Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА 2. Эволюция управленческой мысли↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ТЕМА 2. Эволюция управленческой мысли
В течении XX столетия наука и практика менеджмента выработала три основных направления: 1) классическая теория менеджмента; 2) социально-психологическая концепция менеджмента; 3) современные концепции менеджмента. Классическая теория менеджмента получила основное развитие в 1900-1930 гг. и применяется по сей день. Социально-психологическая концепция в литературе встречается с другими названиями: поведенческая теория, теория человеческих отношений и др. (1930-1950 гг.). Современная концепция менеджмента (1950 - н.в.) объединяет два предыдущих направления. Здесь наработано очень много и, прежде всего, в США (Мескон «Основы к менеджмент»): 3.1) количественный подход к менеджменту; 3.2) процессный подход; 3.3) системный подход; 3.4) ситуационный менеджмент. Наука «менеджмент» - это практическая наука, то есть она должна позволять предприятиям получать лучшие результаты. Отсюда следует критерий: если теория не позволила никому разбогатеть, то она не признаётся; если человек разбогател и написал об этом книгу, но никто не может повторить его результата, эта теория также не признаётся. Наука «менеджмент» стала развиваться только в XX веке. До этого не было объективной необходимости в ней, так как фирмы богатели за счёт других факторов. Теория менеджмента связана с США, так как там уже в начале XX века было множество крупных предприятий.
Теория «Х» Дуглас Макгрегор (1906 – 1964гг.)
В 1960г. опубликовал
Макгрегор исследовал поведение людей в организации, а именно, отношения между начальником и подчинённым. Макгрегор установил в результате анализа, что менеджер может влиять на поведение подчинённых с помощью различных аспектов: 1) какие задания (З) получает подчинённый (П); 2) как П выполняет З; 3) когда П выполняет З; 4) когда ожидается завершение работы над З; 5) ресурсы, которые имеет П для выполнения З; 6) рабочее окружение, в котором П выполняет З; 7) инструкции, которые получает П по поводу З; 8) ожидание подчинённого, что он выполнит З в срок (верит в свои силы или нет); 9) ожидание вознаграждения за выполненное З (верит или нет начальнику); 10) какие вознаграждения ожидают П; 11) в какой мере П подключается к принятию решений. Макгрегор утверждал (по результатам этого исследования), что менеджер может использовать для управления подчинёнными один из двух диаметрально противоположных подходов, которые назвали: теория «X» и теория «Y». Базовые предпосылки по вопросам поведения человека в организации с точки зрения теории «Х»: 1) человек ленив изначально, не любит работу и будет избегать её; 2) человека к труду следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобы заставить работать на организацию; 3) средний обычный человек предпочитает, чтобы им руководили, он не способен брать на себя ответственность, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность (заработная плата, гарантия рабочего места и т.д.). Вывод из теории «Х»: если в исследуемой организации поведение сотрудников, в основном, соответствует предположениям теории «Х», то наилучшим будет управление на основе классической теории менеджмента.
Социально-психологическая концепция менеджмента (1930 – 1950гг.) 1930 – 1950гг. – это время возникновения и развития за рубежом этой теории. В нашей стране она звучала только на уровне лозунга, а на уровне фирм не рассматривалась.
Утверждается, что 8 часов – это 1/3 жизни + 1/3 сон + отъезды и приезды на работу. Возникает вопрос – когда жить? Возникла необходимость организовать работу в фирме по-другому, чтобы человеку было интересно жить в течение этих восьми часов.
Теория «Y» Дуглас Макгрегор, 1960г. Базовые предпосылки по вопросам поведения человека в организации: 1. Работа для человека естественна как игра. 2. Каждый человек осуществляет самоконтроль, служа целям, которым он привержен. Приверженность появляется как результат вознаграждений за достижение целей в прошлом (этот пункт показывает суть теории «Y»). 3. Средний обычный стремиться к ответственности. 4. Человек наделён высоким уровнем воображения и изобретательности, которое редко используется в жизни.
Вывод из теории «Х»: Если в исследуемой организации поведение сотрудников, в основном, соответствует теории «Y», то наилучшим будет управление на основе социально-психологической концепции менеджмента.
Теория «Z» У. Оучи (1981г.) Базовые предпосылки по вопросу поведения человека в организации с точки зрения теории «Z»:
Положения теории: 1. Самый ценный ресурс организации – интеллектуальный потенциал её сотрудников. 2. Необходимо каждого вовлечь в общее интересное дело фирмы, зажечь его творческий огонь.
3. Фирма настраивает отношения между людьми в целях выживания фирмы и в интересах каждого.
Количественный подход Этот подход рассматривает применение точных наук в управлении. Словесные рассуждения заменяются количественными математическими моделями.
А) Применение экономико-математических методов в управлении (1950 – 1970гг.) Исследование операций – центральная дисциплина (производственные операции, коммерческие операции, военные операции, технологические операции и т.д.). -теория игр; -теория массового обслуживания; -теория управления запасами; -сетевое планирование (диаграмма Ганта), -и др. Б) Применение вычислительной техники в управлении (1970 – 1990гг.) ВТ à ЭВМ -первое поколение – на электронных лампах; -второе поколение – на транзисторах; -третье поколение – на микросхемах.
На основе ЭВМ стали использоваться автоматические системы управления (АСУ).
АСУ развивались по двум направлениям – АСУТП и АСУП. АСУТП (автоматизированные системы управления технологическими процессами) – значительный положительный эффект результативности. АСУП (автоматизированные системы управления предприятием) – нулевой эффект за счёт неэффективности управления, управление предприятием не отрегулировано, неэффективно, не поддаётся систематизации, а технологические процессы – легко поддаются. С появлением персональных компьютеров ситуация изменилась в целом. АСУП получило наибольшее развитие как АРМ – автоматизированное рабочее место (бухгалтер, склад, цех). За АРМ последовали компьютерные сети. ИАСУ (интегрированная АСУ) – попытка соединить АСУТП и АСУП. Рядом с этим есть вечные идеи, подобно вечному двигателю – например, завод-автомат. Но то, что персональный компьютер не заменит работу менеджера, не вызывает сомнения.
В) Реинжиниринг (перепроектирование) бизнеса (1990 – н.в.)
Это наиболее модное и современное направление в менеджменте. Особенности реинжиниринга: 1. Уровень амбиций: повышение результативности в 5-10 раз (традиционное совершенствование управления приводит к повышению результативности на проценты: на 5%, на 10%, на 50%). 2. Применение системной методологии: отказ от разделения труда и выполнение всей работы единой командой с ориентацией на одну конкретную цель. 3. Новая технология выполнения бизнес-процесса: предварительно моделируется на компьютере (для этого требуется самый быстродействующий компьютер и сложная программа; пока в мире таких программ только несколько). 4. Новые технологии бизнес-процесса в значительной мере опираются на информационно-компьютерное сопровождение.
Достоинства реинжиниринга: -повышение результативности в 5-10 раз. Недостатки: -очень дорого; -вероятность успеха – 50%.
Процесс управления |
|||||
Общие функции управления | Процесс принятия решений | |||||
планирование | 1 + 2 + 3 + 4 | |||||
организация | 5 | |||||
мотивация | ||||||
контроль | 6 |
Альтернатива:
-возможность выбора;
-возможный курс, способ, вариант действий.
Решение – это выбранная альтернатива.
Проблема – это рассогласование между желаемым состоянием организации (целью организации) и фактическим положением дел:
В системном анализе проблема определяется по-другому!!!.
Стенли Янг
Стенли Янг перепроектировал управление крупной больницы в США по этому принципу.
Книга «Системное управление организацией» (М.: Издательство «Прогресс», 1972).
Он ввёл должности, которые занимались выявлением проблем, другая группа осмысливала эти проблемы и возможные варианты исправления ошибок и устранения проблем.
Эту концепцию использовали и другие организации (малые, средние), но широкого распространения она не получила.
Изучение этих вопросов оказалось очень эффективным, если не претендовать на переорганизацию аппарата управления всей организации, а лишь по отдельным подразделениям.
Вывод:
Использование всей этой схемы для перестройки организации не получило дальнейшего развития. Вместе с тем, процесс принятия решений весьма эффективно используется для преодоления проблем в рамках существующей организационной структуры.
Схема «7С»
(Питерс Т, Уотерман Р. и др.)
Эту схему предложили в фирме «Маккинси».
Смысл: есть некоторый набор систем (7) в каждой организации, и, чтобы фирма работала успешно, нужно развивать их всех.
Главным фактором, определяющим конкурентоспособность фирмы, является (в рамках этой схемы) сумма навыков (квалификация) всей организации. Имеются в виду системы внутри организации (например, система учёта, управления качеством, финансами и т.д.).
Система
Система – совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой. (Л. фон Берталанфи) Система – объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе. (БСЭ 2-е изд.) Система - нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся в определенной связи частей. (Ожегов) Система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. (ISO 9000) Система – идущий процесс; набор имеющих данные свойства параметров, которыми являются вход, процесс, выход, управление через обратную связь и ограничение, и набор связей между параметрами и их свойствами. (Оптнер С.Л.) Система означает не вещь, а перечень переменных, обеспечивающих однозначность преобразования. (Эшби У.Р.) Система – это то, что приобрело целостность и форму в результате постоянного взаимодействия частей. (Сенге П.) Система (от греч. - целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Выделяют материальные и абстрактные системы. Первые разделяются на системы неорганической природы (физические, геологические, химические и др.) и живые системы (простейшие биологические системы, организмы, популяции, виды, экосистемы); особый класс материальных живых систем — социальные системы (от простейших социальных объединений до социально-экономической структуры общества). Абстрактные системы — понятия, гипотезы, теории, научные знания о системах, лингвистические (языковые), формализованные, логические системы и др. (БЭКМ) Система (биологическая) – некоторая совокупность взаимодействующих элементов, которая образует целостный (биологический) объект. (Новосельцев В.Н.) Система – любой комплекс динамически связанных элементов; все, состоящее из связанных друг с другом частей. (Бир С.) Определим набор частей как систему, поскольку все ее части выступают как действующие в единстве. Будем далее определять состояние системы по ее поведению, Примем обычную деятельность системы за примерное отображение ее естественной динамики. Иначе говоря, рассмотрим тот случай, когда части системы действуют типичным образом. Далее посмотрим, что произойдет, если мы вмешаемся — воткнем палку в систему, прикрикнем на нее или изменим температуру ее окружающей среды. Если система как-то ответит на эти стимулы, то можно сказать, что это действующая система. За стимул следует принимать такое вмешательство, которое так или иначе отразится на действиях системы, будучи не слишком незначительным, чтобы не отразиться на ее деятельности, и не слишком сильным, чтобы ее разрушить. За реакцию системы примем некоторое ее изменение, имеющее смысл только результата воздействия использованного стимула. Стимулом является то, что изменяет работу системы. Реакция системы есть ее действие, которое должно интерпретироваться в качестве следствия стимулов. В общем, это означает, что система избегает стимулов или как-то по-другому противодействует стимулам, нарушающим ее деятельность, и воспринимает или стремится усилить стимулы, способствующие ее деятельности. Если она подтверждает такое свое поведение при всех обстоятельствах, мы будем называть ее действующей. Действенность по-прежнему не эквивалентна самосознанию; система не обязана судить о важности стимулов. Все, что ей нужно, так это механизм, регистрирующий полезность или вредность стимулов, но эти термины в данном случае не несут этической нагрузки. Если система обладает критерием устойчивой работы, она может быть организована для работы по благоприятному для нее критерию. Системы существуют, и они работают; если нет, то они не системы. (Бир С. Мозг фирмы) Система – взаимозависимость и согласованность структурированной совокупности процессов, в результате которых создается целостный (специфический) эффект. (версия Старикова Н.П.) Практически каждый объект может быть рассмотрен как система. Основные системные принципы: целостность – принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого, зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функций и т.д. внутри целого; структурность – возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений системы, обусловленность поведения системы поведением ее отдельных элементов и свойствами ее структуры; взаимозависимость системы и среды; иерархичность – каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а данная система представляет собой один из компонентов более широкой системы; множественность описания – в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы и др. В наиболее общем плане системы можно классифицировать на материальные и абстрактные. Последние являются продуктом человеческого мышления. Выделяются статичные и динамичные системы. Для статичной системы ее состояние с течением времени остается постоянным. Динамичная система изменяет свое состояние во времени. Если знание значений переменных системы в данный момент времени позволяет установить состояние системы в любой последующий или предшествующий моменты времени, то такая система является однозначно детерминированной. Для вероятностной (стохастической) системы знание значений переменных в данный момент времени позволяет только предсказать вероятность распределения значений этих переменных в последующие моменты времени. (БСЭ 3-е изд, Садовский В.Н.) Система (в философии): Появление в категориальном аппарате философии понятия «система» в соотнесении с «элементами» поставило их в связь с близкой по смыслу категориальной парой «целое/часть». Отличие новой пары понятий, позволившее ей сохраниться и даже укрепить в наше время свои позиции, состоит в том, что «система» подчеркивает организованный характер некоего множества (так и определял ее основоположник концепции «системного подхода» Л. фон Берталанфи, и это ее понимание оставалось инвариантным во всех предлагавшихся с тех пор вариантах определения системы), тогда как в понятии «целое» содержится лишь указание на связь составляющих его компонентов; именно поэтому системный подход оказался теснейшим образом связанным со структурным анализом - вплоть до их нередкого отождествления, и по этой же причине из системного мышления выросла синергетика как учение о процессах самоорганизации сложных систем, тогда как холизм в философии, взяв за основу идею целостности бытия, не вышел за рамки ее аморфного понимания и потому серьезного вклада в развитие онтологии, эпистемологии и методологии познания внести не смог. Вместе с тем, теория систем не отбросила представление о целостности, но включила его в свою онтологическую концепцию как обозначение важнейшего свойства систем, которые, при самых высоких уровнях сложности и жесткой структурной расчлененности, сохраняют такую цепкую связь своих подсистем и элементов внутри последних, которая сильнее, чем их связи с внешней средой, что и обеспечивает системе возможность самосохранения, самосовершенствования, саморазвития при неизменной качественной определенности. Так системная «идеология» вобрала в себя представление об отношениях «целое/части», сделав одним из важнейших своих методологических принципов правило: «идти в процессе познания системы не от частей к целому, а от целого к частям». Развитие системной познавательной парадигмы столкнулось, однако, с серьезным препятствием при первых же попытках ее применения к теоретическому познанию духовных объектов. Противоречивость возникшей здесь ситуации состояла в том. что духовные процессы и состояния не имеют таких выделенных и относительно автономных частей (подсистем и элементов). какие есть у материальных объектов; и все же приходится признавать, что «духовный субстрат» не однороден, а гетерогенен, и его познание приводит к отчетливому различению качественно своеобразных «частиц» или «волн» (переношу в эту сферу понятия квантовой механики, обозначающие элементы материального микромира): таковы обнаруженные уже античной философией различные психические явления - мышление, эмоции, воля и т.п.; интересно в этой связи античное понимание «катарсиса» - и потому, что он был выделен в целостной жизни человеческого духа как его особое состояние, и потому, что, по Аристотелю, он сам имел составную структуру, объединяя чувства «сострадания и страха», сопряженные с сознанием ирреальности возбуждающего их поведения героя трагедии. Примечательно и то, что в христианской мифологии божественный «абсолютный дух» оказался составленным из трех частей - Бога-отца. Бога-сына и Святого духа. Троично и членение активности психики у З.Фрейда (Я, Оно и Сверх -Я), и у наших современных психологов - М.Г.Ярошевского и П.В.Симонова, различающих три уровня психики - подсознание, сознание и сверхсознание (или надсознание). Можно было бы привести немало примеров из области эстетики. искусствознания и литературоведения, показывающих, как в целостном, и казалось бы, нерасчленимом «тексте» художественного произведения анализирующий его критик, ученый или теоретик, если предметом рассмотрения является и отдельное произведение, и жанр, род или вид искусства, вычленяет разные его подсистемы и их компоненты - тему, сюжет, композицию, изобразительно-выразительные средства - и стремится описать их, а затем и выявить принципы их соотнесения в произведении т.е. его структуру. И от того, что рассматриваемая в семиотическом аспекте структура эта не обладает такой степенью жесткости, какая свойственна вербальным текстам нехудожественной природы - художественный текст не знает такой дискретности образных знаков, какая свойственна словесному языку в его обыденных коммуникативных функциях - она остается структурой, т.е. относительно стойким способом связи различных и относительно самостоятельных элементов целого. Отсюда следует, что проблема отношения целого и его частей сохраняет свое значение для познания духовных явлений, но распространение на них этого способа структурирования должно учитывать их сущностные отличия от явлений материальных. Приходится поэтому отклонить две противоположных методологические позиции - позитивистски-структуралистскую, выражающуюся в механическом перенесении суммативного понимания целостности на духовные реалии, и иррационалистски-герменевтическую, отрицающую саму возможность декомпозиции духовных явлений. (Из Интернета)
Системный подход -
исследование объектов как систем.
Ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Мало зафиксировать наличие в объекте разнотипных связей, необходимо еще представить это многообразие в операциональном виде, т.е. изобразить различные связи как логически однородные, допускающие непосредственное сравнение и сопоставление. Центральное место занимают проблемы организации и функционирования сложных объектов. Сложный объект допускает не одно, а несколько расчленений. При этом критерием обоснованного выбора наиболее адекватного расчленения изучаемого объекта может служить то, насколько в результате удается построить операциональную "единицу" анализа, позволяющую фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику. В учении Вернадского В.И. о биосфере и ноосфере научному познанию предложен новый тип объектов – глобальные системы. Богданов А.А. и др. начали разработку теории организации. Культурно-историческая концепция Выготского Л.С. и его учеников основывает психологическое объяснение на понятии деятельности, истолковываемом в системном плане. (БСЭ, Блауберг И.В., Юдин Э.Г.)
Системный подход основан на общей теории систем (Людвиг фон Берталанфи) и кибернетике – теории управления (Норберт Винер, У. Росс Эшби, Стаффорд Бир). Он сформировался в 40-60-е годы ХХ ст. Наиболее полное и захватывающее изложение системного подхода, его истории, принципов и существующих направлений представлено в замечательной книге американского физика Ф. Капра.
Системный подход в менеджменте
В настоящее время активным направлением является системориентированный менеджмент, разрабатываемый в Сент-Галленской (St.Hallen) школе менеджмента (Швейцария) под руководством Фредмунда Малика (F.Malik). Переводы работ этого ученого на русский язык, как ни странно, отсутствуют. Истоки этой школы лежат в исследованиях ее основателя Ханса Ульриха (H.Ulrich). Последующее развитие данного направления связано с тем, что Ф. Малик, один из учеников Ульриха, воспринял идеи английского кибернетика С. Бира, объединился с ним и даже получил права на его наследие.
Стаффорд Бир (S.Beer) создал собственный системный подход к менеджменту, рассматривая социальную организацию по аналогии с живым организмом. Он назвал его модель жизнеспособной системы (Viable System Model) в книге " Мозг фирмы " (1981). Этот подход вполне актуален и может рассматриваться как переспективный.
Отдельное новое направление системного подхода в менеджменте представлено в изданной на русском языке книге соучредителя Института интерактивного управления (США) Джамшида Гараедаги (J. Gharajedaghi) "Системное мышление. Как управлять хаосом и сложными процессами. Платформа для моделирования архитектуры бизнеса" (2007). В ней изложена комплексная системная методология интерактивного моделирования, с помощью которой осуществляется объединение итеративного подхода, системной динамики (Джея Форрестера, J.Forrester) и самоорганизации социокультурных систем.
Основой предложенной там платформы являются труды Рассела Л. Акоффа (R.L.Ackoff), разработавшего в 70-е годы ХХ ст. концепцию моделирования целеустремленных систем (см. его книгу " О целеустремленных системах ", 1972).
Еще одно известное направление системного подхода развивает Питер Сенге (P.Senge). В своей книге " Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации " (1990) он сделал системное мышление инструментом анализа проблем менеджмента и лидерства и предложил использовать системные архетипы для решения проблем бизнеса.
В русле его идей и инструментария системного моделирования написана книга консультантами-психологами Джозефом О'Коннором (J.O'Connor) и Ианом Макдермоттом (I.McDermott) "Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем" (1997, рус. 2006). В их работе сделан особый акцент на ситуациях, возникающих в личной жизни и социальной практике. Она отличается легкой, ясной и прозрачной логикой изложения.
Из более ранних трудов этой ветви выделяется работа Станфорда Л. Оптнера (S.L.Optner) "Системный анализ для решения проблем бизнеса и промышленности" (1965).
Эффективным направлением менеджмента с использованием системного подхода признана "Теория ограничений Голдратта" (Theory of Constraints, E.Goldratt). Она описана Э. Голдраттом в бизнес-романах "Цель: Процесс непрерывного улучшения" и "Цель-2: Дело не в везенье", а также методически раскрыта в книге У. Детмера "Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию" (2007).
Наиболее общим подходом к изучению эволюционирующих систем можно считать исследования американского Института Санта-Фе (SFI). Полезные рекомендации для менеджмеров в вопросах создания адаптивной организации в изменчивой среде представлены в книге Кристофера Мейера (Ch.Meyer) и Стэна Дэвиса (S.Davis) "Живая организация". Компания как живой организм: грядущая конвергенция информатики, нанотехнологии, биологии и бизнеса" (2003). Книга написана легко и очень интересно.
Существующие направления реализации системного подхода
|
Ситуационный подход
Ситуационный подход – это, также как и системный подход, способ мышления об организационных проблемах и их решении. Центральным моментом является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Ситуационный подход предлагает анализировать внешние ситуационные факторы, а также внутренние ситуационные факторы организационной системы.
Ситуационный подход отказывается от построения единой универсальной концепции менеджмента. Считается, что для каждой ситуации нужно разрабатывать свою модель (теорию) управления.
Цель
При рассмотрении первого ситуационного фактора нужно проанализировать следующие три аспекта:
2) миссия организации – предназначение организации;
3) цели – конкретные рубежи (параметры), которые должны быть достигнуты (например, объём выпуска продукции, объём прибыли);
4) стратегия – замысел, как достигнуть цели.
Бизнес-процессы
При рассмотрении второго ситуационного фактора нужно проанализировать все бизнес-процессы преобразования ресурсов в продукцию; преобразования входа системы в выход системы.
Например, для промышленного предприятия: предприятие, технологические процессы, процессы снабжения ресурсами, сбыта продукции, финансовые процессы, информационные процессы и т.д.
Полный состав бизнес-процессов определяется фактором 1.
Структура организации
В результате анализа третьего фактора должны быть определены структурные подразделения и состав должностей.
2. Функциональные задачи – предписанная конкретной должности работа (часть работы) – должностные функциональные обязанности.
С точки зрения характера работ, все задачи подразделяются на три категории:
1) работа с людьми (мастер в цехе, продавец);
2) работа с предметами (с техникой – работа на конвейере, за станком, автомеханик);
3) работа с информацией (бухгалтер).
Состав конкретных должностных обязанностей определяются факторами 1, 2 и 3.
Люди
При рассмотрении пятого фактора нужно проанализировать следующие 3 аспекта социальной подсистемы организации:
1) поведение отдельных сотрудников (мотивация трудовой деятельности);
2) поведение людей в группах;
3) поведение руководителя (стиль руководства).
Вывод по параграфу:
В результате анализа всех внутренних факторов их разбивают на две группы:
1. сильные стороны данной организации;
2. слабые стороны данной организации.
Это всё используется в дальнейшем в SWOT-анализе.
4.4. Описание предприятия как открытой организационной системы
В теории систем имеется концепция потоков, которая утверждает, что для существования любой системы необходимо и достаточно потока из пяти ресурсов:
1. энергия – все виды (электричество, газ, нефть и т.д.);
2. материалы;
3. живой труд;
4. капитал (денежные средства);
5. информация.
q Бизнес-процессы преобразования входа системы в выход системы. Вход – это ресурсы, выход – это продукция.
q Продукция – родовое понятие. Продукция включает товары и услуги. По виду товары и услуги совпадают с классификатором ресурсов.
Например, электростанция: вход – уголь, преобразование, выход – электрическая энергия.
Для оценки деятельности фирмы нужно оценивать результативность системы, а для этого нужны критерии.
Граница организационной системы определяется теми пунктами, где элементы системы обмениваются ресурсами и продукцией с внешней средой.
Действенность
Действенность – это степень достижения системой поставленных перед ней целей без учёта затраченных ресурсов:
Экономичность
Экономичность – это степень использования организацией ресурсов:
Качество продукции
Качество продукции – степень соответствия продукции требованиям потребителя.
Прибыльность
Прибыльность – это соотношение между доходами и издержками:
Производительность
Производительность – это соотношение количества продукции организации и количества затрат ресурсов на выпуск этой продукции:
Качество трудовой жизни
Качество трудовой жизни – характер психологической реакции людей на условия труда в организации.
Внедрение новшеств
Этот критерий может определить, как прикладное творчество (процесс, с помощью которого создаётся новая продукция)
Задачи менеджера:
1) определить относительный вес значимости каждого из 7 крите
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.168.176 (0.014 с.)