Тема 1. Предмет и система Земельного права 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и система Земельного права



Земельное право. Лекции.

Тема 1. Предмет и система Земельного права

Земля как объект природы, собственности и хозяйствования (пользования). Влияние данного триединства на правовое регулирование.

Принцип триединства земель закреплен в пп.1 п.1 ст.1 ЗК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории.

Правовой режим земель определяется особенностями земли как объекта природы. Земля это важнейшая часть природной среды характеризующаяся пространством, рельефно-почвенным покровом, растительностью, недрами и водами. Земля выступает основным компонентом природной среды иные природные объекты выступают лишь принадлежностью земли и имею с ней тесную экологическую взаимосвязь.

Земля выступает в качестве средства производства в с/х лесном хозяйстве а также пространственным базисом для размещения населенных пунктов и объектов производственных инфраструктур. (дороги, ЛЭП).

Земля является юридической категорией и выступает в качестве объекта пользования, собственности и владения.

В соответствии в гражданским законодательством земля является объектом имущественных отношений и относится к группе недвижимого имущества. Для того, чтобы зем. участок признали недвижимостью он должен быть индивидуализирован, должны быть определены его размер, границы, местоположение. В соответствии со ст.11.1 ЗК РФ зем. участок – это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Указанные обстоятельства позволяют выделить следующие функции земли.

1. Экономическая

Земля обеспечивает нас всем необходимым, является средством производства и пространственным базисом. Плодородие земли.

2. Социально-политическая (оздоровительная)

На различных этапах развития общества земля была и остается предметом политической борьбы.

3. Экологическая

Земля это основной элемент природного комплекса. Все другие объекты являются его принадлежностью (лес, вода, недра, жив.мир). Говоря о земле как об экологической категории отдельно выделяют почву (почвенный слой

Правовой режим земель должен учитывать все вышеперечисленные функции земли. Земли в пределах границ РФ составляют земельный фонд.

Понятие земля необходимо отграничивать от понятия территория.

Территория – это исключительно государственно-правовое понятие это атрибут государственного суверенитета пространственный предел гос.власти того или иного государства.

Предмет и метод земельного права.

Предмет – это общественные отношения, которые подвергаются изучению или регулируются какой-либо отраслью права, в данном случае земельным правом.

Предметом земельного права являются:

- отношения собственности, вещные и иные права на землю

- экономические земельные общественные отношения (зем.налог, кадастровая стоимость, арендная плата)

- отношения, связанные с управлением земельными ресурсами (структура органов власти и их компетенция)

- договорные земельные отношения, предметом которые выступают земельные участки (сделки)

- отношения в сфере использования земель (принципы землепользования)

- отношения по защите законных прав и интересов землепользователей

- отношения в сфере охраны земель (мероприятия по восстановлению нарушенных земель)

- охранительные земельные отношения (имеют комплексный характер, т.к. связаны с юридической ответственность)

Принципы земельного права.

Содержатся в ст.1 ЗК РФ.

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, природном ресурсе и недвижимом имуществе.

В данном принципе закреплено триединство земель, что влияет на их правовое регулирование.

Так, не все нормы гражданского права о недвижимом имуществе могут применяться в регулированию земельных отношений, а только те, которые не противоречат нормам ЗК РФ. Например, лица обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с ГК РФ могут сдавать земельные участки на праве аренды или в срочное пользование. Новый ЗК РФ в ст.20 ч.4 говорит о том, что граждане и юр.л. не вправе распоряжаться земельными участками.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в с/х и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками зем. участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Выражается в необходимом ограничении хозяйственной свободы пользователей земли в целях охраны окружающей среды, т.е. собственник или землепользователь должен проводить необходимые мероприятия направленные на охрану земель.

3. приоритет охраны жизни и здоровья человека при использовании и охране земель даже если это потребует больших затрат.

Согласно данному принципу все землепользователи обязаны нести необходимые затраты.

4. участие граждан и общест. объединений в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане РФ, обществен. объединения имеют право принимать участие в подготовке решений по охране и использованию земель, а органы гос. власти и м/с обязаны обеспечить возможность такого участия.

5. единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.

Однако ст.35 ч.1 ЗК РФ устанавливает, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части зем.участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимыми для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

6. приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель с/х назначения, лесного фонда, занятых лесами защитного назначения, земель особо охраняемых природных территорий, земель занятых объектами культурного наследия и использование для иных целей ограничивается или запрещается.

Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.

7. платность использования земель, согласно которому любое использование земель осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством.

Виды платы за землю зем.налог и арендная плата.

Так, постоянное (бессрочное) пользование; пожизненное наследуемое владение и безвозмездное срочное пользование земельным участком осуществляется бесплатно.

8. принцип строго целевого использования земельных участков.

Целевое назначение определяется исходя из отнесения земель к той или иной категории. (Ст. 7 ЗК РФ)

   Нецелевое использование зем.участка влечет его изъятие.

9. принцип рационального использования означает извлечение максимальной прибыли при нанесении минимального ущерба земле.

10. разграничение госуд. собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и собственность муниц. образований.

11. сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

12. принцип разграничения действия норм гражданского и земельного законодательства.

    При противоречии ГК И ЗК приоритет отдается нормам земельного права.

13. иные принципы. Перечень не исчерпывающий ФЗ могут быть установлены и иные принципы земельного законодательства.

Понятие земельного права.

Земельное право понимается в трех значениях:

1. как отрасль права

2. как наука

3. как учебная дисциплина

1. Земельное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, предметом правового регулирования которых являются земельные правоотношения, т.е. общественные отношения по использованию и охране земли как природного ресурса. Земельно-правовые нормы установлены государством для обеспечения интересов граждан, юр.л. и государства в земле, ее рациональном использовании, а также охране их прав на землю.

Земельное право – это самостоятельная и комплексная отрасль права. В качестве самострельной отрасли права земельное право возникло после Октябрьской революции с первым Декретом ВЦИК «О земле» от 26 октября 1917 г.

Комплексный характер данной отрасли права заключается в том, что в регулировании земельных правоотношений применяются не только нормы земельного права, но и нормы административного и гражданского права.

2. Земельное право как наука представляет собой систему научных взглядов, мнений, доктрин, выражающих представление об отрасли земельного права, в том числе от истории возникновения, становления, развития данной отрасли, а также взаимодействии норм земельного права с нормами иных отраслей права.

Данная наука изучает проблемы в правовом регулировании современного земельного законодательства через издание юридических справочников, энциклопедий, написания диссертаций и монографий.

3. Земельное право как учебная дисциплина – это система и научных положений об основных правовых понятиях, принципах отрасли земельного права.

 

Система земельного права.

Это совокупность взаимосвязанных земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности, устанавливаемой в зависимости от их правового значения при регулировании земельно-правовых отношений.

Система ЗП состоит из двух частей: Общей и Особенной.

В общей части относятся следующие институты: институт права собственности на землю, институт гос. управления земельным фондом РФ, институт права пользования землей и охрана прав на землю, институт земельного кадастра, землеустройства, институт предоставления и изъятия земель и иные.

Особенная часть складывается из правовых институтов, определяющих правовой режим земель отдельных категорий: институт земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов и других категорий.

 

 

Основания возникновения

- договор покупки земельного участка, договор аренды

- приватизация

- решение органа власти о предоставление земельного участка для строительства

- решение суда

- юридические факты: события и действия (раздел земельного участка, наследство)

Основания прекращения.

Прекращение земельных правоотношений происходит одновременно с прекращением пользования конкретным земельным участком.

1. договор о продаже земельного участка

2. решение государственного органа об изъятии земельного участка для гос. и муниц. нужд

3. решение суда

4. юридические факты: события и действия (смерть граждан, ликвидация юр.лица, истечение срока аренды, нецелевое использование зем.участка).

 

Земельная реформа в РФ.

Земельная реформа - это комплекс экономических, организационных и социально-политических мер, которые были направлены на преобразование земельно-правового строя на основе создания многообразия форм собственности и использования земли, включение ее в систему рыночных отношений.

В земельной реформе РФ выделяют два периода:

1. поэтапное изменение действующие земельного законодательства с 90 –х годов 20 века

2. принятие ЗК РФ и введение в действие главы 17 ГК РФ

Начало земельной реформе было заложено в 90 – годах 20 века принятием «Закона о собственности в СССР» и «Основ законодательства СССР и союзных республик о земле». Этими актами была ликвидирована исключительная государственная собственность на землю союзного государства. Законодательство признало субъектами права собственности на землю союзные и автономные республики, автономные области и округа, допустило аренду земельных участков, ввело плату за землю.

Правовой основой для проведения земельной реформы явились: закон РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 года и ЗК РСФСР 1991 г., которые закрепили право частной собственности на землю.

Статья 1 Закон РСФСР «О земельной реформе» закрепил цели проведения земельной реформы:

- разгосударствление земель

- перераспределение земель

- приватизация земли

- рациональное использование земель и их охрана

 Статья 16 данного Закона определила этапы: первый этап – формирование земельного фонда и последующее распределение земель; второй этап – передача и закрепление земли в собственность, пользование, аренду граждан, юр.лиц.

27 декабря 1991 г. был принят Указ Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», который установил право принимать решения о предоставлении земель органам местной администрации.

22 ноября 1990 г. принимается Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» данные хозяйства представляли собой форму свободного предпринимательства.

С принятием Указа Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. открылся новый этап в земельном законодательстве РФ. Гражданам и      юр.лицам было предоставлено право совершать гражданско-правовые сделки с землей.

25 октября 2001 года принимается ЗК РФ закрепляющий право частной собственности на землю для иностранных физ. и юр. лиц и лиц без гражданства, реформирующий титулы владения и пользования землей (пожизненное наследуемое владение, постоянно бессрочное пользование), закрепивший принцип платности.

 

Источники земельного права

Под источниками земельного права понимаются нормативно- правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере охраны и использования земель.

Классификация источников:

По юридической силе: источники можно подразделить на законы: принимаемые представительными органами гос.власти и подзаконные нормативные акты: указы Президента Постановления Правительства, акты субъектов Федерации, министерств и ведомств, органов местного самоуправления.

По предмету регулирования: на общие (предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения, например, Конституция РФ) и специальные (целиком посвящены земле, например, ЗК РФ.

Система источников

1. Конституция РФ – нормы непосредственно регулирующие зем. правоотношения (ст.9. 36. 72)

Ст.9 – земля используется и охраняется в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории;

Ст.36 – ч.1 устанавливает право частной собственности на землю

        Ч.2 владение, пользование и распоряжение землей осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц;

Ст.72 – земельное, водное, лесное, законодательства о недрах, относятся в совместному ведению РФ и ее субъектов.

Нормы опосредованно регулирующие зем. правоотношения (ст.42,58,2,17,18,45)

2. Международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права.

3. Федеральные законы

4. Нормативные указы и распоряжения Президента РФ.

5. Нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ

6. Нормативно-правовые акты субъектов РФ

7. Нормативно-правовые акты министерств и ведомств

8. Нормативно-правовые акты органов м/с

9. Локальные нормативные правовые акты

10. Судебные решения (судебный прецедент)

11. Обычай? Если существует пробел в законодательстве и обычай при этом не должен противоречить законодательству РФ.

 

Аренда земельных участков.

Аренда зем. участков осуществляется только на основе договора.

Согласно ст.606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное владение. В отношении земли пользоваться ею без владения неосуществимо, поэтому арендатор владеет и пользуется арендованным зем.участком.

Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования зем.участка являются его собственностью.(выращенная с\х продукция, доходы от автостоянки)

Арендатор имеет право по распоряжению земельным участком: вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды третьему лицу, передача в субаренду (в пределах срока договора аренды), без согласия собственника, при условии его уведомления, в том числе и отдавать арендные права в залог или вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ, товариществ или паевого взноса в производственный кооператив.

Согласно ст.618 ГК РФ если иное не предусмотрено договором аренды, досрочное прекращение договора аренды влечет прекращение заключенного в соответствии с ним договора субаренды.

ГК РФ не устанавливают требования к арендаторам: им может быть любое физическое и юридическое лицо, ин. Физ. и юрид. лица, и лица без гражданства – с ограничениями, установленными ГК РФ.

Арендодателем может быть только собственник зем. участка. Ранее землепользователи и землевладельцы могли передавать зем участки в аренду.

Сделки с недвижимым имуществом подлежат обязательной гос. регистрации. Но ЗК РФ устанавливает исключение: договор аренды и субаренды, заключенные на срок до 1 года.

Договор аренды может быть заключен на определенный срок или без указания в договоре конкретного срока. Если договор заключен на неопределенный срок, то каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за три месяца. В законе и договоре может быть установлен и иной срок. (ст.610 ГК РФ).

В соответствии со ст.65 ЗК за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата, которая является существенным условием договора.

Арендная плата может устанавливаться в разных формах. Твердая денежная сумма, выплата доли прибыли, полученной в результате использования арендованного зем.участка, аренда здания в счет платы на аренду зем. участка, вместо арендной платы могут быть возложены затраты на улучшение зем.участка (расчистка, осушение, мелиоративные работы..)

ГК РФ (ст.615) предоставляет право арендатору передавать имущество в безвозмездное пользование, однако согласно ЗК РФ участки земли предоставляются в пользование только собственниками.

Права и обязанности сторон

Основная обязанность арендодателя – предоставить арендатору зем.участок в состоянии, соответствующем условиям договора и целевому назначению земли в установленный договором срок. Если этого не было сделано то (земли с\х назначения заняты хоз. постройками) – то арендатор вправе потребовать либо передачи участка в надлежащем состоянии и возмещения убытков, причиненных задержкой исполнения, либо расторжения договора и возмещения убытков, причиненных его неисполнением (ст.611 ГК РФ)

Арендодатель обязан также предупредить арендатора о всех правах третьих лиц на сдаваемый им в аренду зем.участок – сервитуте, праве залога и других, т.к. факт передачи имущества в аренду по закону не является основанием для прекращения или изменения таких прав (ст.613 ГК РФ)

Неисполнение арендодателем этой обязанности дает арендатору право требовать либо уменьшения арендной платы, либо расторжения договора и возмещения убытков.

Арендатор обязан пользоваться зем.участком в соответствии с его целевым назначением и условиями договора аренды. Он обязан также поддерживать зем.участок в надлежащем состоянии и нести расходы на его содержание (если иное не установлено договором)

Переход права собственности на сданный в аренду зем.участок к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

В случае смерти гражданина, арендующего зем.участок, его права и обязанности по договору переходят к наследнику, если законом или договором не установлено иное.

Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случаев, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора (ст.617 ГК РФ)

При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть зем.участок в том состоянии, в котором он его получил, или в состоянии, обусловленном договором. Если он своевременно не освобождает участок, арендодатель вправе требовать арендной платы за все время просрочки, а если просрочкой причинены убытки – то и их возмещения. Договором аренды может быть предусмотрена неустойка за несвоевременный возврат зем.участка

 

 

Плата за землю

ЗК РФ закрепляет две формы платы за землю: зем. налог и арендная плата.

Земельный налог регулируется главой 31 НК РФ

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физ.лица, обладающие зем. участками на праве собственности, праве постоянного бессрочного пользования и праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физ.лица в отношении зем. участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования и аренды.

В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются зем. участки, расположенные в пределах муниц. образования (городов федерального значения Москва и С-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1. Зем.участки, изъятые из оборота

2. Зем. участки, ограниченные в обороте, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

3. Зем. участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

4. Зем. участки, ограниченные в обороте, в пределах лесного фонда

5. Зем. участки, ограниченные в обороте, занятые, находящимися в госуд. собственности водными объектами в составе водного фонда РФ.

Налоговая база определяется в отношении каждого зем. участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Ст. 391 НК РФ устанавливает необлагаемую налогом сумму 10 000 рублей для следующих налогоплательщиков: - прочитать

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает  размер налоговой базы, то налоговая база принимается равной нулю – т.е. данные лица не платят зем. налог.

Ст. 394 НК РФ устанавливает налоговые ставки

Ст. 395 НК РФ определяет налоговые льготы

Мониторинг земель

Мониторинг земель – это одна из мер охраны земель, функция государственного управления и правовой институт.

Мониторинг земель - это система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния земель и их изменений.

Объектом гос. мониторинга являются все земли в РФ (ч1 ст.67 ЗК РФ).

С целью повышения эффективности работ по сохранению и улучшению состояния окружающей среды Правительство РФ приняло постановление «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга», в котором участвуют:

Осуществляются органами специальной компетенции.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ – осуществляет общее руководство и координацию деятельности министерств и ведомств. (Минприроды), а также мониторинг за состоянием недр и мониторинг водных объектов.

Министерство здравоохранения – мониторинг воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения.

Мониторинг осуществляется разными методами и способами. (при помощи съемок, наблюдений с космических аппаратов, взятие проб почвы, воды….)

Виды мониторинга:

Базовый мониторинг – начальные, исходные данные о природных объектах.

Периодический мониторинг - проводится в установленные в нормативно-правовых актах сроки.

Оперативный мониторинг - фиксирует текущие изменения.

Ч.3 чт.67 ЗК устанавливает федеральный, региональный и локальный мониторинг.

Задачи мониторинга – ч.2 ст.67 ЗК РФ.

Принципы мониторинга:

-   достоверность и точность данных

- единство методов и технологий

- наглядность и доступность сведений, за исключением информации, составляющей госудр. или коммерческую тайну

 

Землеустройство.

Землеустройство – необходимое условие обеспечения рационального использования и охраны земель.

В соответствии с ч.1 ст.68 ЗК РФ включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны……

ФЗ РФ от 18 июля 2001 г. «О землеустройстве» - повторяет понятие ЗК РФ.

Задачи землеустройства (ст.3 З-на о землеустройстве):

- изменение границ объектов землеустройства;

- предоставление и изъятие зем.участков

- перераспределение участков с\х назначения

- выявление нарушенных земель

- проведение мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель

Землеустройство может проводиться по инициативе уполномоченных исполнительных органов, органов м\с, собственников зем. участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих гос.тайну и собственников, относящихся к личности собственников зем.участков, землепользователей или арендаторов.

При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустройства надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать это в суд.

Порядок землеустройства:

Местная администрация принимает решение о начале проведения землеустроительных работ или отказе в ходатайстве.

- проведение подготовительных работ

- разработка прогнозов, схем, проектов землеустройства

- рассмотрение и утверждение проектной документации

- перенесение проектов в натуру (на местность)

- выдача землеустроительных материалов и документов всем заинтересованным лицам

 

Реквизиция

 Реквизиция – временное, не безвозмездное изъятие зем.участка в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.

Реквизиция предусматривается в ГК РФ и в ЗК РФ.

Зем.участок может быть изъят уполномоченными исполнительными органами гос.власти у собственника временно в целях защиты жизненно важных интересов граждан общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз.

Реквизиция в ЗК – это временно изъятие, то собственнику возмещается не его стоимость (как в ГК РФ), а убытки и выдается документ о реквизиции.

Предполагается, что зем.участок будет возвращен после прекращения оснований реквизиции.

Если зем.участок невозможно вернуть то только в этом случае собственнику возмещается рыночная стоимость этого зем.участка, устанавливаемая в соответствии со ст.66 ЗК РФ или по его желанию предоставляется равноценный зем.участок.

Если собственник не согласен с проведенной оценкой то он имеет право оспорить ее в судебном порядке.

У собственника реквизируемого зем.участка остается право при прекращении действия обстоятельство в связи с которыми была осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного зем.участка в судебном порядке.

Если ГК РФ предусматривает реквизицию только у собственников, то ЗК предусматривает изъятие зем.участков не только у собственников, но и у пользователей, арендаторов и у лиц, обладающих зем.участками на праве пожизненного наследуемого владения.

Ч.2 ст.51 ЗК

 

Примерный перечень тем курсовых работ

 Дисциплина Земельное право

1. Право собственности на землю в Российской Федерации.

2. Приватизация земельных участков по законодательству Российской Федерации.

3. Оборотоспособность земельных участков и ее ограничение по земельному и гражданскому законодательству Российской Федерации.

4. Правовое регулирование сделок с землей в Российской Федерации.

5. Порядок заключения сделок с земельными участками в Российской Федерации.

6. Особенности совершения сделок с землей в Российской Федерации.

7. Государственная регистрация сделок с землей в Российской Федерации.

8. Купля-продажа земельных участков в Российской Федерации.

9. Правовое регулирование аренды земельных участков по законодательству Российской Федерации.

10. Коллизии норм гражданского и земельного законодательства в регулировании земельных отношений на территории Российской Федерации.

11. Залог земельных участков в Российской Федерации.

12. Вещных и обязательственные права на землю в Российской Федерации.

13. Гарантии защиты земельных прав граждан и юридических лиц в Российской Федерации.

14. Основания возникновения и прекращения прав на землю в Российской Федерации.

15. Правовые титулы владения и пользования землей по законодательству Российской Федерации.

16. Государственный надзор в области использования и охраны земель в Российской Федерации.

17. Государственное управление земельным фондом в Российской Федерации.

18. Функции государственного управления земельным фондом Российской Федерации.

19. Государственный кадастровый учет земельных участков: правовые основы.

20. Мониторинг земель в Российской Федерации.

21. Плата за землю по законодательству Российской Федерации.

22. Экономический механизм правовой охраны и использования земель.

23. Правовая охрана земель в Российской Федерации.

24. Юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства.

25. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в Российской Федерации.

26. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации.

27. Правовой режим земель населенных пунктов в Российской Федерации.

28. Правовой режим земель городов в Российской Федерации.

29. Правовой режим земель транспорта в Российской Федерации.

30. Правовой режим земель промышленности в Российской Федерации.

31. Правовой режим земель лесного фонд в Российской Федерации.

32. Правовой режим земель водного фонда в Российской Федерации.

33. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации.

 

ЗЕМЕЛЬНОЕ

ПРАВО

Контрольные работы

для студентов заочного факультета

Составитель

Кандидат юридических наук,

Доцент Е.Ю. Гаевская

 

Екатеринбург

2010

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Вариант работы, состоящей из теоретического вопроса и задачи по различным темам, студентом выбирается по начальной букве своей фамилии. Приступая к решению задач, ознакомьтесь с учебной программой, изучите рекомендуемые нормативно-правовые акты, проанализируете конкретные нормы права, с учетом последних изменений экологического и иного законодательства.

Контрольная работа выполняется на компьютере 14 шрифтом с 1,5 интервалом на основании нормативно-правовых актов, с конкретными ссылками на нормы права. В списке использованной литературы обязательно указывается полное название источника, место и год издания; в нормативно-правовых актах – дата их принятия, изменения и официальный источник опубликования данного нормативно-правового акта.

Приложение к контрольной работе не требуется.

При выполнении контрольной работы необходимо указывать условие задачи и ее решение на основании конкретных статей нормативно-правовых актов.

Решение задачи должно оканчиваться грамотным и аргументированным выводом.

Теоретический вопрос должен сопровождаться ссылками на нормативно-правовые акты, мнения ученых, а также статистикой и практическими примерами.

                                    Вариант 1                      А-И

Задача №1

На значительной части посевных площадей сельхозкооператива распространились сорные растения с полосы отвода проходящей рядом железной дороги. Для борьбы с сорняками средств у кооператива не было. Председатель кооператива обратился в управление железной дороги с требованием о выполнении железной дорогой обязанностей по охране земель, в частности по борьбе с сорняками. Управление отказалось выполнить требование.

Решите дело.

 

 

Задача №2

Глава администрации Белоярского района принял решение об изменении целевого назначения земель сельскохозяйственного КСП «Храмцово», занятых пастбищами, для расширения границ населенного пункта и предоставления их гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.

Вправе ли глава администрации изменять целевое назначение земель данной территории.

                              Вариант 2                  

                                                                       К-Р

Задача №1

Гражданин Китая для целей сельскохозяйственного производства приобрел в собственность объекты недвижимости на территории одного из субъектов РФ, заключив договор аренды земельного участка под ними. По истечении срока аренды земли он обратился в соответствующий исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, обладающий правом предоставления земельных участков, с просьбой о приобретении указанного земельного участка в частную собственность.

Решите дело.

 

 

 Задача №2

Иванов, работая егерем, получил служебный надел для выращивания овощей, а также для сенокошения. Весной после посадки картофеля он был уволен в работы.

Кто имеет право на служебный надел? Как необходимо поступить в данной ситуации?

 

                     

 Вариант 3                         С-Я

 

 

Задача №1

Русаков, имевший на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, предоставленный ему для дачного хозяйства, обратился в местную администрацию с заявлением о перерегистрации указанного права на земельный участок на право собственности. Местная администрация ему отказала и предложила заключить договор долгосрочной аренды этого земельного участка. Русаков обжаловал данное решение в суд.

Подлежит ли удовлетворению жалоба Русакова? Решите дело.

Задача №2

Семья Малышевых, проживавшая в городе, решила купить дом в деревне и заняться ведением личного подсобного хозяйства. Администрация села отказала в выделении земельного участка, поскольку Малышевы не зарегистрированы по постоянному месту жительства в селе.

Правомерны ли действия администрации села?

 

 

Земельное право. Лекции.

Тема 1. Предмет и система Земельного права



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.004 с.)