Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стандартизация и сертификация продукции как методологическая основа управления качеством
Управление качеством базируется на стандартизации и сертификации продукции. Стандартизация – это установление и применение правил (стандартов) с целью упорядочения деятельности в определенных отраслях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон. Объекты стандартизации — это конкретная продукция, нормы, требования, методы, термины, обозначения, многократно применяемые, используемые в различных сферах экономики, международной торговле. Стандарт – нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Требования к качеству труда и продукции в России зафиксированы в следующих стандартах: а) международные стандарты (ИСО); б) государственные и межгосударственные стандарты (ГОСТы); в) отраслевые стандарты (ОСТ) и стандарты научно-технических обществ (СТО); г) стандарты предприятий (СТП) и технические условия (ТУ). Международные стандарты разрабатываются международной организацией по стандартизации. ИСО — это федерация национальных организаций. Разработка международных стандартов осуществляется ее техническими комитетами, состоящими из экспертов — представителей организаций — членов ИСО. Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ) участвует в работе Международной организации по стандартизации в качестве национальной организации, то есть является национальным членом ИСО. Стандарты ИСО серии 9000, применяемые в области систем управления качеством, в первый раз были пересмотрены в 1994 г. С тех пор число предприятий, сертифицировавших свои системы качества на соответствие данным стандартам, возросло более чем в шесть раз. В 2000 г. появилось официальное издание новой версии международных стандартов ИСО 9000:2000. В результате комплекс документов, состоявший ранее из 24 стандартов (некоторые из них остались на стадии внедрения), теперь содержит 5 базовых стандартов: ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь»; ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования» (устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации и аудита);
ИСО 9004:2000 «Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества» (содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности предприятий); ИСО 9011:2000 «Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды»; ИСО 10012 «Обеспечение качества измерительного оборудования». Стандарты ИСО серии 9000 отражают мировой опыт управления качеством на предприятиях. Они носят рекомендательный характер, однако более чем в 90 странах приняты как национальные. Эти стандарты не являются стандартами качества продукции или даже качества производственного процесса, а лишь устанавливают требования к системе качества. Они не касаются технических характеристик продукции и технических требований к процессу производства. В России действуют три государственных стандарта систем качества: ГОСТ 40.9001-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании». ГОСТ 40.9002-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже». ГОСТ 40.9003-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях». Работы по стандартизации на определенных уровнях управления — государственном, отраслевом и предприятий — осуществляют российские службы стандартизации, их технические комитеты. К научно-исследовательским институтам Госстандарта РФ относятся: ВНИИ стандартизации — головной институт в области государственной стандартизации; ВНИИ сертификации продукции — головной институт в области сертификации и систем управления качеством продукции; ВНИИ по нормализации в машиностроении — головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; ВНИИ комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИКИ) — головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии.
Технические комитеты по стандартизации создаются на базе предприятий (организаций), специализирующихся на определенных видах продукции и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. Базой государственной системы стандартизации России является фонд нормативных документов, который делится на следующие четыре уровня: 1-й уровень — законодательные акты государства, законы в области стандартизации, технические законодательные акты по группам однородной продукции; 2-й уровень — государственные и межгосударственные стандарты; 3-й уровень — отраслевые стандарты, стандарты научно-технических и инженерных обществ; 4-й уровень — стандарты предприятий и технические условия. Важнейшими документами 1-го уровня являются Законы РФ «О защите прав потребителей» (1996 г.), «О сертификации продукции и услуг» (1993 г.), «О стандартизации» (1993 г.). К этому уровню относятся также законодательные акты, устанавливающие требования к группам однородной продукции и обеспечивающие их безопасность для жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды. Ко 2-му уровню относятся: а) межгосударственные стандарты, которые действуют в России и СНГ; межгосударственные стандарты обозначаются индексом ГОСТ, регистрационным номером и отделенными тире двумя последними цифрами года утверждения; б) государственные стандарты РФ (ГОСТ Р) — национальные стандарты, утвержденные Госстандартом России. Документы 3-го уровня: а) отраслевые стандарты, разрабатываемые министерствами и ведомствами на продукцию, на которую отсутствуют ГОСТы или а которую необходимо установить требования, превышающие или дополняющие требования ГОСТов; в обозначение входит индекс ОСТ, условное обозначение министерства (ведомства), регистрационный номер и год утверждения; б) стандарты научно-технических и инженерных обществ, разрабатываются для распространения результатов фундаментальных и прикладных исследований; порядок разработки, утверждения и применения этих документов устанавливается обществами; в обозначении указывается индекс СТО и аббревиатура научно-технического или инженерного общества. 4-й уровень представляют: а) стандарты предприятий, союзов, ассоциаций, акционерных обществ, межотраслевых объединений (СТП), которые разрабатываются на продукцию, вырабатываемую и используемую на данном предприятии; в них отражаются требования к продукции или её составным частям (не могут быть ниже установленных в ГОСТах и ОСТах); организации и управлению производством; услугам, оказываемым внутри предприятия; б) технические условия (ТУ), разрабатываются и утверждаются изготовителем по согласованию с потребителем (заказчиком) и распространяются на отдельные марки товаров, модели и виды. Международные, региональные и национальные стандарты других стран используются в соответствии с международными договорами. Отраслевые стандарты подлежат безусловному исполнению предприятиями, их объединениями и организациями, которые входят в сферу управления органа, который их утвердил. Стандарты научно-технических обществ могут использоваться на добровольной основе.
Технические условия - нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс технических требований к продукции, правила приемки и поставки, методы контроля, условия эксплуатации, транспортирования и хранения. Разрабатываются на основе соответствующих стандартов. Технические условия и стандарты предприятий содержат требования, которые регулируют отношения между поставщиком (разработчиком, производителем) и потребителем (заказчиком) продукции. Ответственность за нарушение положений Закона РФ «О стандартизации» несут юридические и физические лица, органы государственного управления. Она может носить уголовный, административный или гражданско-правовой характер. На основе Федерального закона «Об инженерно-технической системе агропромышленного комплекса» осуществляется информационное обеспечение этой системы; формулируются требования по соответствию технических средств производства уровню технологий производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; экологической безопасности. Стандартизация способствует развитию специализации в сельском хозяйстве. Она увязывает нормы и требования к обработке почвы и возделыванию сельскохозяйственных культур, кормам, молоку, мясу, помещениям. В стандартизацию входят установление, узаконивание норм качества, осуществление ведомственного контроля и государственного надзора за соблюдением этих норм. Объектами стандартизации могут быть как конкретные виды продукции и методы определения ее качества, так и правила, регламентирующие документы приема и сдачи продукции. Стандартами могут быть не только нормативно-технические документы (содержащие правила, нормы, требования), но и различные предметы, химические растворы и т.д., выполняющие роль эталонов при измерениях или физических сравнениях. К таким эталонам можно отнести гири, мерные сосуды, молокомеры, а также различные бланки - технологические карты, годовые отчеты, формы статистической отчетности и учета и т. д. Стандарт на типовой технологический процесс имеет такую структуру: - вводная часть; - технические требования к средствам производства (машинам, оборудованию, производственным помещениям и транспорту), а также типовые схемы расположения машин, оборудования и рабочих мест; - операции по подготовке к работе средств производства;
- состав и последовательность технологических операций типового технологического процесса; - требования к выполнению операций; - нормы и показатели качества выполнения работ; - методы и средства контроля качества; - требования техники безопасности. Подготовленные стандарты предприятия вводятся в действие приказом руководителя, в котором указываются сроки их функционирования, ответственные за внедрение и контроль за соблюдением и т. д. Сертификация – это необходимый процесс, гарантирующий соответствие показателей качества продукции требованиям нормативно-технической документации и стандартам (в переводе с лат. sertifico - означает удостоверяю). Исходя из этого определения, можно выделить основные характеристики сертификации: - независимость. Действия предпринимаются третьей стороной, которой может быть лицо или орган, признанный независимым от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе; - объект сертификации должен быть идентифицирован, то есть сертификации подвергается именно то, что поименовано (например, ячмень, а не пшеница); - устанавливается соответствие только тем требованиям, которые предусмотрены в стандартах или других нормативных документах, с помощью объективных методов проверки, обеспечивающих четкое и однозначное толкование. Цели сертификации, по мнению А. Филиппова, следующие: - создание условий для деятельности предприятий и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и торговле; - содействие потребителям в компетентном выборе продукции; - защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); - контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; - подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Соответствие показателей качества продукции заданным требованиям устанавливается путем испытаний. Испытания – техническая операция, заключающаяся в определении одного или нескольких показателей качества продукции в соответствии с установленной процедурой. Систематическую проверку оценки соответствия заданным требованиям называют оценкой соответствия. Частным понятием оценки соответствия считают технический контроль. В общем виде система сертификации включает следующие элементы: центральный орган (Госстандарт России или другой орган исполнительной власти); правила и порядок сертификации; нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация; процедуры (схемы сертификации); порядок инспекционного контроля. Процедура сертификации включает в себя следующие этапы: 1. Подача заявки на сертификацию; 2. Принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации; 3. Отбор, идентификация образцов и их испытание; 4. Анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче сертификата соответствия;
5. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия; 6. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией. В системе сертификации третьей стороной применяются два способа указания соответствия стандартам: сертификация соответствия и знак соответствия. Сертификат соответствия — документ, изданный по правилам системы сертификации и удостоверяющий, что должным образом идентифицированная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Государственная система сертификации включает несколько разновидностей сертификатов: сертификат аудитора в отрасли сертификации; сертификат на систему качества; сертификат соответствия продукции требованиям различных нормативных документов. В Российской Федерации приняты схемы сертификации, которые применяются в зарубежной и международной практике и классифицированы ИСО. Министерством сельского хозяйства России утверждено Положение «О порядке проведения сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений». Это основополагающий документ по сертификации семян, который определяет организационную структуру, формы официальных и рабочих документов, а также организации, имеющие право после соответствующей аккредитации проводить эту работу и выдавать документы. Выделяют следующие стратегии управления качеством, на которые может ориентироваться предприятие в условиях рынка. - Формирование эффективной системы качества продукции и развитие собственной испытательной базы, интегрированной в технологическую систему, что обеспечивает стабильность и соответствие качества установленным требованиям и позволяет декларировать его соответствие требованиям национальных и международных стандартов, технических условий. - Ориентация в обеспечении соответствия продукции установленным требованиям и стабильности параметров качества на высокий уровень организации производства и эффективную систему качества при ограниченной собственной испытательной базе (что исключает возможность декларирования соответствия).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.038 с.) |