Диалог сенсуаллизма и рационализма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалог сенсуаллизма и рационализма



В европейской философии 17 века развернулась дисскуссия относительно того, с помощью каких средств человек приобретает знания. Основателем рационализма является Парменид тем самым утверждением, что бытие мы можем понять, зафиксировать лишь с помощью разума, ума, а чувства дают нам мнимые знания. Рационализм-течение философской мысли, философы которого утверждают что основным средством познания является разум.

Апории Зинона, апоря-»Летящая стрела» Полет стрелы-ум от точек покоя. Парменид-чувства дают мнимые знания, глазами видим что движется. Но это не полная форма бытия. В 17 в Рене Декарт-мыслю-стало быть существую. Каждый человек рождается с некоторыми врождёнными идеями, не всякое знание врожденное, а только аксиматическое знание. Истинное положение-всегда очевидно истинно. 2 параллельные прямые никогда не пересекутся. Всякое знание является выводным, мы пользуемся дедуктивным методом. Вещи важно располагать в порядке.Декарт возражал Френсису Бэкону(англичанин, премьер-министр). Бэкон выступал против средневековой схоластики, а она признавала Аристотеля. Бэкон-знания следует получать опытным путем. Обычное знание несовершенно, истинное знание мешают получать идолы познания, идолы рода, которые искажают вещи,идолы площади- через слова, существуют наборы слов-клише, слова паразиты.Коммунизм по Марксу-общество свободных-индивидуальное, а в СССР-коллективизм.

Сознание человека-чистая доска, с помощью органов чувств человек пишет на этой доске, получает знания. Сенсуализм -течение философской мысли, сторонники которого считают, что решающим средством познания человеком окружающего мира являются его чувства. Кант-предмет философии-познавательная способность человека, а эта способность включает в себя и чувственное и рациональное.Познавательная способность сложная, в ней 3 слоя, 3 уровня. 1 ступень-Рациональное, 2 ступень-рассудок, 3 ступень разум, разумное познание.

 1 ступень-живое созерцание, у каждого человека имеются оприорные формы познания, они двояки, оприорные формы чувственности, к ним относятся представления о времени и о пространстве, о причинности. Оприорные-доопытный. Родившийся ребенок в доопытный период приобретает неизвестно как представления о времени и пространстве. Пространство, время-субъективные формы, на самом деле их нет.

Рассудок также наполнен оприорными категориями, возможность, действиетльность, свойства, необходимость, случайность- всего 12 категории, их мы приобретаем в оприорный отрезок младенческого существования. Рассудок не имеет такого, он наполняется за счет первых двух ступеней.

Кант различает вещи в себе, ноумен, внутреннее содержание вещи, сущность. Ноумен(сущность вещи) существует объективно. Ноумен недоступен, непознаваем. Но ноумен оказывает воздействие на наши органы чувств, возбуждает их и вызывает в коре головного мозга некоторые образы, ощущуния. Продуктивным воображением с помощью оприорных представлений о пространстве, времени, причине мы упорядочиваем эти ощущения, оформляем, в результате мы получаем феномен(внешняя сторона веши, явление вещи. Человек познаёт именно феномен,по Канту человек познает то, что сам же и создал. Феномен-результат активности человека. Кант утверждает что каждая деятельность это активный процесс. Сущность вещи и явление вещи. Информация поступает в рассудок, рассудок оценивает знания с помощью категории и посылает нга 3 стадию- в разум. Разум формирует принципы познавательной деятельности. Связь закольцована-движение вверх и движение вниз. Ступени содействуют выполнению функций в каждой из них. В процессе познания человек сталкивается с такими вопросами, ответ на которые не может дать. Кант- Антинонии - противополжные высказывания. (Апория-противоречивое суждение, одно, а антинонии- высказывания, их 2)

Кант: 1)Мы с равным успехом можем доказать что мир вечен и бесконечен и Мир не вечен и не бесконечен.

2) Мы можем доказать что мир состоит из сложных вещей, в нём все сложно, нет ничего простого, но мы можем доказать, что мир состоит из простых вещей, внем нет ничего сложного.

3) В мире все обусловлено, места причине нет. Но человеку присуща свобода

4) Бог имеется, противоположное- Бога нет

Интрига по Канту в том, что наш разум не в состоянии принять за истинное какое-то 1 из 2 суждений, с этим ничего поделать нельзя.

На самом деле Кант обращает внимание на проблемы противоречия мира, которые были решщены последующими философами.

1 антиномия была решена тем, что Бесконечный мир во времени и пространстве состоит из конечных величин,

2 антиномия- системность мира, диалектика части и тела. Нет совершенно сложных и простых тел, процессов. Каждая вещь-единство простого и сложного.

3 антиномия - все необходимо, свободы нет, свобода есть. Свобода-осознанная необходимость. Быть свободным значит поступать со знанием дела.

4 антиномия -не решена.

В философии диалектического метериализма была принята идея,что познание человека двухступенчато-чувственноеи рациональное познание.

Проблема-о соотношении оббраза предмета в голове с реальным предметом. Образ предмета соответствует, он адекватен или нет. Философы по-разному отвечают. Образ предмета в головеч человека не соответствует реальному предмету, реальный предмет воздействует на органы чувств и тем самым высвобождает энергию этого органа и в голове появляется образ, который может дать этот образ.

Плеханов- Образ предмета в голове только знак этого предмета.

Образ предмета объективен по содержанию, но субъективен по форме. Каждый видит по своему, но если видим предмет, то содержание объективно, но в разных головах отражается по-разному.

На содержание образа влиют:

1)Знания, которыми человек располагает

2)Жизненный опыт

3)Особенности жизненного пути

4)Теория сознания

Субъект познания-индивид, группа людей, общество, как социально-исторические существа. Антропологическая точка зрения-субъект познания-индивид, как живое существо. Материалисты- мы познаём внешний мир, вещи,находящиеся вне нас. Объект познания-предметы внешнего мира, с которыми человек взаимодействует, мир бесконечен и объектом познания мир не является и никогда не будет, только та чать, с которой мы взаимодействуем.

 

НАУКА. Научное познание.

Наука сегодня переживает кризис. Наука -это система деятельности специально подготовленных людей, использующих специальные методы для получения нового знания. Принципы:

1)Деятельность специально подготовленных людей

2)Специальные методы

3)Результат этой деятельности-новое знание.

 В отечественной литературе длительное время науку трактовали как систему объективно-истинного знания. И только в 80 годы было показано, что наука сложное образование. Наука- социальный институт, система деятельности, система объективно-истинного знания, феномен культур ы.

Впервые исследования науки как соц явления занялся французский математик, философ- Агюст Конт. Он выдвинул тезис: предметом философии является наука. Философия, сложившаяся в античности исчерпала себя, она сыграла свою историческую роль, ее надо бросить. Надежда человечества-наука, именно с помощью науки люди смогут обустроить свою жизнь на строгих началах. Конт-каждая наука сама себе философия, т. е каждая наука сама формулирует подходящие для себя формулы.

Начал печатать позитивную философию, в 6 томах. Вывод-слово философия и знание, которое обозначается как философия необходимо, но знание это наука.

История философии распадается на 3 Этапа: Теологический этап, Метафизический этап(период, когда сознание доминировало философией, с ее абстрактыми построениями), Позитивное.

Классификация наук, критерии- от всеобхватывающей к самой сложной, но узкой.

 Самая простая наука-математика, астрономия(чуть сложнее, но уже), физика, химия, биология, социология. Все науки можно разделить по предмету на естественные и гуманитарные. Есть понятие социально-экономические дисциплины, гуманитарные науки. В советский период деление проще- естественные и общественные науки. Гуманитарные науки человека изучают непосредственно. Юридические науки-гуманитарные. Термин общественные науки не пропал. Поэтому Юридические науки относят и к общественным.

Научные исследования до 17 века характеризуют как преднаука. Наука сложилась только в 17 веке.

1 7-конец 19 век-период классической науки. Конец 19-начало 20-неклассический. 60 годов 20 в-до наших дней-постнеклассический.

Для классического периода характерно понятие о жёстком разграничении понятия и субъекта. Субъект вне объекта, получаем объективно истинное знание. Неклассическая наука понимает, что конечный результат зависит от методов, среждств познания, олт применяемых приборов.

Для постнеклассического периода конечный результат качества знания зависит от всей цепочки- состояние объекта, средства и методжы, качество самого объекта, исследователь не является механическим существом, у него свои интресы, они где-то ошибается, где-то подтасовывает, а в классической науке-бесстрастен.

Уровни научного познания(не путать со ступенями!!!):

1)Эмпирический-опытное познание,опытная наука.Под опытом он понимал то, что задействует наши органы чувств. В марксистской традиции под опытным знанием имеется в виду знание, которое получается с помощью практических действий,трансформаций,экспериментов. Вопрос об эмпирических исследованиях был поставлен Френсисом Бэконом. Для эмпирического исследования характерен 1) непосредственный контакт. 2)используемые методы 3)описание внешних свойств объекта познания.

2)Теоретический

Методы-абстрагирование, идеализация, исторически-логические методы, восхождение от абстрактного к конкретному. Теоретическое познание позволяет открыть сущность предмета. Знание сущности проходит без органов чувств. Науки раздедляются на эмпирические и теоретические. В каждой науки есть своё эмпирическое и теоретическое. Есть понятие-фундаментальные науки-математика,теоретическая физика,теоретическая химия. На этом уровне в их составе нет эмпирических явлений.

 Методы эмпирического познания:

1) наблюдение -это планомерное воспроизведение изучаемого объекта с фиксацией его «поедения».

Научное наблюдение характеризуется рядом признаков-определен объект, составлен план наблюдения, отобраны средства фиксации «поведения» объекта, наличие гиотезы, общий вывод, объект воспринимается в естественных условиях

2) Эксперимент -планомерное изучение свойств объекта в искуственных условиях, изучаемый объект изолируется от внешних воздействий, он исследуется сам по себе. Эксперимент так же д.б теоретически подготовлен, продуман, осмыслена методика эксперимента и возможные результаты. Некоторые считают, что наука там-где возможно знания проверить экспериментом.

Имеющееся знание переводится в знаковую систему (формулы, диаграммы, таблицы,происходят операции с ними и получается новое знание в форме условных знаков, которое затем переводится на естественный язык.

Аксиомализация - исследователь ряд положений принимает в качестве истинных и из этих положений путём дедукции выводит новое знание.

Метод абстрагирования - отвлечение(каждый предмет связан с десятками других).

Особенности социально-гуманитарного познания:

Обусловлены объектом познания, субъектом, методами познания. Объект познания-общество как система жизнедеятельности разумных существ. Общество крайне динамично. По субъекту....

По методу-ограниченные возможности применения

 

Вненаучное познание.

Вненаучное познание-процесс получения нового знания за пределами науки. Формы вненаучного познания многообразны, ведущее место принадлежит обыденно-житейскому познанию(сегодня оно насыщено научными сведениями). Особое место-эзетерическое познание. Мистическое познание-наделение природных сил как существующих, так и объявление о несуществующих силах, наделение таких сил способностью воздействовать на судьбу человека. Эзетерическое сознание при всей его странности оправдано тем, что оно ищет новое, необычное и нельзя сказать, что на этом пути не м.б положительные приобретиения. 1 философ сказал, что наука нередко ошибается, а в эзетерическом сознании случайно м.б найдена истина.

 

 

Общество -система взаимосвязей, зависимостей людей. Общество составляют люди и материальные ценности, созданные этимми людьми. Но это не простая совокупность, а именно система отношений-экономических, политических, правовых, моральных,эстетических, религиозных и т. д. Общество структурировано, общество-пирамида, т.е некая фигура, сужающаяся к верху.Общество структурировано. Конкретные элементы этой структуры определяются критериями:

*половой-мужчины и женщины,

*возрастной-дети,молодежь,средний возраст и старший,

Расчленение общества на 2 части: общественное бытие и общественное сознание.- ввёл Маркс.

Общественное бытие-материальная деятельность,отношения людей. Все отношения,связанные с производством жизненных средств, Исходные отношения-собственности, распределение материальных благ.

Общественное сознание-совокупность идей, теорий,концепций и настроений, чувств, переживаний, мода, т.е понятие общественного сознания даётся через перечисление составных частей.

Люди думают так, как они живут. Общественное сознание отражает общественное бытие. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью. Общественное сознание может опережать общественное бытие.

Криптационная реальность-потаённые мысли, тайные союзы,сговоры.

 

Общественное производство человеческой деятельности.
Общественное производство-способ существования социума. Производство-изготовление,выпуск продукции и имеет в своём содержании 2 элемента-Жизненные средства и сам человек. Реестр жизненных средств многообразен. Общественное производство осуществляется по 3 направлениям(3 вида):

1)Материальное производство

2)Социальное

3)Духовное

Целью материального произодства является производство жизненных средств, а целью духовного производства является выдвижение идей, теорий. Целью общественного производства является производство индивидуальной общественной жизни. Материальное произвводство обеспечивает людей жизненными средствами. Духовное производство не ради сочинения нормы, а для воспроизводства индивидуально-общественной жизни. Общество не совокупность индивидов, а совокупность связей этих индивидов.

Характер общественного производства определяется способом производства. Материальное производство индивидуальной человеческой жизни-складывается в рождении детей, их содержания. Имеет место 2 процесса- явление опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание-процесс перевода жизненных сил, знаний, умений индивида в предмет труда, в сырьё или перевод, вложение. Распредмечивание-обратный процесс, использование социокультурной вещи, ее потребление, знания, умения вложенные в эту вещь я делаю своими.

Социальное производство -воспитание, формирование индивидов в качестве субъектов исторических процессов.

В обществе существует специальный механизм, который распределяет поколение родившихся индивидов по ячейкам социальныхт статусов. В обществе действует официальный и неофициальный механизм производства. Что это? Институт наследования. 2 механизм-система образования.

Духовное производство- мораль существует не ради морали, а ради человека. Духовное производство вкл.Мораль, искусство,науку, философию. Главная задача-воспроизводство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.04 с.)