Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы когнитивной психологии. Обучение критическому (творческому, латеральному) мышлению.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В современной педагогической психологии обсуждаются вопросы социального научения человека. Доминирующими теориями являются бихевиоризм и когнитивизм. Бихевиористская традиция выросла из эмпирической, ассоциативной традиции, родоначальником которой был Аристотель. В ее развитие существенный вклад внесли Дж. Локк, Джон Стюарт Милль, утверждавшие, что научение человека заключается в образовании новых комбинационных идей. Бихевиортистская теория учения характеризуется тем, что при анализе процесса обучения учитываются только внешние воздействия (стимулы), которые вызывают у обучаемого ответные реакции. Научение – приобретение индивидуального опыта – осуществляется через закрепление навыков (упроченной связи), стимула (реакции на процесс обучения) и заключается в установлении определенной связи между стимулами и реакциями. Наоборот, негативное подкрепление (наказание, порицание) разрушает образовавшуюся связь. Представители когнитивизма (Ж.Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Фодор и др.) использовали аналогию между процессом переработки информации человеком и вычислительными машинами, утверждали решающую роль знания в протекании психических процессов и поведении человека. Когнитивные теории следует разделить на две группы. Первую составляют информационные теории, рассматривающие учение как информационный процесс. Теории второй группы стремятся описывать процесс учения с помощью основных психических функций: восприятия, памяти, мышления. Теория социального научения показывает, что похвалы и наказания недостаточно, чтобы научить новому поведению. Важнейшими формами социального научения является имитация, подражание, идентификация. Имитация – это подражание, более или менее точное воспроизведение оригинала, подделка. Идентификация – процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства, действия другой личности, выступающей в качестве модели. Научение может осуществляться на различных уровнях: выработка реативного, концептуального и оперантного поведения, когнитивного научения. Научение не может быть успешным, если человек не достиг определенного уровня развития, созревания. В психологии выделяются критические сензитивные периоды в развитии, в которые наиболее легко осуществляются определенные виды научения, например, викарное научение (подражание) возможно в 2-3 года, когнитивные способности научения – с 5 лет, научения путем рассуждения – с 12 лет, формирование профессионального мышления – с 20-25 лет. Истоки рефлексивного подхода к познанию являющихся и предметом действительности находятся в трудах философов. Так, Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредотачиваться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от внешнего, телесного. Дж. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя ее как особый источник знания – внутренний опыт, в отличие от внешнего, основанную на деятельности органов чувств. В современной гносеологии рефлексия рассматривается как один из методов познавательной деятельности. С этой позиции рефлексия характеризует любую мыследеятельность, которая вызывает предельные, пограничные основания образов, способов фиксации, проявлений природного, общественного, познавательного, собственно человеческого универсумов, высвечивает амплитуды понимания и постижения всего сущего. В современной психологии рефлексия трактуется следующим образом: · как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, что предполагает особую направленность внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелось субъекта: у детей рефлексии почти нет и у взрослого она не разовьется, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы; · как механизм взаимопонимания – осмысления субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению; рефлексия – не просто знание и понимание самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления, причем содержанием последних выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии – отношения предметно-рефлексивные. Рефлексия имеет дело с предметным содержанием, которое безличностно, но при этом различают теоретическую и практическую рефлексию. Первая представляет собой момент развития понятия, метод, позволяющий переходить от одного понятия к другому в рамках одного определения. Вторая является процессом соотнесения индивидуального действия или помысла с понятием и одновременно контролирует меру этой соотнесенности.
7. Субъекты образовательного процесса. Психология педагогической деятельности. Педагогическая деонтология. Личность специалиста по работе с молодежью. Термин «субъект» в педагогической деятельности понимался в прошлом однозначно: субъект – это педагог как главное действующее лицо, именно его деятельность определяет качество и результат педагогической деятельности, от него все зависит. Что касается воспитанников, то они понимались как объект или материал деятельности педагога. Поэтому, характеризуя взаимоотношения педагогов и воспитанников говорили о субъект-объектных отношениях в педагогике. При этом в качестве объектов учитывались и материальные средства (наглядные пособия, учебные пособия и т.п.), используемые педагогом. Таким образом, воспитанники фактически отождествлялись с материальными предметами их деятельность, интересы, возможности недостаточно учитывались в анализе и оценках педагогической деятельности. Со временем отношение к воспитанникам изменилось, но до сих пор в педагогических работах мы встречаемся с пониманием воспитанника как объекта деятельности профессионального педагога. Сегодня термин «субъект» используется в ином значении: субъект – это человек, выполняющий определенные функции в той или иной деятельности. И потому субъектами понимаются и педагог, и воспитанники, и родители, и люди, оказывающие помощь воспитанникам. Вместе с тем количество субъектов педагогической деятельности остается неопределенным, а, следовательно, их функции – недостаточно осмысленными. Действительно, педагогами и воспитанниками не ограничивается количество субъектов в педагогической деятельности. Значительную роль в этой деятельности часто играют ее организаторы (управленцы), например, директор школы, завуч, библиотекарь, и другие, без которых педагогическая деятельность неосуществима в необходимых для общества, формах, объеме и качестве. Иными словами, деятельность педагогическая может быть стихийной, например, в семье, в общении с друзьями, на работе. Она может быть даже неосознаваемой или недостаточно осознанной и осуществляться случайно. Но может быть осознанной и тогда она становится преднамеренной и планируемой. Наконец, степень организации педагогической деятельности может быть разной – частичной (в разной мере) и полной с созданием особых условий ее осуществления. Если раньше организованная педагогическая деятельность была связана только с подготовкой подрастающего поколения к жизни в школах и специальных учебных заведениях, а позднее – в детских домах и детских садах, то сегодня она необходима в разных формах социальной работы (адаптации, коррекции) с людьми разного возраста. Таким образом, следует говорить о трех субъектах педагогической деятельности – воспитанниках, педагогах и организаторах. При этом постоянными ее субъектами являются педагоги и воспитанники, функции которых, равно как и организаторов различны. Более того следует говорить о двух сферах или уровнях данной деятельности – стихийной и организованной, которые являются автономными и конечно, взаимосвязанными. Деятельность воспитанника не может быть независимой от педагога профессионального или непрофессионального, в качестве которого может быть любой человек, чей опыт, знания, умения позволяет ему быть наставником. Так же не может и деятельность педагога быть независимой от деятельности воспитанников. Она всегда выступает одной из составляющих в совместной деятельности воспитанников и педагогов и вне такого единства не существует. Лишь отдельные стороны деятельности педагога, такие как планирование, подготовка к общению с воспитанниками, могут казаться индивидуальными и самостоятельными, но и они обусловлены качеством деятельности воспитанников, зависимы от них. В целом же именно совместная деятельность воспитанников, педагогов и организаторов понимается сегодня как педагогическая деятельность. Более того, в соответствие с автономностью отдельных сфер деятельности ее субъектов можно говорить о стихийной и организованной педагогической деятельности в рамках специальных заведений. Наконец, в соответствии с качественно разной направленностью ее сфер можно говорить о видах педагогической деятельности. Основными видами педагогической деятельности В.А. Сластенин считает преподавание и воспитательную работу, которая понимается как деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управления разнообразными видами деятельности воспитанников. Деятельность организаторов также следует считать видом педагогической деятельности. Роль педагогов, как и педагогическая деятельность в целом, может быть случайной, непреднамеренной, обусловленной возрастом, родительскими инстинктами, положением в социальной группе, опытом и должностью, но не может быть преднамеренной, планируемой и организованной. Следует подчеркнуть, профессиональные педагогик, как правило, участвуют в организованных формах педагогической деятельности. Функции педагога – помочь воспитанникам активно овладеть знаниями, навыками, умениями, познавать окружающий мир, его ценности и ориентироваться в нем, сознавать себя и свое место в этом мире, овладевать опытом жизни людей. Т.е. по сути, педагог выступает в роли старшего товарища, помощника, консультанта, контролера, организатора деятельности воспитанников. Бытующие в практике выражения «педагог дает знания и формирует умения», «педагог учит и передает опыт» - неточны и неверны по существу. Ведь дать знания или передать опыт как материальные вещи нельзя, можно познакомить учащихся с миром тех или иных представлений и охарактеризовать их. Усвоить знания и опыт, то есть считать те или иные знания своими, отобрать наиболее ценное в опыте – это результат только деятельности самих воспитанников. «Научить никого и ничему нельзя, можно лишь помочь учиться», гласит народная мудрость, подчеркивая функции воспитанников и педагогов. Иными словами, педагог не учит, а помогает учиться, не дает знания и формирует навыки, умения, а помогает овладеть знаниями, навыками и умениями. Функции организаторов, управленцев многообразны и требуют участия многих людей. Создание условий для осуществления педагогической деятельности (материально-технических, финансово-экономических, правовых) – сложная и комплексная задача. Ее решение требует участия не только работников учебного заведения, но и работников ряда управленческих учреждений города, области, страны. Планирование педагогической деятельности как перспективное, так и текущее – иные задачи, требующие решения многих вопросов, в том числе проведения исследовательской работы, и конечно участия в ней значительного числа людей. Наконец, контроль эффективности реализации педагогических процессов и всей организованной педагогической деятельности – не мене важная задача управления, также сложная и комплексная как и другие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.51 (0.01 с.) |