Диспетчеры в транспортном процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диспетчеры в транспортном процессе



 

Для контроля и управления движением грузового автотранспорта создается диспетчерская станция. Она может обслуживать одно или несколько транспортных предприятий, а также отдельных перевозчиков по разовым заявкам. Несмотря на приватизацию автомобильного транспорта, диспетчерские станции в подавляющем большинстве являются государственными организациями или же коммерческими организациями с участием государства. Объясняется это тем, что: во-первых, затраты на строительство и содержание таких станций очень велики (как правило, станция может обслуживать целый район); во-вторых, работа диспетчерской станции зачастую заключается во взаимодействии с государственными и административными органами.

Диспетчерские станции оборудуются средствами проводной радиотелефонной связи, автоматики, телемеханики и вычислительной техники.

Для централизованного управления движением диспетчерская станция оснащается:

—прямой проводной связью с автотранспортными предприятиями, конечными и промежуточными контрольными пунктами маршрутов и стоянками автотранспорта;

—радиотелефонной связью с грузовыми автомобилями, автомобилями технической помощи и линейными диспетчерскими пунктами, где отсутствует прямая проводная связь.

Общее руководство работой диспетчерского аппарата возлагается на начальника станции или главного диспетчера. На государственных диспетчерских станциях начальник находится в непосредственном подчинении заместителя начальника соответствующего транспортного управления.

Типовая организационная структура состава диспетчерской станции выглядит следующим образом:

а) группы сменных старших диспетчеров;

б) группы дежурных по приему заявок на перевозку, по распределению и исполнению заявок;

в) диспетчеры по разработке технологических карт диспетчерского управления движением автотранспорта применительно к местным условиям;

г) диспетчеры по анализу исполненных перевозок за каждые сутки.

Основными задачами диспетчерской станции являются:

1.Улучшение качества транспортного обслуживания заказчиком грузовых перевозок за счет повышения регулярности движения, оперативного контроля за состоянием обслуживания заказчиков на линии, оперативного регулирования движения подвижного состава с соблюдением безопасности движения.

2.Повышение эффективности использования автотранспорта за счет рационального использования резерва автомобилей на наиболее загруженных направлениях.

3.Увеличение количества выполняемых заявок на перевозку и своевременного направления (переключения) простаивающего транспорта в пункты повышенного спроса на перевозки грузов.

4.Принятие мер по оказанию своевременной технической помощи грузовому автотранспорту на линии.

5.Ведение учета и составление отчетности по выполненным перевозкам.

Штатная численность диспетчерского состава определяется в зависимости от количества подвижного состава в рейсах, числа маршрутов, объема поступающей информации и применяемой системы ее обработки.

Основными функциями диспетчерской службы являются:

1. Оперативный контроль за своевременным выпуском автомобилей в каждый рейс и эффективным использованием автомобилей.

2.Управление движением на всей сети маршрутов.

3.Прием заявок и организация договорных перевозок.

4.Координация движения автотранспорта с другими видами транспорта.

5.Принятие мер по оказанию своевременной технической помощи на линии.

Диспетчерское руководство движением автотранспорта на маршрутах выражается в регулярном обмене между промежуточными и конечными пунктами назначения следующей информацией:

—о времени фактического отправления автотранспорта;

—о нарушениях и отклонениях движения от графика;

—о наличии свободных грузовых мест в грузовых автомобилях;

—об объемах грузов (скоплении грузов) в промежуточном пункте назначения;

—о дорожных и погодных условиях;

—о дорожно-транспортных происшествиях; др.Диспетчерская служба имеет право требовать:

1. От автотранспортных предприятий:

—выпуска грузового автотранспорта в соответствии с расписаниями и графиками;

—своевременного оказания технической помощи подвижному составу в рейсах или его замены при технической неисправности;

—выполнения указаний по распределению подвижного состава на маршруты по договорам и в рейсы по заявкам, а также выпуска резервного автотранспорта;

—представления периодической информации, предусмотренное технологическим процессом работы диспетчерской станции (о времени и количестве выпущенных в рейсы автотранспортных средств; о причинах неполного выпуска, опозданий, сходов; о принятых мерах по исполнению недостающего подвижного состава; др.).

2. От водителей автомобилей:

—выполнения всех утвержденных рейсов;

—представления информации о времени прибытия на контрольные пункты при выполнении каждого рейса;

—выполнения указаний диспетчерского аппарата по соблюдению графика движения, по переключению на другой маршрут, пр.;

—выполнения указаний по обеспечению заявок на доставку грузов, а также информации о месте нахождения радиофицированных автомобилей по прибытии в промежуточные и конечные пункты назначения.

Работники диспетчерской службы обязаны: — обеспечивать централизованное управление движением автотранспорта с соблюдением правил безопасности движения;

—     строго выполнять требования организации технологического процесса работы диспетчерской службы;

—представлять автотранспортным предприятиям установленную отчетность;

—представлять автотранспортным предприятиям оперативную информацию о работе автотранспорта на маршрутах и в рейсах;

—осуществлять координацию работы автомобильного транспорта с другими видами транспорта.

Права и обязанности каждого конкретного работника диспетчерской службы определяются должностными инструкциями. В качестве основы для разработки должностных инструкций на работников диспетчерской службы можно взять следующие сведения:

 

3 Диспетчерское руководство движением автобусов и легковых автомобилей

 

Решение вопросов, связанных с организацией и управлением перевозок, осуществляется службой эксплуатации транспортных предприятий и региональных центров управления (логистических центров).

Производственные пассажирские предприятия представляют собой основу эксплуатационной деятельности пассажирского транспорта, которая обеспечивает удовлетворение населения в перевозках как конечную цель транспортной системы.

Каждое транспортное предприятие имеет в своем составе пять основных служб: организации перевозок; техническую; экономическую; безопасности движения и кадровую. Основной задачей тех нической службы является содержание подвижного состава в технически исправном состоянии за счет его надлежащего хранения, проведения качественного технического обслуживания и ремонта. Экономическая служба занимается планированием производственной деятельности предприятий и ее анализом. Основной задачей службы безопасности движения является предупреждение дорожно-транспортных происшествий. Кадровая служба отвечает за укомплектование квалифицированными кадрами всех подразделений предприятия, их учебу и переподготовку.

Рациональная организация перевозок, уровень и качество обслуживания пассажиров, эффективное использование подвижного состава обеспечивается в большей степени службой организации перевозок. Служба организации перевозок реализует работу всех других служб, а результаты ее деятельности определяют основные технико-эксплуатационные и экономические показатели.

Пассажирская служба организации перевозок выполняет сле­дующие задачи:

разрабатывает рациональную систему планирования перевозок и организации движения подвижного состава применительно к ме­стным условиям;

обеспечивает внедрение и функционирование передовых сис­тем диспетчерского управления движением автомобилей;

осуществляет полную, своевременную, комфортабельную и безо­пасную перевозку пассажиров с минимальными затратами времени на поездку;

организует эффективное использование подвижного состава и его рентабельную эксплуатацию;

осуществляет полный сбор проездной платы;

создает условия для высокопроизводительного труда работни­ков службы;

обобщает и широко распространяет передовые методы вожде­ния и передовой опыт работы;

систематически проводит работу среди вспомогательного и дис­петчерского состава по безопасности движения.

Учитывая, что в городах с населением более 250 тыс. чел. под­вижной состав городского пассажирского общественного транс­порта состоит не только из различных видов транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, маршрутные такси), но и принадлежит раз­личным субъектам, необходимо наличие единого управления их совместной работой.

Основными условиями, которые обеспечивают возможность совместной эксплуатации различных видов транспорта являются:

единое управление всеми видами транспорта, работающего по согласованному расписанию, составленному для комплексной маршрутной системы;

единый центральный диспетчерский пункт, координирующий движение через диспетчерские пункты отдельных видов городско­го транспорта;

систематическое одновременное обследование пассажиропото­ков на всех видах пассажирского общественного транспорта, рабо­тающего в городе.

Для централизованного управления работой подвижного состава на линии при территориальных транспортных объединениях, либо при крупных транспортных предприятиях, создаются, как правило, центральные диспетчерские службы (ЦДС) или логистические цен­тры. Руководство движением из одного центра, снабженного ком­плексной системой информации, обеспечивает принятие более ра­циональных оперативных решений, целесообразных и техниче­ски обоснованных, так как они исходят из общих задач наилучшего обслуживания пассажиров на территории населенного пункта.

Основными задачами диспетчерского управления являются:

повышение эффективности использования подвижного состава;

улучшение качества транспортного обслуживания;

контроль за своевременным выпуском подвижного состава на линию;

контроль за регулярностью движения подвижного состава и за состоянием обслуживания пассажиров;

регулирование движения при отклонениях от расписания и вос­становление нарушенного движения;

организация заказных перевозок пассажиров;

координация работы различных видов пассажирского транспорта.

Одной из важных задач системы диспетчерского управления является обеспечение регулярности движения подвижного состава на маршрутах. Движение считается регулярным, если подвижной состав своевременно отправляется в рейс, интервалы на всех оста­новочных пунктах соблюдаются равными и соответствуют распи­санию и подвижной состав прибывает в конечный пункт точно в ус­тановленное расписанием время.

Регулярность движения обеспечивается выполнением двух ус­ловий: при полном (100 %) выполнении предусмотренных распи­санием рейсов (необходимое условие) и при точном соблюдении водителями расписаний движения с обеспечением регулярности каждого рейса (достаточное условие).

Рейс считается регулярным, если водитель подвижного состава точно отправляется с начального пункта, своевременно (с опозданием не более чем на 1 мин) проследует промежуточные контрольные пункты и прибудет на конечный пункт точно по расписанию. Рей­сы, выполненные с превышением допустимых отклонений от рас­писания, независимо от причин, их вызывающих, считаются нере­гулярными.

Следует различать регулярность рейса и регулярность движе­ния подвижного состава на маршруте. Отдельные рейсы могут быть регулярными, а должная регулярность движения на маршруте в целом не достигнута.

Качество обслуживания и регулярность движения - взаимосвя­занные и не отделимые друг от друга понятия. С повышением ре­гулярности движения объем перевозок увеличивается, равномернее распределяются пассажиры по транспортным средствам, обеспечи­вается возможность своевременной оплаты проезда. При наруше­ниях регулярности движения происходит переполнение салона транспортных средств, снижение доходов и рентабельности мар­шрута. Неравномерная загрузка вызывает серьезные колебания за­трат времени на посадку и высадку пассажиров, что в свою очередь создает задержки подвижного состава на остановках, нарушается установленный режим работы, повышается расход топлива (электроэнергии), снижается скорость сообщения и безопасность дви­жения. Поэтому достижение высокой регулярности движения явля­ется одной из наиболее существенных задач службы организации перевозок транспортных объединений и предприятий.

Диспетчерское руководство на городском пассажирском транспорте включает в себя весь комплекс работ по подготовке и организации выпуска подвижного состава на линию, непосредст­венному управлению их движением на маршрутах и своевремен­ному возвращению в транспортные предприятия.

Диспетчерское руководство подразделяется на внутрипарковое и линейное.

Внутрипарковое предусматривает: контроль за подготовкой к выпуску; подготовку документации на выпуск; организацию своевременного выпуска и контроль времени выезда на линию; "контроль и учет времени возвращения.

Линейное руководство включает в себя: оперативный постоян­ный контроль за соблюдением каждым транспортным средством маршрутного расписания; регулирование движения; восстановле­ние нарушенного движения; рациональное использование резерв­ного подвижного состава; координацию движения различных ви­дов транспорта; осуществление мер по оперативному регулированию движения; принятие мер по оказанию технической помощи; подготовку суточной отчетности.

Как было отмечено ранее, для централизованного управления работой подвижного состава при территориальных органах управ­ления (логистических центрах) и крупных транспортных предпри­ятиях создаются объединенные диспетчерские службы. Организа­ционная структура и штатная численность аппарата пассажирской диспетчерской службы (логистических центров) устанавливается для каждого населенного пункта по суточному объему перевозок в целом по городу в зависимости от протяженности и конфигура­ции маршрутной сети, числа транспортных предприятий, количе­ства подвижного состава на линии, а также методов обработки и анализа информации о работе подвижного состава.

Работа диспетчерских служб строится по трем основным на­правлениям: сбор информации, организация контроля за движени­ем подвижного состава и управление перевозочным процессом. Информация, поступающая с линии, является исходным материа­лом для организации управления и регулирования перевозок пас­сажиров. С целью отыскания рациональных и обоснованных реше­ний, направленных на совершенствование перевозочного процесса, технологический процесс должен предусматривать различные ме­тоды контроля за работой подвижного состава, позволяющие иметь достоверную информацию. Контролю подвергается выпуск под­вижного состава на линию и время его работы, выполненное число рейсов, регулярность движения, простой на линии, качество пере­возки пассажиров и безопасность движения. Поступающая инфор­мация направляется в соответствующие подразделения для анали­за и принятия необходимых решений по управлению процессом перевозок.

Организация работы автобусного отделения диспетчерской службы предусматривает различные методы управления по обес­печению регулярной работы автобусов в целом по обслуживаемо­му району, которыми пользуются в зависимости от оперативной обстановки и особенностей работы автобусов на каждом маршруте. Всего насчитывается десять таких методов.

1.Ввод автобуса в расписание за счет повышения скорости со­общения. Этот метод (в целях безопасности) допускается только в том случае, если опоздание автобуса составляет не более 5 % времени рейса. Задержка автобуса на конечных остановках

3. Ввод автобуса в расписание за счет снижения скорости со­общения.

4. Увеличение интервала отправления двух смежных автобусов с конечных остановок при выбытии одного автобуса с маршрута.

5. Отправление автобуса по оперативному интервалу при вы­бытии двух и более автобусов маршрута. В этом случае диспетчер устанавливает для всех автобусов данного маршрута новый интер­вал, определяемый отношением времени оборота к фактическому числу автобусов, оставшихся на маршруте.

6. Отправление автобусов в укороченный рейс. Этим методом пользуются в случаях превышения времени возможного нагона в оче­редном рейсе.

7. Сокращение отстоя на конечных остановках, но не более времени, необходимого водителю для обеспечения безопасной ра­боты на маршруте.

8. Использование резервных автобусов с целью замены выбыв­ших или в случаях резкого увеличения пассажиропотока.

9. Отправление автобусов по измененному направлению.

10.    Переключение автобусов с одного маршрута на другой.

При организации движения автобусов на пригородных и меж­дугородных маршрутах управление работой затруднено. Диспетче­ризация на таких маршрутах осуществляется по принципу террито­риального обеспечения, т. е. только на участках маршрутов, прохо­дящих в зоне действия регионального центра. Диспетчерское управление движением организуется и выполняется, как правило, аппаратом диспетчеров объединений автовокзалов и автостанций. Поскольку маршруты и перегоны имеют значительную протяжен­ность и автобусы продолжительное время находятся в рейсе, дис­петчерский контроль и управление движением их осуществляется как по маршрутам в целом, так и по перегонам. Основными зада­чами диспетчерского управления движением автобусов в этом слу­чае являются:

контроль за своевременным прибытием и отправлением авто­бусов по каждому предусмотренному расписанием остановочному пункту, регулярностью движения;

оформление документации;

прием и отправление автобусов в рейс;

управление движением автобусов на маршруте с целью ликви­дации отклонений от расписания и восстановления нарушенного движения;

перераспределение автобусов и использование резерва;

слежение за колебаниями спроса на перевозки и своевременная передача информации о серьезных изменениях пассажиропотоков;

оказание технической помощи;

передача сведений о наличии свободных мест и времени от­правления автобусов.

Отправление автобуса в рейс производит дежурный диспетчер по посадке, который проверяет соответствие наличия пассажиров в автобусе ведомости продажи билетов. После отправления автобу­са диспетчер сообщает на ближайший остановочный пункт факти­ческое время его отправления и наличие свободных мест. В случае задержки автобуса более чем на 20 мин диспетчер обязан сообщить об этом на следующий остановочный пункт, а при опоздании более часа - по всему маршруту.

Эффективное управление движением легковых автомобилей-такси в городах возможно при его централизации в виде таксомо­торного отделения логистического центра или центральной дис­петчерской станции.

Диспетчерское управление работой автомобилей-такси должно обеспечивать: своевременный выпуск на линию автомобилей-такси согласно разработанным и утвержденным графикам выпуска; цен­трализованный прием и своевременное исполнение предваритель­ных заказов на автомобили-такси; централизованное регулирова­ние рассредоточением свободных автомобилей-такси по районам города и стоянкам в зависимости от фактического спроса на таксо­моторные перевозки.

Технологический процесс централизованного управления дви­жением автомобилей-такси состоит из трех подсистем: информа­ции, контроля и регулирования. Таксомоторное отделение, исполь­зуя в работе информацию, поступающую от линейных диспетчеров таксомоторных стоянок, разъездных диспетчеров, водителей ра­диофицированных такси, пассажиров, а также АТП и объединений, как правило, обеспечивает достаточно полное удовлетворение спроса на таксомоторные перевозки и контроль за работой такси на линии. Во многом качественное и своевременное обслуживание ав­томобилями-такси зависит от уровня и организации контроля за их работой. На основании данных контроля и поступающей информа­ции диспетчерский аппарат таксомоторного отделения логистиче­ского центра ЦДС осуществляет оперативное управление работой такси на линии. Основным принципом диспетчерского управления является обеспечение максимально полного соответствия распре деления свободных автомобилей-такси по времени и территории города фактическому спросу на таксомоторные перевозки.

Руководство таксомоторными перевозками существенно облег чается при оборудовании автомобилей-такси радиопереговорными устройствами. Водитель радиофицированного такси и диспетчер логистического центра ЦДС поддерживают между собой прямую радиотелефонную связь. Диспетчер передает водителю заказ на выполнение перевозки пассажиров, одновременно сообщая по те­лефону клиенту государственный номер автомобиля-такси и район его вызова. О выполнении перевозки по заказу водитель информи­рует диспетчера. При отсутствии заказов такси работает в обычном режиме. Водители нерадиофицированных такси получают указания от диспетчеров логистического центра ЦДС через линейных и разъ­ездных диспетчеров, а также на телефонизированных таксомотор­ных стоянках.

Непрерывный рост численности городского населения и в связи с этим расширение городской транспортной сети, повышение ин­тенсивности движения городского транспорта и рост объемов пе­ревозок приводят к значительному усложнению процессов управ­ления пассажирскими перевозками. Успешное решение этой задачи невозможно без широкого применения технических средств кон­троля и управления движением, включая ЭВМ и внедрения интел­лектуальных транспортных систем: системы приоритетного дви­жения на светофорах; системы определения местонахождения транспортного средства; системы автоматического учета пассажи­ров; системы автоматического сбора платы за проезд и др.

 

Рекомендуемая литература

1. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. Учебное пособие для студентов ВУЗов.-2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-288с.

2. Афанасьев Л.Л., Цукерберг С.М. Автомобильные перевозки. Изд. «Транспорт», 1973. –320с.

3. Гудков В.А., Миротин Л.Б. и др. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для ВУЗов/ -М.: Горячая линия - Телеком, 2004.-448с.

4. Касаткин Ф.П., Коновалов С.И., Касаткина Э.Ф. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: Учеб.пособие для ВШ.-2-е изд.-М.: Академический Проект, 2005.-352с. («Gaudeamus»).

5. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник/ -М.: Издательский центр «Академия», 2003.-400с.

6.Афанасьев Л.Л., Островский Н.Б., Цукерберг С.М. – Единая транспортная ситема и автомобильные перевозки: Учебник – М.: Транспорт, 1984  

7. Организация и планирование грузовых автомобильных перевозок: Учебник под ред. Александрова Л.А.- М.: Высшая школа, 1987

8. Воркут А.И. Грузовые автомобильные перевозки: Учебное пособие- Киев: Вища школа, 1991

Лекция 14

Тема 1 Международные автомобильные перевозки, требования к водительским экипажам и подвижному составу. (2/1/1/1)

План лекции

1. Международные автомобильные перевозки, и требования к их выполнению.

2. Основные принципы организации международных перевозок

1 Международные перевозки прямого и смешанного сообщения

 

При организации международных автомобильных перевозок, не­обходимо учитывать конвенции и соглашения, определяющие усло­вия проведения международных перевозок. Конвенциями установле­ны единые правила дорожного движения с одинаковой системой дорожных знаков и сигналов; приняты единые требования к авто­мобилям-прицепам, к водителям транспортных средств, допущен­ных к международному движению; определены требования к реги­страционным номерам, отличительным и опознавательным знакам автомобилей, разработаны образцы разрешений на управление ав­томобилем.

Вопросами регистрации международных перевозок занимаются транспортные органы Европейской (ЕЭК) и других региональных экономических комиссий Организации Объединенных Наций (ООН), Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и других официальных международных организаций. Транспортным органом ЕЭК ООН является Комитет по внутреннему транспорту, в состав которого входят следующие рабочие органы, имеющие отношение к автомобильному транспорту:

подкомитет автомобильного транспорта;

рабочая группа по таможенным вопросам;

рабочая группа по статистике;

рабочая группа по перевозке опасных грузов;

рабочая группа по перевозке скоропортящихся грузов;

рабочая группа по смешанным перевозкам;

рабочая группа по конструкции транспортных средств;

рабочая группа по безопасности движения.

Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН подготовлены и странами участниками подписаны многие конвенции, регламен­тирующие международное автомобильное движение и международ­ные перевозки грузов и пассажиров и, в частности, «Конвенция о дорожном движении» и «Конвенция о дорожных знаках и сигна­лах».

Важное значение имеет «Таможенная конвенция» о междуна­родной перевозке грузов. По условиям этой конвенции грузы, пере-

возимые за пломбой отправителя, освобождаются от уплаты ввозных и вывозных пошлин, а также освобождаются от досмотра таможни тех стран, через которые эти грузы идут транзитом.

Конвенция «О договоре международной дорожной перевозки грузов» устанавливает регламентацию и административные прави­ла международных перевозок. В этом документе отражены вопро­сы документации, страхования, условия труда служебного персона­ла и т. п.

Европейское соглашение, касающееся работы персонала (во­дителей) при международных автомобильных перевозках, преду­сматривает строгий режим движения, отдыха (длительного и перерывов в работе) и времени, отводимого на техническое обслужива­ние транспортных средств. Для возможности контроля за режи­мом работы персонала вводится личная контрольная книжка, в которой' на каждый день должен быть заполнен листок водителя. Большое значение для развития международных автомобильных перевозок и международного автомобильного туризма имеет выра­ботанная комитетом по внутреннему туризму ЕЭК ООН «Декла­рация, касающаяся постройки международных магистралей», на которой создана общеевропейская дорожная сеть, эксплуатирую­щаяся по единым правилам. В эту сеть входит более 50 тыс. км.

Большую и важную, работу по международным автомобильным перевозкам ведет Постоянная комиссия по транспорту СЭВ. Эта ко­миссия разрабатывает рекомендации странам — членам СЭВ:

по координации перспективных планов развития транспорта, включая планы строительства и реконструкции транспортных ма­гистралей международного значения;

по организации и обеспечению международных перевозок гру­зов и пассажиров в странах — членах СЭВ, включая создание сов­местных предприятий и оказание помощи транспортным средствам;

по унификации основных параметров транспортных средств, контейнеров, погрузочных средств и другого оборудования.

Постоянная комиссия по транспорту СЭВ разработала:

единые нормы весовых и габаритных ограничений для автомо­билей, прицепов и автобусов для стран — членов СЭВ;

технические требования к специализированным автомобилям и прицепам для международных и автомобильных перевозок;

технические условия на содержание международных автомо­бильных дорог;

единые правила и условия перевозок грузов автомобильным транспортом между странами — членами СЭВ.

Кроме официальных международных организаций, имеются раз­личные международные союзы, деятельность которых также имеет

большое значение для развития международных автомобильных со­общений. Наиболее крупной организацией является Международ­ный союз дорожных перевозчиков (ИРУ), представляющий меж­дународную ассоциацию национальных объединений предприятий и организаций, осуществляющих международные перевозки пассажи­ров и грузов автомобильным транспортом.

Согласно уставу ИРУ защищает интересы перевозчиков с их согласия перед властями различных стран, способствует развитию международных автомобильных перевозок, а также разрабатыва­ет и изучает вопросы, связанные с выполнением международных автомобильных перевозок.

Международные перевозки могут быть организованы по систе­мам сквозного и участкового движения.

В последнем, случае на границе между государствами проис­ходит смена тягачей, а полуприцепы и прицепы следуют транзитом.. При международных перевозках, как правило, применяют авто­поезда большой грузоподъемности, проходящие по весовым ограни­чениям на дорогах маршрута. Наиболее распространены следую­щие схемы:

седельный тягач-полуприцеп грузоподъемностью 25—30 г;

автомобиль тягач грузоподъемностью 12—15 г плюс прицеп гру­зоподъемностью 12—15 т.

Автопоезда должны соответствовать техническим требованиям соответствующих конвенций ЕЭК ООН; иметь отличительный знак, определяющий страну — владельца, а также отличительный знак признания международной таможенной конвенции и другие знаки и подписи, полагающиеся по другим международным конвенциям. Персонал, сопровождающий автомобиль (как правило, только во­дители, совмещающие обязанности экспедиторов), должен иметь все документы, определяющие принадлежность транспортных средств, их характеристику (паспорт), личную контрольную книжку на каждого члена экипажа, а также товарно-транспорт­ные, страховые и таможенные документы. Наиболее распростра­нены перевозки грузов в фургонах с пакетной погрузкой или в большегрузных контейнерах на платформах.

Характеристика перевозок. Характеристикой регулярной линии международных пассажирских автомобильных перевозок является обслуживание пассажиров:

производящееся по определенному маршруту, по заранее опуб­ликованным тарифам и расписаниям и с определенной регулярно­стью;

с разрешением производить посадку или высадку пассажиров в конечных пунктах, а также в пределах выданных каждой страной разрешений, в определенных пунктах в пути;

с обязательством в пределах законов и правил отдельных стран, а также в соответствии с условиями выданных разрешений прини­мать в конечных пунктах и прочих пунктах посадки, которые мо­гут быть установлены, всех желающих пассажиров. Перевозки пассажиров называются транзитными в отношении определенной страны, когда осуществляются через территорию этой страны, причем в ней не производится ни посадка, ни высадка пассажиров.

Имеют большое распространение международные пассажирские перевозки в определенные сроки для проведения отпусков.

Открытие автобусных международных сообщений, проходящих по двум странам (смежным), осуществляется на основании двухсторонних правительственных соглашений этих стран (обычно на уровне министров транспорта), а при пересечении территории и других государств необходимо разрешение Комитета по внутрен­нему транспорту ЕЭК ООН.

Международный автомобильный туризм получил большое раз­витие. Под автомобильным туризмом понимается туризм на личных автомобилях, а также взятых на условиях проката и в автобусах. Распространенными видами автомобильного туризма являются «караванинги» и «родтели».

Караванингом называется групповой туризм (караван) с ис­пользованием прицепов к легковым автомобилям, проводимый по определенной программе.

Родтелем (дорожный отель — отель на колесах) называется комбинированный пассажирский автопоезд (или несколько автопо­ездов), в котором, кроме обычных пассажирских мест, имеются шальные места, развертываемые в местах ночлега, а также кухня на колесах для обеспечения питания пассажиров.

Значительное развитие получили международные кэмпинги и «отели, а также международный прокат легковых автомобилей. Фирмы проката имеют сотни тысяч автомобилей и принимают за­каз на предоставление автомобиля в любой стране и на любой срок как без водителя, так и с водителем. Автомобиль подается клиенту в аэропорт, вокзал или отель.

 

Рекомендуемая литература

1. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. Учебное пособие для студентов ВУЗов.-2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-288с.

2. Афанасьев Л.Л., Цукерберг С.М. Автомобильные перевозки. Изд. «Транспорт», 1973. –320с.

3. Гудков В.А., Миротин Л.Б. и др. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для ВУЗов/ -М.: Горячая линия - Телеком, 2004.-448с.

4. Касаткин Ф.П., Коновалов С.И., Касаткина Э.Ф. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: Учеб.пособие для ВШ.-2-е изд.-М.: Академический Проект, 2005.-352с. («Gaudeamus»).

5. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник/ -М.: Издательский центр «Академия», 2003.-400с.

6.Афанасьев Л.Л., Островский Н.Б., Цукерберг С.М. – Единая транспортная ситема и автомобильные перевозки: Учебник – М.: Транспорт, 1984  

7. Организация и планирование грузовых автомобильных перевозок: Учебник под ред. Александрова Л.А.- М.: Высшая школа, 1987

8. Воркут А.И. Грузовые автомобильные перевозки: Учебное пособие- Киев: Вища школа, 1991

 

 

Контрольные задания для СРС (темы 3, 4, 7, 12, 13, 14) [1, 2, 5, 7,8]

 

1 Особенности автомобильных перевозок отдельных видов грузов 1, 2, 7]

2 Основные технические и эксплуатационные характеристики погрузочно-разгрузочных машин и механизмов. [1, 2, 5]

3 Внутрискладские перевозки и операции [1, 2, 5]

4 Особенности организации отдельных видов перевозок 1, 2, 7]

5 Особенности организации пассажирских перевозок [1, 2, 7]

6 Приборы контроля работы водителей [2, 7, 8]

7 Система оперативного управления перевозочным процессом [2, 7, 8]

8 Организация перевозок с пересечением границ РК [1, 5, 8]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.103 с.)