Функционализм Бронислава Малиновского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функционализм Бронислава Малиновского



Отвергли эволюционистскую концепцию развития общества (от простого к сложному).
Малиновский отверг историзм как метод исследования для африканских бесписьменных обществ.
Промискуитет (которого не было) - беспорядочные половые связи => ребёнок точно знает лишь, кто его мать => роды по матери.
Переход от матриархата (которого не было) к патриархату по марксизму: отец хочет передать наследство своему сыну => появляются роды по отцу.
Малиновский: концепт "культура" - состоит из социальных институтов - организованных форм человеческой деятельности, которые склонны к воспроизводству.
В любой культуре есть есть одинаковый набор институтов, а отличие заключается в функциях которые эти институты выполняют.
М. Глюкман: функционализм - лишь удобная схема для работы английских колонизаторов.
Малиновский: надо определить наличие институтов в обществе методом включенного наблюдения, определить их функции, и придать им проанглийские функции. Для этого вычленяли вождей, обучали их по-европейски. Некоторые функции, как человеческое жертвоприношение, убирали.
Понятие "пережиток" вышло из оборота, он присутствует лишь в эволюционизме (марксизме).
Малиновский: пережитков нет, любой институт выполняет нужную функцию, и образует целостность культуры.
Структуралисты: не стоит искать истоки институтов, нужно рассматривать институты в рамках синхронии.
Структурный функционализм - ученики Малиновского.
Понятие социального равновесия - наличие в социуме групповых и индивидуальных конфликтов и интересов, разрешение которых и обеспечивает стабильность и интегративность культуры.
Интегративная роль символов и религии, роль ритуала - элементы консолидации социума.

Методы

Британская антропология – академическая наука, основанная на структурном функционализме.
Редклиф-Браун – основатель структурного функционализма – вводит понятие конфликта.
периоды равновесия/периоды дезинтеграции
Понятие социального равновесия - наличие в социуме групповых и индивидуальных конфликтов и интересов, разрешение которых и обеспечивает стабильность и интегративность культуры. Социальное равновесие – результат диалектического процесса, в котором конфликты, свойственные для одних типов отношения, абсорбируют в других типах отношения.
интегрирующая роль символа и религии, консолидирующая роль ритуала
Сер. 50х гг. – изучение процессов, отход от функционализма и структурного функционализма, основатели Лич и М. Глякман.
Например, обвинение в колдовстве, апартеид – консолидируют общество.
Ритуал перехода вождя в низшее существо – средство психологической разгрузки общества.
превосходство системы (института власти) над индивидом (правителем)
Глякман – Манчестерская школа антропологии – процесс и конфликт.
50е гг. – концепция власти М. Вебера – обратная концепция концепции К. Маркса.
Маркс: экономическая система влияет на идеологию (капитализм => классы, коммунистическая идеология).
Вебер: идеология (религия) способствует развитию экономических отношений. «Протестантская этика» - капитализм развивался в регионах протестантизма.
Вебер: типология легитимной власти – позитивная реакция управляемого субъекта:

- традиционная власть – родители, монархия;

- харизматический тип власти – харизма – дар богов;

- рационально правовая власть.

Харизматический тип власти появляется в период дезинтеграции общества, и всё равно заканчивается традиционализацией.

- Традиционная власть – культ предков – индивид по мере взросления увеличивает свой магический потенциал, апогей – после смерти. Сами носители культуры не рефлексируют по этому поводу.

Принцип выживания в обществе – возрастная иерархия необходима для выживания.
санкция проклятия/благословения – власть старших
поминальный обряд – взаимодействие живых и мертвых
У банту не принимали по-европейски обученных молодых людей, для управления банту требовались старейшины, которые были необразованны.
Вебер: власть – способность/возможность навязать своё мнение, даже при сопротивлении.

- Харизматическая власть

аномалия власти – поклонение неодушевленным объектам аномальной формы, которые выделяются и бросаются в глаза.
колдуны, маги, шаманы, люди – аномальные люди (физически и ментально)
социальная аномальность: незамужняя → ведьма, живет на окраине → колдун
аномальным легче обрести духа, он не востребован для нормативных социальных функций, и поневоле становится правителем, дистанцируясь от общества
аномальное поведение включено в инициацию/инаугурацию
психология элитизма возвышает людей
у властвующих, как и у подвластных есть свои табу
харизматичность – изначально в индивидах? она рациональна или эта девиантность выдается аномальным людям обществом

- Рационально-правовая модель

Бюрократия
Вебер: идеальная бюрократия: рекрутируются люди по их способностям; строгая иерархия; бюрократы трудятся исключительно за заработную плату.
в СССР бюрократия ориентировалась на европейские принципы

В. Тёрнер

50-60-е гг. В. Тёрнер провел индивида через серию социальных драм, раскрыв взаимодействие индивидуальных и коллективных норм
поставил индивида в центр исследования
принятие индивидом решения в признанных ситуациях
отрицание структурного функционализма, «структура» и «функция» вышли из лексикона антропологии, появились «процесс» и «конфликт»
структурная теория → теория процесса (распад колониальной системы)
политическая антропология сотрудничает с политологией, заимствует её терминологический аппарат → концепции «политическая арена», «политическое поле»

Неоэволюционизм

60-е гг. возрастает внимание к эволюционным процессам (неоэволюционизм)
Дж. Стюарт – концепция мультилинейной эволюции
понятие общей/частной эволюции:

- общая – специализация человеческой деятельности, интенсификация производства)

- частная – историческая смена форм политической организации

политическая эволюция – классификация политических систем начиная от самых простых (baud → tribe → chiefdom →)
Л. Морган, Тейлор, Г. Мэн
каждый социум может проходить не все стадии

«Энергетическое» направление

Адамс рассматривает общественное развитие с позиции соотнесения его с основными законами термодинамики, - при внешних условиях, препятствующих достижению системой равновесного состояния, стационарное её состояние соответствует минимальному производству энтропии. С этой позиции он объяснил появление вождества, как формы политической организации с высокой концентрацией власти. Более высокая концентрации власти требует управления большей энергии и автокатализаторы (передача богатства по наследству, наследие статуса по крови) – сохранение энергии в немногих руках.

Со 2/2 50-х гг. основываются не только на африканском материале



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.008 с.)