Тема 1 Процессы перемещения грузов и пассажиров, процессы движения автотранспортных средств. Транспортная сеть экономического региона. (2/1/1/1) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 Процессы перемещения грузов и пассажиров, процессы движения автотранспортных средств. Транспортная сеть экономического региона. (2/1/1/1)



План лекции

1. Понятие и структура перевозочного процесса

2. Основные показатели работы транспорта

3. Транспортная сеть региона

 

Слово "транспорт" употребляется в различных значениях. Под ним обычно понимают:

-отрасль народного хозяйства, имеющую своим назначением перевозку грузов и пассажиров;

-комплекс технических средств, обеспечивающих передвижение материальной продукции и людей;

-собственно процесс перемещения груза или пассажиров;

- поток единиц (чаще всего автомобилей),движущийся по улице или дороге;

    -отдельную партию груза, следующую в определенный пункт назначения, и конкретный адрес;

- род человеческой деятельности или специальность,

Точный смысл термина вытекает из контекста. В данном курсе термин используется большей частью в первом и втором значениях.

В существующей транспортной системе Казахстана различают следующие основные виды транспорта:

1.Транспорт общего пользования - транспорт, который в соответствии с действующими законоположениями обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы они не были предъявлены: государственным предприятием или учреждением, общественной организацией или частным лицом.

2. Транспорт необщего пользования - ведомственный транспорт, выполняющий перевозки только "своего" ведомства или предприятия и не обязанный удовлетворять требования всех других клиентов.

Ведомственный транспорт промышленных предприятий часто называют промышленным транспортом, а небольшие пути, например, к складам -подъездными путями.

2     Магистральный транспорт. Этот термин чаще всего обозначает транспорт общего пользования, находящийся в ведении основных транспортных министерств и ведомств. В этом смысле немагистральным транспортом считается промышленный и городской (хотя городской транспорт по существу транспорт общего пользования). Вместе с тем нередко термин "магистральный транспорт " употребляется для обозначения путей сообщения, связывающих важнейшие города и промышленные центры страны или крупного региона. В этом случае небольшие ответвления от основных магистралей, несмотря на то что, они входят в состав сети общего пользования, не считаются звеньями магистрального транспорта и обычно именуются линиями местного значения.

В зависимости от вида и способа осуществления перевозок транспорт подразделяется на: универсальный транспорт; неуниверсальный транспорт; дискретный транспорт и непрерывный транспорт.

К каждому виду транспорта в отдельности и ко всей транспортной системе

предъявляются основные требования:

-полное удовлетворение потребностей государства и населения в

перевозках;

-достижение возможно более высокой экономичности;

-сокращение сроков доставки и повышение скорости

транспортирования грузов (с целью ускорения оборачиваемости

оборотных средств в виде грузовой массы) и особенно, пассажиров;

-соблюдение регулярности перевозок независимо от времени

года, суток, условий погоды и других факторов;

-повышение уровня комфорта для пассажиров;

-обеспечение полной сохранности перевозимых грузов;

-обеспечение безопасности движения

 

Как показывает опыт, выполнение всех требований в комплексе представляет весьма сложную в технико-экономическом отношении задачу. Поэтому прогресс транспорта немыслим без самого широкого использования новейших достижений фундаментальных и прикладных исследований в экономике, технике, технологии, организации и управлении.

 

1. Общие понятия и положения.

Понятие «транспортный процесс» употребляется для обозначения целесообразного функционирования транспорта в рамках региона или страны по удовлетворению им перевозочных потребностей государства.

Средства транспорта условно делятся на две характерные категории: постоянные средства, включающие собственно путь (дорогу) и стационарные сооружения со всем их оборудованием; подвижной состав, к которому относятся все активные (самодвижущиеся) и пассивные (прицепные) единицы, непосредственно осуществляющие передвижение грузов и пассажиров.

Масштабы и технический уровень транспортного хозяйства во многом определяют потенциал данного транспорта, но само по себе оснащение не гарантирует выполнения возложенных на транспорт задач. Для этого необходимы технология, организация и система управления транспортным процессом.

Технология определяет порядок исполнения соответствующих операций с указанием их продолжительности, последовательности используемого инструмента и оборудования, затрат материалов и труда. О технологии обычно говорят применительно к отдельным подразделениям транспорта и их функциям. Так, например, существуют технологии: технического обслуживания автомобиля, локомотива, судна, самолета, пути; производства грузовых работ на станции, в порту, на подъездном пути; обработки поезда на железнодорожной станции, судна в порту; производство ремонтных работ и т.п.

Технология транспортного процесса - понятие собирательное, отражающее наличие строго регламентированного порядка работы линейных транспортных предприятий при осуществлении ими перевозки грузов и пассажиров, включая и те операции, которые производятся на стадии подготовки средств транспорта к выполнению перевозок.

Под организацией транспортного процесса понимают комплекс принципиальных положений, методов и структурных схем, предусматривающих увязку деятельности отдельных звеньев транспорта при исполнении ими перевозочного процесса в границах более или менее крупных подразделений транспорта или сети в целом.

Управление представляет собой сферу деятельности командного и руководящего состава транспорта и заключается в контроле и обеспечении взаимодействия подразделений и служб на стадиях подготовки и непосредственного осуществления транспортного процесса. На стадии подготовки управление представляет собой научно-техническое руководство

разработкой наиболее эффективных планов, выбором новейших образцов техники, технологии и организации. На стадии непосредственного осуществления транспортного процесса (ТП) управление - это контроль и оперативное командование всеми средствами и кадрами в рамках компетенции каждого звена или транспорта в целом с целью обеспечения установленных планов и заданий.

 

2. Перевозочный процесс и его элементы.

 Перевозочный процесс (ПП) включает три главных элемента:

-начальную операцию в пункте отправления:

-собственно перемещение объекта перевозки из пункта отправления в пункт назначения:

         -конечную операцию в пункте назначения.

 

3Основные показатели работы транспорта

 

Планирование, учет и анализ деятельности транспорта невозможны без комплекса показателей, с помощью которых измеряются объем и качество его

работы.

Для измерения объема перевозочной работы транспорта используются следующие показатели: перевозка груза в тоннах (т); грузооборот в тоннокилометрах (ткм); перевозка пассажиров (число человек); пассажирооборот в пассажиро-километрах (пасс-км).

Кроме показателя «перевозка грузов» существуют показатели: отправление грузов и «прибытие грузов». На некоторых видах транспорта употребляются показатели объема перевозок транзитом и в местном сообщении. Транзит-это та продукция, которая произведена и потреблена за пределами данного транспортного подразделения и лишь перевезена по его сети. К местному сообщению относится «своя» продукция, которая произведена, перевезена и потреблена в границах данного подразделения.

Планируемый и фактически выполненный объем перевозки грузов отдельными подразделениями и в целом по данному виду транспорта определяется путем суммирования всех перевезенных тонн груза со всех пунктов сети.

На некоторых видах транспорта определяют объем перевозки важнейших грузов по установленной номенклатуре, а на ж/д транспорте, кроме объема перевозок в тоннах, ежедневно учитывается (и планируется) погрузка числом вагонов в целом и по важнейшим родам грузов.

Показатель грузооборота является синтетическим и учитывает не только вес (тоннаж) перевезенного груза, но ирасстояние его перевозки.

Важным показателем, отражающим рациональность транспортных связей является средняя дальность перевозки 1 т. груза, которая определяется как

Отношение грузооборота к объему перевозки.

Для определения интенсивности перевозок на отдельной линии или сети используют показатель средней грузонапряженности.

Средняя грузонапряженность определяется обычно за год и показывает как бы производительность каждого километра сети в тонно-километрах на каждый километр пути.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.01 с.)