Психологические концепции власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические концепции власти



Вывести власть из индивидуальной психологии. В психологии заложены мотивации, которые не рефлексируются сознанием, они порождают власть, как общественный феномен.
Мальдер: Редукция и иерархическая дистанция. Власть - это такой феномен, следствия которого варьируются в зависимости от степени, а не от природы власти. При равной степени власти следствия будут равными, сколь бы различными ни были основания власти. Поскольку власть приносит удовлетворение сама по себе, индивиды страстно стремятся к высоким позициям в иерархии власти, встречая на своем пути сопротивление со стороны вышестоящих. При отсутствии эффективного продвижения нижестоящие удовлетворяются кажущимся сближением с вышестоящими, а иногда даже простым воображением, что дистанция, их разделяющая, меньше, чем она есть в действительности. Эта возможность ложного удовлетворения (через психологический механизм замещения) создает у подчиненных позитивное отношение к вышестоящим. Оно тем больше, чем меньше дистанция, действительная или кажущаяся. Вышестоящие стремятся оттолкнуть нижестоящих проявлениями своей антипатии, которая тем сильнее, чем ближе приближаются к ним нижестоящие. Происходит конфликт, из которого следует, что на тенденцию к сближению воздействуют негативные моменты отталкивания в зависимости от иерархической дистанции. Чем больше дистанция - тем сильнее антипатия вышестоящих к нижестоящим. Поэтому индивид будет иметь больший шанс сблизиться с непосредственным и меньший - с отдаленным начальством. Точно также индивид будет испытывать сильные позитивные чувства к начальству тем больше, чем последнее ближе к нему.
Лассуэлл (Lasswell): считает, что люди могут и не воспринимать свою/чужую деятельность как стремление к власти, а просто работа, заработок, а за всем этим стремление к власти. Власть как цель и средство, а все действия – воля к власти. На всех уровнях политической активности истоки власти следует искать в низменных мотивах – стремление к власти – компенсация, духовной, физической неполноценности.
Рассел: Жажда власти определяет всю динамику общественных отношений. Каждый человек изначально наделен страстями: стремление к власти; к славе. Обе эти страсти ненасытны и бесконечны. Человеческий мотив должен быть включен в исследование причин и законов развития общества, т.к. страстное желание – главный мотив изменений, который должна изучать наука. Рассел стремится раскрыть психологию власти, которая может раскрыть психологию лидерства. Ни один лидер не достигнет успеха, если он не получает чувства радости от власти над окружающими. Подлинный лидер обладает самоуверенностью, которая глубоко укорена в его подсознании.
Страсть обладать властью, вера в собственные силы и другие черты у робких и застенчивых существуют в скрытом виде, что расширяет поле деятельности (власти) для более наглых и смелых (решительных).
Одни всегда стремятся командовать, а другие – подчиняться. Есть масса обычных людей, которым нравиться в каких-то ситуациях командовать, а где-то подчиняться.
Психологическая концепция власти сосредотачивает внимание на индивидуальных импульсах, мотивирующих к достижению власти. Психологический аспект является главным в определении власти.
Правомерна постановка вопроса – «что первично: люди или система?» (т.е. общество детерминирует людей с подобной психологией). Если последний ответ верен, то правомерно спросить о механизмах формирования такой индивидуальной психологии под воздействием общества.
Вопрос: Поведенческие модели людей, наделенных волей к власти (они должны быть разными).

Понятия и категории

Политический процесс (американский вариант политической антропологии) должен обладать 2 свойствами: публичность, наличием целеполагания.
Группы, участвующие в образовании политического поля. Это поле может сужаться или раскрываться. Политическое поведение характеризуется использованием угрозы или силы. Сила не может быть единственным средством поддержки системы.
Легальность основывается на законе. Легитимность часто оправдывает действия, противоречащие закону. На каком-то этапе легальность и легитимность могут встречаться (выборы), а потом расходиться (утраченная легитимность). Власть легитимна, если, исходя из опыта правления, верится, что она отвечает требованию народа. Власть связана с понятием легитимности. Ее использование понимается, как взаимодействие, в котором держатель власти получает согласие управляемых подчиняться, взамен на возможность в будущем предъявлять требования. Власть – аспект легитимность. Легитимность характеризует эффективность власти, превращающейся в грубый инструмент, опирающийся на силу.
Иерархия власти, 2 центра власти → ведет к хаосу → необходима иерархия внутри власти, где у всех свои функции.
Требования к власти могут предъявляться в четко сформулированном виде или как состояние умов.
Власть чиновников будет легитимной в случае постоянного выполнения требований управляемых, однако невозможно выполнить все, поэтому апеллирует к силе, интригам, манипулированию группами, использованию закона «разделяй и властвуй».
Убеждение – способ влияния на управляемых, способом изменения их верований, убеждений посредством побуждений, через угрозу → влияние.
3 способа достижения согласия: сила и принуждение; власть, основанная на легитимности, убеждение и влияние.
Виды поддержки со стороны управляемых: прямая поддержка; косвенная поддержка.
Политическое решение – определяет программу действий, а организацию и исполнение этой программы определяет административный процесс.
Политическое поведение – это, когда элементы системы работают совместно или против друг друга, по отношению к политическому процессу.
Стадии конфликта:

- мобилизация политического капитала (лидеры группы стараются мобилизовать политический капитал через влияние, блеф, угрозы, заговор и т.п.);

- схватка или открытие карт (когда одна из частей приобрела больше, то берет на себя инициативу по разрушению равновесия);

- кризис (нарушение равновесия, мира, возвещается нарушение нормы) – поворотная точка компонентами политического поля → деление соперников на 2 лагеря.

Процесс появления традиции

Легитимно только то, что испокон веков. Традиция, мы можем узнать о том, что традиционно, если мы уверены в его историческом появлении, или со слов информанта.
Власть и время – социально-возрастной конфликт.
Власть традиции – всё подчиняется поведенческим нормам.
Экономический момент власти традиций: экономический процесс в обществе тесно связан с политическим. Эту связь раскрыли эволюционисты. Они жестко увязывали появление государства с появлением частной собственности.

Экономический аспект власти

Государство – явление приходящее.
Государство, содержание, это эксплуатация наиболее сильным экономически классом другого населения.
На ранних стадиях социогенеза мы сталкиваемся с отсутствием частной собственности → отношение людей к вещам носит коллективный, а не индивидуальный характер.
По мере прогресса нарастает индивидуализация в отношении людей к вещам, достигает пика в развитых индустриальных обществах.
Частная собственность (древнеримские юристы) – право владения, распоряжения, употребления вплоть до злоупотребления собственностью.
Собственностью считались вещи, которые жестко ассоциировались с человеком.
Не смотря на то, что коллективная собственность была приоритетной, социальные верхи всегда имели преимущественное отношение к вещам.
Даже самые архаичные лидеры материально отличались от остальных.
Преданность власти – богатство и щедрость.
I богатство – власть. Из первобытности, от индивида. Щедрость – потлач.
Россия – напоказ (ТПК), протестантизм – не напоказ.
Хотя воровать постыдно, но у нас наворованное всё равно выставляется напоказ.
II нищета – власть. Из культуры общины. Христианство, иудаизм, зороастризм.
Все излишки нужно разделить.
Долгожители – заедают чужой век. Кулаки – заедают мир.
Октябрьская революция – лишь смена принципа показа власти: начало СССР – нищета напоказ.
Начало перестройки – «Убрать привилегии у чиновников» - лозунг из прошлой эпохи.
Французская революция – статус теперь не по богатству, власть стала под жестким контролем. До этого бедные аристократы женились на буржуазии. Буржуа сами зарабатывали, а священная власть – из-за статуса.
Традиционное общество: власть десакрализуется → смена символики и идеологии.
Получение награды из рук правителя – получение части его силы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.008 с.)