Вопрос 3. Анализ уровня товарности сельскохозяйственной продукции и объема ее реализации. Анализ уровня среднереализационных цен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Анализ уровня товарности сельскохозяйственной продукции и объема ее реализации. Анализ уровня среднереализационных цен.



 

Интересы производителей и потребителей тесно взаимосвязаны. Достижение цели производителей материальных благ зависит от того, в какой мере они учитывают потребности общества в целом: производитель не получит доход, если потребители не купят его продукцию.

Валовая продукция характеризует общий объем произведенной продукции данным предприятием за расчетный период. Она включает стоимость готовых изделий и незавершенное производство.

Товарная продукция включает в себя стоимость готовых изделий, оказанных услуг за исключением внутрихозяйственного оборота.

В отличие от промышленных сельскохозяйственные предприятия реализуют не всю полученную продукцию. Часть ее (семена, фураж, сырье для переработки) используется на производственные цели. От рационального использования продукции собственного производства зависит, с одной стороны, расширение отраслей растениеводства и животноводства, а с другой — рост товарности производства и финансовое состояние предприятия. Причем повышение уровня товарности не должно происходить искусственно, за счет неполного удовлетворения потребностей хозяйства. Экономически неоправданно и создание лишних запасов, так как это приводит к уменьшению объема реализации продукции, создаются условия нерационального их использования. Поэтому, анализируя использование продукции растениеводства и животноводства, необходимо в первую очередь проверить, сочетаются ли в анализируемом хозяйстве рост уровня товарности и обеспечение внутренних потребностей предприятия, определить возможности повышения уровня товарности за счет более рационального использования продукции на производственные нужды (экономного расходования семян, фуража, сокращения потерь при хранении продукции и т.д.).

Перед анализом реализации стоят следующие задачи:

- изучение динамики и степени выполнения плана реализации и объема производства продукции;

- оценка выполнения договорных обязательств;

- обоснование факторов изменения реализации продукции и проведение их количественного измерения;

- определение влияния факторов на изменение объемов реализации;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

Анализ проводится на основе данных годовой отчетности «Баланс продукции», «Реализация продукции» ф. № 7-АПК, а также данных бухгалтерской и статистической отчетности и бизнес-плана предприятия.

В процессе последующего анализа изучаются динамика и выполнение плана реализации продукции по каждому виду и в целом по хозяйству с учетом каналов реализации (государству, на рынке, другим организациям, работникам хозяйства и т.д.). С этой целью фактические данные об объеме продаж каждого вида продукции сравнивают с плановыми и данными прошлых лет и определяют абсолютные и относительные отклонения. Для обобщающей оценки выполнения плана реализации продукции в целом по хозяйству ее объем выражается в сопоставимых ценах

КРП = ∑(VРП 1 * Ц0) / ∑(VРП 0 * Ц0),

Где КРП— коэффициент выполнения плана по реализации продукции;

VРП1 объем реализации продукции в текущем периоде;

VРП0 объем реализации продукции в базисном периоде;

Цо — цена единицы продукции базисного периода.

Следует также изучить выполнение плана и динамику уровня товарности по каждому виду продукции и в целом по хозяйству. Уровень товарности — это отношение объема реализованной продукции к объему ее производства в натуральном выражении или в сопоставимых ценах.

Изменение объема реализации продукции складывается под воздействием многочисленных факторов (рис. 1). Важнейшими из них являются изменение объема производства продукции (VBП) и уровня товарности (УТ).

Объем реализации продукции

     
 


 Объем производства продукции

                                                        Уровень товарности продукции

 

 

Использование продукции на производственные нужды

 

 

Качество

продукции

 

Потери продукции при хранении

 

 

   

 

 

 

   

 

   

Расширение производ­ства (площади посевов, поголовья)

   

Удельный расход продукции

   

По объективным причинам

    По субъективным причинам
                   

 

Рис. 1. Структурно-логическая модель факторного анализа объема реализации продукции

 

Поскольку VPП= VBП * УТ, расчет влияния факторов можно произвести одним из способов детерминированного факторного анализа (таблица 2).

Факторные отклонения при этом имеют вид:

- за счёт объём валовой продукции

Δ VРПвп = ∑(VВП– VРПiпл) * УТiпл                                             (4.2)

- за счёт уровня товарности

 Δ VРПут = ∑(УТфi – УТплi) * VВПфi  

Таблица 2. Факторный анализ выполнения плана реализации продукции 

Вид продукции

Объем производства продукции, т

Уровень товарности, %

Объем реализации, т

Отклонение от плана, т

План

Факт

План

Факт

План

Факт

Общее

В т. ч. за счет

Объема производства Уровня товарности
Зерно 31073 20776 8,9 16,0 2765,5 3324,2 558,7 -916,4 1475,1
Свекла 44000 50170 100 100 44000,0 50170,0 6170,0 6170,0 0,0
Картофель 1085 980 41,5 44,1 450,3 432,2 -18,1 -43,6 25,5

 

Так, отклонение фактического объема реализации зерновых от планового уровня составило 558,7 т., при этом рост объемов производства оказал отрицательное влияние, а рост уровня товарности способствовал увеличению объема реализации продукции.

Большое влияние на объем продаж оказывает качество продукции. Чем выше качество продукции, реализованной государству, тем выше зачетная масса и цены, и наоборот, хозяйства, реализующие продукцию низкого качества, нестандартную, много теряют в зачетной массе.

Чтобы рассчитать влияние данного фактора на объем реализации продукции государству, необходимо ее фактическую физическую массу сопоставить с зачетной и определить потери или выигрыш хозяйства (таблица 3)

Таблица 3. Анализ качества реализованной продукции

Вид продукции

Реализовано государству

Потери (—), выигрыш (+)

  физическая масса, т зачетная масса, т т %
Зерно 1140 1120 -20 -1,75
Картофель 2450 2415 -35 -1,42
Молоко 4050 3990 -60 -1,48
КРС 346,5 341,5 -5 -1,44
И т.д.        

В процессе анализа следует также изучить выполнение плана реализации продукции по сортам (молоко), кондициям (животные), срокам реализации (картофель, овощи, фрукты), так как от этого во многом зависят финансовые результаты хозяйства.

Качество товарной продукции – один из основных факторов, от которых зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены, и наоборот.

Так, при реализации животноводческой продукции цены устанавливаются в зависимости от сорта, категории продукции.

Определим влияние качества реализуемой продукции на средние реализационные цены (таблица 4)

Таблица 4 Влияние качества на среднюю цену реализации мяса КРС

Категория упитанности КРС на выращивании и откорме

Закупоч-ная цена

1 т., тыс. руб.

Объем реализации, т

Удельный вес от общего объема реализации продукции КРС, %

Изменение средней цены

реализации,

тыс. руб.

план факт план факт +,-
Высшая 4085 333 464,5 90 98 +8  
Средняя 2575 37 4,7 10 1 -9  
Ниже средней 1546 - 4,7 - 1 +1  
Итого 4069 370 474 100 100 -  

Из таблицы 4 видно, что уменьшение средней цены реализации за счет снижения упитанности КРС составило 25,39 тыс. руб. Таким образом, при сохранении плановой структуры реализации среднереализационная цена КРС на выращивании и откорме составила бы: 4069 + 25,39 = 4094,4 тыс. руб. Следовательно, размер недополученной выручки составляет: 474 * 25,39 = 12034,9 тыс. руб.

Аналогичным образом рассчитаем влияние качества продукции на среднюю цену реализации по прочим видам реализованной продукции.

В заключение анализа нужно подсчитать резервы увеличения объема реализации продукции Р\РП за счет:

а) наращивания объема производства продукции;

б) повышения качества товарной продукции;

в) экономного использования продукции на производственные нужды;

г) недопущения потерь и порчи продукции.

Резервы первого вида подсчитывают следующим образом: предварительно выявленный резерв увеличения производства продукции Р↑ВП растениеводства и животноводства умножается на возможный уровень товарности УТВ:

Р↑РП = Р↑ВП* УТВ.

По второму источнику резервами увеличения объема реализации продукции считаются фактические потери в зачетной массе от продажи низкокачественной продукции (см. табл. 3).

Резервы третьего вида определяются в процессе анализа использования продукции на внутрихозяйственные нужды за счет недопущения перерасхода семян на 1 га посева по сравнению с нормой высева, повышения эффективности использования кормов, предотвращения потерь продукции в процессе хранения.

Обобщение резервов увеличения объема реализации продукции (табл.6) производится по каждому ее виду в натуральном и в целом по хозяйству в стоимостном измерении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.017 с.)