Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Транспортно-экспедиционные операции
Транспортно-экспедиционные предприятия. Для ускорения перевозок, уменьшения транспортных расходов предприятий, отправляющих и принимающих груз, и обеспечения наиболее производительной работы транспорта организуются специальные транспортно-экспедиционные предприятия. Задачей этих предприятий является осуществление всего комплекса дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов различными видами транспорта, выполнением погрузочно-разгрузочных работ, кратковременным и даже длительным складским хранением грузов, наблюдением за движением грузов, страхованием грузов, оформлением различных документов и т. п. Транспортно-экспедиционные предприятия принимают на себя: 1) консультацию грузоотправителей по выбору вида транспорта и маршрута следования груза; 2) оформление документов по приему и сдаче грузов на железнодорожном, речном, морском, воздушном и автомобильном транспорте; 3) уведомление грузополучателей о прибытии грузов; 4) доставку грузов на склады и со складов различными видами транспорта; 5) хранение грузов на своих складах; 6) оформление разных документов, связанных с правилами перевозки грузов различными видами транспорта; 7) оформление платежей за перевозки на различных видах 8) сопровождение ценных грузов в пути следования и другие 9) транспортно-экспедиционное обслуживание населения. Транспортно-экспедиционные предприятия могут брать на себя полное обеспечение всех процессов, связанных с перевозкой грузов какого-либо грузовладельца, или принимать на себя отдельные его поручения. Для выполнения этих операций транспортно-экспедиционные предприятия заключают с грузоотправителями и грузополучателями договор на определенный промежуток времени или разовые соглашения. В договоре устанавливаются объем перевозок, виды и объем транспортно-экспедиционной работы, условия расчетов и ответственность сторон за выполнение принятых по договору обязательств. Вместе с тем взаимоотношения между предприятиями, заключившими договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, регламентируются уставами автомобильного транспорта и других видов транспорта (при смешанных перевозках). Оплата грузовладельцами транспортно-экспедиционных операций производится по установленным тарифам.
Транспортно-экспедиционные предприятия существуют на всех видах транспорта. Железнодорожные и водные перевозки грузов. Основными положениями, регулирующими взаимоотношения между транспортно- экспедиционными предприятиями и грузоотправителями, грузополучателями и транспортными организациями, являются: 1) при перевозке грузов по железной дороге —Устав железных дорог и правила, изданные в его развитие; 2) при перевозке грузов пег внутренним водным путям — Устав внутреннего водного транспорта и правила, изданные в его развитие; 3) при перевозке грузов по морским путям — Кодекс торгового мореплавания и правила, изданные в его развитие. Все перевозки по железным дорогам могут осуществляться малой, большой или пассажирской скоростью, каждой из которых соответствует свой тариф. Малой скоростью перевозка грузов осуществляется обычными товарными поездами, большой скоростью — ускоренно-товарными поездами, пассажирской скоростью — в багажных вагонах пассажирских поездов. Срок доставки грузов складывается из времени на отправление -груза, времени на следование груза в пути и времени на выполнение операций, связанных с передачей грузов с одной дороги на другую. Время на отправление груза обычно устанавливают равным одним суткам независимо от того, какой скоростью отправляют груз. Время следования груза в пути при перевозках большой или пассажирской скоростью составляет одни сутки на каждые 320 км пути по магистральным дорогам и 175 км по боковым линиям, а для перевозок малой скоростью — одни сутки на каждые 130 — 200 км пути в зависимости от расстояния перевозки и вида отправки. Время передачи груза с дороги на дорогу одной и той же колеи не должно превышать 12 ч, а в случае различной колеи — одни сутки. За просрочку в доставке грузов железная дорога уплачивает грузополучателю штраф в размере, зависящем от длительности просрочки и провозной платы. Грузы по железной дороге перевозят в крытых вагонах (грузоподъемностью 16,5; 20 и 50 г), в вагонах открытого типа (платформы, полувагоны, гондолы, полувагоны-хоппер и т. п.) и в специальных вагонах (цистерны изотермические для перевозки живности и т. п.).
В зависимости от отправляемой по железной дороге партии груза по одному документу отправки делят на повагонные и мелкопартионные. При повагонной отправке количество груза должно обеспечивать полное использование подъемной силы или вместимости вагона. Мелкопартионные отправки осуществляют в так называемых сборных вагонах. Оформление перевозки и взимание провозной платы за перевозки грузов производят на основании железнодорожной накладной, которая является основным документом и служит как бы договором на своевременную и сохранную перевозку груза и выдачу его получателю. Груз, принятый к перевозке, должен иметь отправительскую и железнодорожную маркировку. Отправительская маркировка выполняется на таре или бирке каждой отдельной отправки и содержит следующие данные: 1) знака отправителя (фабричная марка) или порядкового номера места; 2) станции и дороги отправления; 3) станции и дороги назначения; 4) наименование получателя. Железнодорожная маркировка расположена на каждом грузовом месте под отправительской маркировкой. Маркировка вида 2156—6 означает: 2156 — порядковый номер записи груза в книге приема груза к отправлению, 6 — общее количество мест по накладной. Маркировка прибытия — это маркировка груза после его прибытия и выгрузки из вагонов, включающая время выгрузки, наименование станции отправления, номер накладной и число мест. . Грузоотправитель может объявлять ценность груза на случай его утери или порчи. По прибытии грузов на станцию назначения (повагонные отправки) грузополучатель должен произвести их разгрузку в установленные сроки. За задержку вагонов при 'разгрузке свыше установленных норм грузополучатель платит штраф. Грузы, прибывшие на станцию назначения, хранятся на складах не более определенного времени (обычно пять суток), после чего. переходят в категорию так называемых невостребованных грузов и могут быть переданы другим организациям. В случае порчи груза начальник станции или его заместитель составляет коммерческий акт, представляющий собой объективное описание состояния груза и обстоятельств, при которых обнаружена его порча. Этими актами устанавливается не только ответственность железных дорог, но и грузоотправителей, если обнаружено несоблюдение ими Устава железных дорог при отправке груза. Экспедиционные операции автотранспортных организаций. Транспортно-экспедиционное обслуживание, как правило, связано с началом перевозочного процесса на складе отправителя и завершением этого процесса на складе получателя и требует непосредственного контакта транспортной организации с грузоотправителем и грузополучателем. Поэтому автомобильный транспорт выступает как организатор транспортного процесса, начинающий процесс перевозки на складе отправителя и завершающий его на складе получателя и осуществляющий таким образом непосредственный контакт с ними. Транспортно-экспедиционная работа на автомобильном транспорте получила большое развитие в связи с организацией междугородных автомобильных сообщений.
При экспедировании, осуществляемом при прямой автомобильной перевозке, операции начинаются с момента приема груза на складе грузоотправителя и заканчиваются вручением ему документов, подтверждающих сдачу груза получателю. Эти операции включают: прием грузов на складе грузоотправителя; оформление товарно-транспортных документов, связанных с приемом грузов от грузоотправителя; охрану и сопровождение грузов в пути следования; сдачу грузов и сопроводительных документов грузополучателю в пункте назначения; вручение грузоотправителю сдаточных документов. В зависимости от характера перевозок и рода перевозимых грузов транспортно-экспедиционная работа при междугородных перевозках грузов может включать в себя дополнительно и другие операции (упаковка и маркировка грузов, информация грузополучателя об отправлении в его адрес грузов, краткосрочное хранение грузов на своих складах и др.). Транспортно-экспедиционные предприятия по соглашению с отправителями и получателями грузов могут принять на себя выполнение погрузочно-разгрузочных операций. Более сложными являются операции, связанные с перевозками в междугородных сообщениях мелкопартионных грузов. Разнородность перевозимых грузов, различия в таре и упаковке, незначительный вес отправки, а также различное направление отдельных отправок затрудняют полную загрузку автомобилей. Эта особенность перевозок грузов мелкими отправками обусловливает необходимость предварительной подгруппировки их по направлениям и пунктам назначения. Рациональная организация перевозок грузов мелкими отправками требует предварительной концентрации этих отправок: груз от разных отправителей доставляют на грузовую автомобильную станцию, где его подгруппировывают по пунктам назначения, направлениям или районам и в подгруппированном виде доставляют к месту назначения. Грузовые автомобильные станции организуют и осуществляют сбор мелких отправок на своих складах в пунктах отправления, подгруппировку этих грузов по направлениям, пунктам назначения и грузополучателям и доставку их крупными партиями к месту назначения. Мелкие партии грузов, отправленные в адреса разных грузополучателей, по прибытии в пункт назначения выгружают на склады местной автомобильной станции и затем доставляют грузополучателям. Помимо подгруппировки и организации перевозок грузов мелкими отправками грузовые автомобильные станции осуществляют также и другие операции, связанные с организацией этих перевозок:
погрузку грузов на автомобили и выгрузку их из автомобилей, прибывших на грузовую станцию; сопровождение грузов своими экспедиторами и агентами при сборе, развозе и междугородных перевозках; краткосрочное хранение грузов на своих складах; оформление товарно-транспортных документов, связанных с приемом, выдачей, хранением и перевозкой грузов; расчеты с грузоотправителями и грузополучателями за перевозку грузов, транспортно-экспедиционные и складские операции. Тарифы на транспортно-экспедиционные операции являются едиными и предусматривают плату за прием и сдачу ценных грузов и почты, а также грузов, требующих при перевозке особого внимания, за оформление товарно-транспортных документов, сопровождение грузов в пути и сохранность грузов. Эта плата установлена в процентах от стоимости перевозок грузов по единым тарифам в зависимости от категории грузов. Тарифами также устанавливается размер платы за операции, выполняемые при обслуживании железнодорожных станций, портов, пристаней, аэропортов. За весь комплекс этих операций, производство расчетов и охрану грузов взимается плата за 1 т или за одну отправку, а по повагонным отправкам — с оси вагона. За расчетные операции (выкуп прибывших грузов и получение се станции транспортных документов на прибывший груз) плата взимается за каждую отправку. Установлены также размеры платы за выполнение отдельных дополнительных операций и услуг для заказчика: доставка документов, прием заявок, составление товарно-транспортных документов, маркировка груза, информация и т. д. Помимо выполнения транспортно-экспедиционных операций, автотранспортные организации в ряде случаев осуществляют по договоренности с грузовладельцами и погрузочно-разгрузочные работы, за которые взимается плата за час работы механизма. Использование порожних пробегов грузовых автомобилей. Одним, из наиболее эффективных средств повышения производительности автомобильного парка является увеличение коэффициента использования пробега. Загрузка автомобилей, следующих в попутном направлении без груза, независимо от их ведомственной принадлежности — главная задача грузовых автомобильных станций для междугородных перевозок, транспортно-экспедиционных контор (ТЭК), контрольно-диспетчерских пунктов и агентств. Транспортно-экспедиционные конторы, там где отсутствуют грузовые автомобильные станции, имеют свои склады и могут использовать склады грузоотправителей и грузополучателей. Диспетчерский аппарат этих контор должен хорошо знать грузопотоки обслуживаемого района и должен быть связан с грузоотправителями и со всеми автотранспортными организациями. Грузоотправители и грузополучатели, нуждающиеся в систематических перевозках груза, а также автотранспортные предприятия, регулярно отправляющие автомобили без груза, заключают с транспортно-экспедиционными конторами договоры.
Автотранспортные предприятия обязаны своевременно сообщать транспортно-экспедиционным конторам, агентствам и контрольно-диспетчерским пунктам о времени выхода и маршруте движения автомобилей для обеспечения их загрузки. Конторы имеют право несколько дополнять маршрут движения, вводя отклонения для погрузки или выгрузки грузов до 10 км, если автомобили без груза следуют в дальние рейсы. От загрузки освобождаются автомобили: санитарные, пожарные, технической помощи, учебные (при езде с курсантами), специальные (мастерские, автолавка, коммунальные и т. д.), грузовые автомобили-такси, почтовые и оперативные. В случае невозможности использовать порожние грузовые автомобили для перевозки попутных грузов на трассах с недостаточно развитым автобусным сообщением перевозят пассажиров и их багаж по установленным тарифам с соблюдением правил перевозки пассажиров. Перевозка пассажиров может быть разрешена, если водитель грузового автомобиля имеет квалификацию первого или второго класса (при квалификации третьего класса стаж его работы должен быть не менее двух лет). Для стимулирования использования порожних пробегов часть сумм, получаемых с грузоотправителей за перевозку грузов в порядке использования порожних пробегов, расходуется на доплату к основному заработку тех категорий работников, которые выполняют эти перевозки. Транспортно-экспедиционные услуги населению. Значительная (по объему работы) часть этих услуг относится к междугородной перевозке грузов (домашних вещей) населения в контейнерах. Транспортно-экспедиционные услуги при таких перевозках включают: подготовку транспортных документов, погрузку домашних вещей в контейнер, экспедирование, доставку и сдачу контейнера на железнодорожную станцию, информационные услуги, раскредито-вание, получение и доставку контейнеров заказчикам на дом в пунктах назначения. Транспортно-экспедиционные операции по отправлению контейнера производятся на основании «Поручения» — документа, составляемого заказчиком и экспедитором. В поручении заказчиком указывается наименование транспортно-экспедиционного предприятия или его агентства, фамилия и почтовый адрес заказчика, место нахождения груза, наименование и другие данные о грузе, станция отправления и назначения, получатель и его почтовый адрес. Экспедитор дополнительно записывает данные о номере контейнера, пломбе, накладной, дате сдачи контейнера к перевозке, расписывается в принятии домашних вещей к перевозке. На основании поручения составляют опись домашних вещей, погруженных в контейнер, в которой указывают их наименование и ориентировочную стоимость. Документом для перевозки груза в контейнере по железной дороге служит накладная, в которой указываются наименования и почтовые адреса отправляющего и получающего транспортно-экспедиционного предприятия или их агентств. На основании поручения визируется накладная и таксируется стоимость перевозки контейнера. Контейнер загружают в присутствии заказчика согласно поручению и описи домашних вещей, в которых проставляются номер контейнера и оттиск пломбы. Один экземпляр описи вкладывают) контейнер. Транспортно-экспедиционные операции при доставке контейнера со станции назначения на дом заключаются в получении информации от железной дороги о прибытии контейнера, его раскредитовании, получении от железнодорожной станции накладной и уведомлении заказчика о прибытии груза. При получении контейнера агент транспортно-экспедиционного предприятия проверяет.его сохранность, наличие и соответствие пломб с оттиском на накладной. При обнаружении несоответствий составляют коммерческий акт с представителем железнодорожной станции. Доставка контейнера, разгрузка и расстановка вещей оплачиваются заказчиком по прейскуранту. При вскрытии контейнера и выгрузке вещей обязательно присутствие заказчика. Вещи выдаются по описи, вложенной при отправке в контейнер. Весь процесс перевозки домашних вещей населения в пределах населенного пункта или на небольшие расстояния между пунктами выполняется полностью транспортно-экспедиционными предприятиями. Для городских перевозок вещей используются автомобили-фургоны, обычно сопровождаемые заказчиком, который в этом случае является и получателем. При заказе на такие перевозки составляют опись вещей по весу и количеству мест и указывают этажность места отправления и получения груза. Резко увеличивается объем транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых населению при доставке промышленных и продовольственных товаров, приобретенных в магазинах, на дом.. Купленные промышленные товары доставляются обычно специализированным подвижным составом. Агенты траспортных агентств принимают непосредственно в магазинах заказы по доставке покупок, включая услуги по погрузке, выгрузке, подъему на этажи, относке и установке предметов, их сборке-разборке. Оплата услуг производится по тарифам, в основе расчета которых лежат себестоимость услуг и уровень плановой рентабельности. Для некоторых товаров сложного ассортимента (например, мебели) оплата транспортно-экспедиционных услуг иногда устанавливается в процентном отношении к продажной стоимости товара. При продаже товаров по образцам в услуги транспортных агентств входит также проверка соответствия посылаемого покупателю товара образцу, выставленному в торговом зале магазина. Расширяется прогрессивная-система доставки покупателям на дом продовольственных товаров. Материальная ответственность за доставку продуктов обычно возлагается на водителя, в обязанность которого входит получение стоимости продуктов. Отделы, бюро, столы заказов магазинов устанавливают по согласованию с заказчиком время доставки с учетом возможности составления рациональных развозочных маршрутов. Дальнейшее развитие должно получить транспортно-экспедици онное обслуживание сельского населения, которое направлено на установление постоянной торговой и культурной связи с областными и районными центрами. В числе услуг:' доставка населению на дом топлива, строительных материалов, завоз удобрений на поля, вывоз фруктов и овощей на колхозные рынки и др. Транспортно-экспедиционные агентства организуют посещение кино, театров, музеев, расположенных в центрах, а также поездки по достопримечательным местам области, края. Распространенной деятельностью транспортных агентств является прием заказов и доставка на дом билетов на все виды транспорта, доставка багажа на железнодорожные станции, в аэропорты, на речные и морские вокзалы, прием предварительных заказов на автомобили-такси. Еще недостаточно развито обслуживание туризма. Транспортно-экспедиционные агентства должны оказывать свою помощь на всех этапах путешествий. Сюда можно отнести: организацию групповых или индивидуальных поездок по заранее разработанным маршрутам или по заявкам клиентов; бронирование и продажу билетов и оформление других проездных документов на все виды транспорта, оформление и перевозку багажа; бронирование мест в гостиницах и организацию питания на всем пути следования; организацию экскурсий и осмотра достопримечательностей с обеспечением переводчиками и гидами; продажу билетов туристам в театры, на выставки, в музеи и т. д.; проведение страхования туристов и их имущества в страховых компаниях; содействие в выполнении паспортных, таможенных, валютных, санитарно-карантинных и других формальностей при международных поездках.
Рекомендуемая литература 1. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. Учебное пособие для студентов ВУЗов.-2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-288с. 2. Афанасьев Л.Л., Цукерберг С.М. Автомобильные перевозки. Изд. «Транспорт», 1973. –320с. 3. Гудков В.А., Миротин Л.Б. и др. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для ВУЗов/ -М.: Горячая линия - Телеком, 2004.-448с. 4. Касаткин Ф.П., Коновалов С.И., Касаткина Э.Ф. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: Учеб.пособие для ВШ.-2-е изд.-М.: Академический Проект, 2005.-352с. («Gaudeamus»). 5. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник/ -М.: Издательский центр «Академия», 2003.-400с. 6.Афанасьев Л.Л., Островский Н.Б., Цукерберг С.М. – Единая транспортная ситема и автомобильные перевозки: Учебник – М.: Транспорт, 1984 7. Организация и планирование грузовых автомобильных перевозок: Учебник под ред. Александрова Л.А.- М.: Высшая школа, 1987 8. Воркут А.И. Грузовые автомобильные перевозки: Учебное пособие- Киев: Вища школа, 1991
Лекция 10 Тема 1 Принципы образования тарифов и развития транспортного обслуживания. Требования к качеству транспортного обслуживания. (2/1/1/1) План лекции 1. Транспортные издержки 2. Грузовые тарифы 3. Пассажирские тарифы
Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей Тариф является ценой на транспортную продукцию. Тариф — это система ставок, по которым взимается плата за пользование чем-нибудь, в том числе за оказание транспортных услуг. Цена в любой экономической системе выполняет измерительную, регулирующую, стимулирующую и ориентирующую функции. Сущность ценовой тарифной политики состоит в обеспечении возмещения транспортному предприятию необходимых затрат и укреплении транспортного потенциала экономики, а также в сокращении транспортных затрат в конечной цене производимого продукта (в этом проявляется социальное значение транспорта). Ценовое решение — основная проблема любого предприятия, так как от цены зависит объем продаж, конкурентоспособность фирмы, ее доход, положение на рынке, финансовая и деловая устойчивость. Транспортные тарифы формируют доходы транспорта, но при этом являются транспортными издержками потребителя, который платит за оказываемые ему услуги. Получается парадоксальная ситуация: грузовладельцы хотят получить услуги по более низким ценам, что даст им возможность не увеличивать резко цену на производимый продукт, а транспортные работники желают продать свою продукцию по большей цене для получения не только вложенных на транспортировку затрат, но и прибылей для дальнейшего развития предприятия. Поэтому предприятия договариваются о конкретной цене с учетом, в том числе, дополнительных требований потребителя, т.е. правильнее говорить о тарифном (ценовом) соглашении. При назначении цен на транспортные услуги рассчитывается, прежде всего, их себестоимость (затраты на производство единицы продукции), которая должна рассматриваться как нижняя граница цены, а также средние цены на рынке подобных услуг и предельная платежеспособность потребителя, которые определяют верхнюю границу цены. Тарифное соглашение будет заключено внутри этих рамок. Абсолютная величина тарифной ставки, основу которой составляет себестоимость перевозки, зависит от конъюнктуры транспортного рынка, спроса и предложения на транспортные услуги. Тариф обладает регулирующей и социальной функцией, влияющей на размещение и использование производства, цену готовой продукции, а следовательно, и на положение отдельных отраслей, поэтому государство любой страны осуществляет определенный контроль за ценами и устанавливает транспортные тарифы, на отдельных территориях, видах транспорта или видах перевозок (в нашей стране это, прежде всего, районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и приравненные к ним, а также повсеместно область пассажирских перевозок). Основу тарифной платы составляет расстояние перевозки, размер единовременной отправки, транспортная характеристика груза (класс груза), специализация подвижного состава, территориальные условия выполнения перевозок. Каждый из этих факторов обладает объективным характером и оказывает существенное влияние на уровень тарифов. Тарифы подразделяются по виду перевозок на грузовые и пассажирские; общие (для основной номенклатуры грузов), исключительные (для отдельных грузов или условий перевозки), специальные (для специфических услуг), повременные (по времени занятости транспортного средства) и др. Грузовые и пассажирские тарифы различаются по виду сообщения (городские, междугородные, международные и т.д.); скорости движения (обычная, скорая, пассажирская, экспресс); виду отправки (мелкая, повагонная, судовая и др.); типу подвижного состава и другим признакам. Транспортные тарифы могут быть: государственными — регулируются на федеральном уровне; региональными или местными — согласовываются с региональными или местными властями; отраслевыми — устанавливаются отраслевыми транспортными организациями; свободными — устанавливаются предприятиями; договорными — устанавливаются по договору с потребителями; контрактными — заключаются на единичную или долговременную перевозку. Как правило, они являются конфиденциальными1.
Грузовые тарифы Особенности построения грузовых тарифов на различных видах транспорта зависят, прежде всего, от вида груза, поэтому на всех видах транспорта существует Единая тарифно-статистическая Номенклатура грузов (ЕТСНГ), в которой указывается класс груза, связанный с использованием грузоподъемности транспортного средства. На железнодорожном транспорте грузовой тариф дифференцирован по таким признакам, как класс, количество и отличительные признаки груза (жидкий, твердый); расстояние перевозки; вид отправки (повагонная, мелкая, отправка в контейнере и др.); тип вагона (универсальный, специализированный и т.п.), а также его принадлежность МПС или заказчику; вид сообщения (прямое, смешанное, международное); номер тарифной схемы (по специальному классификатору маршрутов); сборы за уборку вагонов, сопровождение грузов, хранение и тому подобные операции. Уровень тарифов для сырьевых и массовых дешевых грузов ниже за счет их повышения на другие грузы. Для перевозок крупногабаритных тяжеловесных грузов на специализированном подвижном составе введен специальный тариф. Существуют свободные тарифы на услуги, которые железная дорога не обязана предоставлять, но делает это по просьбе потребителей, например досрочную доставку, использование вагонов новых типов, розыск грузов до истечения срока доставки, переадресацию грузов, находящихся в пути и др. Могут быть и договорные тарифы (обычно как надбавки к действующим) при повышенном качестве обслуживания, например при подаче вагонов по графику потребителя. На автомобильном транспорте применяется несколько видов тарифов на базе спроса и предложений с учетом затрат на перевозки. Основной документ, регламентирующий формирование свободных тарифов, — это «Временный порядок установления и применения тарифов на перевозки грузов автомобильным транспортом в РК», а также Прейскурант 13-01 (базовый документ — основа определения конкретных тарифов). Существуют следующие виды тарифов: сдельный — устанавливается за перевозку 1 т груза определенного класса конкретной массы отправки в зависимости от расстояния перевозки. Применяется чаще всего при перевозке основной массы наиболее дешевых грузов, особенно, если погрузочно-разгрузочные работы не представляют большой сложности; тариф из условия платных автотонно-часов за 1 автотонно-час и каждый километр пробега с грузом — применяется при перевозке такой номенклатуры грузов, где могут быть задержки при перегрузочных работах (автопредприятие как бы страхует свои возможные потери времени, а следовательно, и потерю производительности). Используется в настоящее время редко; повременный — за время использования транспортного средства, в зависимости от его грузоподъемности и за каждый километр пробега. Его применяют обычно при перевозке такой номенклатуры грузов, где время на передачу груза может значительно превосходить время перевозки. Это касается, прежде всего, торговых грузов, которые необходимо взвешивать, считать и т.п., а также оформлять значительное количество документов; тариф из покилометрового расчета — зависит от грузоподъемности транспортного средства и километража. Применяется в отдельных случаях, например для доставки автомобиля клиенту; договорной — устанавливается при особых требованиях заказчика, за особое качество или сложность перевозки. Применяется в отдельных случаях, например, при перевозке крупногабаритных тяжеловесных грузов, отличающейся особой сложностью и, как правило, пониженными скоростями движения, а также при требованиях доставки груза в более сжатые сроки. На внутреннем водном транспорте тариф свободный, устанавливается за 1 т груза (по классам), по району плавания и расстоянию, партионности отправки (судовые, сборные, мелкие), ставке за начально-конечную операцию, схемам движенческих операций, ставкам сборов на погрузочно-разгрузочные работы, взвешивание, хранение и др. Мелкой отправкой считают массу груза менее 20 т (тариф повышается на 60 % по сравнению с судовой отправкой), сборной считается отправка массой более 20 т (тариф повышается на 20 % по сравнению с судовой). Тариф устанавливают обычно путем введения коэффициентов к Прейскуранту, или предприятие рассчитывает его на основе реальных затрат. Исключительный тариф устанавливается по пароходствам. Применяются различные виды штрафов и премий, например «диспач» — премия за досрочную погрузку судна. Договорные тарифы применяют при сокращении норм времени доставки, использовании специализированных судов, завозе грузов на малые реки с ограниченным сроком навигации и др. каботажное), сообщения (прямое или смешанное), региональных природно-климатических особенностей морских бассейнов, типов подвижного состава (рефрижератор, ролкер, лихтер и др. — специальный тариф). Тариф строится по двух-ставочному принципу с учетом стоимости 1 тонно-мили (движенческая операция) и стоимости стояночной операции за 1 т груза, связанной с длительностью перегрузки. Движенческая ставка для сухогрузов зависит от удельного объема 1 т груза и совместимости грузов при перевозке; стояночная — по группам портов для 12 групп сухогрузов. Для наливных грузов существует движенческая ставка, единая по бассейнам, и несколько групп ставок для стояночной операции по типу груза: сырая нефть, масла, спирты и др. На воздушном транспорте применяется свободный договорной тариф (тарифное соглашение) с дифференциацией по расстоянию. В отдаленных районах, где отсутствуют другие виды транспорта, применяют повышенный тариф — до 70 %. Пассажирские тарифы Практически во всем мире пассажирские перевозки в городе убыточны, т.е. тариф не покрывает расходы транспортного предприятия, поэтому государство или местные власти дотируют эти перевозки. Это вызвано социальной значимостью перевозок пассажиров, цена на которые не должна быть больше определенного процента от ежемесячных доходов граждан. Выручка от пассажирских перевозок в городе составляет от 20 до 50 % необходимых эксплуатационных затрат; в пригороде — до 30 %; на речном транспорте — 40 %. Пассажирские тарифы ориентированы на платежеспособность населения и местное бюджетное финансирование, поэтому тариф на один и тот же вид транспорта в разных городах может быть различным. В России в настоящее время пытаются уйти от простого дотирования предприятий городского транспорта к контрактной системе между местными властями и транспортными предприятиями, что вынуждает последних искать резервы покрытия убытков. Тариф в городе может быть единым для проезда на любом городском транспорте или дифференцированным по видам транспорта, уровню комфорта (определяется классом вагонов) и расстоянию. Например, в метрополитене многих городов мира существуют вагоны первого и второго классов с разной оплатой проезда. В пригородном сообщении плата за проезд зависит от расстояния участка, т. е. зоны перевозки. Так, на железнодорожном транспорте пригородный участок делят на зоны протяженностью 6 — 10 км, а стоимость проезда взимается независимо от расстояния поездки пассажира в пределах зоны.
Транспортные тарифы в международном сообщении Транспортный тариф на международные перевозки представляет собой совокупность цен на перевозку внешнеторговых грузов в определенном международном сообщении. Особенности построения тарифов в международном сообщении связаны с внешней торговлей, которую обслуживает транспорт, и конкуренцией между видами и предприятиями одного вида транспорта и странами. Мировые транспортные рынки являются частью мировых товарных рынков. Тарифы на пассажирские перевозки в международном сообщении зависят от расстояния, скорости доставки, уровня комфорта и типа транспортного средства. При построении этих тарифов также применяется целая система льгот, прежде всего, для туристических групп, в зависимости от количества лиц (за билет туда и обратно, бесплатный провоз багажа определенной массы и др.).
Рекомендуемая литература 1. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. Учебное пособие для студентов ВУЗов.-2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-288с. 2. Афанасьев Л.Л., Цукерберг С.М. Автомобильные перевозки. Изд. «Транспорт», 1973. –320с. 3. Гудков В.А., Миротин Л.Б. и др. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для ВУЗов/ -М.: Горячая линия - Телеком, 2004.-448с. 4. Касаткин Ф.П., Коновалов С.И., Касаткина Э.Ф. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: Учеб.пособие для ВШ.-2-е изд.-М.: Академический Проект, 2005.-352с. («Gaudeamus»). 5. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник/ -М.: Издательский центр «Академия», 2003.-400с. 6.Афанасьев Л.Л., Островский Н.Б., Цукерберг С.М. – Единая транспортная ситема и автомобильные перевозки: Учебник – М.: Транспорт, 1984 7. Организация и планирование грузовых автомобильных перевозок: Учебник под ред. Александрова Л.А.- М.: Высшая школа, 1987 8. Воркут А.И. Грузовые автомобильные перевозки: Учебное пособие- Киев: Вища школа, 1991 Лекция 11
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.112 с.) |