Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И социальные факторы языковых изменений
Как уж было сказано, учебный курс «Активные процессы в современном русском языке» призван помочь понять сущность поступательного развития современного русского языка, осознать роль человека в этом процессе, увидеть связи языка с мышлением человека, его культурой, определить исторический фон преобразований русского языка. О состоянии языка судят прежде всего по СМИ – этой наиболее влиятельной и открытой сфере коммуникации. Основным материалом для изучения языковых процессов являются в первую очередь тексты СМИ в силу возросшего влияния на языковую ситуацию в целом и на речевую компетенцию современных носителей языка в частности. Речь, звучащая в теле- и радиоэфире, публичная речь политиков далеко не всегда производит благоприятное впечатление. Это объясняется причинами разного уровня. С одной стороны, это объясняется объективными причинами: СМИ «наиболее оперативно реагирует на новые явления в языке, в определенном смысле актуализирует их» [Валгина 2003: 5]; изменился способ общения со зрителем / слушателем: на смену речи по бумажке, речи, подготовленной, «приглаженной» пришла речь живая, спонтанная, естественно таящая в себе неожиданности. С другой стороны, изменение языка СМИ имеет причины субъективные. Обычно обнаруживается их связь с процессами, происходящими в обществе. «…Демократизация общества неимоверно расширила круг публично выступающих – в парламенте, в прессе, на митингах и в других сферах массового общения» [Валгина 2003: 3]. В.Г. Костомаров в своей книге «Языковой вкус эпохи» (М., 1997) обращает внимание на следующие проявления демократизации российского общества: - активное влияние на языковую ситуацию новых социальных групп (устные выступления политиков, предпринимателей и прочих) и «языка» рекламы; - изменение ситуации в средствах массовой информации, когда радио и телевидение перестали быть преимущественно центральными и на арену вышли дикторы местного вещания – носители речевой системы определённой местности; - «упразднение» специально подготовленных дикторов и выдвижение на первый план ведущих, журналистов, комментаторов. При этом многие из этих людей, попав в сферу массовой коммуникации, сохраняют привычную им манеру выражаться, ломая при этом все социально-этические каноны. Но это уже другая проблема – проблема этики публичного выступления, проблема языкового воспитания. Обсуждая современное состояние русского языка следует рассматривать, оценивать реальные динамические (активные) процессы, протекающие именно в языке в языке.
Научное изучение активных процессов в языке предполагает выявления их причин. Известны две крайние точки зрения: 1) языковые изменения связаны исключительно с внутренними причинами (интралингвистические); 2) языковые изменения обусловлены причинами внешнего, социального порядка (экстралингвистические). Обе полярные концепции, по замечанию Э.Г. Туманян, в настоящее время легли в основу единой теории языковых изменений, согласно которой последние могут носить как спонтанно возникающий характер, так и быть результатом целенаправленного вмешательства общества в языковые процессы [Туманян 1999]. Для современных исследователей стало очевидным, что изменения в языке оказываются возможными благодаря заложенным в нем потенциям внутреннего характера, которые обнаруживаются при воздействии внешнего, социального «толчка» [Валгина 2003: 7]. Социологическое изучение языка показывает, что на глубинном диахроническом уровне все изменения, происходящие в языке, имеют в конечном счёте скорее общественно-детерминированный характер, поскольку сам язык – явление глубоко общественное. Действительно, в любом языке заложен стимул к спонтанному развитию, основой которого являются внутренние противоречия между языком как основным средством общения и коммуникативными потребностями общества. Стремление языка преодолеть несовершенство отдельных своих уровней, ущербность организации в целом, не разрушая при этом системы, является первопричиной динамических изменений, происходящих в нём. … «Внутренние законы развития языка могут до поры до времени «молчать», ожидая внешнего стимула, который приведет в движение всю систему или отдельные ее звенья» [Валгина 2003: 7]. Так, например, способность существительных общего рода типа забияка, неряха определяться прилагательными как женского, так и мужского рода (он такая неряха / он такой неряха) объясняется действием внутреннего закона асимметричности языкового знака (одна форма – два грамматических значения). Возникшие по аналогии с ними сочетания типа уважаемая премьер-министр, хороший врач, корреспондент взяла интервью стали возможны лишь после того, как женщины получили доступ к высшему образованию, право занимать государственные посты, получать мужские профессии.
Итак, среди важнейших принципов социолингвистических исследований – учет взаимодействия внутренних закономерностей в развитии языка и внешних, социальных факторов. Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте существующие в науке основные точки зрения на природу причин языковых изменений. Какая из этих позиций является приоритетной в современной социолингвистике? 2. Что относят к внешним причинам (факторам) языковых изменений? 3. Что относят к внутренним причинам (факторам) языковых изменений?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.005 с.) |