Английская политика косвенного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Английская политика косвенного управления



Политическая антропология

Великобритания - социальная антропология.
США - культурная антропология.
Франция - этнология.
Россия - этнография.
Появление антропологии обусловлено наличием империй в античности, колониальной системы, потребности рационального управления.
Фортес, Эванс-Притчард, Браун. Рождение социально-политической антропологии. «Африканские политические системы» - обобщение опыта англичан, полученного в процессе колониального управления африканскими странами.
Морган, Фрезер, Тейлор – эволюционисты, изучали поведение примитивных народов.
Цивилизованные страны: свободный рынок, частная собственность, права личности, демократия.
Истон.
Школа политической антропологии – Великобритания, США, Франция.
Европейские методы экономической оценки Африки и Востока неверны, официальные показатели не работают.
Метод включенного наблюдения.
Другие науки берут методы у антропологии.
Малиновский – функционализм.

Английская политика косвенного управления

Экономика, основанная на прибыли не пригодна для традиционного общества.
Великобритания – политика косвенного (непрямого) управления – попытка научного управления обществом.

- непрямое правление – использование местных правителей – Великобритания;

- прямое управление – полная замена всех чиновников – Франция.

На практике оба типа правления были очень близки. Политическая культура самой метрополии переносилась на колонию.
Непрямое правление – использование традиционных институтов власти.
Подготовка управленческих кадров в спецшколах, где им прививалась европейская система ценностей.
Научное обеспечение – британская школа антропологии – государственные антропологи были при наместниках для консультаций по ходу правления, по нововведениям.
Европейцы считали деньги – выгодно ли содержать колонии?
Правитель тем престижнее, чем больше у него территории и людей в подчинении, население верило в могущественного правителя.
Политическая антропология – прикладная наука.
Во главе некой группы стоял вождь – система туземных властей.
Возрождение народного духа.
Образованные по-европейски африканцы сами выступали против института традиционных вождей.
Без обратной связи управление невозможно.
эволюционизм ↔ функционализм.

Методы

Британская антропология – академическая наука, основанная на структурном функционализме.
Редклиф-Браун – основатель структурного функционализма – вводит понятие конфликта.
периоды равновесия/периоды дезинтеграции
Понятие социального равновесия - наличие в социуме групповых и индивидуальных конфликтов и интересов, разрешение которых и обеспечивает стабильность и интегративность культуры. Социальное равновесие – результат диалектического процесса, в котором конфликты, свойственные для одних типов отношения, абсорбируют в других типах отношения.
интегрирующая роль символа и религии, консолидирующая роль ритуала
Сер. 50х гг. – изучение процессов, отход от функционализма и структурного функционализма, основатели Лич и М. Глякман.
Например, обвинение в колдовстве, апартеид – консолидируют общество.
Ритуал перехода вождя в низшее существо – средство психологической разгрузки общества.
превосходство системы (института власти) над индивидом (правителем)
Глякман – Манчестерская школа антропологии – процесс и конфликт.
50е гг. – концепция власти М. Вебера – обратная концепция концепции К. Маркса.
Маркс: экономическая система влияет на идеологию (капитализм => классы, коммунистическая идеология).
Вебер: идеология (религия) способствует развитию экономических отношений. «Протестантская этика» - капитализм развивался в регионах протестантизма.
Вебер: типология легитимной власти – позитивная реакция управляемого субъекта:

- традиционная власть – родители, монархия;

- харизматический тип власти – харизма – дар богов;

- рационально правовая власть.

Харизматический тип власти появляется в период дезинтеграции общества, и всё равно заканчивается традиционализацией.

- Традиционная власть – культ предков – индивид по мере взросления увеличивает свой магический потенциал, апогей – после смерти. Сами носители культуры не рефлексируют по этому поводу.

Принцип выживания в обществе – возрастная иерархия необходима для выживания.
санкция проклятия/благословения – власть старших
поминальный обряд – взаимодействие живых и мертвых
У банту не принимали по-европейски обученных молодых людей, для управления банту требовались старейшины, которые были необразованны.
Вебер: власть – способность/возможность навязать своё мнение, даже при сопротивлении.

- Харизматическая власть

аномалия власти – поклонение неодушевленным объектам аномальной формы, которые выделяются и бросаются в глаза.
колдуны, маги, шаманы, люди – аномальные люди (физически и ментально)
социальная аномальность: незамужняя → ведьма, живет на окраине → колдун
аномальным легче обрести духа, он не востребован для нормативных социальных функций, и поневоле становится правителем, дистанцируясь от общества
аномальное поведение включено в инициацию/инаугурацию
психология элитизма возвышает людей
у властвующих, как и у подвластных есть свои табу
харизматичность – изначально в индивидах? она рациональна или эта девиантность выдается аномальным людям обществом

- Рационально-правовая модель

Бюрократия
Вебер: идеальная бюрократия: рекрутируются люди по их способностям; строгая иерархия; бюрократы трудятся исключительно за заработную плату.
в СССР бюрократия ориентировалась на европейские принципы

В. Тёрнер

50-60-е гг. В. Тёрнер провел индивида через серию социальных драм, раскрыв взаимодействие индивидуальных и коллективных норм
поставил индивида в центр исследования
принятие индивидом решения в признанных ситуациях
отрицание структурного функционализма, «структура» и «функция» вышли из лексикона антропологии, появились «процесс» и «конфликт»
структурная теория → теория процесса (распад колониальной системы)
политическая антропология сотрудничает с политологией, заимствует её терминологический аппарат → концепции «политическая арена», «политическое поле»

Неоэволюционизм

60-е гг. возрастает внимание к эволюционным процессам (неоэволюционизм)
Дж. Стюарт – концепция мультилинейной эволюции
понятие общей/частной эволюции:

- общая – специализация человеческой деятельности, интенсификация производства)

- частная – историческая смена форм политической организации

политическая эволюция – классификация политических систем начиная от самых простых (baud → tribe → chiefdom →)
Л. Морган, Тейлор, Г. Мэн
каждый социум может проходить не все стадии

«Энергетическое» направление

Адамс рассматривает общественное развитие с позиции соотнесения его с основными законами термодинамики, - при внешних условиях, препятствующих достижению системой равновесного состояния, стационарное её состояние соответствует минимальному производству энтропии. С этой позиции он объяснил появление вождества, как формы политической организации с высокой концентрацией власти. Более высокая концентрации власти требует управления большей энергии и автокатализаторы (передача богатства по наследству, наследие статуса по крови) – сохранение энергии в немногих руках.

Со 2/2 50-х гг. основываются не только на африканском материале

Антропология в США

от социологии, политологии
«политическое поле»
внимание на цели, формы, процессы политической деятельности
Критика антропологии в США – применяемый понятийный аппарат политологии основан на европейском обществе, и не подходит для традиционных обществ

Американская политология

Политическая система (50-60-е гг. 20 в.) – под влиянием общей теории систем и кибернетики – автор Д. Истон, развил Г. Алмонд – некая совокупность элементов, которые составляют некую целостность

самоуправляемые / управляемые системы (программа управления закладывается искусственно)
центр управления / периферийные элементы
Кибернетика: любая система имеет одну и ту же структуру процесса управления – главный принцип – сохранение стабильности системы – упрочение интегративности
Этапы процесса управления:

1. принятие команды центром управления

2. по каналам связи

3. к элементам системы (для укрепления)

4. по каналам обратной связи

5. информация о реакции, к центру

Важна и негативная информация – для её исправления, для принятия правильного решения
Кибернетика: Закон – если отсутствует обратная связь, то процесс управления невозможен
Алмонд: как принимается решение?
Обратные связи: свобода слова, прессы, выборы
Авторитарный режим – обратная связь через систему безопасности
Демократия – более слабые обратные связи
Функции обратной связи:

- информирование центра о реакции элементов

- контроль за центром управления – чтобы центр отреагировал на эту информацию

Великобритания – лорды – информация по каналам обратной связи адекватна
Франция – бедные карьеристы – помехи, информация искажается
Политическая культура – индивидуализация политической системы
Политический процесс – деятельность, характеризуется:

- публичность – деятельность, воздействующая на окружающую среду

- целеполагание – основанная на изменениях взаимоотношений с окружающей средой

Реальные отношения осознаются только лидерами
Условие протекания – необходим дефицит благ (ресурсов), политический процесс направлен на распределение этих благ с согласия всех членов социума
политическое/параполитическое поведение
Если решение имеет последствие для всего общества – то оно политическое
Изучать политику – исследовать процессы, связанные с постановкой и достижением общественных целей, и использованием власти членами этого сообщества, связанного с этими целями
Власть – центральное понятие в обществоведении
Рассел: законы социальной определяются в терминах власти
Школа Анналов – история – как структура, осязание индивидуумом окружающего мира: изучение феномена власти с привлечением современных наук может стать ядром новой исторической науки
Фуко: понятие власти шире понятия государства

«Системные концепции» власти

Основное понятие – политическая система
Система a priori имеет общие цели, основанные на всеобщем согласии
Власть – ею обладают не элементы, а сама система, система диктует элементам распределение ролей доминирования и подчинения
Политологический подход – сводит власть к форменной власти государства, а остальные типы власти (в малых группах, в межиндивидуальном общении) не рассматриваются.
Лишь политическая власть Антропология – государственная власть реализуется так же, как она представлена на нижних этажах социума Потестарные виды власти исследует политическая антропология
Луман: властью над обществом обладает только политическая система как целое, основа – монополия на законные решения, контролирующиеся принуждением при отказе других средств управления, недостаточно способностей системы для решения конфликтов, продукт взаимодействия индивидов
Власть через команды реализует программу действий для сохранения целостности системы
В традиционном обществе – власть в чистом виде – правитель царствует, но не правит
Власть, как межличностная коммуникация, - волевое отношение между людьми в процессе межличностной коммуникации
М. Роджерс: власть – способность, потенциал индивидов, обладающих различными статусами, ставить условия, принимать решения и предпринимать действия, определяющие для других индивидов. В одной системе способности – ресурсы: высокий социальный статус, физическая привлекательность, харизма, доступ к влиятельным лицам, собственность
Ресурс – атрибут, обстоятельство или благо, обладание которым увеличивает способность влияния на других индивидов группы Теория социального обмена – поведение участников социального взаимодействия в зависимости от распределения ресурсов.

Понятия и категории

Политический процесс (американский вариант политической антропологии) должен обладать 2 свойствами: публичность, наличием целеполагания.
Группы, участвующие в образовании политического поля. Это поле может сужаться или раскрываться. Политическое поведение характеризуется использованием угрозы или силы. Сила не может быть единственным средством поддержки системы.
Легальность основывается на законе. Легитимность часто оправдывает действия, противоречащие закону. На каком-то этапе легальность и легитимность могут встречаться (выборы), а потом расходиться (утраченная легитимность). Власть легитимна, если, исходя из опыта правления, верится, что она отвечает требованию народа. Власть связана с понятием легитимности. Ее использование понимается, как взаимодействие, в котором держатель власти получает согласие управляемых подчиняться, взамен на возможность в будущем предъявлять требования. Власть – аспект легитимность. Легитимность характеризует эффективность власти, превращающейся в грубый инструмент, опирающийся на силу.
Иерархия власти, 2 центра власти → ведет к хаосу → необходима иерархия внутри власти, где у всех свои функции.
Требования к власти могут предъявляться в четко сформулированном виде или как состояние умов.
Власть чиновников будет легитимной в случае постоянного выполнения требований управляемых, однако невозможно выполнить все, поэтому апеллирует к силе, интригам, манипулированию группами, использованию закона «разделяй и властвуй».
Убеждение – способ влияния на управляемых, способом изменения их верований, убеждений посредством побуждений, через угрозу → влияние.
3 способа достижения согласия: сила и принуждение; власть, основанная на легитимности, убеждение и влияние.
Виды поддержки со стороны управляемых: прямая поддержка; косвенная поддержка.
Политическое решение – определяет программу действий, а организацию и исполнение этой программы определяет административный процесс.
Политическое поведение – это, когда элементы системы работают совместно или против друг друга, по отношению к политическому процессу.
Стадии конфликта:

- мобилизация политического капитала (лидеры группы стараются мобилизовать политический капитал через влияние, блеф, угрозы, заговор и т.п.);

- схватка или открытие карт (когда одна из частей приобрела больше, то берет на себя инициативу по разрушению равновесия);

- кризис (нарушение равновесия, мира, возвещается нарушение нормы) – поворотная точка компонентами политического поля → деление соперников на 2 лагеря.

Процесс появления традиции

Легитимно только то, что испокон веков. Традиция, мы можем узнать о том, что традиционно, если мы уверены в его историческом появлении, или со слов информанта.
Власть и время – социально-возрастной конфликт.
Власть традиции – всё подчиняется поведенческим нормам.
Экономический момент власти традиций: экономический процесс в обществе тесно связан с политическим. Эту связь раскрыли эволюционисты. Они жестко увязывали появление государства с появлением частной собственности.

Экономический аспект власти

Государство – явление приходящее.
Государство, содержание, это эксплуатация наиболее сильным экономически классом другого населения.
На ранних стадиях социогенеза мы сталкиваемся с отсутствием частной собственности → отношение людей к вещам носит коллективный, а не индивидуальный характер.
По мере прогресса нарастает индивидуализация в отношении людей к вещам, достигает пика в развитых индустриальных обществах.
Частная собственность (древнеримские юристы) – право владения, распоряжения, употребления вплоть до злоупотребления собственностью.
Собственностью считались вещи, которые жестко ассоциировались с человеком.
Не смотря на то, что коллективная собственность была приоритетной, социальные верхи всегда имели преимущественное отношение к вещам.
Даже самые архаичные лидеры материально отличались от остальных.
Преданность власти – богатство и щедрость.
I богатство – власть. Из первобытности, от индивида. Щедрость – потлач.
Россия – напоказ (ТПК), протестантизм – не напоказ.
Хотя воровать постыдно, но у нас наворованное всё равно выставляется напоказ.
II нищета – власть. Из культуры общины. Христианство, иудаизм, зороастризм.
Все излишки нужно разделить.
Долгожители – заедают чужой век. Кулаки – заедают мир.
Октябрьская революция – лишь смена принципа показа власти: начало СССР – нищета напоказ.
Начало перестройки – «Убрать привилегии у чиновников» - лозунг из прошлой эпохи.
Французская революция – статус теперь не по богатству, власть стала под жестким контролем. До этого бедные аристократы женились на буржуазии. Буржуа сами зарабатывали, а священная власть – из-за статуса.
Традиционное общество: власть десакрализуется → смена символики и идеологии.
Получение награды из рук правителя – получение части его силы.

Власть традиций

возрастные классы – на ранних стадиях обществ, как институт – в Африке, а в других местах – явление
ритуалы перехода (жизненного цикла): инициации, свадьбы, погребения
биологически – из-за наличия положительных эмоций; социально – конфликт из-за неравномерного распределения должностей
методы снятия конфликта:

1. экономические – главные материальные ресурсы (земля, скот) – в руках старших, за счет них они продвигали молодежь вверх; маркер социальной полноценности – вступление в брак, что связано с материальным затратами (калым), а деньги – у старших; дружина царя – бедная и безродная молодежь – вождя называют отцом;

2. идеологические – культ предков – проклятие / благословение

3. набеги – отвод агрессии вовне; инициация; колонизаторы запретили межэтнические войны; после деколонизации – перевороты, основанные на социально-возрастном конфликте: нет путей реализации у себя – получение образования в Европе для получения должности, но они получали лишь низшие чины, т.к. высокие чины – у европейцев;

4. знание, опыт;

5. табу – женятся на более знатных женщинах, отцеубийство, дебаты, споры.

 

Band

средняя численность – 25-400 человек
охота, собирательство, рыболовство
разделение труда по полу и возрасту
отсутствие специализации в профессиональной деятельности
экзогамия – браки с другими бэндами
доступ к лидерству доступен всем мужчинам определенного возраста
наиболее способный, талантливый – арбитр, но не правитель
старшинство – от отца к сыну – распределение благ, продвижение по маршруту
решения принимаются всеми мужчинами
не один индивид не должен стоять над другим
каждая ситуация имеет своего лидера
экзогамия (Леви-Стросс) – необходимость установления контакта с другими бэндами – обмен женщинами

Племя

нецентрализованные эгалитарные системы, в которых власть распределена между многими малыми группами
мало политических и экономических организаций
характерная черта – осознание себя частью группы, что сплачивает её как единый организм
племя состоит из родственных групп, кланов, линиджей, ведущих свое происхождение от реального или нереального предка
существуют мужские ассоциации
родство – главный принцип племенной организации
смена власти – передел собственности
многие интегрируются в племена посредством возрастных классов
группы, поселения, которые живут рядом – объединяются через «религию»
в этих обществах усилена сакрализация лидера
лидеры присутствуют, но не полноценные, т.к. они ещё не могут кому-то предсказать, не имеют иерархии, но имеют преимущество в светских делах
щедрость одна из характеристик традиционной власти

Вождество

термин – 60е гг.
экономически характеризуется возникновением прибавочного продукта, который чаще идет на содержание управленческого аппарата
вождь обладает сакральными функциями с одной стороны, а с другой – он светский правитель, имеющий иерархию, которую он расставляет
главный институт и атрибут – аппарат насилия (дружина) – генетически восходит к набегам на соседей (юноши нападали на соседей в процессе инициации)
затем начинают делать набеги на караваны – социум доволен
но им не всегда улыбается удача, а институт дружины надо содержать → появление налогов, т.е. сборы на содержание армии
а в дружину идут, т.к. нет средств для обеспечения выкупа → чтобы социализироваться
состав дружины: рабы, пришельцы, люди без рода без племени, обездоленная молодежь
черты вождества:

- централизованная власть (у вождя светские и военные функции);

- иерархия (вождь назначает себе подчиненных) – стоится на запретах, т.е. вождь усиливает авторитет за счет идеологической функции, например, вызывание дождя; верховный вождь – верховный арбитр

- с момента появления вождества идет ориентация на молодежь (чаще на ту, у которой нет выбора)

 

государство – налоги прежде всего
Государство (марксизм) возникает пол мере разделения общества на антагонистические классы с непримиримыми противоречиями.
Возникает нужда в специальном институте, который урегулирует эти отношения и сохранит социальный и общественный порядок.
Однажды возникнув, государство должно исчезнуть.
Государство (либерализм) общество разделяется на классы, имеющие несовпадающие интересы, а потом появляется институт государства, стоящий на страже интересов общества, посредник, который должен умерить интересы сильных, усилить интересы слабых.
Если либеральный и марксистский подходы увязывают появление государства с возникновением столкновения интересов разных групп, то политико-антропологический подход вырабатывает концепции на основе традиционного общества, выявляется степень сложности возникающих управленческих систем.
Типологии:

- государство/негосударство (решающий признак – наличие/отсутствие централизованной власти, например, верховного вождя); государство – более сложная политическая система, но не несёт в себе признака эксплуатации.

- 1953 год – Саутхолл – сегментное государство:

- - размытость границ

- - убывание эффективности верховной власти от центра к периферии

- - наличие периферийных центров с собственными органами управления, зависящими от верховной власти (платят дань и т.д.)

- Ян-Вансина – признаки сегментного государства можно найти в любом африканском «королевстве»; критерии:

- - степень централизации социального контроля

- - нормы наследования власти

Государство есть любая общность, которая управляется верховным главой не непосредственно, а по принципу наделения всей полнотой власти лиц – делегирование власти; на вершине – верховный правитель, который одновременно имеет сакральные прерогативы, и статус верховного начальника, на его власть большое влияние оказывает совет (орган правления), совет оказывает влияние на окончательный выбор; двор верховного правителя состоит из лиц знатного происхождения, причём их имущественный статус, как правило, не имеет значения, публичную власть олицетворяет дружина.
Трудно определить грань между вождеством и ранним государством.

Политическая антропология

Великобритания - социальная антропология.
США - культурная антропология.
Франция - этнология.
Россия - этнография.
Появление антропологии обусловлено наличием империй в античности, колониальной системы, потребности рационального управления.
Фортес, Эванс-Притчард, Браун. Рождение социально-политической антропологии. «Африканские политические системы» - обобщение опыта англичан, полученного в процессе колониального управления африканскими странами.
Морган, Фрезер, Тейлор – эволюционисты, изучали поведение примитивных народов.
Цивилизованные страны: свободный рынок, частная собственность, права личности, демократия.
Истон.
Школа политической антропологии – Великобритания, США, Франция.
Европейские методы экономической оценки Африки и Востока неверны, официальные показатели не работают.
Метод включенного наблюдения.
Другие науки берут методы у антропологии.
Малиновский – функционализм.

Английская политика косвенного управления

Экономика, основанная на прибыли не пригодна для традиционного общества.
Великобритания – политика косвенного (непрямого) управления – попытка научного управления обществом.

- непрямое правление – использование местных правителей – Великобритания;

- прямое управление – полная замена всех чиновников – Франция.

На практике оба типа правления были очень близки. Политическая культура самой метрополии переносилась на колонию.
Непрямое правление – использование традиционных институтов власти.
Подготовка управленческих кадров в спецшколах, где им прививалась европейская система ценностей.
Научное обеспечение – британская школа антропологии – государственные антропологи были при наместниках для консультаций по ходу правления, по нововведениям.
Европейцы считали деньги – выгодно ли содержать колонии?
Правитель тем престижнее, чем больше у него территории и людей в подчинении, население верило в могущественного правителя.
Политическая антропология – прикладная наука.
Во главе некой группы стоял вождь – система туземных властей.
Возрождение народного духа.
Образованные по-европейски африканцы сами выступали против института традиционных вождей.
Без обратной связи управление невозможно.
эволюционизм ↔ функционализм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.042 с.)