Социальная помощь военным во время первой мировой войны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная помощь военным во время первой мировой войны.



      Масштабы первой мировой войны потребовали нового уровня решения проблемы оказания

помощи раненым и увечным воинам. В начале войны на взлете всеобщего патриотического подъема возникли Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам и Всероссийский союз городов. В рамках этих союзов развернулась обширная деятельность по оказанию помощи больным и раненым воинам. Созданные союзом общественные организации занимались оборудованием госпиталей, санитарных поездов, пунктов питания, заготовкой медикаментов и белья, обучением медицинского персонала и проч. В виду постановления съезда городских голов в Москве 8 и 9 августа (1914 года) об учреждении Всероссийского Городского Союза помощи больным и раненым воинам и семьям призванных запасных, Министр Внутренних

Дел входит с всеподданнейшим докладом о разрешение городам вступать в состав означенного Союза.

   Союз городов занимается: оказанием содействия городам по содержанию и оборудованию недостающего числа кроватей.

Организацией питательных пунктов.

Организацией осведомительных бюро.

Оборудованием санитарных поездов.

Устройством разборных платформ.

Устройством центральных складов белья, перевязочных средств, медикаментов и медицинских инструментов. Снабжением городов медицинским персоналом. Устройством сборов пожертвований в кассу.

7.4. Первые исследования явлений социальной патологии (на примере, профессионального нищенства)

     Ярким свидетельством внимания российского общества к проблемам благотворительности

стало появление на рубеже Х1Х-ХХ вв. исследований, посвященных анализу явлений социальной

патологии: нищенства, проституции, пьянства, самоубийства. Рассмотрим исследование проблемы

профессионального нищенства в этот период.

       Кроме ежедневной милостыни особенно щедро подаяние по традиции следовало раздавать

в радостные дни и в дни горя. Сострадание к нуждающимся покоилось на господстве личного чувства милосердия, неразрывно с глубоким религиозным чувством. Однако с течением времени инстинкт самосохранения общественного организма несомненно стал ощущать угрозу в виде толп

нищих и бродяг своему спокойному существованию и развитию. В 1551 году Стоглавый собор постановил выявлять истинно нуждающихся, прокаженных и состарившихся и призревать их по богадельням. Правда, богадельни содержались не столько на деньги казны, сколько на ту же милостыню, но передаваемую через монастыри и церкви.

Это осознанное движение государства навстречу нуждам обездоленных не могло быть эффективным, причем не столько из-за мизерности средств на призрение, сколько из-за того, что большинство нищих в больших городах стали составлять праздношатающиеся, воры, пьяницы и прочие изгои общества. Поэтому во второй половине 17 века в России главной мерой борьбы с нищенством становится репрессия. В 1682 году появился указ Федора Алексеевича, где впервые была высказана идея репрессивных мер против нищих, прежде всего профессиональных. Указ предполагал наказание взрослых и исправление детей через школы, но не был воплощен в жизнь из-за скорой смерти царя. Последующее российское законодательство четко разделяло нищенство на истинное и ложное и предусматривало призрение для истинных нищих в специальных заведениях и наказание для нищих-профессионалов. Особенно ожесточенная борьба с нищенством

велась в правление Петра Великого. Законы того времени определяли: всех задержанных нищих приводить в Монастырский приказ, а уже оттуда расселять по богадельням. Законодательство постепенно ужесточалось - вышло запрещение просить по церквям. Вскоре взыскания за нищенство сравнивались с наказаниями за тяжкие преступления: пойманных во второй раз били кнутом на площади и ссылали на каторжные работы, а баб и детей отправляли принудительно трудиться на мануфактурах. Принимались меры и против подающих милостыню – они подвергались штрафу в 5 рублей. Такой же штраф ждал помещика, допустившего нищенствовать своего крепостного. В 1734 году, желая очистить улицы Петербурга, правительство запретило пускать нищих через заставы в город. Однако эти государственные мер не уменьшили числа просящих Христа ради.

        В царствование Екатерины 2 помощь обездоленным впервые была осознана в России как обязанность государства. Екатерининское законодательство продолжило борьбу с профессиональным нищенством, но суровость репрессий заметно снизилась по сравнению с прежним временем, в частности было отменено «нещадное битье» нищих. Павел 1 повелел содержать городских нищих за счет городов, помещичьих - за счет помещиков, казенных - за счет

своих селений, чтоб только «нигде и никуда не шлялись». Нетрудно предположить, что у городов

и селений не было средств, да и сами нищие предпочитали всегда бродячую жизнь. Император Александр 1 решил бороться с нищенством с другой стороны, предусмотрев в указе 1809 года строгие кары не против них, а против виновных в не смотрении за ними.

Нищих в городах было очень большое количество. Они должны были разнообразить свои просьбы, так как одни и те же заявления могут приесться публике, дающей милостыню. Иначе говоря, лица, живущие подаянием, вынуждены ввиду своей многочисленности, разбиться на разные специальности.

         Какие же Формы может принять нищенство? А. Ф. Кони всех нуждающихся в общественной поддержке делит на четыре группы: ищущие труда, бегущие от него, неспособные к нему и испорченные для него. Очевидно, нищие должны быть отнесены к трем последним группам Л. Семилужинский в сочинении «Бродячее население Сибири», появившемся в 1890-е гг,

попытался дать классификацию «бродяг». Он выделил пять их видов: «бродяги-работники», «бродяги-нищие», «бродяги-воры», «бродяги-обманщики» и «бродяги-монетчики». Такая классификация была несколько наивной; здесь смешивались и вольнонаемные работники, и профессиональные нищие, и обычные уголовники.

        Более основательно к проблемам классификации подошел А.И.Свирский, составивший в середине 1890-х гг. целый реестр нищенства. Он разделил всех нищих следущим образом: на городских и сельских. Городские нищие, известные под общим именем стрелков, в свою очередь делятся на две большие группы - на христодатников и охотников.

        Христодатники имеют 11 отдельных видов: богомолы (просящие милостыню на церковной паперти); (имеют строго определенное место и входят в артель со старостой); могильщики (просящие на кладбищах); (то же самое); горбачи (побирающиеся с сумою); (ходят по домам; войдя в квартиру или дом рассказывают о больной тифом или оспой жене или детях. Желая поскорее отделаться от опасного гостя ему дают подаяние и выпроваживают); ерусалимцы (мнимые странники); (они разносят щепотки от гроба Господня или пузырьки с ваксой уверяя, что это тьма Египетская и тому подобное. Обходят и христиан и католиков и староверцев.); железнодорожники (просящие в вагонах железной дороги); севастопольцы (отставные солдаты, утверждающие, что они были ранены при севастопольсткой обороне); барабанщики (стучащиеся по окнам); безродники (бродяги); складчики (берущие милостыню не только деньгами, но и хлебом, яйцами, овощами и старым платьем); "погорельцы" - выдающие себя за пострадавших от пожара; (во время пожаров в деревнях в крупных городах уменьшалось количество нищих. Старосты собрав информацию, направляли их на заработки, где такие "погорельцы" - выдающие себя за пострадавших от пожара; (во время пожаров в деревнях в крупных городах уменьшалось количество нищи, старосты. Собрав информацию, направляли их по соседним селения. Когда погорел Брест - Литовск, то оказалось такое множество погорельцев. Которые чуть ли не вдвое превышало число жителей этого города.

"переселенцы" - выдают себя за возвращающихся на родину неудачных переселенцев.

Второй класс нищих "охотники" разделяются на 2 вида: сочинители (подают благотворителям просительные письма); "протекционисты" (являющиеся в дом якобы по рекомендации близкого знакомого); Сельские нищие делятся по роду промысла на просящих на церковь и просящих на

себя.

      Обычно бабы с детьми оставались дома, а мужики, составив артель, с котомками за спиной и клюками в руках уходили на несколько месяцев на промысел. На «заработанные» деньги вся деревня жила до следующей весны.

      Исторические - промысловое нищенство и пьянство - это простые останки наших древних обычаев. Нравов. В древней Москве нищий всегда был не только жданным, но, в известное время,

и очень желанным гостем в каждом сколько-нибудь зажиточном доме, а тем больше во время богомолья при дверях церкви и на улице при выходе из церкви. Повсюду в старом городе он был если не почетным, то весьма почтенным горожанином. Присутствием которого тогдашняя общественность во многих случаях очень дорожила. При всех значительных храмах и приходских

церквях г. Москвы были свои записные нищие.

            Семейные причины - в их числе выделяют многосемейность, смерть одного из супругов

или вообще смерть в семье работника, уход его для отбывания воинской повинности и семейные разделы.

          Социальные причины - социальные причины обнищания и нищенства чрезвычайно сложны и разнообразны. Исследование их неоднократно составляло предмет обширных и капитальных работ. Литература вопроса о социальных причинах нищеты почти неисчерпаема. Все

социальные условия можно подразделить на три больших группы. В первую войдут условия экономические, во вторую - правовые, а в третью - бытовые. Экономические причины могут считаться коренными уже хотя бы, потому что и сама нищета относится к области экономических

явлений. В 18- 19 веке к этим причинам относили: 1.недостаточное обеспечение крестьянского населения землей и слабая ее производительность.

           2.недостаточность развития промыслов и заработков, преобладание среди занимающихся

ими чернорабочих и малое распространение профессиональных умений.

3.обеднение крестьян вследствие семейных разделов и раздробление на мелкие части

хозяйства.

4.переселение из деревни в города и фабричные центры: масса народа, надеясь найти хорошие заработки, стремится в города, но не редко обманывается в своих ожиданиях, остается без хлеба и вынуждена просить милостыню. И многое другое Бытовые проблемы включают в себя во-первых, обычай низших слоев населения подавать просящему милостыню, а во-вторых, убеждения тех же слоев, в силу которых милостыня составляет богоугодное дело.

Существуют еще много систематизаций нищих, но я не буду их приводить, так как они во многом повторяют друг друга.

Только после революции 1917 года правительство смогло сказать, что у нас не нищих. И мы с вами росли с этим убеждением. К сожалению и сегодня, в новых социально-экономических условиях, оказались живучими «вечные типы» нищих. Конечно они представители других сословий, у них более высокий уровень образования, их социализация проходила в иное историческое время - но их патогенные качества, ценностные ориентации, асоциальное поведение

имеют ту же этиологию, что и у профессиональных нищих рубежа веков. (Севастопольцы - афганцы, железнодорожники, женщина с ребенком, просящие деньги на билет домой, благородные, потерпевшие за правду)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.012 с.)