Транспортно-экспедиционные операции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Транспортно-экспедиционные операции



 

Транспортно-экспедиционные предприятия. Для ускорения перевозок, уменьшения транспортных расходов предприятий, отправляющих и принимающих груз, и обеспечения наиболее производительной работы транспорта организуются специальные транспортно-экспедиционные предприятия.

Задачей этих предприятий является осуществление всего комплекса дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов различными видами транспорта, выполнением погрузочно-разгрузочных работ, кратковременным и даже длительным складским

хранением грузов, наблюдением за движением грузов, страхованием грузов, оформлением различных документов и т. п.

Транспортно-экспедиционные предприятия принимают на себя:

1) консультацию грузоотправителей по выбору вида транспорта и маршрута следования груза;

2) оформление  документов по приему и сдаче грузов на железнодорожном, речном, морском, воздушном и автомобильном транспорте;

3) уведомление грузополучателей о прибытии грузов;

4) доставку грузов на склады и со складов различными видами транспорта;

5) хранение грузов на своих складах;

6) оформление разных документов, связанных с правилами перевозки грузов различными видами транспорта;

7) оформление платежей за перевозки на различных видах
транспорта;

8) сопровождение ценных грузов в пути следования и другие
поручения;

9) транспортно-экспедиционное обслуживание населения.

Транспортно-экспедиционные предприятия могут брать на себя полное обеспечение всех процессов, связанных с перевозкой грузов какого-либо грузовладельца, или принимать на себя отдельные его поручения. Для выполнения этих операций транспортно-экспедиционные предприятия заключают с грузоотправителями и грузополучателями договор на определенный промежуток времени или разовые соглашения.

В договоре устанавливаются объем перевозок, виды и объем транспортно-экспедиционной работы, условия расчетов и ответственность сторон за выполнение принятых по договору обязательств. Вместе с тем взаимоотношения между предприятиями, заключившими договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, регламентируются уставами автомобильного транспорта и других видов транспорта (при смешанных перевозках).

Оплата грузовладельцами транспортно-экспедиционных операций производится по установленным тарифам.

Транспортно-экспедиционные предприятия существуют на всех видах транспорта.

Железнодорожные и водные перевозки грузов. Основными положениями, регулирующими взаимоотношения между транспортно- экспедиционными предприятиями и грузоотправителями, грузополучателями и транспортными организациями, являются:

1) при перевозке грузов по железной дороге —Устав железных дорог и правила, изданные в его развитие;

2) при перевозке грузов пег внутренним водным путям — Устав внутреннего водного транспорта и правила, изданные в его развитие;

3) при перевозке грузов по морским путям — Кодекс торгового мореплавания и правила, изданные в его развитие.

Все перевозки по железным дорогам могут осуществляться малой, большой или пассажирской скоростью, каждой из которых соответствует свой тариф.

Малой скоростью перевозка грузов осуществляется обычными товарными поездами, большой скоростью — ускоренно-товарными поездами, пассажирской скоростью — в багажных вагонах пасса­жирских поездов.

Срок доставки грузов складывается из времени на отправление -груза, времени на следование груза в пути и времени на выполнение операций, связанных с передачей грузов с одной дороги на другую.

Время на отправление груза обычно устанавливают равным одним суткам независимо от того, какой скоростью отправляют груз.

Время следования груза в пути при перевозках большой или пассажирской скоростью составляет одни сутки на каждые 320 км пути по магистральным дорогам и 175 км по боковым линиям, а для перевозок малой скоростью — одни сутки на каждые 130 — 200 км пути в зависимости от расстояния перевозки и вида от­правки.

Время передачи груза с дороги на дорогу одной и той же колеи не должно превышать 12 ч, а в случае различной колеи — одни сутки.

За просрочку в доставке грузов железная дорога уплачивает грузополучателю штраф в размере, зависящем от длительности просрочки и провозной платы.

Грузы по железной дороге перевозят в крытых вагонах (грузо­подъемностью 16,5; 20 и 50 г), в вагонах открытого типа (плат­формы, полувагоны, гондолы, полувагоны-хоппер и т. п.) и в спе­циальных вагонах (цистерны изотермические для перевозки жив­ности и т. п.).

В зависимости от отправляемой по железной дороге партии груза по одному документу отправки делят на повагонные и мел­копартионные.

При повагонной отправке количество груза должно обеспечи­вать полное использование подъемной силы или вместимости вагона.

Мелкопартионные отправки осуществляют в так называемых сборных вагонах.

Оформление перевозки и взимание провозной платы за перевоз­ки грузов производят на основании железнодорожной накладной, которая является основным документом и служит как бы договором на своевременную и сохранную перевозку груза и выдачу его получателю.

Груз, принятый к перевозке, должен иметь отправительскую и железнодорожную маркировку.

Отправительская маркировка выполняется на таре или бирке каждой отдельной отправки и содержит следующие данные: 1) зна­ка отправителя (фабричная марка) или порядкового номера места; 2) станции и дороги отправления; 3) станции и дороги назна­чения; 4) наименование получателя.

Железнодорожная маркировка расположена на каждом грузо­вом месте под отправительской маркировкой. Маркировка вида 2156—6 означает: 2156 — порядковый номер записи груза в книге приема груза к отправлению, 6 — общее количество мест по нак­ладной.

Маркировка прибытия — это маркировка груза после его при­бытия и выгрузки из вагонов, включающая время выгрузки, наиме­нование станции отправления, номер накладной и число мест.

. Грузоотправитель может объявлять ценность груза на случай его утери или порчи.

По прибытии грузов на станцию назначения (повагонные от­правки) грузополучатель должен произвести их разгрузку в уста­новленные сроки. За задержку вагонов при 'разгрузке свыше уста­новленных норм грузополучатель платит штраф.

Грузы, прибывшие на станцию назначения, хранятся на складах не более определенного времени (обычно пять суток), после чего. переходят в категорию так называемых невостребованных грузов и могут быть переданы другим организациям.

В случае порчи груза начальник станции или его заместитель составляет коммерческий акт, представляющий собой объективное описание состояния груза и обстоятельств, при которых обнаруже­на его порча. Этими актами устанавливается не только ответст­венность железных дорог, но и грузоотправителей, если обнаруже­но несоблюдение ими Устава железных дорог при отправке груза.

Экспедиционные операции автотранспортных организаций. Транспортно-экспедиционное обслуживание, как правило, связано с на­чалом перевозочного процесса на складе отправителя и завершени­ем этого процесса на складе получателя и требует непосредствен­ного контакта транспортной организации с грузоотправителем и грузополучателем. Поэтому автомобильный транспорт выступает как организатор транспортного процесса, начинающий процесс пе­ревозки на складе отправителя и завершающий его на складе полу­чателя и осуществляющий таким образом непосредственный кон­такт с ними.

Транспортно-экспедиционная работа на автомобильном транс­порте получила большое развитие в связи с организацией между­городных автомобильных сообщений.

При экспедировании, осуществляемом при прямой автомобиль­ной перевозке, операции начинаются с момента приема груза на складе грузоотправителя и заканчиваются вручением ему доку­ментов, подтверждающих сдачу груза получателю. Эти операции включают: прием грузов на складе грузоотправителя; оформление товарно-транспортных документов, связанных с приемом грузов от грузоотправителя; охрану и сопровождение грузов в пути следо­вания; сдачу грузов и сопроводительных документов грузополучателю в пункте назначения; вручение грузоотправителю сдаточных документов.

В зависимости от характера перевозок и рода перевозимых гру­зов транспортно-экспедиционная работа при междугородных пере­возках грузов может включать в себя дополнительно и другие опе­рации (упаковка и маркировка грузов, информация грузополуча­теля об отправлении в его адрес грузов, краткосрочное хранение грузов на своих складах и др.). Транспортно-экспедиционные пред­приятия по соглашению с отправителями и получателями грузов могут принять на себя выполнение погрузочно-разгрузочных опе­раций.

Более сложными являются операции, связанные с перевозками в междугородных сообщениях мелкопартионных грузов.

Разнородность перевозимых грузов, различия в таре и упаков­ке, незначительный вес отправки, а также различное направление отдельных отправок затрудняют полную загрузку автомобилей.

Эта особенность перевозок грузов мелкими отправками обус­ловливает необходимость предварительной подгруппировки их по направлениям и пунктам назначения.

Рациональная организация перевозок грузов мелкими отправ­ками требует предварительной концентрации этих отправок: груз от разных отправителей доставляют на грузовую автомобильную станцию, где его подгруппировывают по пунктам назначения, на­правлениям или районам и в подгруппированном виде доставляют к месту назначения.

Грузовые автомобильные станции организуют и осуществляют сбор мелких отправок на своих складах в пунктах отправления, подгруппировку этих грузов по направлениям, пунктам назначения и грузополучателям и доставку их крупными партиями к месту на­значения. Мелкие партии грузов, отправленные в адреса разных грузополучателей, по прибытии в пункт назначения выгружают на склады местной автомобильной станции и затем доставляют гру­зополучателям.

Помимо подгруппировки и организации перевозок грузов мел­кими отправками грузовые автомобильные станции осуществляют также и другие операции, связанные с организацией этих пере­возок:

погрузку грузов на автомобили и выгрузку их из автомобилей, прибывших на грузовую станцию;

сопровождение грузов своими экспедиторами и агентами при сборе, развозе и междугородных перевозках;

краткосрочное хранение грузов на своих складах;

оформление товарно-транспортных документов, связанных с приемом, выдачей, хранением и перевозкой грузов;

расчеты с грузоотправителями и грузополучателями за перевоз­ку грузов, транспортно-экспедиционные и складские операции.

Тарифы на транспортно-экспедиционные операции являются еди­ными и предусматривают плату за прием и сдачу ценных грузов и почты, а также грузов, требующих при перевозке особого внимания, за оформление товарно-транспортных документов, сопровож­дение грузов в пути и сохранность грузов. Эта плата установлена в процентах от стоимости перевозок грузов по единым тарифам в зависимости от категории грузов.

Тарифами также устанавливается размер платы за операции, выполняемые при обслуживании железнодорожных станций, портов, пристаней, аэропортов. За весь комплекс этих операций, производ­ство расчетов и охрану грузов взимается плата за 1 т или за одну отправку, а по повагонным отправкам — с оси вагона.

За расчетные операции (выкуп прибывших грузов и получение се станции транспортных документов на прибывший груз) плата взимается за каждую отправку.

Установлены также размеры платы за выполнение отдельных дополнительных операций и услуг для заказчика: доставка доку­ментов, прием заявок, составление товарно-транспортных докумен­тов, маркировка груза, информация и т. д.

Помимо выполнения транспортно-экспедиционных операций, ав­тотранспортные организации в ряде случаев осуществляют по до­говоренности с грузовладельцами и погрузочно-разгрузочные ра­боты, за которые взимается плата за час работы механизма.

Использование порожних пробегов грузовых автомобилей. Од­ним, из наиболее эффективных средств повышения производительно­сти автомобильного парка является увеличение коэффициента ис­пользования пробега. Загрузка автомобилей, следующих в попут­ном направлении без груза, независимо от их ведомственной при­надлежности — главная задача грузовых автомобильных станций для междугородных перевозок, транспортно-экспедиционных кон­тор (ТЭК), контрольно-диспетчерских пунктов и агентств.

Транспортно-экспедиционные конторы, там где отсутствуют гру­зовые автомобильные станции, имеют свои склады и могут исполь­зовать склады грузоотправителей и грузополучателей. Диспетчер­ский аппарат этих контор должен хорошо знать грузопотоки об­служиваемого района и должен быть связан с грузоотправителя­ми и со всеми автотранспортными организациями.

Грузоотправители и грузополучатели, нуждающиеся в система­тических перевозках груза, а также автотранспортные предприя­тия, регулярно отправляющие автомобили без груза, заключают с транспортно-экспедиционными конторами договоры.

Автотранспортные предприятия обязаны своевременно сообщать транспортно-экспедиционным конторам, агентствам и контрольно-диспетчерским пунктам о времени выхода и маршруте движения автомобилей для обеспечения их загрузки.

Конторы имеют право несколько дополнять маршрут движения, вводя отклонения для погрузки или выгрузки грузов до 10 км, ес­ли автомобили без груза следуют в дальние рейсы.

От загрузки освобождаются автомобили: санитарные, пожар­ные, технической помощи, учебные (при езде с курсантами), спе­циальные (мастерские, автолавка, коммунальные и т. д.), грузо­вые автомобили-такси, почтовые и оперативные.

В случае невозможности использовать порожние грузовые ав­томобили для перевозки попутных грузов на трассах с недостаточно развитым автобусным сообщением перевозят пассажиров и их багаж по установленным тарифам с соблюдением правил пере­возки пассажиров.

Перевозка пассажиров может быть разрешена, если водитель грузового автомобиля имеет квалификацию первого или второго класса (при квалификации третьего класса стаж его работы дол­жен быть не менее двух лет).

Для стимулирования использования порожних пробегов часть сумм, получаемых с грузоотправителей за перевозку грузов в по­рядке использования порожних пробегов, расходуется на доплату к основному заработку тех категорий работников, которые выпол­няют эти перевозки.

Транспортно-экспедиционные услуги населению. Значительная (по объему работы) часть этих услуг относится к междугородной перевозке грузов (домашних вещей) населения в контейнерах. Транспортно-экспедиционные услуги при таких перевозках включа­ют: подготовку транспортных документов, погрузку домашних ве­щей в контейнер, экспедирование, доставку и сдачу контейнера на железнодорожную станцию, информационные услуги, раскредито-вание, получение и доставку контейнеров заказчикам на дом в пунктах назначения.

Транспортно-экспедиционные операции по отправлению контей­нера производятся на основании «Поручения» — документа, сос­тавляемого заказчиком и экспедитором. В поручении заказчиком указывается наименование транспортно-экспедиционного предприя­тия или его агентства, фамилия и почтовый адрес заказчика, место нахождения груза, наименование и другие данные о грузе, станция отправления и назначения, получатель и его почтовый адрес. Эк­спедитор дополнительно записывает данные о номере контейнера, пломбе, накладной, дате сдачи контейнера к перевозке, расписы­вается в принятии домашних вещей к перевозке.

На основании поручения составляют опись домашних вещей, погруженных в контейнер, в которой указывают их наименование и ориентировочную стоимость.

Документом для перевозки груза в контейнере по железной до­роге служит накладная, в которой указываются наименования и почтовые адреса отправляющего и получающего транспортно-экспе­диционного предприятия или их агентств.

На основании поручения визируется накладная и таксируется стоимость перевозки контейнера.

Контейнер загружают в присутствии заказчика согласно пору­чению и описи домашних вещей, в которых проставляются номер контейнера и оттиск пломбы. Один экземпляр описи вкладывают) контейнер.

Транспортно-экспедиционные операции при доставке контейне­ра со станции назначения на дом заключаются в получении ин­формации от железной дороги о прибытии контейнера, его раскредитовании, получении от железнодорожной станции накладной и уведомлении заказчика о прибытии груза.

При получении контейнера агент транспортно-экспедиционного предприятия проверяет.его сохранность, наличие и соответствие пломб с оттиском на накладной. При обнаружении несоответствий составляют коммерческий акт с представителем железнодорожной станции.

Доставка контейнера, разгрузка и расстановка вещей оплачива­ются заказчиком по прейскуранту. При вскрытии контейнера и вы­грузке вещей обязательно присутствие заказчика. Вещи выдаются по описи, вложенной при отправке в контейнер.

Весь процесс перевозки домашних вещей населения в пределах населенного пункта или на небольшие расстояния между пунктами выполняется полностью транспортно-экспедиционными предприя­тиями.

Для городских перевозок вещей используются автомобили-фургоны, обычно сопровождаемые заказчиком, который в этом случае является и получателем. При заказе на такие перевозки со­ставляют опись вещей по весу и количеству мест и указывают этажность места отправления и получения груза.

Резко увеличивается объем транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых населению при доставке промышленных и продоволь­ственных товаров, приобретенных в магазинах, на дом.. Купленные промышленные товары доставляются обычно специа­лизированным подвижным составом. Агенты траспортных агентств принимают непосредственно в магазинах заказы по доставке поку­пок, включая услуги по погрузке, выгрузке, подъему на этажи, от­носке и установке предметов, их сборке-разборке.

Оплата услуг производится по тарифам, в основе расчета кото­рых лежат себестоимость услуг и уровень плановой рентабельно­сти. Для некоторых товаров сложного ассортимента (например, ме­бели) оплата транспортно-экспедиционных услуг иногда устанав­ливается в процентном отношении к продажной стоимости товара. При продаже товаров по образцам в услуги транспортных агентств входит также проверка соответствия посылаемого покупателю то­вара образцу, выставленному в торговом зале магазина.

Расширяется прогрессивная-система доставки покупателям на дом продовольственных товаров. Материальная ответственность за доставку продуктов обычно возлагается на водителя, в обязанность которого входит получение стоимости продуктов.

Отделы, бюро, столы заказов магазинов устанавливают по сог­ласованию с заказчиком время доставки с учетом возможности со­ставления рациональных развозочных маршрутов.

Дальнейшее развитие должно получить транспортно-экспедици онное обслуживание сельского населения, которое направлено на установление постоянной торговой и культурной связи с областны­ми и районными центрами. В числе услуг:' доставка населению на дом топлива, строительных материалов, завоз удобрений на поля, вывоз фруктов и овощей на колхозные рынки и др.

Транспортно-экспедиционные агентства организуют посещение кино, театров, музеев, расположенных в центрах, а также поездки по достопримечательным местам области, края.

Распространенной деятельностью транспортных агентств являет­ся прием заказов и доставка на дом билетов на все виды транспор­та, доставка багажа на железнодорожные станции, в аэропорты, на речные и морские вокзалы, прием предварительных заказов на ав­томобили-такси.

Еще недостаточно развито обслуживание туризма. Транспортно-экспедиционные агентства должны оказывать свою помощь на всех этапах путешествий. Сюда можно отнести:

организацию групповых или индивидуальных поездок по зара­нее разработанным маршрутам или по заявкам клиентов;

бронирование и продажу билетов и оформление других проезд­ных документов на все виды транспорта, оформление и перевозку багажа;

бронирование мест в гостиницах и организацию питания на всем пути следования;

организацию экскурсий и осмотра достопримечательностей с обеспечением переводчиками и гидами;

продажу билетов туристам в театры, на выставки, в музеи и т. д.;

проведение страхования туристов и их имущества в страховых компаниях;

содействие в выполнении паспортных, таможенных, валютных, санитарно-карантинных и других формальностей при международ­ных поездках.

 

 

Рекомендуемая литература

1. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. Учебное пособие для студентов ВУЗов.-2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-288с.

2. Афанасьев Л.Л., Цукерберг С.М. Автомобильные перевозки. Изд. «Транспорт», 1973. –320с.

3. Гудков В.А., Миротин Л.Б. и др. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для ВУЗов/ -М.: Горячая линия - Телеком, 2004.-448с.

4. Касаткин Ф.П., Коновалов С.И., Касаткина Э.Ф. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: Учеб.пособие для ВШ.-2-е изд.-М.: Академический Проект, 2005.-352с. («Gaudeamus»).

5. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник/ -М.: Издательский центр «Академия», 2003.-400с.

6.Афанасьев Л.Л., Островский Н.Б., Цукерберг С.М. – Единая транспортная ситема и автомобильные перевозки: Учебник – М.: Транспорт, 1984  

7. Организация и планирование грузовых автомобильных перевозок: Учебник под ред. Александрова Л.А.- М.: Высшая школа, 1987

8. Воркут А.И. Грузовые автомобильные перевозки: Учебное пособие- Киев: Вища школа, 1991

 

Лекция 10

Тема 1 Принципы образования тарифов и развития транспортного обслуживания. Требования к качеству транспортного обслуживания. (2/1/1/1)

План лекции

1. Транспортные издержки

2. Грузовые тарифы

3. Пассажирские тарифы

 

  Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей

Тариф является ценой на транспортную продукцию. Тариф — это система ставок, по которым взимается плата за пользование чем-нибудь, в том числе за оказание транспортных услуг.

Цена в любой экономической системе выполняет измерительную, регулирующую, стимулирующую и ориентирующую функции.

Сущность ценовой тарифной политики состоит в обеспечении возмещения транспортному предприятию необходимых затрат и укреплении транспортного потенциала экономики, а также в со­кращении транспортных затрат в конечной цене производимого продукта (в этом проявляется социальное значение транспорта). Ценовое решение — основная проблема любого предприятия, так как от цены зависит объем продаж, конкурентоспособность фир­мы, ее доход, положение на рынке, финансовая и деловая устой­чивость.

Транспортные тарифы формируют доходы транспорта, но при этом являются транспортными издержками потребителя, кото­рый платит за оказываемые ему услуги. Получается парадоксальная ситуация: грузовладельцы хотят получить услуги по более низ­ким ценам, что даст им возможность не увеличивать резко цену на производимый продукт, а транспортные работники желают продать свою продукцию по большей цене для получения не только вложенных на транспортировку затрат, но и прибылей для даль­нейшего развития предприятия. Поэтому предприятия договари­ваются о конкретной цене с учетом, в том числе, дополнитель­ных требований потребителя, т.е. правильнее говорить о тариф­ном (ценовом) соглашении.

При назначении цен на транспортные услуги рассчитывается, прежде всего, их себестоимость (затраты на производство едини­цы продукции), которая должна рассматриваться как нижняя гра­ница цены, а также средние цены на рынке подобных услуг и предельная платежеспособность потребителя, которые определя­ют верхнюю границу цены. Тарифное соглашение будет заключе­но внутри этих рамок.

Абсолютная величина тарифной ставки, основу которой со­ставляет себестоимость перевозки, зависит от конъюнктуры транс­портного рынка, спроса и предложения на транспортные услуги. Тариф обладает регулирующей и социальной функцией, влияю­щей на размещение и использование производства, цену готовой продукции, а следовательно, и на положение отдельных отрас­лей, поэтому государство любой страны осуществляет определен­ный контроль за ценами и устанавливает транспортные тарифы, на отдельных территориях, видах транспорта или видах перевозок (в нашей стране это, прежде всего, районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и приравненные к ним, а также повсеместно область пассажирских перевозок).

Основу тарифной платы составляет расстояние перевозки, раз­мер единовременной отправки, транспортная характеристика груза (класс груза), специализация подвижного состава, территориаль­ные условия выполнения перевозок. Каждый из этих факторов обладает объективным характером и оказывает существенное вли­яние на уровень тарифов.

Тарифы подразделяются по виду перевозок на грузовые и пас­сажирские; общие (для основной номенклатуры грузов), исклю­чительные (для отдельных грузов или условий перевозки), специ­альные (для специфических услуг), повременные (по времени за­нятости транспортного средства) и др.

Грузовые и пассажирские тарифы различаются по виду сооб­щения (городские, междугородные, международные и т.д.); скоро­сти движения (обычная, скорая, пассажирская, экспресс); виду отправки (мелкая, повагонная, судовая и др.); типу подвижного состава и другим признакам.

Транспортные тарифы могут быть:

государственными — регулируются на федеральном уровне;

региональными или местными — согласовываются с региональ­ными или местными властями;

отраслевыми — устанавливаются отраслевыми транспортными организациями;

свободными — устанавливаются предприятиями;

договорными — устанавливаются по договору с потребителями;

контрактными — заключаются на единичную или долговре­менную перевозку. Как правило, они являются конфиденциаль­ными1.

 

                                   Грузовые тарифы

Особенности построения грузовых тарифов на различных ви­дах транспорта зависят, прежде всего, от вида груза, поэтому на всех видах транспорта существует Единая тарифно-статистическая Номенклатура грузов (ЕТСНГ), в которой указывается класс груза, связанный с использованием грузоподъемности транспортно­го средства.

На железнодорожном транспорте грузовой тариф дифферен­цирован по таким признакам, как класс, количество и отличи­тельные признаки груза (жидкий, твердый); расстояние перевоз­ки; вид отправки (повагонная, мелкая, отправка в контейнере и др.); тип вагона (универсальный, специализированный и т.п.), а также его принадлежность МПС или заказчику; вид сообщения (прямое, смешанное, международное); номер тарифной схемы (по специальному классификатору маршрутов); сборы за уборку ваго­нов, сопровождение грузов, хранение и тому подобные операции. Уровень тарифов для сырьевых и массовых дешевых грузов ниже за счет их повышения на другие грузы.

Для перевозок крупногабаритных тяжеловесных грузов на спе­циализированном подвижном составе введен специальный тариф. Существуют свободные тарифы на услуги, которые железная до­рога не обязана предоставлять, но делает это по просьбе потреби­телей, например досрочную доставку, использование вагонов но­вых типов, розыск грузов до истечения срока доставки, переадре­сацию грузов, находящихся в пути и др. Могут быть и договорные тарифы (обычно как надбавки к действующим) при повышенном качестве обслуживания, например при подаче вагонов по графи­ку потребителя.

На автомобильном транспорте применяется несколько видов тарифов на базе спроса и предложений с учетом затрат на пере­возки. Основной документ, регламентирующий формирование сво­бодных тарифов, — это «Временный порядок установления и при­менения тарифов на перевозки грузов автомобильным транспор­том в РК», а также Прейскурант 13-01 (базовый документ — ос­нова определения конкретных тарифов).

Существуют следующие виды тарифов:

сдельный — устанавливается за перевозку 1 т груза определен­ного класса конкретной массы отправки в зависимости от рассто­яния перевозки. Применяется чаще всего при перевозке основной массы наиболее дешевых грузов, особенно, если погрузочно-разгрузочные работы не представляют большой сложности;

тариф из условия платных автотонно-часов за 1 автотонно-час и каждый километр пробега с грузом — применяется при пере­возке такой номенклатуры грузов, где могут быть задержки при перегрузочных работах (автопредприятие как бы страхует свои воз­можные потери времени, а следовательно, и потерю производи­тельности). Используется в настоящее время редко;

повременный — за время использования транспортного сред­ства, в зависимости от его грузоподъемности и за каждый кило­метр пробега. Его применяют обычно при перевозке такой номен­клатуры грузов, где время на передачу груза может значительно превосходить время перевозки. Это касается, прежде всего, торго­вых грузов, которые необходимо взвешивать, считать и т.п., а так­же оформлять значительное количество документов;

тариф из покилометрового расчета — зависит от грузоподъем­ности транспортного средства и километража. Применяется в от­дельных случаях, например для доставки автомобиля клиенту;

договорной — устанавливается при особых требованиях заказ­чика, за особое качество или сложность перевозки. Применяется в отдельных случаях, например, при перевозке крупногабаритных тяжеловесных грузов, отличающейся особой сложностью и, как правило, пониженными скоростями движения, а также при тре­бованиях доставки груза в более сжатые сроки.

На внутреннем водном транспорте тариф свободный, устанав­ливается за 1 т груза (по классам), по району плавания и рассто­янию, партионности отправки (судовые, сборные, мелкие), ставке за начально-конечную операцию, схемам движенческих опера­ций, ставкам сборов на погрузочно-разгрузочные работы, взве­шивание, хранение и др. Мелкой отправкой считают массу груза менее 20 т (тариф повышается на 60 % по сравнению с судовой отправкой), сборной считается отправка массой более 20 т (та­риф повышается на 20 % по сравнению с судовой). Тариф устанав­ливают обычно путем введения коэффициентов к Прейскуранту, или предприятие рассчитывает его на основе реальных затрат.

Исключительный тариф устанавливается по пароходствам. При­меняются различные виды штрафов и премий, например «дис­пач» — премия за досрочную погрузку судна.

Договорные тарифы применяют при сокращении норм време­ни доставки, использовании специализированных судов, завозе грузов на малые реки с ограниченным сроком навигации и др. каботажное), сообщения (прямое или смешан­ное), региональных природно-климатических особенностей мор­ских бассейнов, типов подвижного состава (рефрижератор, рол­кер, лихтер и др. — специальный тариф). Тариф строится по двух-ставочному принципу с учетом стоимости 1 тонно-мили (дви­женческая операция) и стоимости стояночной операции за 1 т груза, связанной с длительностью перегрузки.

  Движенческая ставка для сухогрузов зависит от удельного объема 1 т груза и совместимости грузов при перевозке; стояночная — по группам портов для 12 групп сухогрузов. Для наливных грузов су­ществует движенческая ставка, единая по бассейнам, и несколь­ко групп ставок для стояночной операции по типу груза: сырая нефть, масла, спирты и др.

На воздушном транспорте применяется свободный договорной тариф (тарифное соглашение) с дифференциацией по расстоя­нию. В отдаленных районах, где отсутствуют другие виды транс­порта, применяют повышенный тариф — до 70 %.

                                  Пассажирские тарифы

Практически во всем мире пассажирские перевозки в городе убыточны, т.е. тариф не покрывает расходы транспортного пред­приятия, поэтому государство или местные власти дотируют эти перевозки. Это вызвано социальной значимостью перевозок пас­сажиров, цена на которые не должна быть больше определенного процента от ежемесячных доходов граждан.

Выручка от пассажирских перевозок в городе составляет от 20 до 50 % необходимых эксплуатационных затрат; в пригороде — до 30 %; на речном транспорте — 40 %.

Пассажирские тарифы ориентированы на платежеспособность населения и местное бюджетное финансирование, поэтому та­риф на один и тот же вид транспорта в разных городах может быть различным. В России в настоящее время пытаются уйти от просто­го дотирования предприятий городского транспорта к контракт­ной системе между местными властями и транспортными пред­приятиями, что вынуждает последних искать резервы покрытия убытков.

Тариф в городе может быть единым для проезда на любом го­родском транспорте или дифференцированным по видам транс­порта, уровню комфорта (определяется классом вагонов) и рас­стоянию. Например, в метрополитене многих городов мира суще­ствуют вагоны первого и второго классов с разной оплатой проезда.

В пригородном сообщении плата за проезд зависит от расстоя­ния участка, т. е. зоны перевозки. Так, на железнодорожном транс­порте пригородный участок делят на зоны протяженностью 6 — 10 км, а стоимость проезда взимается независимо от расстояния поездки пассажира в пределах зоны.

 

Транспортные тарифы в международном сообщении

Транспортный тариф на международные перевозки представ­ляет собой совокупность цен на перевозку внешнеторговых грузов в определенном международном сообщении.

Особенности построения тарифов в международном сообще­нии связаны с внешней торговлей, которую обслуживает транс­порт, и конкуренцией между видами и предприятиями одного вида транспорта и странами. Мировые транспортные рынки явля­ются частью мировых товарных рынков.

Тарифы на пассажирские перевозки в международном сооб­щении зависят от расстояния, скорости доставки, уровня ком­форта и типа транспортного средства. При построении этих тари­фов также применяется целая система льгот, прежде всего, для туристических групп, в зависимости от количества лиц (за билет туда и обратно, бесплатный провоз багажа определенной массы и др.).

 

Рекомендуемая литература

1. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. Учебное пособие для студентов ВУЗов.-2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-288с.

2. Афанасьев Л.Л., Цукерберг С.М. Автомобильные перевозки. Изд. «Транспорт», 1973. –320с.

3. Гудков В.А., Миротин Л.Б. и др. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для ВУЗов/ -М.: Горячая линия - Телеком, 2004.-448с.

4. Касаткин Ф.П., Коновалов С.И., Касаткина Э.Ф. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: Учеб.пособие для ВШ.-2-е изд.-М.: Академический Проект, 2005.-352с. («Gaudeamus»).

5. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник/ -М.: Издательский центр «Академия», 2003.-400с.

6.Афанасьев Л.Л., Островский Н.Б., Цукерберг С.М. – Единая транспортная ситема и автомобильные перевозки: Учебник – М.: Транспорт, 1984  

7. Организация и планирование грузовых автомобильных перевозок: Учебник под ред. Александрова Л.А.- М.: Высшая школа, 1987

8. Воркут А.И. Грузовые автомобильные перевозки: Учебное пособие- Киев: Вища школа, 1991

Лекция 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.112 с.)