Конспект лекций (д/д.с/з/з.у) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект лекций (д/д.с/з/з.у)



Конспект лекций (д/д.с/з/з.у)

 

Лекция 1

Тема 1 Основные понятия о транспортном процессе. Значение автоперевозок для экономики. (2/1/0,5/0,5)

План лекции

1. Понятие и структура транспортного процесса.

2. Основные принципы организации перевозок

3. Значение грузовых перевозок для экономики

 

 

1 Понятие и структура транспортного процесса

 

Транспортный (перевозочный) процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых автотранспортными предприятиями и их подразделениями самостоятельно или согласованно с другими организациями при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов.

Структура транспортного процесса включает:

1. Маркетинг грузопотоков.

2.Разработку на основе материалов обследований грузопотоков: рациональных маршрутных схем, предусматривающих при открытии новых и изменение направления существующих маршрутов.

3.Выбор типа и определение необходимого количества подвижного состава для перевозок.

4.Определение сферы целесообразного использования автомобилей и автопоездов в зависимости от конкретных условий перевозок, вида и свойств грузов, - эксплуатационных показателей грузового транспорта.

5.Нормирование скоростей движения автотранспорта.

6. Выбор систем организации движения автотранспорта с использованием рациональных режимов труда водителей.

7. Координацию работы автомобильного транспорта с другими видами транспорта.

8. Анализ дорожных условий в целях разработки эффективных и безопасных маршрутов движения подвижного состава.

9. Обеспечение эффективных и безопасных перевозок грузов автомобильным транспортом.

  10. Применение  экономико-математических методов и расчетов для повышения эффективности использования подвижного состава и снижения затрат на перевозки.

11. Управление движением транспортных средств.

12. Оперативный контроль за работой автомобильного подвижного состава и его использованием.

Особое внимание в транспортном процессе уделяется использованию различных методов,

обеспечивающих:                  

- своевременность доставки грузов партиями необходимых размеров;

- сохранность качества и количества перевозимого груза;

- выполнение требований техники безопасности и требований безопасности движения:

- экономию топлива;

- охрану окружающей среды;

- выполнение требований трудового законодательства.

Правильная организация транспортного процесса предполагает:

1. Сокращение сверхнормативных затрат времени на простой автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов за счет: расширения фронта погрузочно-разгрузочных работ и применения их комплексной механизации; составления и строгого соблюдения графиков подачи и работы автомобилей: создания подъездных путей и площадок для маневрирования автомобилей, особенно автомобилей с прицепами, тягачей с несколькими прицепами или полуприцепами; предварительной подготовки грузов и т.д.

2. Рациональную укладку грузов, применение съемных щитов и др., позволяющих максимально использовать грузоподъемность и вместимость подвижного состава.

3. Правильное размещение грузов в кузове, способствующее равномерному распределению весовой нагрузки на ходовую часть транспортного средства и облегчению управления им.

4. Оптимальные режимы движения автомобилем (автопоездов) на соответствующих участках пути с учетом состояния дорожного покрытия, обзорности, интенсивности движения и других факторов при строгом соблюдении Правил дорожного движения, а также знания водителями основных технических характеристик и правил эксплуатации различных марок подвижного состава автомобильного транспорта при перевозке соответствующих грузов. Перевозка грузов должна осуществ­им я по рационально построенным маршрутам с учетом кратчайших расстояний, режимов движения на каждом участке пути, с обеспечением загрузки автомобилей в обоих направлениях.

5. Максимальное использование рабочего времени водителей в рамках законодательства, за счет уплотнения режима работы автомобилей путем организации бригадного метода работы.

 

2 Основные принципы организации перевозок

 

Основными задачами автотранспортных предприятий при организации перевозок грузов являются:

1. Полное удовлетворение потребностей заказчиков в автомобильных перевозках.

2.Обеспечение высокого уровня обслуживания заказчиков,

3. Выполнение существующих планов перевозок.

4. Эффективное использование транспортных средств, повышение производительности труда, максимальное снижение транспортных расходов.

 5. Систематическое получение прибыли.

Система организации перевозок должна обеспечивать:

—координацию работы всех подразделений и работников автотранспортного предприятия;

—оптимальную организацию движения;

—доставку грузов в кратчайшие сроки;

—эффективное использование подвижного состава автотранспорта;

—безопасность движения;

—рентабельность перевозок.

При организации перевозок конкретных грузов автотранспортными предприятиями проводится ряд мероприятий:

1. Составляется маршрут перевозок и схема маршрута с указанием опасных участков. Допустимая протяженность автомобильных маршрутов определяется исходя из соблюдения установленных законодательством нормативов рабочего времени водителей с учетом расчетных нормативов скорости движения и технологии перевозок.

2.Выбирается тип и марка автотранспорта в зависимости от вида перевозок (без нарушения норм вместимости) с учетом дорожных и погодно-климатических условий. При перевозках масса и объем груза не должны превышать предельной вместимости транспортного средства, указанной в технической характеристике автомобиля данной марки.

3.Разрабатываются графики движения — на основе определения оптимальных значений скоростей движения автотранспорта, на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами. Каждый водитель должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием перечня мест для остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).

4.Проводится инструктаж водителей транспортных средств:

—об особенностях маршрута;

—об обеспечении безопасности движения:

—о правилах перевозки отдельных видов грузов (опасных, крупногабаритных, тяжеловесных и др.).

5.Назначается контрольное время возвращения автотранспорта, по истечении которого будут приниматься меры к установлению места нахождения автотранспорта.

6.Организуется контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автотранспорта, маршрутов движения. Контроль осуществляется за выполнением всех рейсов, предусмотренных графиками и планами перевозок с целью последующего анализа причин возникающих отклонений и корректировки графиков и планов (например, изменение времени движения на маршруте, его участках).

   Техническое состояние автомобилей, выпущенных в рейс, должно  отвечать Правилам дорожного движения, Правилам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта и инструкциям заводов-изготовителей.

Не допускается выпуск в рейс автомобилей, не обеспеченных необходимым исправным противопожарным оборудованием, медицинскими аптечками, знаками аварийной остановки, противооткатными башмаками. Автомобили, работающие на горных и приравненных к ним маршрутах, должны быть оборудованы противотуманными фарами и фарами заднего хода.

При работе автомобилей на маршрутах транспортные предприятия должны особое внимание уделять контролю за соблюдением водителями расписания движения и норм грузоподъемности автомобилей.

 

3 Значение грузовых перевозок для экономики

 

Спрос на грузовые автомобильные перевозки во многом определяется динамикой и структурой изменения объемов производства в стране, а также платежеспособностью предприятий и организаций всех отраслей экономики.

Следует учитывать, что экономика и перевозки взаимно влияют друг на друга. Как развитие экономики вызывает рост перевозок, так и высокий уровень и возможности перевозочных услуг благотворно влияют на уровень инвестиций и темпы роста экономики в регионе.

Автомобильным транспортом (AT) перевозится около 80 % общего объема грузов, перевозимых всеми видами транспорта, т.е. подавляющая часть грузов не может быть доставлена потребителям без AT. Основная сфера деятельности AT - это доставка продукции в городах и подвоз-вывоз грузов в транспортных узлах железнодорожного и морского транспорта.

Транспорт является частью производительных сил общества и представляет собой самостоятельную отрасль материального производства. Отсюда следует, что продукция транспорта имеет материальный характер и выражается в перемещении вещественного продукта других отраслей. Продукция транспорта имеет следующие особенности:

• материальный характер транспортной продукции заключается в изменении пространственного положения перевозимых товаров;

• на транспорте процессы производства и потребления продукции не разделены во времени, продукция транспорта потребляется как полезный эффект, а не вещь;

• транспортную продукцию нельзя накопить впрок, повышение спроса на перевозки потребует использования дополнительных провозных возможностей;

• в процессе работы транспорта не создается новой продукции, а наоборот, этот процесс сопровождается потерей физических объемов грузов;

• транспортная продукция вызывает дополнительные затраты в производящих отраслях, что вызывает несовпадение интересов экономики в целом и транспортной отрасли в частности.

Учитывая специфику AT, важной проблемой является организация его взаимодействия с другими видами транспорта в транспортных узлах. Здесь на AT ложится значительный объем завоза-вывоза грузов, отправляемых мелкими отправками, и обслуживания клиентуры, не имеющей других транспортных коммуникаций, кроме автомобильных дорог.

Эффективность взаимодействия AT с другими видами транспорта в транспортных узлах обеспечивается выполнением следующих мероприятий:

1. Единый технологический процесс переработки грузов устанавливает четкие правила взаимодействия и единые технологии работы для отдельных элементов транспортного узла и обслуживаемых организаций.

2. Совмещенные графики работы подвижного состава (ПС) различных видов транспорта позволяют снизить простои транспорта и имеют особую эффективность, если являются составной частью единого технологического процесса и увязаны с графиками работы погрузочно-разгрузочных механизмов (ПРМ).

3. Прямая перегрузка грузов с магистральных видов транспорта на AT позволяет сократить площадь транспортных узлов и сократить расходы на складские операции, но требует соблюдения графика подачи ПС под погрузку и своевременного оформления документов на груз.

4. Использование контейнеров позволяет решить проблемы технического взаимодействия и значительно снизить время на перегрузочные операции и повысить сохранность груза.

С точки зрения экономических отношений AT неоднороден и делится на три группы.

Транспорт общего пользования выполняет коммерческие перевозки грузов сторонних организаций и физических лиц на договорной основе.

Транспорт предприятий и организаций перевозит свои грузы за собственный счет для производственных нужд на транспортных средствах, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.

Личный транспорт служит ля удовлетворения потребностей исключительно владельца транспортного средства. Основное значение этот транспорт имеет для пассажирских перевозок.

 

Рекомендуемая литература

1. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. Учебное пособие для студентов ВУЗов.-2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-288с.

2. Афанасьев Л.Л., Цукерберг С.М. Автомобильные перевозки. Изд. «Транспорт», 1973. –320с.

3. Гудков В.А., Миротин Л.Б. и др. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для ВУЗов/ -М.: Горячая линия - Телеком, 2004.-448с.

4. Касаткин Ф.П., Коновалов С.И., Касаткина Э.Ф. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: Учеб.пособие для ВШ.-2-е изд.-М.: Академический Проект, 2005.-352с. («Gaudeamus»).

5. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник/ -М.: Издательский центр «Академия», 2003.-400с.

6.Афанасьев Л.Л., Островский Н.Б., Цукерберг С.М. – Единая транспортная ситема и автомобильные перевозки: Учебник – М.: Транспорт, 1984  

7. Организация и планирование грузовых автомобильных перевозок: Учебник под ред. Александрова Л.А.- М.: Высшая школа, 1987

8. Воркут А.И. Грузовые автомобильные перевозки: Учебное пособие- Киев: Вища школа, 1991

 

Лекция 2

Лекция 3

Тема 1 Грузы и их классификация.  Тара, маркировка и упаковка. (2/1/1/1)

План лекции

1. Грузы и их классификация

 2. Виды транспортной тары и ее назначение

 3. Транспортная маркировка

 

 

1 Грузы и их классификация

Все предметы и материалы с момента принятия их к транспор­тировке и до сдачи получателю являются грузами. На AT перево­зится практически вся номенклатура существующих грузов. От вида груза в значительной степени зависит тип используемого для пе­ревозок ПС, погрузочно-разгрузочных машин или механизмов (ПРМ) и технология перевозок. На рисунке 2.1 представлена транс­портная классификация грузов и их влияние на тип используемо­го для перевозок ПС.

В зависимости от наличия упаковки грузы бывают бестарные и тарные.

Грузы, которые могут перекатываться, называются катными.

По степени опасности грузы делятся на следующие группы:

- малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т.п.);

- опасные по своим размерам (длинномерные и крупногабаритные);

- пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, битум и т.п.);

- опасные грузы.

Перевозка опасных грузов регламентируется специальными нор­мативными документами.

Масса и габаритные размеры груза определяют его отношение к грузам большой массы (масса одного грузоместа более 250 кг для обычных грузов и более 400 кг для катных).

Тяжеловесным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по разрешенной максимальной массе ПС или осевым нагрузкам, определенных в нормативных документах.

Крупногаба­ритным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из парамет­ров по предельным габаритным размерам ПС, определенных в нормативных документах.

Длинномерным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, выступает за задний борт более чем на 2 м.

Пo степени загрузки ПС грузы делятся на четыре класса, сведения о которых приведены в таблице 1. Класс груза в значительной степени определяет эффективность использования ПС и уровень тарифов на перевозку.

 

Таблица 1- Классы грузов

 

Класс

Коэффициент использования грузоподъемности

Диапазон Среднее значение
1 0,91-1,0 0,96
2 0,71-0,9 0,8
3 0,51-0,7 0,6
4 0,40-0,5 0,45

В зависимости от режима хранения и требуемых условий пере­возки грузы делятся на обычные, скоропортящиеся, антисанитар­ные и живность.

Физико-химические и биологические свойства грузов могут привести к изменению массы, объема или целости груза и сниже­нию его качества.

Качество груза — это совокупность свойств, определяющих сте­пень пригодности продукции к использованию по назначению. Основные показатели качества определены стандартами и техни­ческими условиями производителя. Для проверки качества могут использоваться органолептический, лабораторный или натурный (обмер и взвешивание) методы.

Неизбежные потери грузов относятся к естественной убыли, которая при перевозках нормируется. Нормы устанавливаются производителем или потребителем продукции и соответствуют тем максимальным размерам естественной убыли, за которые пере­возчик не несет ответственности. Как правило, нормы зависят от сезона, способа перевозки, дальности, региона и т. п.

Основные факторы, связанные с сохранностью груза, опреде­ляются механическим воздействием на груз (в основном это вели­чина вертикальных ускорений) и влиянием условий окружающей 1'реды. Величины предельных вертикальных ускорений, допускае­мых при перевозках грузов, приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Значения придельных вертикальных ускорений

 

Категория груза Вертикальные ускорения, м/с2 Примеры
1 9 Стекло, электроника, опасные грузы
2 15 Мебель, электротовары
3 21 Песок, дрова

 

Наиболее вредное влияние на груз оказывает повышенная влаж­ность воздуха и наличие в нем посторонних примесей. В связи с этим в процессе длительной транспортировки необходимо в гру­зовом отсеке контролировать абсолютную и относительную влаж­ность воздуха и точку росы.

 

2 Виды транспортной тары и ее назначение

 

Отправитель обязан предъявлять груз перевозчику в транспортной таре, соответствующей требованиям стандартов, что обеспечивает максимальную сохранность продукции при доставке и рациональное использование объема кузова автомобиля.

Транспортная тара предназначена для защиты груза от воздействия внешних факторов и для обеспечения удобства ПРР, транспортирования, складирования и крепления к АТС. Для перевозки на AT предъявляется груз в самой разнообразной таре, которую можно классифицировать:

• по сфере обращения: разовая; многооборотная;

• по способности сохранять свою форму: жесткая (из металла, дерева, пластмассы и т.п.); полужесткая (складные ящики из полимерных материалов, картона и т.п.); мягкая (мешки из ткани, бумаги, пленки и т.п.).

К основным видам жесткой тары относятся: ящики (деревянные, из ДВП, фанерные, полиэтиленовые, из гофрированного картона); обрешетки из реек;

барабаны (картонные, фанерные, стальные, деревянные); бочки (деревянные, стальные, алюминиевые, полимерные); фляги (молочные и для лакокрасочных материалов); тара стеклянная; контейнеры;

средства пакетирования (поддоны, кассеты, обвязки).

Пакетом называется укрупненная грузовая единица товара (груза), уложенная в один блок, размеры и масса которого соответствуют требованиям к рациональному использованию перегрузочного оборудования и ПС.

Для создания пакетов используются средства пакетирования- технические средства, предназначенные для формирования и скрепления грузов в укрупненную грузовую единицу. Средства пакетирования предназначены для снижения затрат времени и сокращения ручного труда; при этом груз может быть непосредственно упакован не в транспортную, а только в потребительскую тару. По конструктивным признакам средства пакетирования делятся на следующие виды:

• различного типа поддоны: плоские (паллеты); стоечные; ящичные;

• кассеты используют для пакетирования хрупких материалов. Они представляют собой пространственную раму, которая со всех сторон защищает груз от повреждения;

• стропы изготавливают из синтетических лент и используют для пакетирования мешковых и киповых грузов. Грузоподъемность стропов колеблется от 0,9 до 1,2 т, а собственная масса не превышает 1,5 кг. На создание одного пакета может потребоваться до 10 м строп.

При перевозке продовольственных грузов непосредственно в магазины может использоваться тара-оборудование, которая состоит из трубчатого каркаса на колесиках с решетчатыми стенками полками. Тара-оборудование позволяет существенно снизить трудоемкость доставки груза за счет снижения числа перегрузочных и учетных операций без необходимости использования мощных средств погрузки-разгрузки. Товар после изготовления фасуется в потребительскую тару и укладывается в тару-оборудование, в которой и доставляется непосредственно в торговый зал.

 

3 Транспортная маркировка

 

Под транспортной маркировкой понимаются текст, условные обозначения и рисунки на упаковке, информирующие о получателе, отправителе и способах обращения с упакованной продукцией при ее транспортировке.

Маркировка груза — это нанесение специальных надписей или знаков на груз, упаковку и тару при их перевозках, особенно на большие расстояния. Марки­ровка бывает четырех видов: товарная, грузовая, транс­портная, специальная.

В товарной маркировке указывается наименование груза и предприятие изготовитель, сведения об усло­виях назначения и применения. Она наносится заво­дом изготовителем.

Грузовая — наносится грузоотправителем и вклю­чает в себя надписи с наименованием пунктов отправ­ления и назначения, а также адресов грузоотправите­ля и грузополучателя.

Транспортная маркировка наносится транспортным предприятием, принявшим груз к перевозке. Она содер­жит сведения о количестве мест в перевозимой партии груза и номер товарно-транспортного документа, по которому груз принят к перевозке от предприятия.

Специальная маркировка наносится грузоотправи­телем и содержит указания по правильному обраще­нию с грузом при его перевозке, погрузке, выгрузке, хранении в виде предупредительных надписей или знаков.

Предупредительные знаки должны соответствовать требованиям ГОСТ 14192-77, ГОСТ 19433-81 и наносит­ся по специальному трафарету или типографским спо­собом на ярлыки.

При отправке грузов за границу маркировочные надписи выполняются на языке указанном в заказ-наряде. По международному соглашению о перевоз­ках опасных грузов на них наклеиваются (прикрепля­ются) специальные ярлыки.

Согласно ГОСТ 14192 96 «Маркировка грузов» транспортная маркировка должна содержать:

1. Основные, дополнительные и информационные надписи.

2.Манипуляционные знаки (изображения, указывающие на способы обращения с грузом).

ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов» устанавливает следующие группы надписей:

  I. Основные:

1.1.Полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя.

1.2.Наименование пункта назначения. Если пунктом назначения является железнодорожная станция (порт), должно быть указано полное наименование станции (порта) и сокращенное наименование дороги (пароходства) назначения.

1.3.Количество грузовых мест в партии и порядковый номер места внутри партии указывают дробью: в числителе — порядковый номер места в партии, в знаменателе — количество мест в партии. Количество грузовых мест и порядковый номер места следует указывать при перевозке следующих грузов:

- разнородных или разносортных грузов в однотипной таре (например, разные сорта хлопка в кипах);

- однородных грузов в разнотипной таре;

- однородных грузов, когда недопустимо смешение сортов в партии;

- комплектов оборудования;

- грузом в одном вагоне мелкими отправками.

2. Дополнительные:

2.1.Полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузоотправителя.

2.2.Наименование пункта отправления.

2.3.Надписи транспортных организаций (содержание надписей и порядок нанесения устанавливаются правилами транспортных министерств).

3. Информационные:

3.1.Массы брутто и нетто грузового места в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках, а также не наносить массу брутто и нетто или количество изделий в штуках, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию.

3.2. Габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота или диаметр и высота). Габаритные размеры не указывают, если ни один из габаритных размеров не превышает I м при транспортировании груза на открытом подвижном составе, 1,2 м — в крытом и 0,7 м при транспортировании воздушным транспортом.

При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны быть нанесены основные, дополнительные и информационные надписи. При этом вместо порядкового номера места и количеств грузовых мест в партии наносят:

   - в числителе - общее количество пакетов в партии:

    - в знаменателе - количество грузовых мест в пакете, в скобках порядковый номер пакета.

Основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) не наносят на отдельные грузовые места, из которых сформирован пакет. На пакетах, сформированных из грузов, перевозимых без упаковки, необходимость нанесения общего количества пакетов в партии, количества грузовых мест в пакете и порядкового номера пакета устанавливают в нормативном документе на конкретные виды продукции.

Порядок расположения транспортной маркировки приведен на рисунке 1:

   1 2 3 4 5 6

 

Рисунок 1 - Расположение транспортной маркировки

В сплошных квадратах указаны — обязательные надписи;

В пунктирных  — допускаемые надписи;

1 - манипуляционные знаки (предупредительные надписи);

2 - допускаемые предупредительные надписи;

3 - количество мест в партии, порядковый номер внутри партии;

4 - наименование грузополучателя и пункта назначения;

5 - наименование пункта перегрузки;

6 - надписи транспортных организаций;

7 - объем грузового места (для экспортных грузов);

8 - габаритные размеры грузового места;

9 - масса брутто;

10 - масса нетто;

11 - страна-изготовитель и (или) поставщик;

12 - наименование пункта отправления;

13 - наименование грузоотправителя

 

 

Рекомендуемая литература

1. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. Учебное пособие для студентов ВУЗов.-2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-288с.

2. Афанасьев Л.Л., Цукерберг С.М. Автомобильные перевозки. Изд. «Транспорт», 1973. –320с.

3. Гудков В.А., Миротин Л.Б. и др. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для ВУЗов/ -М.: Горячая линия - Телеком, 2004.-448с.

4. Касаткин Ф.П., Коновалов С.И., Касаткина Э.Ф. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: Учеб.пособие для ВШ.-2-е изд.-М.: Академический Проект, 2005.-352с. («Gaudeamus»).

5. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник/ -М.: Издательский центр «Академия», 2003.-400с.

6.Афанасьев Л.Л., Островский Н.Б., Цукерберг С.М. – Единая транспортная ситема и автомобильные перевозки: Учебник – М.: Транспорт, 1984  

7. Организация и планирование грузовых автомобильных перевозок: Учебник под ред. Александрова Л.А.- М.: Высшая школа, 1987

8. Воркут А.И. Грузовые автомобильные перевозки: Учебное пособие- Киев: Вища школа, 1991

 

Лекция 4

Лекция 5

Лекция 6

Лекция 7

Лекция 8

Лекция 9

Лекция 10

Тема 1 Принципы образования тарифов и развития транспортного обслуживания. Требования к качеству транспортного обслуживания. (2/1/1/1)

План лекции

1. Транспортные издержки

2. Грузовые тарифы

3. Пассажирские тарифы

 

  Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей

Тариф является ценой на транспортную продукцию. Тариф — это система ставок, по которым взимается плата за пользование чем-нибудь, в том числе за оказание транспортных услуг.

Цена в любой экономической системе выполняет измерительную, регулирующую, стимулирующую и ориентирующую функции.

Сущность ценовой тарифной политики состоит в обеспечении возмещения транспортному предприятию необходимых затрат и укреплении транспортного потенциала экономики, а также в со­кращении транспортных затрат в конечной цене производимого продукта (в этом проявляется социальное значение транспорта). Ценовое решение — основная проблема любого предприятия, так как от цены зависит объем продаж, конкурентоспособность фир­мы, ее доход, положение на рынке, финансовая и деловая устой­чивость.

Транспортные тарифы формируют доходы транспорта, но при этом являются транспортными издержками потребителя, кото­рый платит за оказываемые ему услуги. Получается парадоксальная ситуация: грузовладельцы хотят получить услуги по более низ­ким ценам, что даст им возможность не увеличивать резко цену на производимый продукт, а транспортные работники желают продать свою продукцию по большей цене для получения не только вложенных на транспортировку затрат, но и прибылей для даль­нейшего развития предприятия. Поэтому предприятия договари­ваются о конкретной цене с учетом, в том числе, дополнитель­ных требований потребителя, т.е. правильнее говорить о тариф­ном (ценовом) соглашении.

При назначении цен на транспортные услуги рассчитывается, прежде всего, их себестоимость (затраты на производство едини­цы продукции), которая должна рассматриваться как нижняя гра­ница цены, а также средние цены на рынке подобных услуг и предельная платежеспособность потребителя, которые определя­ют верхнюю границу цены. Тарифное соглашение будет заключе­но внутри этих рамок.

Абсолютная величина тарифной ставки, основу которой со­ставляет себестоимость перевозки, зависит от конъюнктуры транс­портного рынка, спроса и предложения на транспортные услуги. Тариф обладает регулирующей и социальной функцией, влияю­щей на размещение и использование производства, цену готовой продукции, а следовательно, и на положение отдельных отрас­лей, поэтому государство любой страны осуществляет определен­ный контроль за ценами и устанавливает транспортные тарифы, на отдельных территориях, видах транспорта или видах перевозок (в нашей стране это, прежде всего, районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и приравненные к ним, а также повсеместно область пассажирских перевозок).

Основу тарифной платы составляет расстояние перевозки, раз­мер единовременной отправки, транспортная характеристика груза (класс груза), специализация подвижного состава, территориаль­ные условия выполнения перевозок. Каждый из этих факторов обладает объективным характером и оказывает существенное вли­яние на уровень тарифов.

Тарифы подразделяются по виду перевозок на грузовые и пас­сажирские; общие (для основной номенклатуры грузов), исклю­чительные (для отдельных грузов или условий перевозки), специ­альные (для специфических услуг), повременные (по времени за­нятости транспортного средства) и др.

Грузовые и пассажирские тарифы различаются по виду сооб­щения (городские, междугородные, международные и т.д.); скоро­сти движения (обычная, скорая, пассажирская, экспресс); виду отправки (мелкая, повагонная, судовая и др.); типу подвижного состава и другим признакам.

Транспортные тарифы могут быть:

государственными — регулируются на федеральном уровне;

региональными или местными — согласовываются с региональ­ными или местными властями;

отраслевыми — устанавливаются отраслевыми транспортными организациями;

свободными — устанавливаются предприятиями;

договорными — устанавливаются по договору с потребителями;

контрактными — заключаются на единичную или долговре­менную перевозку. Как правило, они являются конфиденциаль­ными1.

 

                                   Грузовые тарифы

Особенности построения грузовых тарифов на различных ви­дах транспорта зависят, прежде всего, от вида груза, поэтому на всех видах транспорта существует Единая тарифно-статистическая Номенклатура грузов (ЕТСНГ), в которой указывается класс груза, связанный с использованием грузоподъемности транспортно­го средства.

На железнодорожном транспорте грузовой тариф дифферен­цирован по таким признакам, как класс, количество и отличи­тельные признаки груза (жидкий, твердый); расстояние перевоз­ки; вид отправки (повагонная, мелкая, отправка в контейнере и др.); тип вагона (универсальный, специализированный и т.п.), а также его принадлежность МПС или заказчику; вид сообщения (прямое, смешанное, международное); номер тарифной схемы (по специальному классификатору маршрутов); сборы за уборку ваго­нов, сопровождение грузов, хранение и тому подобные операции. Уровень тарифов для сырьевых и массовых дешевых грузов ниже за счет их повышения на другие грузы.

Для перевозок крупногабаритных тяжеловесных грузов на спе­циализированном подвижном составе введен специальный тариф. Существуют свободные тарифы на услуги, которые железная до­рога не обязана предоставлять, но делает это по просьбе потреби­телей, например досрочную доставку, использование вагонов но­вых типов, розыск грузов до истечения срока доставки, переадре­сацию грузов, находящихся в пути и др. Могут быть и договорные тарифы (обычно как надбавки к действующим) при повышенном качестве обслуживания, например при подаче вагонов по графи­ку потребителя.

На автомобильном транспорте применяется несколько видов тарифов на базе спроса и предложений с учетом затрат на пере­возки. Основной документ, регламентирующий формирование сво­бодных тарифов, — это «Временный порядок установления и при­менения тарифов на перевозки грузов автомобильным транспор­том в РК», а также Прейскурант 13-01 (базовый документ — ос­нова определения конкретных тарифов).

Существуют следующие виды тарифов:

сдельный — устанавливается за перевозку 1 т груза определен­ного класса конкретной массы отправки в зависимости от рассто­яния перевозки. Применяется чаще всего при перевозке основной массы наиболее дешевых грузов, особенно, если погрузочно-разгрузочные работы не представляют большой сложности;

тариф из условия платных автотонно-часов за 1 автотонно-час и каждый километр пробега с грузом — применяется при пере­возке такой номенклатуры грузов, где могут быть задержки при перегрузочных работах (автопредприятие как бы страхует свои воз­можные потери времени, а следовательно, и потерю производи­тельности). Используется в настоящее время редко;

повременный — за время использования транспортного сред­ства, в зависимости от его грузоподъемности и за каждый кило­метр пробега. Его применяют обычно при перевозке такой номен­клатуры грузов, где время на передачу груза может значительно превосходить время перевозки. Это касается, прежде всего, торго­вых грузов, которые необходимо взвешивать, считать и т.п., а так­же оформлять значительное количество документов;

тариф из покилометрового расчета — зависит от грузоподъем­ности транспортного средства и километража. Применяется в от­дельных случаях, например для доставки автомобиля клиенту;

договорной — устанавливается при особых требованиях заказ­чика, за особое качество или сложность перевозки. Применяется в отдельных случаях, например, при перевозке крупногабаритных тяжеловесных грузов, отличающейся особой сложностью и, как правило, пониженными скоростями движения, а также при тре­бованиях доставки груза в более сжатые сроки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.89.173 (0.133 с.)