Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развивающее (от ретроспективного анализа к поиску новых идей).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Наиболее признанная и наиболее востребованная в ученом процессе теория развивающего обучения, у истоков которой стояли такие выдающиеся отечественные психологи педагоги, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др. Л.С. Выготский – создатель культурно-исторической теории психического развития человека. Культура – писал он, - и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека, и потому, сама постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития. По его теории, переход от когнитивно социальной деятельности к индивидуальной является в сущности процессом интериоризации. Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическим функциями личности. Многие исследователи до педагогической психологии Л.С. Выготского опирались на идеи Ж.Пиаже о том, что развитие ребенка, в частности развитие интеллекта идет вслед за обучением и воспитанием. Л.С. Выготский в процессе научной полемики с Ж. Пиаже доказал, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения взывать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития». Общий смысл понятия «зона ближайшего развития» состоит в том что на определенном этапе развития ребенок может решать учебные задачи под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными сотоварищами. Однако до 1957 г., до исследований Л.В. Занкова эти идеи Выготского были в значительной степени в дидактике и практике обучения не востребованы. Л.В. Занкову удалось развернуть на базе обучения в начальных классах беспрецедентного по охвату школ (практически во всех регионах СССР) педагогический эксперимент. В основу эксперимента положена идея о том, что можно достигнуть более высокой эффективности обучения для общего развития школьников. Среди принципов экспериментальной системы Л.В. Занкова решающая роль отводилась принципу обучения на высоком уровне трудности. Понятие «трудность» связывалось с преодолением учащимися препятствий в решении учебных задач, вызывающих определенные напряжения их сил и способностей. Характер трудности предопределяется опорой на другой принцип согласно которому в начальном обучении ведущая роль отводится теоретическим знаниям. Среди принципов особо следует выделить также: 1) в изучении программного материала идти вперед быстрыми темпами; 2) осознание обучающихся процесса учения. В соответствие с этими принципами будут скорректированы учебные программы, разработаны и написаны учебники и пособия для начальных классов. Практически параллельно теории развивающего обучения активно разрабатывали Д.Б. Эльконин, В.К. Давыдов, их многочисленные ученики. Системно-целостный подход к обучению игровой и учебной деятельности с учетом возрастных особенностей, психологического развития школьников активно вел Эльконин в 70-е гг. Он опирался на мотивационно-потребностную сферу ребенка, которая создавала благоприятные условия для вовлечения детей во все усложняющиеся ситуации. Развивающее обучение, ориентируясь на формирование теоретического мышления, требует определенного отбора и конструирования содержания учебных предметов, дидактических пособий, которые подчиняются некоторым логико-психологическим требованиям. Проблемное и эвристическое обучение (от стимулирования творчества до развития менталитета). Возможность и педагогическая ценность учения и методом «искания», «открытия» исследовательским методом осознавалась давно. Я.А. Клменский: «Всех нас, вышедших из школ и университетов, коснулась только тень учености…Цветущие годы юности прошли в изучении пустяков, людей следует учить главным образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдали сами небо, землю, дубы и буки, т.е. чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили только чужие наблюдения и объяснения». Дистервег А. в 1835 г. сравнил «эвристический метод» с «сообщающим». Он видел развивающие возможности эвристического метода обучения, стимулирующего самодеятельность учащихся. Г. Армстронг, профессор химии в Центральном колледже в Сити в 1889 г. писал: «Эвристический метод ставит учащихся в положение исследователя позволяет открывать научные факты, вместо того, чтобы только слышать о них…». Идея применения исследовательского метода в обучении не нашла должного применения вплоть до 20-30-х гг. 20 века. Наиболее ценные методические установки относительно разработки применения «активных методов», включая исследовательский, даны в работах Н.К. Крупской. Широкое применение получил метод эвристической беседы. С методологической точки зрения Н.И. Медянцев выделил 5 секций вопросов в процессе эвристической беседы. Первая серия вопросов должна быть направлена на то, чтобы выяснить целевую установку темы как некоторой проблемы, требующей решения. Исходным пунктом беседы является наблюдение. В результате наблюдения за опытами у учащихся должна возникнуть масса вопросов…Это будет уже не просто навязанная тема, а проблема, которую учащиеся сами обязательно поставят, ибо они встретились с кажущимися противоречиями… Роль преподавателей сводится к тому, чтобы путем искусно поставленных вопросов и наблюдений пробудить творческую мысль учащихся, которая выразится в постановке и формулировке проблемы – темы. Вторая серия вопросов должна быть направлена на решение поставленной проблемы. Решение же самой проблемы сводится к 2 этапам: составление плана исследования; выполнение его при данных условиях. Третья серия вопросов ставится в связи с выполнением намеченного плана. Четвертая серия вопросов приводит к формулированию вывода самими учащимися, а потом сопоставляется с книжной формулировкой и выясняется более точная и краткая из них. Пятая серия вопросов выясняет техническое применение установленного закона. Условия эффективности эвристической беседы: 1) наличие четкого и достаточно глубоко предварительно продуманного плана беседы; 2) постановка серии логически взаимосвязанных эвристических вопросов (Какова главная идея? В чем смысл? и т.д.); 3) переформулировка вопросов, если учащиеся затрудняются на них ответить; 4) поэтапное обсуждение и подведение итогов; 5) итоговое обсуждение обобщение и заключение преподавателя.
СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД МОЛОДОСТИ. ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ, СМЫСЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.127.131 (0.007 с.) |