно-производственной, экономической, маркетинговой, снабженческо-сбытовой, социальной и др. направлениями деятельности. В пределах своей компетенции каждый руководитель организует работу и несет полную ответственность за результаты. Таким образом, каждый работник администрации имеет свой круг обязанностей, руководит точно определенным участком работы и отвечает за него.

Руководители (лидеры) здесь назначены соответствующими инстанциями, обладают административной властью. Между руководителями и руководимыми имеет место служебная субординация, решения руководителя обязательны для членов организации.

В формальной структуре организации обычно выделяют следующие основные должности: руководители и их заместители; главные специалисты; инженеры, техники, механики; экономисты, инженеры-экономисты; счетно-бухгалтерский персонал; канцелярский персонал; юридический персонал; другие работники.

В зависимости от числа уровней управления руководителей традиционно делят на три категории:

  • руководители технического уровня (руководители низового звена или операционные управляющие). Занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг.
  • руководители управленческого уровня (руководители среднего звена). Заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации.
  • руководители институционального уровня (руководители высшего звена). Занимаются разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором существует и функционирует данная организация

Наряду с формальной имеет место и неформальная структура, система межличностных и межгрупповых связей и взаимодействий, контактов, симпатий и антипатий, не закрепленных в соответствующих документах. Эти связи складываются стихийно, по самым различным признакам: общности профессий, близости характеров, интересов и стремлений, места жительства и учебы, по полу, возрасту, национальности. Каждой из этих групп присущи некоторые специфические черты, интересы и цели, неписанные нормы и правила, свои представления о плохом и хорошем. Здесь тоже есть руководитель (лидер), однако он не назначается приказом, а выделяется членами группы в силу своего авторитета. Этот лидер обладает не административной, а моральной властью.

Характерно, что роль неформальной структуры возрастает, проявляется отчетливо по мере сокращения размеров трудовых коллективов. Особенно ощутимы неформальные отношения в первичных трудовых ячейках, где имеют место непосредственное общение, повседневные контакты людей, объединенных общими целями, совместным выполнением тех или иных работ.

Руководитель, принимая решение, не может не считаться с наличием и мнением неформальных групп, неформального лидера. Максимально приблизить к себе неформальную структуру и лидера, учитывая мнение людей, объединить их, направить их усилия на решение стоящих перед коллективом задач, использовать в интересах дела - важная задача руководителя. В этом случае в коллективе создается особенно благоприятный морально-психологический климат.

Идеальным является состояние, когда формальные и неформальные группы совпадают, то есть когда коллектив является коллективом друзей, а руководитель - самым авторитетным членом коллектива и неформальным его лидером.

К максимальному совпадению формальных и неформальных связей необходимо стремиться уже на стадии формирования коллектива, особенно - первичного коллектива. Это снизит вероятность возникновения конфликтных ситуаций и будет надежной гарантией стабильности и дружной работы коллектива. В этом плане немалую роль играет правильный подбор первичного коллектива по численности, возрасту и полу.

Так, исследования и опыт показывают, что в таком коллективе должно быть не менее 7 и не более 16 человек. В слишком много­численных коллективах есть опасность психологической несовместимости работников и, соответственно, возникновения между ними противоречий, мешающих нормальной деятельности. Первичные коллективы, насчитывающие несколько десятков человек, обычно распадаются на несколько противоречащих друг другу неформальных групп со своими лидерами, что также не способствует сплочению работников для достижения общих целей.

Известно, что более стабильными и хорошо работающими являются коллективы, где есть люди всех возрастных категорий: молодые, среднего возраста и пожилые.

Молодежи как правило свойственны энергия, легкое восприятие нового, хороший уровень теоретических знаний, но в то же время - недостаток опыта и практических знаний. В свою очередь пожилые работники отличаются большим практическим опытом, умением работать в коллективе, но иногда труднее воспринимают новое, менее мобильны, чем молодежь. Соединение в коллективе положительных качеств разных поколений повышает его единство и работоспособность, дает возможность передачи опыта ветеранов молодежи.

При подборе членов коллектива по полу лучше стремиться, чтобы в его составе было примерно равное число мужчин и жен­щин. Разумеется, есть целый ряд производств, где требуется почти исключительно мужской или женский труд, но такими коллективами руководить труднее в социально-психологическом плане. Поэтому там, где такой необходимости нет, при подборе работников следует избегать создавать чисто «мужские» или «женские» коллективы.

Власть – возможность влиять на поведение других людей.

Влияние – поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого индивида.

Одним из элементов власти являются властные полномочия. Это объём прав, которыми располагает руководитель при принятии решений по финансовым, кадровым и материально-техническим вопросам без согласования с высшим руководством.

Властные отношения – это ситуация, при которой один из участников (субъект власти) реализует свою волю в отношении других (объектов власти) в какой-то определённой сфере.

В современном управлении организациями выделяют несколько источников власти:

· Власть положения - это власть, которой наделён человек в результате своего положения в организации, т.е. человек получает власть из-за своей дол жности;

· Власть ресурсов - это власть, которой наделён человек в результате контроля таких ресурсов, как деньги, персонал, материалы, технологии, информация и т.д.;

· Власть социальных связей основывается на способности и возможности по сбору информации, нужных знакомствах, т.е. власть даётся в результате выявления у человека качеств, способствующих получению организацией важной информации и выгодному партнёрству с другими организациями;

· Власть эксперта существует тогда, когда окружающие признают превосходство человека над ними как эксперта.

· Власть личности основывается на личных качествах человека, т.е. власть даётся человеку, который, работая в организации, смог проявить себя с хорошей стороны и продемонстрировать все свои положительные качества своим подчинённым.;

· Власть информации является одним из важнейших источников власти, т.к. без точной и надёжной информации невозможны планирование и качественное принятие решений.

Власть реализуется посредством влияния.

Влияние - это процесс воздействия на мысли и поведение других людей.

Существует несколько видов стратегий влияния:

1. Стратегия подталкивания заключается во влиянии на людей посредством наказаний или угрозы наказания. Недостаток этой стратегии - демотивация персонала, снижение эффективности, вероятность возникновения деструктивных конфликтов и скрытого неподчинения.

2. Стратегия приманивания заключается во влиянии на людей посредством вознаграждения. Недостаток этой стратегии - не каждому человеку подойдёт то, что руководитель может ему предложить. Стратегию приманивания нужно применять очень осторожно, т.к., если люди почувствуют, что руководитель несправедлив, это может вызвать зависть или возмущение, что в конечном итоге вызовет снижение мотивации и конфликты.

3. Использование убеждения - это способ воздействия на людей, основанный на призыве к разуму. Недостаток - не всё, что кажется руководителю разумным и допустимым, необязательно представляется таковым другим людям. При убеждении необходимо помнить, что другие люди могут по-другому смотреть на мир.

4. Подготовительные стратегии заключаются в подготовке почвы для оказания влияния на людей.

5. Превентивные стратегии заключаются в оказании влияния на людей путём предотвращения каких-либо действий или решений. Недостаток - разоблачение тайных действий может привести к ухудшению общения и конфликтам.

Формы власти

Власть бывает формальной и реальной.

Формальная власть - это власть должности; она связана с официальным местом лица в системе управления организацией и измеряется либо числом подчинённых, которые прямо или косвенно обязаны выполнять его распоряжения, либо объёмом материальных ресурсов, которые данное лицо может по своему усмотрению без согласования с другими использовать.

Реальная власть - это власть влияния, власть авторитета; она обусловлена местом человека в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые готовы данному лицу добровольно подчиняться, либо степенью зависимости его самого от окружающих.

Выделяют следующие формы власти:

1. Власть, основанная на принуждении. Это влияние на подчиненных посредством наказания, выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения. В основе такой власти лежит страх, который ограничивает инициативу, творчество, негативно сказывается на работе, вызывает такие отрицательные реакции как утаивание проблем, подделывание документов, месть, скрытность, отчуждение, скованность, что в конечном счете приводит к снижению производительности труда, неудовлетворенности работой и большой текучести кадров. В тоталитарном обществе эти меры, основанные на принуждении, обеспечивают дисциплину, порядок, беспрекословное подчинение, но в условиях частного предпринимательства, свободного общества такой тип власти не является эффективным и может привести к плохим результатам.

Ярким примером тому является одно из крупнейших в истории бизнеса банкротство Гранта. Перед У. Т. Грантом, который до 1975 года был владельцем большой сети розничной торговли в США, встала проблема снижения объемов продаж. Чтобы решить ее, он предпринял программу отрицательных стимулов для директоров магазинов под названием «Бифштекс и бобы». Директора, которые не могли выполнить намеченные для них задания, подвергались унизительным процедурам: им швыряли в лицо пирог, заставляли гонять носом арахисовый орех и бегать всему магазину, разрезали пополам шейный галстук и т.п., все это проводилось на глазах подчиненных. Мгновенно возросла эффективность продаж, но пассивы Гранта продолжали расти, позднее проверка обнаружила, что система финансового планирования и контроля была неэффективной и директора магазинов, стараясь избежать унижений, подделывали документы.

2. Власть, основанная на вознаграждении. В зависимости от ожидаемого уровня компенсации, полученной от руководителя в форме благодарности, премии, продвижения, отпуска и т.д., подчиненный прилагает те или иные усилия для выполнения работы. При этом необходимо учитывать ценность вознаграждения для каждого подчиненного индивидуально. Недостаток этой формы влияния заключается в том, что ресурсы организации всегда ограничены, и у руководителя мало возможности раздавать вознаграждения своим подчиненным. Частые вознаграждения могут привести к тому, что работники начинают торговаться с руководителем, когда нужно сделать определенные усилия сверх нормы.

3. Традиционная (законная) власть. В данном случае человек реагирует на должность, т.е. выполняет рекомендации начальника, потому что так принято, сложилось исторически. Также эта форма власти называется административной. Она существует как в государственных, так и в негосударственных организациях - главное здесь, чтобы их деятельность официально регламентировалась.

4. Экспертная власть. Способность руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки, уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, специализированных знаний. Экспертная власть не обязательно связана с определенной должностью, ею может обладать простой рабочий, но желательно, чтобы менеджер был профессионалом в своем деле, хорошо разбирался в вопросах технологии производства, был экспертом в области бизнеса, тогда у подчиненных он будет иметь авторитет.

5. Эталонная власть (или власть, основанная на харизме). Харизма - власть, построенная на силе личных качеств и способностей лидера, на его обаянии и привлекательности, при этом влияние на окружающих людей происходит на подсознательном уровне.

Характеристика харизматических личностей:

· Особая энергетика. Создается впечатление, что эта личность излучает энергию и заряжает окружающих.

· Внушительная внешность. Не обязательно красивый,  но привлекательный, обладает хорошей осанкой, прекрасно держится.

· Независимость характера.

· Хорошие риторические способности. Хорошо говорят и умеют общаться.

· Восприятие восхищения своей личностью. Чувствуют себя комфортно, когда другие ими восхищаются, но не впадают при этом в надменность и себялюбие.

· Собранность и владение ситуацией, уверенность в себе.

Харизматические личности становятся объектом для подражания, примером, на который равняются другие, они могут повести за  собой массы людей. Когда руководитель становится для своих подчиненных объектом для подражания, власть его может стать неограниченной.

Лидерство – способность оказывать влияние на отдельные личности и группы.

В настоящее время получили признание три подхода к теориям лидерства (почему становятся лидерами):

· личностный;

· поведенческий;

· ситуационный.

Личностный подход. Согласно личностной теории лучшие из менеджеров обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Исследования показывают, что лидеры, как правило, отличаются высоким интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием. С другой стороны, человек не становится лидером только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных качеств.

Поведенческий подход. Согласно данному подходу к лидерству эффективность определяется не личными качествами менеджера, а его манерой поведения по отношению к подчиненным.

Ситуационный подход. Основан на предположении, что для эффективного управления стили поведения и личные качества лидера должны соответствовать конкретным ситуациям. Результаты многих исследований показывают, что менеджер-лидер должен уметь себя вести по-разному в различных ситуациях.

Одним из основных составляющих лидерства является авторитет.

Авторитет – заслуженное доверие, которым руководитель пользуется у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе, признание личности, оценка коллектива.

Роль лидера основывается на определенной форме авторитета, который может иметь различное происхождение.

Различают следующие виды авторитета:

1. Харизматический авторитет. Основан на сильных личностных качествах лидера.

2. Традиционный авторитет. Другим общественным источником является традиция, которая основывается на почитании обычаев, условностей и определенных форм поведения.

3. Авторитет роли или положения. Авторитет может определяться положением лица или ролью, которую оно играет, иногда несмотря на личные качества.

4. Юридический (правовой авторитет) Правовой авторитет основан на приемлемых рамках правил.

5. Авторитет квалификации. Авторитет строится на особом умении, опыте или знании обладателя.

 

Стиль руководства

Стиль руководства — это некая совокупность постоянно применяемых способов воздействия руководителя на подчиненных, а также общения с внешними по отношению к руководимой системами.

Стиль руководства является формой проявления социальных, экономических, психологических отношений в процессе руководства.

Обычно различают авторитарный (директивный, единоличный) демократический (коллегиальный) и либеральный (разрешительный, попустительский) стиль или тип руководства.

При авторитарном стиле руководитель замыкает все связи на себе, а своим подчиненным дает лишь минимум информации. Он строго контролирует действия подчиненных, часто вмешивается в их работу, требуя пунктуального следования его указаниям, оставляя нижестоящим работникам лишь небольшую возможность для проявления самостоятельности и инициативы.

Такие методы управления опираются на формальную структуру коллектива, на фиксированную систему прав и обязанностей работников.

Достоинством авторитарного типа руководства является централизация воздействия на коллектив. Поэтому при авторитарном стиле легко достигается оперативность воздействия, но в то же время не стимулируется инициатива подчиненных, а отсюда возникает главный недостаток этого стиля - неудовлетворенность сотрудников взаимоотношениями с руководителем, не опирающимся на их творческие силы и способности.

Использование руководителями авторитарных приемов руководства оправдано в некоторых объективно сложившихся ситуациях, когда, например, слаба дисциплина в коллективе, запущена работа по совершенствованию управления. Такой стиль иногда приходится применять и вновь назначенному руководителю, которому поручили отстающий участок, ставший узким местом в управлении и производстве в целом, а также во время чрезвычайных ситуаций - аварий и стихийных бедствий.

Однако существуют и субъективные факторы, связанные с личными качествами руководителя, не умеющего работать с людьми и поэтому применяющего директивный стиль там, где это не требуется. В этом случае управление становится негибким, ухудшается психологический климат в коллективе и как результат снижаются производственные показатели.

При демократическом типе руководства к разработке и принятию решений руководитель широко привлекает членов коллектива, наиболее полно используются коллективные формы обсуждения, согласования и контроля.

Руководитель часть своих полномочий передает (делегирует) подчиненным. Сам он решает наиболее ответственные вопросы, а остальные решаются его заместителями и другими специалистами, причем они получают от руководителя достаточную информацию для того, чтобы видеть перспективы своей работы.

Преимуществами демократического стиля являются благоприятные условия для инициативы работников и их удовлетворенность своим трудом. При этом руководитель, предоставляя подчиненным возможности для проявления самостоятельности, никогда не идет «на поводу» у них. Он как правило не вникает в детали их работы, не проявляет мелочной опеки и контроля, но постоянно ставит новые задачи, подчеркивает свой интерес к их работе, при необходимости дает советы, систематически контролирует состояние дел. Работники при таком руководстве бывают хорошо информированы о положении дел как в своем первичном коллективе, так и в организации в целом. Они горячо «болеют» за общее дело. В коллективе создается наиболее благоприятный психологический климат. В целом это самый верный стиль руководства.

Либеральный же стиль характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность коллектива. Руководитель выступает в данном случае в роли посредника при осуще­ствлении контактов между своими и другими коллективами, обеспечивает подчиненных информацией и материалами, необходимыми для выполнения работы.

Либеральный тип руководства может использоваться только в тех случаях, когда цели ясны и работа подчиненных имеет индивидуализированный, творческий характер. Они самостоятельно планируют и организуют свою деятельность, обращаясь за помощью и указаниями к руководителю лишь в необходимых случаях. Либеральный стиль руководства чаше применим в теоретических, научно-исследовательских и некоторых «творческих» коллективах, где требуется значительная самостоятельность, а совместная деятельность работников требуется в незначительной степени.

Использование этого типа руководства в производственных условиях неприемлемо, так как здесь есть опасность утраты контроля за состоянием дел.

Следует иметь в виду, что на практике часто используется не какой-либо один стиль руководства в чистом виде, а их комбинация, стихийно сложившаяся или сознательно созданная данным руководителем, стремящимся использовать положительные черты того или иного типа и ослабить, нейтрализовать его негативные стороны, учитывая при этом изменение ситуации на производстве и в управлении им. От стиля работы руководителя во многом зависит его авторитет.

Руководство людьми - это двусторонний процесс, включающий в себя деятельность руководителя и руководимых, их воздействие друг на друга. Условиями успешности руководства являются следующие:

· люди должны знать свои задачи;

· они должны иметь соответствующие средства для решенияэтих задач;

· иметь сильную положительную мотивацию к выполнению данной работы.

Эта мотивация в решающей степени зависит от руководителя. Если он авторитетен, избирает правильный тон в отношениях с подчиненными, умеет объяснить подчиненным необходимость принятия того или иного решения, и для него характерны единство слова и дела, то обеспечивается мотивация в работе всех членов коллектива.

Таким образом, стиль руководства является категорией сложной. Формируется стиль под воздействием множества объективных и субъективных факторов. Зависит стиль руководства от уровня профессиональной подготовленности руководителя, его объективности, деловитости, оперативности, психологических свойств его личности, психологической характеристики коллектива, характера коммуникации его членов и др. субъективных факторов. В то же время объективные изменения в условиях функционирования экономических систем обусловливают необходимость постоянного совершенствования стиля руководителя. Руководитель должен владеть всем арсеналом методов управления и гибко их применять.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.044 с.)