Логистика – инструмент развития рыночной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логистика – инструмент развития рыночной экономики



СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1 Логистика – инструмент развития рыночной экономики...….4

    1.1 Понятие логистики……………………………………………………..4

    1.2 Этапы развития логистики………………………………………….…4

    1.3 Цель, задачи и функции логистики………………………………...…5

    1.4 Актуальность логистики в условиях реформируемой

              экономики Украины………………………………………………...5

Лекция 2 Объекты логистического управления ………………………......6

    2.1 Объекты исследования в логистике………………………………......6

    2.2 Основные понятия логистики…………………………………..……..7

    2.3 Принципы логистики…………………………………………………..8

 

 

Лекция 3 Концепции логистики ………………………………………….......9

    3.1 Концептуальные положения логистики………………………….…...9

    3.2 Логистические концепции……………………………………………..9

    3.3 Цели и системы логистики……………………………………..…….10

    3.4 Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом

              и планированием производства…………...………………………11

Лекция 4 Логистика закупок ………………………………………………..12

    4.1 Задачи и функции закупочной логистики…………………………...12

    4.2 Процесс приобретения материалов и его основные стадии………..13

    4.3 Определение потребности в материалах…………………………….13

    4.4 Обеспечение производства материалами…………………..……….14

    4.5 Методы расчета поставок…………………………………………….14

 

 

Лекция 5 Производственная логистика ………………………….………..16

    5.1 Задачи и функции производственной логистики……………….…..16

    5.2 Основы управления материальными потоками в производстве…..16

    5.3 Организация материальных потоков……………………………......18

    5.4 Системы управления материальными потоками…………………...18

    5.5 Методы определения места размещения

              производственных объектов……………………….……………..19


Лекция 6 Распределительная логистика …………………….…………….20

    6.1 Понятие и сферы применения распределительной логистики…….20

    6.2 Каналы распределения товаров……………………………………...20

    6.3 Формы доведения товара до потребителя……………………..……22

Лекция 7 Логистика запасов …………………………………………….…..23

    7.1 Назначение и виды материальных запасов…………………….……23

    7.2 Системы оптимального управления запасами…………...………….24

    7.3 АВС-анализ и XYZ-анализ и их использование для определения

              логистической стратегии управления запасами.............................25

Лекция 8 Логистика складирования ……………………………………….26

    8.1 Понятие и функции логистики складирования……………………..26

    8.2 Виды и функции складов в логистической системе……..…………26

    8.3 Логистический процесс на складе……………………………..…….27

    8.4 Организация системы складской логистики………………………..27

    8.5 Определение основных параметров склада……………......……….27

Лекция 9 Транспортная логистика ……………………………...…………28

    9.1 Сущность и задачи транспортной логистики………………...…….28

    9.2 Выбор вида транспорта……………………………………………....28

    9.3 Организация внутренних перевозок………………………………...29

    9.4 Терминальные перевозки………………………………………….…30

    9.5 Транспортные тарифы………………………………………………..30

Лекция 10 Информационная логистика …………………………...………31

    10.1 Понятие и функции информационной логистики…………………31

    10.2 Информационные логистические системы…………………….…..32

    10.3 Построение и функционирование логистических систем…….…..33

    10.4 Штрих-кодирование…………………………………...…………….33

 

 

Лекция 11 Сервис в области логистики ……………………..………...…..35

    11.1 Понятие сервиса в логистике………………………………….……35

    11.2 Система логистического сервиса…………………………………..35

 

Перечень использованной литературы…………………………………………37

 


Лекция 1

Логистика – инструмент развития рыночной экономики

Понятие логистики

Этапы развития логистики

Цель, задачи и функции логистики

Актуальность логистики в условиях реформируемой экономики Украины

 

 

Понятие логистики

Понятие логистики имеет свою историю. Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов. В Древнем Риме под логистикой понимали правила распределения продовольствия. Позднее термин встречается в военном деле в значениях «тыл, снабжение войск». В середине 60-х годов понятие логистика вошло в американский менеджмент, а из него – в экономическую литературу.

Логистика – наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика – интегрированная система снабжения, транспортировки и хранения товаров, которая подразумевает все виды деятельности от получения заказа до поставки товара потребителю. Это такая структура, которая основана на четком взаимодействии спроса, снабжения, производства, транспортировки и распределения продукции.

 

Этапы развития логистики

Первый этап 60-е годы XX в. – характеризуется интеграцией складского хозяйства с транспортом, а также координацией их использования.

Второй этап начало 80-х годов XX в. К взаимодействию складирования и транспортировки начинает подключаться планирование производства.

Третий этап наметился с середины 80-х годов XX в. и характеризуется интеграцией всех звеньев материалопроводящсй сети.

Лекция 2

Основные понятия логистики

Принципы логистики

 

 

Основные понятия логистики

Логистическая операция – это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и (или) информационного потока. Выделяют внешние и внутренние логистические операции.

Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Каждая из функций логистики представляет собой однородную (с точки зрения цели) совокупность действий.

Классификация логистических функций представлена в табл. 2.1

Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц, осуществляющих логистические операции по проведению, внешнего материального потока от одной логистической системы до другой в случае производственного потребления или до конечного потребителя в случае личного непроизводственного потребления. Основными звеньями логистической цепи являются:

поставщики материалов;

• склады;

• транспорт;

• распределительные центры;

• производители товаров;

• потребители продукции.

 


Таблица 2.1

Функции логистики

Функции логистики

Базисные

1. Снабжение
2. Производство
3. Сбыт

Ключевые

1. Поддержание стандартов обслуживания потребителей, обеспечение заданного уровня качества продукции, дистрибьюции и послепродажного сервиса.
2. Управление закупками
3. Управление транспортировкой
4. Управление запасами
5. Управление процедурами заказов
6. Управление производственными процедурами (операционный менеджмент)
7. Ценообразование, связанное с маркетинговой и логистической стратегиями предприятия-производителя

Поддерживающие

1. Складирование
2. Грузопереработка, т.е. перемещение материальных ресурсов на складе, сортировка или комплектование грузов, поддержание рационального объёма грузооборота склада.
3. Защитная упаковка
4. Обеспечение возврата товаров, которые по каким-то причинам не удовлетворяют покупателей или не прошли гарантийного послепродажное срока службы. обслуживание
5. Обеспечение запасными частями
6. Ремонт и другие виды сервиса
7. Сбор возвратных отходов
8. Информационно-компьютерная поддержка, во многом обеспечивающая выполнение интегрирующей функции логистики, как на микро-, так и на макроэкономическом уровне

 

Логистическая система. Логистическая система представляет собой адаптивную систему с обратной связью, выполняющую те или иные логистические функции. Различают макро- и микрологистические системы.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем: с прямыми; эшелонированные;• гибкие.

2.3Принципы логистики

Принципы логистики представляют собой исходные положения, на основе которых осуществляется построение и функционирование логистических систем: принцип системности, принцип обратной связи, принцип оптимальности, принцип гибкости, надежность поставок, принцип компьютеризации.

Лекция 3

Концепции логистики

Логистические концепции

Цели и системы логистики

3.4 Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом и планированием производства

 

Логистические концепции

 

Логистическая концепция JUST-IN-TIME (JIT - точно в срок)

Основной принцип системы "точно вовремя" - производство необходимых деталей в нужное время и в нужном количестве.

 

Логистическая концепция REQUIREMENTS/RESOURCE PLANNING

На данной концепции основаны такие логистические системы в производстве и снабжении, как MRP I / MRP II - "Materials / manufacturing requirements / resource planning" (Системы планирования потребностей в материалах/производственного планирования потребностей ресурсов), и в дистрибьюции - DRP I / DRP II - "Distribution requirements / resource planning" (Система планирования распределения продукции / ресурсов).

 

Макрологистическая концепция LEAN PRODUCTION (тощее производство). Эта концепция получила свое название "тощее производство", потому что требует гораздо меньше ресурсов, чем массовое производство - меньше запасов, меньше времени на производство единицы продукции, меньше потерь от брака, потому что сведены до минимума производственные партии и производственное время.

 

Концепция RULES BASED REORDER (ROP) (управляет основным перезаказом). Данная концепция использует одну из старейших методик контроля и управления запасами, основанную на точке заказа (перезаказа) - "reorder point" и статистических параметрах расхода продукции. Эта концепция применяется для определения и оптимизации уровней страховых запасов в целях элиминирования колебаний спроса.

 

Концепция QUICK RESPONSE (QR) (быстрый ответ)

Переводится, как метод быстрого реагирования, представляет собой логистическую координацию между ритейлерами (retailer - розничный продавец) и оптовиками, с целью улучшения продвижения готовой продукции в их дистрибьюторских сетях в ответ на дополнительное изменение спроса.

 

Концепция CONTINUOUS REPLENISHMENT (CR) (непрерывное пополнение). Данная концепция является модификацией QR концепции и предназначена для устранения необходимости в заказах на пополнение запасов готовой продукции. Целью СR является установление эффективного плана, направленного на пополнение запасов готовой продукции у ритейлеров.

 

Концепция AUTOMATIC REPLENISHMENT (AR) (автоматическое пополнение запасов) - еще более улучшенная концепция QR и CR. Стратегия данной концепции обеспечивает поставщиков (производителей) готовой продукции необходимым набором правил для принятия решений по товарным атрибутам и категориям.

 

Total Quality Management.

TQM - нацеленный на качество подход к руководству организацией, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения запросов потребителя и выгоды для всех членов организации и общества.

 

Цели и системы логистики

Система логистики – это совокупность форм, методов и правил организации и управления материальными потоками.

В составе системы логистики выделяют три уровня подсистем: элементный; функциональный; организационный.

Подсистемы первого (элементного) уровня определяют те виды деятельности, которые направлены на обеспечение согласованного и эффективного функционирования основных звеньев логистической цепи.

Функциональный уровень системы логистики характеризуют группы процессов, разнохарактерных по содержанию, принципа и методам управления материальными потоками.

Организационный уровень включает подсистемы, интегрирующие все группы процессов в единый процесс: закупка материалов ‑ производство ‑ распределение продукции.

 

3. 4 Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом и планированием производства

Логистика и маркетинг. Определение ассортиментной политики предприятия и планирование услуг, решаемых службой маркетинга, осуществляются совместно с подразделениями логистики. При этом задачей службы логистики является обеспечение производства сырьем, управление запасами в разрезе тех видов продукции, выпуск которых обоснован маркетологами.

Логистика и планирование производства. Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и соответствующего качества. Поэтому служба логистики должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство и в формировании графиков выпуска готовой продукции. Существенной функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха, непосредственно к рабочим местам и перемещение изготовленной продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.

 


 

Лекция 4

Методы расчета поставок

Методы расчета поставок

Лекция 5

Производственная логистика

Производственных объектов

 

1. Метод взвешенных факторов реализуется в следующей последовательности:

1) разработка перечня соответствующих факторов;

2) присвоение веса каждому из факторов, отображающего соответствие его важности каждой из целей предприятия;

3) разработка шкалы для каждого из факторов (например, 1-10 или 1-100);

4) получение оценки менеджмента каждого фактора для каждого размещения, используя для этого шкалу, полученную на этапе 3);

5) расширение оценки, взвешивая каждый фактор и получая суммарную оценку для каждого размещения;

6) выполнение рекомендаций, основанных на максимальном значении оценки, рассматривая результат с качественной точки зрения.

 

Лекция 6

Распределительная логистика

Лекция 7

Логистика запасов

Лекция 8

Логистика складирования

Лекция 9

Транспортная логистика

Выбор вида транспорта

Терминальные перевозки

Транспортные тарифы

 

Выбор вида транспорта

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, морской, внутренний водный (речной), воздушный, трубопроводный.

Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта: время доставки, частота отправлений груза, надежность соблюдения графика доставки, способность перевозить разные грузы, способность доставить груз в любую точку территории, стоимость перевозки.


Терминальные перевозки

Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой.

Грузовым терминалом называется специальный комплекс организационно взаимосвязанных сооружений, персонала и технических устройств, предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.

Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным (распределительным) центром.

Специализированные терминалы осуществляют операции транспортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например скоропортящихся, продовольственных, медикаментов и т.п.

Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов: завоз грузов на терминал и развоз их с терминала; грузопереработка на терминале; линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.

 

Транспортные тарифы

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя: плату, взыскиваемую за перевозку грузов; сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов; правила исчисления платы и сборов.

На различных видах транспорта системы тарифов имеют свои особенности.

Железнодорожные тарифы подразделяются на: общие тарифы для основной массы грузов; исключительные тарифы для конкретных грузов (могут быть повышенными или пониженными); льготные тарифы для перевозок с определенной целью; местные тарифы в пределах данной железной дороги.

На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов: сдельные тарифы на перевозку грузов; тарифы на основе авто-тонно-часов; повременные тарифы; покилометровые тарифы; тарифы за перегон подвижного состава; договорные и др.

На стоимость перевозки автомобильным транспортом оказывают влияние такие факторы, как расстояние перевозки, масса объемный вес груза, грузоподъемность и тип автомобиля, время использования автомобиля и др.

На морском транспорте оплата перевозок производится либо по тарифу (если груз перевозится системой линейного судоходства), либо по фрахтовой ставке (если перевозка носит заказной характер). Фрахт – провозная плата за перевозку груза. Величина фрахтовой ставки определяется на договорных началах, исходя из конъюнктуры на фрахтовом рынке.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы перегрузочные работы и другие, связанные с перевозками услуг определяются пароходствами с учетом конъюнктуры рынка.

Тарифы на воздушную перевозку также определяются авиакомпаниями самостоятельно. Оплата и в этом случае может определяться по фрахтовым ставкам.

 

 

Лекция 10

Информационная логистика

Штрих-кодирование

 

Штрих-кодирование

Штриховое кодирование - самая известная из всех технологий автоматической идентификации.

Штрих-код - это последовательность черных и белых полос, представляющая некоторую информацию в виде, удобном для считывания техническими средствами.

В настоящее время существует достаточно широкий набор штриховой символики штрихового кодирования. Вот некоторые из них:

UPC/EAN - в основном используется в розничной и оптовой торговле

CODE 39 - самый распространенный промышленный код, который может содержать не только цифровую информацию, но и алфавитную.

ITF 2 of 5 - идеален для кодирования большого объема информации на малых площадях.

В распоряжении пользователей имеется и ряд других символик, например, code128, code93, ISBN/ISSN и т.д

 

Практическое применение штрих-кодирования в логистике. Штриховое кодирование необходимо для правильной организации транспортных потоков. Штрих-коды могут содержать информацию о грузе и об адресе доставки, которая сохраняется в базах данных. Анализ данных позволяет в реальном режиме времени иметь полную и достоверную информацию о характере груза, его количестве, месте и времени транспортировки. Это позволяет исключить ошибки и при формировании груза, и при оформлении документации, и при организации его доставки.

 

Пример.

Штриховой Код EAN13 является непрерывным, имеет фиксированную длину и высокую плотность записи позволяет отобразить 13 цифр от 0 до 9.

Кодовое обозначение может выражаться восемью (EAN8) или тринадцатью (EAN13) цифрами, причем во втором случае реально кодируется только двенадцать цифр. Знаки штрихового Кода EAN состоят из двух штрихов и двух промежутков.

Штриховое изображение всех 12-ти (8-ми) цифр составляет в целом символ кода EAN.

 

 

Рис.10.1. Пример штрихового кода EAN

 

Краевые знаки (удлиненные штрихи - знаки начала и конца символа) определяют его границы; делится символ на две части разделительным знаком (удлиненные штрихи в центре символа), как показано на рис. 10.2.

 

Рис. 10.2. Структура штрихового кода EAN-13

 


Лекция 11

Сервис в области логистики

Понятие сервиса в логистике

Понятие сервиса в логистике

Логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров потребителю. Объектом логистического сервиса являются предприятия производственной и непроизводственной сферы, население.

Все работы в области логистического сервиса можно разделить на три основные группы:

- предпродажные;

- работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров;

- послепродажный логистический сервис.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1 Логистика – инструмент развития рыночной экономики...….4

    1.1 Понятие логистики……………………………………………………..4

    1.2 Этапы развития логистики………………………………………….…4

    1.3 Цель, задачи и функции логистики………………………………...…5

    1.4 Актуальность логистики в условиях реформируемой

              экономики Украины………………………………………………...5

Лекция 2 Объекты логистического управления ………………………......6

    2.1 Объекты исследования в логистике………………………………......6

    2.2 Основные понятия логистики…………………………………..……..7

    2.3 Принципы логистики…………………………………………………..8

 

 

Лекция 3 Концепции логистики ………………………………………….......9

    3.1 Концептуальные положения логистики………………………….…...9

    3.2 Логистические концепции……………………………………………..9

    3.3 Цели и системы логистики……………………………………..…….10

    3.4 Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом

              и планированием производства…………...………………………11

Лекция 4 Логистика закупок ………………………………………………..12

    4.1 Задачи и функции закупочной логистики…………………………...12

    4.2 Процесс приобретения материалов и его основные стадии………..13

    4.3 Определение потребности в материалах…………………………….13

    4.4 Обеспечение производства материалами…………………..……….14

    4.5 Методы расчета поставок…………………………………………….14

 

 

Лекция 5 Производственная логистика ………………………….………..16

    5.1 Задачи и функции производственной логистики……………….…..16

    5.2 Основы управления материальными потоками в производстве…..16

    5.3 Организация материальных потоков……………………………......18

    5.4 Системы управления материальными потоками…………………...18

    5.5 Методы определения места размещения

              производственных объектов……………………….……………..19


Лекция 6 Распределительная логистика …………………….…………….20

    6.1 Понятие и сферы применения распределительной логистики…….20

    6.2 Каналы распределения товаров……………………………………...20

    6.3 Формы доведения товара до потребителя……………………..……22

Лекция 7 Логистика запасов …………………………………………….…..23

    7.1 Назначение и виды материальных запасов…………………….……23

    7.2 Системы оптимального управления запасами…………...………….24

    7.3 АВС-анализ и XYZ-анализ и их использование для определения

              логистической стратегии управления запасами.............................25

Лекция 8 Логистика складирования ……………………………………….26

    8.1 Понятие и функции логистики складирования……………………..26

    8.2 Виды и функции складов в логистической системе……..…………26

    8.3 Логистический процесс на складе……………………………..…….27

    8.4 Организация системы складской логистики………………………..27

    8.5 Определение основных параметров склада……………......……….27

Лекция 9 Транспортная логистика ……………………………...…………28

    9.1 Сущность и задачи транспортной логистики………………...…….28

    9.2 Выбор вида транспорта……………………………………………....28

    9.3 Организация внутренних перевозок………………………………...29

    9.4 Терминальные перевозки………………………………………….…30

    9.5 Транспортные тарифы………………………………………………..30

Лекция 10 Информационная логистика …………………………...………31

    10.1 Понятие и функции информационной логистики…………………31

    10.2 Информационные логистические системы…………………….…..32

    10.3 Построение и функционирование логистических систем…….…..33

    10.4 Штрих-кодирование…………………………………...…………….33

 

 

Лекция 11 Сервис в области логистики ……………………..………...…..35

    11.1 Понятие сервиса в логистике………………………………….……35

    11.2 Система логистического сервиса…………………………………..35

 

Перечень использованной литературы…………………………………………37

 


Лекция 1

Логистика – инструмент развития рыночной экономики

Понятие логистики

Этапы развития логистики



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.149 с.)