Стандартизация и сертификация продукции как методологическая основа управления качеством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандартизация и сертификация продукции как методологическая основа управления качеством



 

Управление качеством базируется на стандартизации и сертификации продукции. Стандартизация – это установление и применение правил (стандартов) с целью упорядочения деятельности в определенных отраслях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон.

Объекты стандартизации — это конкрет­ная продукция, нормы, требования, методы, термины, обозначения, многократно применяемые, используемые в различных сферах экономики, международной торговле.

Стандарт – нормативно-технический документ по стандартизации, ус­танавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартиза­ции и утвержденный компетентным органом.

Требования к качеству труда и продукции в России зафиксированы в следующих стандартах: а) международные стандарты (ИСО); б) государственные и межгосударственные стандарты (ГОСТы); в) отраслевые стандарты (ОСТ) и стандарты научно-технических обществ (СТО); г) стандарты предприятий (СТП) и технические условия (ТУ).

Международные стандарты разрабатываются международной организацией по стандартизации. ИСО — это федерация национальных орга­низаций. Разработка международных стандартов осуществляется ее техниче­скими комитетами, состоящими из экспертов — представителей организаций — членов ИСО. Государственный комитет Российской Федерации по стандар­тизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ) участвует в работе Международной организации по стандартизации в качестве национальной организации, то есть является национальным членом ИСО.

Стандарты ИСО серии 9000, применяемые в области систем управле­ния качеством, в первый раз были пересмотрены в 1994 г. С тех пор число предприятий, сертифицировавших свои системы качества на соответствие данным стандартам, возросло более чем в шесть раз. В 2000 г. появилось официальное издание новой версии международных стандартов ИСО 9000:2000. В результате комплекс документов, состоявший ранее из 24 стандартов (некоторые из них остались на стадии внедрения), теперь содержит 5 базовых стандартов:

ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь»;

ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования» (устанав­ливает минимально необходимый набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации и аудита);

ИСО 9004:2000 «Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества» (содержит методические указания по созданию сис­тем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффектив­ность деятельности предприятий);

ИСО 9011:2000 «Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды»;

ИСО 10012 «Обеспечение качества измерительного оборудования». Стандарты ИСО серии 9000 отражают мировой опыт управления каче­ством на предприятиях. Они носят рекомендательный характер, однако более чем в 90 странах приняты как национальные. Эти стандарты не яв­ляются стандартами качества продукции или даже качества производствен­ного процесса, а лишь устанавливают требования к системе качества. Они не касаются технических характеристик продукции и технических требований к процессу производства.

В России действуют три государственных стандарта систем качества: ГОСТ 40.9001-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслужива­нии».

ГОСТ 40.9002-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже».

ГОСТ 40.9003-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».

Работы по стандартизации на определенных уровнях управления — го­сударственном, отраслевом и предприятий — осуществляют российские служ­бы стандартизации, их технические комитеты.

К научно-исследовательским институтам Госстандарта РФ от­носятся:

ВНИИ стандартизации — головной институт в области государственной стандартизации;

ВНИИ сертификации продукции — головной институт в области серти­фикации и систем управления качеством продукции;

ВНИИ по нормализации в машиностроении — головной институт в об­ласти разработки научных основ унификации и агрегатирования в машино­строении и приборостроении;

ВНИИ комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИКИ) — головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической ин­формации, стандартизации научно-технической терминологии.

Технические комитеты по стандартизации создаются на базе предпри­ятий (организаций), специализирующихся на определенных видах продукции и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потен­циал.

Базой государственной системы стандартизации России является фонд нормативных документов, который делится на следующие четыре уровня:

1-й уровень — законодательные акты государства, законы в области стан­дартизации, технические законодательные акты по группам однородной про­дукции;

2-й уровень — государственные и межгосударственные стандарты;

3-й уровень — отраслевые стандарты, стандарты научно-технических и инженерных обществ;

4-й уровень — стандарты предприятий и технические условия.

Важнейшими документами 1-го уровня являются Законы РФ «О защите прав потребителей» (1996 г.), «О сертификации продукции и услуг» (1993 г.), «О стандартизации» (1993 г.). К этому уровню относятся также законодатель­ные акты, устанавливающие требования к группам однородной продукции и обеспечивающие их безопасность для жизни и здоровья людей, охра­ны окружающей среды.

Ко 2-му уровню относятся:

а) межгосударственные стандарты, которые действуют в России и СНГ; межгосударственные стандарты обозначаются индексом ГОСТ, реги­страционным номером и отделенными тире двумя последними цифрами го­да утверждения;

б) государственные стандарты РФ (ГОСТ Р) — национальные стан­дарты, утвержденные Госстандартом России.

Документы 3-го уровня:

а) отраслевые стандарты, разрабатываемые министерствами и ве­домствами на продукцию, на которую отсутствуют ГОСТы или а которую необходимо установить требования, превышающие или дополняющие тре­бования ГОСТов; в обозначение входит индекс ОСТ, условное обозначение министерства (ведомства), регистрационный номер и год утверждения;

б) стандарты научно-технических и инженерных обществ, раз­рабатываются для распространения результатов фундаментальных и приклад­ных исследований; порядок разработки, утверждения и применения этих документов устанавливается обществами; в обозначении указывается индекс СТО и аббревиатура научно-технического или инженер­ного общества.

4-й уровень представляют:

а) стандарты предприятий, союзов, ассоциаций, акционерных об­ществ, межотраслевых объединений (СТП), которые разрабатываются на про­дукцию, вырабатываемую и используемую на данном предприятии; в них от­ражаются требования к продукции или её составным частям (не могут быть ни­же установленных в ГОСТах и ОСТах); организации и управлению производством; услугам, оказываемым внутри предприятия;

б) технические условия (ТУ), разрабатываются и утвержда­ются изготовителем по согласованию с потребителем (заказчиком) и распространяются на отдельные марки товаров, модели и виды.

Международные, региональные и национальные стандарты других стран используются в соответствии с международными договорами.

Отраслевые стандарты подлежат безусловному исполнению предприятиями, их объединениями и организациями, которые входят в сфе­ру управления органа, который их утвердил.

Стандарты научно-технических обществ могут использоваться на добро­вольной основе.

Технические условия - нормативно-технический документ, ус­танавливающий комплекс технических требований к продукции, правила приемки и поставки, методы контроля, условия эксплуатации, транспортиро­вания и хранения. Разрабатываются на основе соответствующих стандартов.

Технические условия и стандарты предприятий содержат требования, кото­рые регулируют отношения между поставщиком (разработчиком, производите­лем) и потребителем (заказчиком) продукции.

Ответственность за нарушение положений Закона РФ «О стан­дартизации» несут юридические и физические лица, органы государственного управления. Она может носить уголовный, административный или граждан­ско-правовой характер.

На основе Федерального закона «Об инженерно-технической системе агропромышленного комплекса» осуществляется информационное обеспече­ние этой системы; формулируются требования по соответствию технических средств производства уровню технологий производства, хранения и перера­ботки сельскохозяйственной продукции; экологической безопасности.

Стандартизация способствует развитию специализации в сельском хозяй­стве. Она увязывает нормы и требования к обработке почвы и возделыванию сельскохозяйственных культур, кормам, молоку, мясу, помещениям. В стандартизацию входят установление, узаконивание норм качества, осуществ­ление ведомственного контроля и государственного надзора за соблюдением этих норм.

Объектами стандартизации могут быть как конкретные виды продукции и методы определения ее качества, так и правила, регламентирующие документы приема и сдачи продукции.

Стандартами могут быть не только нормативно-технические документы (содержащие правила, нормы, требования), но и различные предметы, хими­ческие растворы и т.д., выполняющие роль эталонов при измерениях или физических сравнениях. К таким эталонам можно отнести гири, мерные сосу­ды, молокомеры, а также различные бланки - технологические карты, годовые отчеты, формы статистической отчетности и учета и т. д.

Стандарт на типовой технологический процесс имеет такую структуру:

- вводная часть;

- технические требования к средствам производства (машинам, оборудованию, производственным помещениям и транспорту), а также типовые схемы расположения машин, оборудования и рабочих мест;

- операции по подготовке к работе средств производства;

- состав и последовательность технологических операций типового тех­нологического процесса;

- требования к выполнению операций;

- нормы и показатели качества выполнения работ;

- методы и средства контроля качества;

- требования техники безопасности.

Подготовленные стандарты предприятия вводятся в действие приказом руководителя, в котором указываются сроки их функционирования, ответст­венные за внедрение и контроль за соблюдением и т. д.

Сертификация – это необходимый процесс, гарантирующий соответст­вие показателей качества продукции требованиям нормативно-технической документации и стандартам (в переводе с лат. sertifico - означает удостоверяю).

Исходя из этого определения, можно выделить основные характеристики сертификации:

- независимость. Действия предпринимаются третьей сторо­ной, которой может быть лицо или орган, признанный независимым от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе;

- объект сертификации должен быть идентифицирован, то есть сертифи­кации подвергается именно то, что поименовано (например, ячмень, а не пшеница);

- устанавливается соответствие только тем требованиям, которые преду­смотрены в стандартах или других нормативных документах, с помощью объ­ективных методов проверки, обеспечивающих четкое и однозначное толкова­ние.

Цели сертификации, по мнению А. Филиппова, следующие:

- создание условий для деятельности предприятий и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономи­ческом, научно-техническом сотрудничестве и торговле;

 - содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

- защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, ис­полнителя);

- контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготови­телем.

Соответствие показателей качества продукции заданным требованиям устанавливается путем испытаний.

Испытания – техническая операция, заключающаяся в определении од­ного или нескольких показателей качества продукции в соответствии с установленной процедурой.

Систематическую проверку оценки соответствия заданным требованиям называют оценкой соответствия. Частным понятием оценки соответствия счи­тают технический контроль.

В общем виде система сертификации включает следующие элементы: центральный орган (Госстандарт России или другой орган исполнительной власти); правила и порядок сертификации; нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сер­тификация; процедуры (схемы сертификации); порядок инспекционного контроля. Процедура сертификации включает в себя следующие этапы:

1. Подача заявки на сертификацию;

2. Принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;

3. Отбор, идентификация образцов и их испытание;

4. Анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче сертификата соответствия;

5. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия;

6. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.

В системе сертификации третьей стороной применяются два способа указания соответствия стандартам: сертификация соответствия и знак соот­ветствия.

Сертификат соответствия — документ, изданный по правилам системы сертификации и удостоверяющий, что должным образом идентифи­цированная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Государственная система сертификации включает несколько разновидностей сертификатов: сертификат аудитора в отрасли сертификации; сертификат на систему качества; сертификат соответствия продукции требованиям различных норматив­ных документов.

В Российской Федерации приняты схемы сертификации, ко­торые применяются в зарубежной и международной практике и классифици­рованы ИСО.

Министерством сельского хозяйства России утверждено Положение «О порядке проведения сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений».

Это основополагающий документ по сертификации семян, который определяет организационную структуру, формы официальных и рабочих документов, а также организации, имеющие право после соответст­вующей аккредитации проводить эту работу и выдавать документы.

Выделяют следующие стра­тегии управления качеством, на которые может ориентироваться предприятие в условиях рынка.

- Формирование эффективной системы качества продукции и разви­тие собственной испытательной базы, интегрированной в технологическую систему, что обеспечивает стабильность и соответствие качества установ­ленным требованиям и позволяет декларировать его соответствие требо­ваниям национальных и международных стандартов, технических условий.

- Ориентация в обеспечении соответствия продукции установленным требованиям и стабильности параметров качества на высокий уровень орга­низации производства и эффективную систему качества при ограниченной собственной испытательной базе (что исключает возможность декларирова­ния соответствия).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.038 с.)