Вопрос 5. Анализ рентабельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 5. Анализ рентабельности.



 

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия и целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно разбить на несколько групп:

1) показатели, характеризующие рентабельность основной (операционной) и инвестиционной деятельности;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж (оборота);

3) показатели; характеризующие доходность капитала и его частей.

1. Рентабельность производственной деятельности равна отношению прибыли или чистой прибыли к сумме затрат реализованной или произведенной продукции.

  или                  

Рентабельность капитальных вложений равна отношению полученной или ожидаемой прибыли к сумме капитальных вложений.

2. Рентабельность реализации продукции равна отношению прибыли от реализации товара, работ и услуг (или чистой прибыли) к выручке от реализации.

                     или  

ВР – выручка

этот показатель отражает объем прибыли с 1 рубля продаж.

 

3. Рентабельность капитала вычисляется отношением балансовой прибыли (валовой или чистой) к среднегодовой стоимости всего капитала или его составных частей (собственного, заемного, перманентного, основного, оборотного, и т.д.).

 

В экономике один из видов этой рентабельности называется нормой прибыли

Уровень рентабельности производственной деятельности (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель рентабельности имеет вид:

 

Тогда схема анализа влияния факторов на рентабельность методом цепных подстановок будет следующая:

 

∆Rобщ.=R1 – R0
∆R(d)=Rусл.1 – R0
∆R(Ц)=Rусл.2 – Rусл.1 ∆R(C)=R1 – Rусл.2

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.

Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

Ri = (Цii)/Сi

Анализ влияния факторов на изменение рентабельности отдельных видов продукции проводят способом цепных подстановок.

Для анализа «нормы прибыли» в учебнике предлагается использовать модель, предложенную М.И. Бакановым и А.Д. Шереметом:

Р – балансовая прибыль       

F – среднегодовая стоимость ОПФ

Е – средние остатки материальных оборотных средств

 - капиталоемкость продукции (показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости)

 - рентабельность продаж

 - зарплатоемкость продукции

 - материалоемкость продукции

 - фондоемкость продукции.

Резервы увеличения уровня рентабельности кроются в резервах увеличения прибыли:

1) увеличение объема реализации;

2) повышение цен:

а) повышение качества товара;

б) реализация на выгодных рынках сбыта;

в) реализация в оптимальные сроки;

3) снижение себестоимости товарной продукции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.005 с.)