Методы сбора информации о рынке. Выборочный метод и его преимущества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы сбора информации о рынке. Выборочный метод и его преимущества



Существует два метода сбора информации о рынке - сплошное наблюдение, когда обследуются все единицы генеральной совокупности, и выборочное, при котором сведения получают лишь от части единиц этой совокупности. Сплошные наблюдения применяются сравнительно редко, так как они громоздки и достаточно дороги. Например, последняя сплошная перепись населения потребовала привлечения около 2 млн. регистраторов. Ее результаты обрабатывались с использованием компьютеров более года. Однако сплошные наблюдения в нашей стране все-таки иногда проводятся (переписи населения, инвентаризации на предприятиях промышленности и торговли, паспортизация магазинов и т.д.). Эти данные могут быть использованы для оценки состояния и перспектив развития рынка.

Более распространенным в маркетинговых исследованиях является выборочный метод сбора информации. Он имеет ряд преимуществ перед сплошным. Во-первых, сведения при выборочном наблюдении можно получить значительно быстрее, что очень важно для своевременности информации о рынке. Во-вторых, данные, получаемые выборочным путем, как правило, существенно полнее, поскольку имеется хорошая возможность охарактеризовать каждую единицу наблюдения с большего числа сторон. В-третьих, данные, получаемые путем выборочного наблюдения, значительно дешевле за счет привлечения меньшего числа работников, меньшей стоимости обработки. В-четвертых, выборочное наблюдение может быть применено в тех случаях, когда сплошное наблюдение лишено здравого смысла. Например, при изучении уровня качества некоторых товаров требуется их разрушение или даже полное уничтожение.

Однако эти преимущества выборочного метода могут быть реализованы лишь в том случае, если при организации и проведении выборочного наблюдения строго соблюдать определенные правила. К ним в первую очередь относится обеспечение количественной и качественной представительности (репрезентативности) выборки. Под количественной репрезентативностью понимается обеспечение в выборке такого числа единиц, при котором можно достаточно обоснованно судить о величине изучаемых признаков.

Например, торговым работникам населенного пункта необходимо знать, сколько мужчин, проживающих в этом городе, пользуется электробритвами. Опросить всех мужчин вряд ли возможно. Поэтому лучше провести выборочный опрос. Но сколько людей опрашивать? Если слишком много, то стоимость обследования может превысить ожидаемую выгоду, а если слишком мало, то можно получить данные с большой ошибкой. Если о генеральной совокупности ничего не известно (например, мы не знаем, сколько бреющихся мужчин проживает в городе), то расчет необходимого объема выборки осуществляют по формуле:

,

где n — необходимый (достаточный, репрезентативный) объем выборки;

р — доля мужчин, пользующихся электробритвами;

q — доля мужчин, не пользующихся электробритвами(q =1-p);

Dp — допускаемая нами ошибка выборки для доли (заданная точность);

t — коэффициент, зависящий от вероятности, с которой гарантируется заданная точность выборки.

В данном случае произведение pq = 0,25, т.е. принимается его максимальный уровень. Если бреющиеся мужчины разделились поровну, т. е. ровно половина пользуется электробритвами (р = 0,5), а другая половина ими не пользуется (q = 0,5), то для выявления этого соотношения необходима самая большая выборка. И если эта выборка достаточна для такого соотношения, то для любого другого соотношения она будет тем более достаточна.

Допустим, что мы можем пренебречь ошибкой в ±5%. Тогда Dp=0,05. Коэффициент t табличный. Его величина зависит от вероятности, с которой гарантируется, что величина ошибки выборки не выйдет за пределы ±5%. Обычно в маркетинговых исследованиях считается, что вероятность в 0,954 вполне приемлема. Этому значению вероятности в специальных таблицах соответствует t =2. Если бы мы захотели обеспечить большую вероятность (например, 0,997), то этому значению соответствовало бы t=3 и т. д.

Таким образом, в нашем примере необходимый объем выборки (количество опрашиваемых мужчин) составляет 400 человек.

Если о генеральной совокупности что-то известно, то расчеты ведутся иначе. Например, из прошлых обследований известно, что в городе проживают 80 тыс. бреющихся мужчин, из них 80% ранее пользовались электробритвами, поэтому необходимый объем выборки рассчитывают по формуле:

,

где N-объем генеральной совокупности, а остальные обозначения аналогичны предыдущей формуле.

Рассчитав необходимый объем выборки по приведенным формулам, обеспечивают количественную репрезентативность выборки, т.е. то минимальное количество единиц совокупности, которое нужно обследовать, чтобы получить достаточно точный результат.

Под качественной репрезентативностью понимают обеспечение в выборке максимально возможного числа групп в генеральной совокупности. В нашем примере в выборку должны попасть люди молодые, среднего и пожилого возраста, богатые и бедные, имеющие различный уровень образования, разные профессии и т. д. Дело в том, что в каждой из этих групп имеются свои особенности в использовании электробритв (одни бреются чаще, другие реже, одни пользуются электробритвой ежедневно, другие чередуют бритье электробритвой и безопасными лезвиями и т.д.).

Наилучшей качественно репрезентативной выборкой была бы выборка, в которой изучаемые группы были бы представлены пропорционально их доле в генеральной совокупности (рис.9.3).

 

Рис. 9.3 Качественно репрезентативная выборка

 

Рис. 9.4 Качественно нерепрезентативная выборка

 

Особенно опасны сдвиги в выборке, так как они могут дать очень большие ошибки. Если пренебречь требованием обеспечения качественной репрезентативности и обследовать достаточно большое число мужчин, но лишь молодых и среднего возраста (рис. 9.4), то результаты обследования будут весьма неточными.

Например, в действительности среди молодежи пользуются электробритвами лишь 10%, среди людей среднего возраста - 40%, а среди пожилых - 90%. Если бы выборка была репрезентативной (рис.9.3), то расчетная доля пользующихся электробритвами составила бы:

Если же в выборке произошел сдвиг (рис.9.4), то расчетная доля составит:

т.е. выборочные данные будут получены с ошибкой 47%-25%=22%. В практике маркетинговых исследований сдвиги в выборке могут привести к 5-10 кратной ошибке. Наилучшим способом избежать подобных ошибок является применение соответствующего отбора единиц выборочной совокупности. Наиболее часто применяется в рыночных исследованиях случайно-механический отбор. Суть его состоит в том, что обследуются случайные люди через определенный интервал. Например, если в городе проживают 80 тыс. бреющихся мужчин, а обследовать намечено 400 человек, то нужно опрашивать каждого 200-го человека (80 000/400). Такой отбор обеспечит присутствие в выборке представителей практически всех групп генеральной совокупности.

После проведения выборочного обследования и подсчета результатов проводят оценку репрезентативности данного обследования путем расчета фактически сложившейся ошибки и определения доверительных интервалов для полученных результатов. Ошибки выборки рассчитывают по формуле:

Например, в результате выборочного обследования мужчин города получено, что 47% из них пользуются электробритвами. Всего было обследовано 250 человек. Тогда предельная ошибка выборки составит:

Следовательно, доверительный интервал для доли мужчин, пользующихся электробритвами, составляет:

от 0,47-0,03 до 0,47+0,03 т.е. от 44% до 50%

 

Другими словами, можно полагать, что в городе пользуются электробритвами от 44% до 50% мужчин, и, исходя из этих данных, строить свою коммерческую политику.

Способы сбора информации о рынке могут быть самыми разнообразными. Они зависят от цели обследования, уровня детализации сведений, возможностей фирмы и т. д. К ним относятся опросы-интервью, анкетные опросы, одномоментные наблюдения, панельные обследования, инвентаризации торговых предприятий, продажи опытных партий товаров, выставки-продажи, выставки-просмотры и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.011 с.)