Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Связь педагогики с другими науками.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Педагогика не может существовать обособленно от других наук, человека как члена общества изучают общественные науки, как продукта биологической эволюции – биологические науки, а как мыслящее существо с психическим внутренним миром – психологические науки. Педагогика тесно связана с философией. У философии и педагогики имеется ряд общих вопросов и проблем: – проблемы цели воспитания; – проблемы формирования мировоззрения; – взаимосвязь коллектива и личности и др. Наблюдается связь педагогики с социологией, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп или сове населения, закономерности социализации влияния социальной среды на человека, воспитание личности в различных социальных институтах. Тесно связана с экономикой. Данные экономики образования необходимы для решения таких важных задач, как: – определение затрат на обучение; – определение стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений; – определение затрат на учительские кадры, строительство, оборудование, наглядные пособия и т.д. В решении вопросов педагогика и экономика опираются на данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения (рождаемость, смертность, миграция и др.). Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии. Особое значение для педагогики имеет связь психологическим науками. Необходимо понимать свойства человеческой деятельности и развития личности, строить обучение и воспитание в соответствие с этими законами. Педагогика пользуется психологическими методами исследования для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Устанавливаются связи педагогики с инженерной психологией, исследующей взаимоотношения человека и техники. Данные этой науки помогают педагогике в разработке методики включения технических средств, компьютеров в учебный процесс.
Образование как педагогическая категория (категория – научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности) обладает рядом свойств.
Рассмотрим некоторые из них.
1. Целенаправленность образования. Образование служит цели передачи от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта; созданию условий для личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе, в результате чего достигается определенный уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. 2. Историчность образования Само понятие «образование» по своему характеру исторично. Так, в 19 в. оно целиком соответствовало буквальному смыслу термина и означало «формирование образа (духовного или телесного)». В этом значении его ввел в научный оборот швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (1746-1827), а в русскую литературу – известный просветитель Н.И. Новиков (1744-1818). Система образования, прежде чем она сложилась в ее современном виде, прошла долгий и сложный путь исторического развития. Во все времена в разных странах содержание и характер образования определялись требованиями общественного производства, развития экономики, состоянием и потребностями научно-технического прогресса, духовной культуры, развитием педагогической теории и практики. 3. Функциональность образования. Образование как социальный институт решает ряд важных задач: – передача (трансляция) знаний от поколения к поколению; – распространение культуры; – социализация личности, особенно молодежи и ее интеграция в общество; – дифференциация (наличие в обществе социальной структуры или процесс, ведущий к возникновению новых видов деятельности, ролей и групп, для выполнения новых функций) членов общества, благодаря чему обеспечивается изменение социальной структуры общества; – разработка и создание новых идей, теорий, открытий, изобретений и т.д.
Воспитание одна из основных категорий педагогики однако общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому – его многозначность. Воспитание можно рассматривать как: – общественное явление; – деятельность; – процесс; – ценность; – систему; – воздействие; – взаимодействие и т.д.
Определяя объем понятия «воспитание» многие исследователи выделяют: – воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие общества на человека в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;
– воспитание в широком педагогическом смысле, имея ввиду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; – воспитание в узком педагогическом смысле, а именно – воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; – воспитание в еще более узком значении – решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т.д.). Педагогическая деятельность – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями. Структурными компонентами педагогической деятельности являются: – цель деятельности; – субъект деятельности (педагог); – субъект – объект деятельности (воспитанник); – объект деятельности (педагогический факт, ситуация, опосредованно влияющая на воспитанника); – содержание деятельности; – способы деятельности; – результат деятельности.
2. Понятие обучения, образования. Традиционная схема обучения. Виды обучения: контекстное, витагенное, позиционное, развивающее. Обучение в контексте основных направлений современной психологии.
Обучение, образование, наряду с воспитанием являются основными категориями педагогики. Еще в 60-х гг. на страницах российских педагогических журналов развернулась дискуссия, начатая Л.Н. Толстым по поводу различения понятий «воспитание» и «образование». В дискуссии приняли участие такие известные педагоги как К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.Г. Белинский, П.Р. Фруман, Н.И. Пирогов и др. Однако некоторые выводы были сделаны: 1) практически все авторы различают понятие «образование», «воспитание» и не считают их синонимами. Одни, однако, считают их практически несоприкасаемыми, другие же (их большинство) считают, что дефинитивно эти понятия пересекают друг друга; 2) большинство авторов понимает под образованием интеллектуальную сферу развития личности, связанную в первую очередь с усвоением основ наук, то есть фактически сводят образование к систематическому обучению. Витагенное обучение – обучение, основанное на актуализации жизненного опыта, личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях. Голографический подход – объемное восприятие и усвоение знаний. Он обеспечивается тремя проекциями: витагенной (жизненный опыт), дидактической (научной) и конструирующей (дополнительный источник информации). В основе витагенного обучения лежит воспитание ценностного отношения не только к Знанию, сколько к Незнанию, в котором проявляется уровень овладения Знанием. «Я знаю, что я ничего не знаю» (Сократ) – формула, которую помнит всякий думающий, ищущий учитель. Опора на жизненный опыт учащихся и учителей дает возможность реализовать персонально личностный подход, то есть осуществить обучение не только личности, но и индивидуальности и персоны. Представляя технологию голографического метода в преподавании, остановлюсь лишь на нескольких приемах, используемых мною на уроках. Прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием его связей в образовательном процессе. Применяется в тех случаях, когда необходимо использовать аналитические способности учащихся, их умение соотносить ценностную образовательную информацию с запасом витагенной информации и делать необходимые в образовательных целях выводы. Учащимся предлагается обращаться к жизнеописанию в тех случаях, когда в фактах собственной или чужой биографии они находят подтверждение или отрицание образовательной значимости информации, полученной в изложении учителя. Цель данного приема – свести витагенные знания со знаниями образовательными. Между ними практически всегда существуют расхождения, неизбежные между научными и житейскими представлениями человека.
Образовательная задача учителя – диагностировать степень расхождения между витагенными и образовательными знаниями и, опираясь на систему научных доказательств, показать образовательную ценность жизненного опыта учащихся. Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся. Суть приема в том, чтобы выяснить, каким запасом знаний обладают учащиеся, перед тем как предлагать им новые знания. Прием позволяет определить интеллектуальный потенциал как отдельных учащихся, так и коллектива в целом, создает психологическую установку на получение новой информации, дает возможность использовать полученную информацию при решении проблемных ситуаций. Технология использования данного приема связана с несколькими возможными формами организации деятельности учащихся. Перечислим их: 1. Прямая постановка вопроса: «Что вы знаете о …?». 2. Постановка проблемного вопроса в виде описания какой-то жизненной ситуации. Например: вы знаете, что, если молоко не убрать в холодильник на ночь, то оно испортится. Почему? 3. Опора на письменные работы учащихся, в которых они излагают витагенные знания. Например: зачем мне нужна биология. В дальнейшем, опираясь на такие письменные работы, выясняется степень их осведомленности по конкретной теме.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.32 (0.009 с.) |