Экономические методы управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические методы управления.



 

В условиях рынка ведущая роль принадлежит экономическим методам управления.

Экономические методы управления – это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических за­конов в хозяйственной деятельности, ориентирующих сельскохо­зяйственные предприятия и их работников в нужном для обще­ства направлении посредством экономических рычагов и стиму­лов.

Система экономических методов управления многообразна, включает такие экономические рычаги, как планирование (стра­тегическое, индикативное, текущее, перспективное) и прогнози­рование, стимулирование, ценообразование, финансово-кредит­ная система, налоги, страхование, лизинг и т. д.

Экономические рычаги и порядок их применения в управле­нии должны быть относительно стабильными, однако это не ис­ключает внесения при необходимости корректив в соответствии с изменяющейся обстановкой.

Ценовая политика в системе управления – неотъемлемая часть общей макроэкономической политики государства. Основной це­лью ценовой политики в аграрном секторе является поддержание паритетных отношений между сельским хозяйством и другими отраслями, создание условий для повышения доходности сельскохозяйственного производства, уве­личения объемов продукции, а также защита отечественных това­ропроизводителей от импортируемых по демпинговым ценам то­варов.

Неверные, ошибочные подходы к формированию государ­ственной ценовой политики, как правило, приводят к негативным последствиям как для всей экономики, так и для ее отдельных сфер, в частности АПК, а также для населения страны.

В результате либерализации цен, инфляционных и других процессов, отсутствия эффективного государственного регули­рования создалась парадоксальная ситуация, когда цены на про­дукты питания оказались слишком высокими для потребителей, вследствие чего потребление мяса, овощей, молочной продукции сократилось в 1,5—2 раза, и слишком низкими для товаропроиз­водителей, особенно в животноводстве. Как следствие, произ­водство продуктов питания сократилось, как это бывает при кри­зисе перепроизводства. Однако в условиях нормального рынка при перепроизводстве падает не только цена для товаропроизво­дителей, но и цена продаж, и наоборот, если в результате сниже­ния объемов производства возникает дефицит сельскохозяй­ственной продукции и рыночные цены возрастают, становятся слишком высокими для потребителей, то возрастает цена и для товаропроизводителей.

Причины сложившегося положения в том, что, во-первых, монополизирован рынок средств производства для сельского хозяй­ства, во-вторых, между сельскохозяйственными товаропроизводи­телями и конечными потребителями стоят монополизированные отрасли переработки и оптовой торговли. Ввиду резкого сниже­ния доходов основной массы населения спрос на продукты пита­ния становится все менее эластичным (слабо реагирует на измене­ние цен). В такой ситуации предприятиям-монополистам в сфе­рах переработки и торговли снижение цен невыгодно, а реальные механизмы конкуренции пока не работают. Высокие инфляцион­ные ожидания производителей и потребителей создают благопри­ятную почву для роста цен. Выигрыш от этого получают немно­гие, для основной же массы населения инфляция оборачивается дальнейшим снижением покупательной способности и уровня по­требления продуктов, соответственно снижается платежеспособ­ный спрос, что влечет за собой очередной виток спада производ­ства. Отсутствие действенного механизма государственного регу­лирования цен на основные виды ресурсов, топливо, энергию, а также отсутствие четкой программы демонополизации экономики привели в конечном счете к низкому уровню продовольственной безопасности России.

Большинство государств мира осуществляет субсидирование производителей сельскохозяйственной продукции. Суммы, вып­лаченные товаропроизводителям из бюджета, позволяют снизить цены для конечного потребителя. Таким образом, поддержка про­изводителя оказывается одновременно и поддержкой потребите­ля. Однако в условиях монополизированного рынка эта схема не работает. Монополист-переработчик или продавец может снижать закупочную цену настолько, что вся надбавка, выданная государ­ством товаропроизводителю, попадет к нему, что и имеет место на практике. При этом объем закупок у товаропроизводителя моно­полист не увеличивает, чтобы не допустить снижения цен.

В наших условиях проблема регулирования спроса и предложе­ния оказывается не столь простой. Существуют следующие пути ее решения:

- ограничение наценки для переработчиков к цене приобретае­мого сельскохозяйственного сырья;

- налогообложение повышенной рентабельности;

- установление заданий по объемам переработки;

- закрепление твердого процента цены на сырье в отпускной цене перерабатывающего предприятия.

Предельная„наценка для предприятий переработки сельскохо­зяйственного сырья не снижает их заинтересованности в макси­мальной цене, а лишь вынуждает делиться прибылью с произво­дителем. Однако в условиях высоких инфляционных ожиданий перерабатывающим предприятиям более выгодно повышать цену, увеличивая свой доход и пользуясь низкой эластичностью спроса при низком уровне потребления продовольствия населением.

Налогообложение повышенной рентабельности – более «ры­ночный» регулятор, но, по сути, мягкий вариант предельной на­ценки, не исключающий одновременного роста отпускных цен переработчика и закупочных цен для сельскохозяйственного про­изводителя.

Установление предельных или твердых отпускных цен на про­дукцию переработки выходит за рамки чисто «рыночных средств», однако если другие средства не помогают увеличить объемы реа­лизации продуктов населению, применение подобных мер воз­можно. Фиксированные или предельные цены при условии регу­лярного пересмотра и обеспечения нормальной нормы прибыли для сферы переработки могут стать стимулом максимального на­ращивания объемов производства. В то же время подобные меры государственного регулирования можно считать крайними, при­емлемыми лишь на время переходного периода.

Политика поддержки предложения должна опираться на с и с-тему гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, обеспечивающих нормально рабо­тающему товаропроизводителю, находящемуся в специализиро­ванных зонах товарного производства, возмещение материальных затрат на производство сельскохозяйственной продукции и полу­чение дохода, а также обеспечение необходимой рентабельности для расширенного воспроизводства. Гарантированные цены не должны отменять рыночное ценообразование. В случае если опто­вые цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются ниже гарантированных, государство может осуществлять доплаты производителям, равные разнице между гарантированной и ры­ночной ценой при реализации по установленным каналам.

Если же рыночные цены опускаются значительно ниже гарантированных, государственные органы анализируют причины па­дения цен и, если они связаны с перепроизводством, осуществля­ют закупки или принимают меры по стимулированию экспорта данного продукта.

Когда рыночные цены поднимаются значительно выше гаран­тированных, выявляются причины такого скачка. Они могут быть связаны с неурожаем, непредвиденным повышением доходов на­селения, поведением предприятий сферы переработки и другими факторами. Соответственно принимаются меры по импорту про­довольствия, реализации государственных резервов, антимоно­польные меры и (или) названные и другие меры в комплексе.  Смысл гарантированных цен в защите не только производителей, но и потребителей сельскохозяйственной продукции, широких слоев населения, так как они препятствуют падению произ­водства и соответственно сдерживают рост цен на продовольствие. Обычно гарантированная цена не выплачивается государством не­посредственно производителю, а лишь служит ориентиром. Управление сельскохозяйственным производством на основе ценового регулирования состоит в том, чтобы выполнить специ­фические задачи данного периода (увеличение объемов производ­ства сельскохозяйственной продукции, более рациональное раз­мещение отраслей по специализированным товарным зонам и между предприятиями на основе максимальной эффективности производства данного вида продукции и др.), например, путем ус­тановления гарантированной цены, которая служит нижним пре­делом цен закупки сельскохозяйственной продукции для государ­ственных нужд (согласно Федеральному закону РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продоволь­ствия для государственных нужд», 1994 г.).

B основе определения гарантированной цены лежат себестоимость данного вида продукции и нормальный уровень рентабельности, обеспечивающий расширенное воспроизводство товаро­производителю в данной зоне. Уровень рентабельности определятся с учётом эффективной деятельности и необходимого разви­тия сельскохозяйственных предприятий. Кроме того, при расчете гарантированных цен учитываются уровень договорных и действу­ющих гарантированных цен в данном и соседних регионах, конъ­юнктура рынка, а также объем финансовых ресурсов, предусмот­ренных для проведения закупок в государственные фонды.

Определение гарантированной цены состоит из следующих этапов:

- рассчитывается доля конкретного продукта в общей сумме рас­ходов по отрасли по таким статьям, как оплата труда, корма, семе­на, минеральные удобрения, содержание основных средств и про­чие затраты (на основе форм 9-АПК и 13-АПК);

- расшифровывается поэлементный состав затрат по данному виду продукта; для этого общий объем затрат по каждому элементу из формы 8-АПК распределяют по отдельным видам продукции пропорционально удельному весу соответствующих затрат в себес­тоимости;

- определяется структура себестоимости данного вида продукта в процентах;

- распределяются ожидаемые затраты на конкретный продукт по элементам.

Каждый элемент затрат на производство сельскохозяйственной продукции переоценивается по соответствующему индексу цен, исчисляемому Минэкономразвития России, то есть затраты, на­пример, на минеральные удобрения и агрохимические материалы рассчитываются по индексу (дефлятору) цен химической и нефте­химической промышленности и т. д.

Таким образом, гарантированная цена нашего условного про­дукта в рассматриваемом районе в I квартале текущего года долж­на составить не менее 986 руб. за 1 т.

Так же можно производить расчет на основе оптимальной структуры себестоимости зерна, сложившейся в высокоэффектив­ных специализированных предприятиях зоны.

Механизм гарантированных цен должен быть связан с системой авансов под закупки в региональные и федеральные "продовольственные фонды, чтобы на базе этих цен хозяйства мог­ли получать аванс в размере определенного процента от их вели­чины, например 80 %. Окончательный расчет за закупленную про­дукцию должен производиться исходя из сложившейся рыночной цены, в жестко оговоренные сроки. Близок к авансовой системе механизм залоговых операций, который также можно ис­пользовать для поддержки цен.

Хозяйства должны иметь конкретный, законодательно зафик­сированный механизм государственной поддержки цен на сельс­кохозяйственную продукцию. Примерный уровень гарантирован­ных цен сельскохозяйственный товаропроизводитель должен знать задолго до посевной, чтобы заблаговременно определить перспективы производства, необходимость его модернизации или перепрофилирования.

Постановлением Правительства РФ «О создании государствен­ного унитарного предприятия «Федеральное агентство по регули­рованию продовольственного рынка» (1997 г.) при Министерстве сельского хозяйства РФ было предусмотрено создание предприя­тия, призванного стать базисом рынка продовольствия. Основной его задачей является информационное обслуживание субъектов рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продоволь­ствия, а также анализ и прогнозирование рыночной конъюнкту­ры, разработка и представление предложений по организационно-правовым формам рынка сельскохозяйственной продукции, сы­рья и продовольствия, содействие развитию конкуренции, созда­ние оптовых рынков продовольствия, организация государствен­ных закупок на конкурсной основе. Подобная схема достаточно широко применяется во многих странах мира и доказала свою жизнеспособность. Она позволяет организовать цивилизованный рынок продовольствия, в первую очередь его инфраструктуру, об­легчающую товаропроизводителю сбыт продукции на основе ши­рокого выбора покупателей. Отсутствие проблемы сбыта позволит товаропроизводителю все время посвящать модернизации и повы­шению эффективности своего производства, что соответствует и его интересам, и интересам общества в целом.

Налоговая политика — основной инструмент государства, обес­печивающий, с одной стороны, существование самого государ­ства, с другой — регулирование экономики общества в целом.

Налоги затрагивают и проблему национальной безопасности, так как непродуманная налоговая система может за сравнительно короткое время практически парализовать работу реального про­изводящего сектора экономики. В развитых странах давно опреде­лен размер безопасного и достаточного для государства изъятия добавленной стоимости — не более 1/3. Кривая Л афера отвечает экономическим реалиям как в России, так и во всем мире. В Рос­сии согласно расчетам с учетом обязательных платежей в государ­ственные внебюджетные фонды через налоги перераспределяется около 33 % ВВП. Это средняя расчетная цифра, но для непривиле­гированного и законопослушного налогоплательщика она состав­ляет 55—60 %. Губительна эта система для бывших государствен­ных предприятий, которые платят налоги в полном объеме. Сумма начисленных налогов и обязательных платежей превышает сумму госсубсидий.

Функционирующая налоговая система не является целостной, логически завершенной и взаимоувязанной, что не способствует эффективному регулированию рыночных отношений. Отдельные положения нормативных актов и инструкций, касающиеся вопро­сов налогообложения, противоречат друг другу или неоднозначно трактуются. Многочисленные изменения и дополнения к законам и инструкциям затрудняют пользование ими. Особенно это ус­ложняет работу бухгалтерам в сельской местности в силу их терри­ториальной изолированности. Одним из шагов, способствующих решению перечисленных проблем, является введение в действие нового Налогового кодекса – систематизированного законода­тельного акта. В нем усовершенствованные налоговые и правовые нормы приведены в достаточно упорядоченную, логичную и еди­ную систему. Налоговый кодекс включает в себя: определение вза­имоотношений и механизма обложения федеральными, регио­нальными, местными налогами, а также организацию, состав, структуру, функции, права, обязанности и ответственность нало­говых органов.

Налоговая система должна быть предельно простой. Законода­тельные нормы о налогах должны действовать автоматически, с однозначной трактовкой. Власть чиновников следует свести к ми­нимуму. Примером могут служить развивающиеся страны, кото­рые успешно провели налоговую реформу.

Следует постепенно сокращать налоговый пресс. Сейчас остал­ся практически один источник, который может компенсировать снижение налоговых поступлений, — сокращение бюджетных расходов, что крайне негативно воспринимается правительством.

Налоговый кодекс содержит положения, вносящие значитель­ные изменения в налоговую систему. Упраздняется ряд налогов, рассчитываемых на основе выручки от реализации продукции; расширяется перечень затрат, не учитываемых при налогообложе­нии; вводится нелинейная амортизация и т. д.

Содержащиеся в Налоговом кодексе изменения вызовут рост себестоимости отечественной продукции примерно на 8 – 10 %, что связано также с введением более либерального порядка отне­сения затрат на себестоимость. Отменяются нормативы отнесения на затраты расходов на рекламу, обучение персонала, возрастают нормы амортизационных отчислений.

Увеличение этих элементов себестоимости будет в определен­ной степени компенсироваться снижением косвенных расходов за счет изменения порядка исчисления налога на пользователей ав­томобильных дорог (рассчитываемого на основе выручки от реа­лизации производимой продукции), отмены транспортного нало­га, сокращения взносов на обязательное медицинское страхова­ние – с 5,4 до 4,4 %, отчислений в фонд занятости с 1,5 до 1 % от фонда оплаты труда. В целом сумма страховых взносов, исчисляе­мых от величины фонда оплаты труда, уменьшится с 38,5 до 37,0 %. Столь незначительное снижение не может существенно повлиять на себестоимость производимой продукции.

Налоговый кодекс предусматривает отмену сбора на нужды образовательных учреждений и налога на содержание жилищно­го фонда и объектов социально-культурной сферы, уплачивае­мых за счет прибыли предприятия до исчисления налога на при­быль. Что касается сбора, исчисляемого в размере 1 % от фонда оплаты труда, влияние его на финансовые результаты деятельно­сти предприятия незначительно. Напротив, налог на содержание жилищного фонда, исчисляемый на основе выручки от реализа­ции продукции, приводил к изъятию у предприятия до 8—12 % получаемой прибыли, а у низкорентабельных предприятий — еще больше. Хотя предполагается увеличение ставки налога на имущество с 2 до 2,5 %, за счет исключения из налогооблагаемой базы стоимости основных фондов и материальных запасов общая величина налога на имущество, уплачиваемого предприятием, несколько снизится.

Если величина изъятия из прибыли составляла около 47 – 48 %, то после введения в действие Налогового кодекса она сократится примерно до 41 – 42 %. Это могло бы увеличить чистую прибыль, направляемую на развитие производства, при наличии реальных стимулов к инвестированию.

Фактором роста цен и снижения платежеспособного спроса на­селения на потребительские товары является увеличение ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 22 %, 1 % из которых предполагается использовать для пополнения внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования, медицинского страхования и занятости), а 1 % - на пополнение дорожного фон­да. Таким образом, если раньше взносы в дорожный фонд явля­лись сбором, уплачиваемым за счет себестоимости производимой продукции, то теперь они превратились в косвенный налог с насе­ления.

В структуре конечной цены продукта доля налогов, сборов и обязательных взносов в различные фонды составляет 32 %. Эта цифра несколько возросла из-за введения налога с продаж, кото­рый будет поступать в местные бюджеты.

Расчеты показывают, что, снимая в незначительной степени налоговую нагрузку с работодателей, правительство не только пе­рекладывает ее на население, но и усиливает налоговое бремя на работающих и потребителей. Общий размер налогов и сборов в цене товара, которую оплачивает потребитель, значительно возра­стает.

Ужесточение косвенного налогообложения неизбежно ухуд­шит конкурентоспособность отечественной продукции. Рост цен, снижая платежеспособный спрос населения, укрепит пози­ции импортеров. Экспортеры отечественной продукции также окажутся в невыгодной ситуации, так как НДС, уплаченный по­ставщиком, возмещается из средств федерального бюджета, но в сегодняшней ситуации с наполняемостью последнего экспортер будет вынужден постоянно отвлекать собственные оборотные средства.

Таким образом, изменения в налоговой системе несколько уве­личат чистую прибыль предприятий. Однако эти положительные сдвиги будут сведены на нет ухудшением условий реализации то­варов и услуг, снижением конкурентоспособности продукции оте­чественного производства. Одновременно преобразования в нало­говой системе способны снизить реальный уровень жизни населе­ния на 10-12 %.

Кредитная политика государства должна быть также направле­на на развитие АПК и прежде всего сельскохозяйственного произ­водства. В настоящее время система кредитования аграрной сфе­ры неэффективна. Она недоступна для реального сектора АПК. Следует более широко использовать такие виды кредитования, как авансовые платежи за контрактованную продукцию, залоговые операции, фьючерсные сделки. Более широко должно применяться ипотечное кредитование. Важным стимулом для развития сельского хо­зяйства является сезонное кредитование.

Рычагом управления АПК является бюджетная поддержка. Она обеспечивает стратегические задачи развития. Бюджетная полити­ка в аграрной сфере направлена на выполнение программ, важ­нейших мероприятий, связанных со стихийными бедствиями, на развитие элитного семеноводства, племенного хозяйства, а также на научное обеспечение, подготовку кадров системы АПК и т. д.

В современных условиях еще одним важным элементом ста­бильного развития АПК стала система страхования, которая требует дальнейшего развития.

Аграрный протекционизм, представляет собой систему государственных мероприятий, направленных на стимулирование отече­ственного производства сельскохозяйственных продуктов, что обеспечит защиту внутреннего рынка от импорта. Главными ин­струментами аграрного протекционизма являются пошлины на ввоз импортной продукции, при этом их величи­на на разные товары различна. На те товары, которые не произ­водятся в России (например, табак, кофе, какао, цитрусовые, тропические плоды), пошлины невысокие. Большое значение для защиты отечественных товаропроизводителей имеют импортные квоты. С их помощью устанавливаются максималь­ные объемы товаров, которые могут быть ввезены в страну. Опре­деленную роль в защите отечественного продовольственного рын­ка играют нетарифные барьеры, то есть система лицензи­рования для предъявления повышенных требований к качеству продукции.

Материальное стимулирование - один из важнейших экономи­ческих рычагов воздействия на конкретного работника.

Личные интересы выражаются в увеличении трудового вклада работника в производство с целью получения более высокого ма­териального вознаграждения. В качестве побудительных мотивов к трудовой деятельности выступают стимулы. Материальное воз­награждение работников осуществляется в соответствии с количе­ственными и качественными результатами их труда и личным вкладом в общие результаты работы предприятия.

Распределительные отношения на крупных сельскохозяй­ственных предприятиях, созданных на кооперативной или доле­вой основе, осуществляются на двух уровнях - общехозяйствен­ном и в каждом структурном подразделении. На общехозяй­ственном уровне из валового дохода формируется и распределя­ется по структурным подразделениям фонд заработной платы; из прибыли формируется фонд для выплаты дивидендов, он рас­пределяется между ассоциированными членами и на дополни­тельные паи членов. На уровне структурного подразделения выплачиваются минимальная заработная плата работникам-пай­щикам и гарантированный заработок наемным работникам; в пределах хозрасчетного дохода распределяется вознаграждение по итогам работы за год, а также между рабочими-пайщиками на рубль выданного аванса.

Экономические рычаги управления должны действовать в сис­теме и способствовать стабильному функционированию АПК.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.035 с.)