Управление в государственных и муниципальных унитарных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление в государственных и муниципальных унитарных



Предприятиях

 

Важное место в АПК отводится хозяйственным структурам, основанным на государственной собственности и коллективной форме хозяйствования, к которым относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Она может быть государственной и муниципальной. Имущество государственного или муниципального предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, в соответствии с которым осуществляются вся деятельность и управление предприятием.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

В условиях рыночной экономики деятельность государственных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения регламентируется "сверху" (уполномоченным органом) по следующим основным направлениям: назначение на должность руководителей предприятий, заключение с ними контрактов, утверждение уставов предприятий, осуществление контрольно-инспекционных функций. По остальным вопросам такое предприятие функционирует и управляется аналогично другим субъектам рыночных отношений.

По отношению к унитарным предприятиям, основанным на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), собственник (государство в лице органов исполнительной власти) осуществляет прямое управление, в том числе и хозяйственными функциями: назначает и снимает руководителей и специалистов, устанавливает плановые задания, определяет размеры оплаты труда, финансирует программы, осуществляет оперативный контроль хозяйственной и финансовой деятельности и т. д.

 

Управление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами

И их ассоциациями

 

Новые экономические отношения в АПК предусматривают развитие хозяйственных структур, основанных на частной собственности и индивидуальном или коллективном (семейном) труде, к которым относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан, а также их объединения. В соответствии с Законом РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, который на основе использования отдельным гражданином, семьей или группой граждан находящейся в их собственности или арендованной ими земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Крестьянское (фермерское) хозяйство - это форма свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды. Основным направлением деятельности крестьянского хозяйства является производство растениеводческой и животноводческой продукции и продуктов ее переработки. В процессе производственной деятельности фермерские хозяйства могут брать на себя решение и других важных проблем при сохранении в качестве основного вида деятельности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

Организация фермерских хозяйств может происходить различными путями:

- создание фермерских хозяйств на базе внутрихозяйственного арендного подряда с последующим выкупом у хозяйства средств производства;

- трансформация личного подсобного хозяйства в фермерское хозяйство;

- создание фермерских хозяйств на конкурсной основе работниками со стороны.

Крестьянское хозяйство является равноправным звеном экономической системы наряду с государственными, коллективными, индивидуальными и другими предприятиями и организациями.

Государство может способствовать развитию крестьянских хозяйств путем использования экономических рычагов: процентных ставок по ссудам и вкладам, налогов, цен, экономических санкций, целевых государственных субсидий, социальных и экономических нормативов и др.

Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность крестьянского хозяйства со стороны государственных, общественных и кооперативных органов не допускается, за исключением случаев нарушения собственниками и землепользователями законодательства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет следующие основные функции и задачи:

- самостоятельно определяет направления деятельности, объемы производства, формы и каналы реализации продукции, исходя из собственных интересов;

- организует рациональное использование переданных ему во владение и использование сельскохозяйственных угодий в соответствии с целевым назначением, повышение их плодородия;

- покупает, обменивает, продает, арендует, берет в долг у государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций, а также отдельных граждан любое имущество, необходимое для нормального ведения хозяйства, а также осуществляет строительство производственных объектов и жилья в порядке, установленном законом;

- пользуется наравне с предприятиями других организационно-правовых форм хозяйствования материально-техническим обеспечением, транспортными, ремонтно-техническими, ветеринарными, научно-консультативными услугами государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций, а также граждан в порядке и на условиях, установленных законодательными актами;

- использует в установленном порядке кратко- и долгосрочные займы (на текущие производственные цели, приобретение тракторов, комбайнов, автомобилей, другой сельскохозяйственной техники, строительство производственных объектов и жилья и т.д.), которые предоставляют отделения государственных и кооперативных банков, может получать займы от государственных и кооперативных хозяйств в соответствии с заключенными договорами;

- самостоятельно вступает в договорные отношения с государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и гражданами;

- вступает в деловые отношения с зарубежными предприятиями и организациями.

Экономические отношения с государственными, кооперативными и другими предприятиями и организациями, отдельными лицами осуществляются на основе договоров, трудовых соглашений, торговых операций по наличному и безналичному расчету, производятся отчисления, определяемые соответствующими нормативными актами, по налогам, платежи в бюджет, в фонд социального страхования и др. Деятельность фермерского хозяйства базируется преимущественно на личном труде его членов, хотя в случае необходимости законодательством разрешается привлечение постоянных, сезонных и временных работников.

Глава хозяйства (фермер) самостоятельно руководит делами, заключает от имени хозяйства соглашения (договоры).Произведенная продукция, а также работы и услуги и полученные доходы являются собственностью фермерского хозяйства и используются им по собственному усмотрению.

Фермерское хозяйство имеет право в соответствии с действующим законодательством выступать основателем и участником объединений, фирм, союзов, ассоциаций, кооперативов, банков, консорциумов, совместных и других предприятий и организаций по производству, переработке и реализации продукции, материально-техническому обеспечению, внедренческому, научно-консультативному, техническому, ветеринарному и другим видам обслуживания, приобретать и использовать средства кредитных, страховых, других организаций и получать от них доходы, сохраняя при этом самостоятельность, а также покупать и продавать ценные бумаги.

В соответствии с действующим законодательством крестьянские (фермерские) хозяйства самостоятельно или совместно с другими организационно-правовыми формами хозяйствования могут создавать ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом они сохраняют самостоятельность, права на земельные участки и право юридического лица.

Главной целью ассоциаций являются создание условий для нормальной хозяйственной деятельности ее участников, увеличение их доходов и рост уровня социально-экономического развития, а также организация совместного производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

Основными задачами фермерской ассоциации являются:

- коллективное регулирование межфермерских взаимоотношений, в том числе координация производственных, коммерческих и иных связей между самими производителями и непроизводственными формированиями;

- внедрение эффективных форм кооперации во все сферы деятельности, в том числе в производство, переработку и реализацию " продукции; оказание методической и практической помощи в агротехническом, зооветеринарном, инженерном, экономическом обслуживании, финансово-кредитное обеспечение и др.;

- формирование сбалансированной материально-технической базы и социальной инфраструктуры коллективного пользования, в том числе обеспечение производственного цикла материально-техническими услугами - нефтепродуктами, семенами, удобрениями, средствами защиты растений и животных, стройматериалами и др.;

- коллективная защита законных интересов и прав участников ассоциации перед другими предприятиями, организациями, учреждениями.

Средства ассоциации формируются за счет вступительных взносов ее членов и ежегодных отчислений участников. Ассоциация имеет право заниматься коммерческой деятельностью, прибыль от которой распределяется между ее членами пропорционально их вкладу в формирование ассоциации.

Организационные основы функционирования и управления в ассоциации определяются ее уставом, который принимается на общем собрании участников и утверждается в установленном порядке.

Для выполнения целей и задач ассоциации в ее составе могут быть созданы финансово-расчетный центр (коммерческий банк), подразделения по производству, переработке продукции и обслуживанию производства, различные службы. При этом каждый участник, входящий в состав ассоциации, может добровольно участвовать во всех видах деятельности или пользоваться услугами только определенных ее служб.

Высшим органом управления фермерской ассоциацией является общее собрание глав крестьянских хозяйств и других ее участников.

Общее собрание утверждает устав, избирает исполнительные и другие органы ассоциации, определяет их функции, утверждает программы развития и решает другие вопросы. Вместе с тем полномочия и деятельность общего собрания не должны ограничивать и связывать свободу фермера (предпринимателя).

Общее собрание ассоциации избирает координационный совет, осуществляющий исполнительские функции и повседневную координацию деятельности ассоциации.

Координационный совет при необходимости нанимает рабочий аппарат управления (исполнительную дирекцию) ассоциации. Руководитель исполнительного аппарата является одновременно председателем координационного совета. Роль этого аппарата сводится к решению стратегических вопросов производственно-финансовой деятельности входящих в состав ассоциаций формирований, координации их работы, оказанию посреднических услуг и консультативной помощи.

Исполнительный аппарат содержится за счет отчислений средств входящих в состав ассоциации участников. Смета расходов на его содержание утверждается на общем собрании членов ассоциации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.013 с.)