Структура философского знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура философского знания



Каждая философия имеет сложную структуру:

1)Онтология- учение о бытии, о сущем.

2)Гносеология (эпистемология)- учение о познании, методах,формах познавательной деятельности и о знании.

3)Социальная философия- учение о структуре общества, его движущих силах.

4)Этика-философское учение о морали(Мораль-система гнорм,правил, идеалов,регулирующих поведение людей, а нравственность-реальное применение(следование) моральных норм

5)Эстетика — наука о прекрасном в природе,обществе и человеке.

 Есть специальные философские дисциплины, по самым разным предметам- философия права, философия государства, философия науки, истории, биологии, философия логики.

 Основной вопрос философии - такой вопрос, решение которого определяют ответы на все другие вопросы философии. Вопрос о том, как сознание относиться к материи, мышление к природе, дух к бытию. Сознание,мышление, дух-синонимы; материя, природа,бытие-тоже синонимы. В современном мире основной вопрос философии- отношение человека к миру.

Один учёный считает, что основной вопрос философии- самоубийство, стоит ли жизнь того,чтобы быть прожитой? Губин- что такое любовь?-основной вопрос философии.

Как сознание относится к материи?  Имеет 2 стороны, 1- что является первичным-материя или сознание? Отвечая на этот вопрос философы разделились на 2 группы- материалисты и идеалисты.

Материализм - философское учение о том, что первичным, порождающим начало является материя, материалисты -философы, которые утверждают что первичным является материя.

Материалисты делятся на метафизиков и диалектиков.

Идеализм - течение философской мысли, в котором утверждается,что первичным, порождающим начало является сознание. Философы идеалисты разделились на 2 группы:

1) объективый идеализм -философское учение,утверждающее первичность духовного начала,существующего само по себе и порождающего материю(материальный мир,общество и человека). Платон-эйдосы-идеи,понятия,вид.

2)С убъективный идеализм - философское учение о первичности сознания субъекта, это утверждение, что сознание-источник внещних вещей

Познаваем ли мир, познавательны ли предметы мира? Способны ли люди познать мир?

1) Да,мир познаваем,люди могут познать мир- Гностики - и материалисты, и идеалисты.

2) Агностики -и материалисты, и идеалисты. Мир непознаваем, люди не могут познать мир.

3) Скептики- сомневаются, что люди способны познать вещи.

Типы философствования:

Тип философстворвания -способ объяснения сущего,он определяется центральной идеей, парадигмой. Существует несколько типов философствования:

1) Природоцентризм -тип философствования, в котором признается что заглавной частью мироздания является природа.

2) Натурозентризм (Психоанализ, Фрейдизм)-такой тип философствования,который утверждает, что силой определяющий судьбу каждого индивида является сексуальная потребность.

3) Географический дитерминизм -тип философствования, представители которого утверждают, что экономическии строи общества, политическая организация, духовное состояние- всё в обществе определяется природными условиями(полезные ископаемые, рельеф, климат, природные источники и т.д)

4) Теоцентризм - тип философствования. В котором считается, что причиной мироздания является Бог, определяющий судьбу каждого человека и каждой вещи.

5) Социозентризм - тип философствования, в котором утверждается, что заглавной частью мироздания является общество, которое определяет судьбу каждого человека.

6) Антропоцентризм - тип философствования, в котором говорится, что наивысшей частью мироздания является человек, он и твороит свою судьбу.

  

 

 

лекция 2

1) Понятие и сущность человека

Платон 5-4 в до н.э-человек-двуногое животное без перьев. Человек- синтез материального тела. Тело неразрывно с природой, но человек это и материальное, дух- материальное твзаимодействует с духовным. Действительность отражается чувствами, умом. Чувственное и рациональное соперничает.

Человек- существо, индивид, особь, у него свои мир- планы на будущее, жизненные интересы, но человек включен в общность.

В чем сущность человека?

Религиозная концепция - стать похожим на Бога- сущность человека.-объективный идеализм.

Фейербах (1804-1872)- матафизическии материализм-моё тело-моя сущность.

Маркс (1818-1883)- «Тезисы о Фейербахе»-сущность человека не есть абстракт присущии отдельному индивиду. В своей действительность сущность человека есть совокупность всех общественных отношении. В литературе говорят(Искажая Маркса) -что по Марксу человек-социальное существо(но Маркс говорит не о человеке, а о его сущности-центральном). Жан Поль Сарте(умер в 1964) анализируя тезис Маркса говорит, что по Марксу сущность человека находится вне человека, т.е в обществе, социуме, а это нелепость. По Марксу сущность человека предшествует самому человеку.(работа Сарте- «Экзистенционализм-это гуманизм»

Сущность человека как человечества в общественных отношениях, в их характере, содержании, в этом смысле сущность человечества предшествует сущности индивида. Родовая сущность человека.

Проблема методологического плюрализма-

5 НЕ: Несводимость, непредопределенность, незаменимость (Сталин- у нас незаменимых нет),неповторимость,невыразимость.

Каол Яснес- для человека характерна неудовлетворенность своим положением, стремление к безусловному-либо Бог, либо трансадентная сила (нечто, находящееся вне нас)

Транцедирующее- человек -существо, стоящее на границе. Философская антропология, основатель этой школы- Макс Шеллер и Гельмут Флейснер- пытается познать сущность человека. В Философии экзистенционализма-во главе стоит человек, человеческому существованию прдешествует сущность, родившийся человек-ничто, индивид сам составляет свой проект, сам выбирает себя и в жизни нет ничего абсолютно доброго и злого, имеет значение позиция, которую человек выбирает. Человек обречён быть свободным.

Чаще всего в литературе Тейба- способностью любить человек выходит за рамки животного, человек- чувствующее, переживающее существо, саморефлексия, самопознание. Страх, ответственность- модусы человеческого бытия. Человек изготавлявает орудия труда и с их помощью обеспечивает своё существование, поэтому страх, любовь, вера имеют место в нашей жизни, но это не главное. Субстанциональное качества индивида- набор таких качеств, которые необходимы человеку- тело, потребности,способности, знания, умения, воля и вера. Опредмечивание субстанциональных качеств и порождает право собственности на созданную вещь.

2) Антропосоциогенез- вопрос о происхождении человека. Теологическая концепция происхождения человека, человек создан Богом по образу и подобию.

Метафизическии материализм - появление человек- естественные результат эволюции животного мира, Человек обладает сознанием.

Космологическии - появление человека связанос деятельностью инопланетян, варианты: а) люди-это инопланитяне,одичавшие, потерпевшие кораблекрушение, б) инопланитяне прибыв на хемлю отловили двуногих животных и вложили им под черепную коробку серое вещество, так появились животные, обладающие сознанием, в) инопланетяне внесли изменения в ДНК

Трудовая концепция- животные, с вертикальной походной обречены на вымирание, однако передними конечностями они использовали предметы природы

Философы по-разному оценивают состояние предчеловека. Макс Шеллер- человек-выкидыш природы,недоразвитое существо природы, обречён на вымирание(мускулы слабые, скорось передвижения малая, нет волосяного покрова), но спас сам себя предметной деятельностью, передней конечностью взял палку, зажал камень.

Зверь(питается животным) ---------(прямая связь)----------Животное

Предчеловек------------------(опосредованная связь)______Животное

В коре головного мозга появляются первые связи-голод, палка и зверь- запоминается. У предчеловека имела место предметная деятельность(Энгельс-труд создал человека; но поначалу была предметная деятельность), повторяясь миллионы раз действия закрепислись в голове, появилась память. Предметная деятельность трансформируется в трудовую, а предчеловек в человека. Человек существует не меньше 25, но не больше 40 тыс. лет.

 

Общество и природа

Природа-объективно существуеющии предметный мир вокруг нас(географическая среда). Понятие природа иногда отождествляется с понятием бытие.

1)Географический детерминизм - географические условия, климат, рельеф местности, ландшафт, наличие рек, полезных ископаемых, соотношение холодных и тёплых дней- все это определяет строение общества, устройство государства, образ жизни людей, мораль людей, юридические законы, искусство.(Гиппократ, Страбо,Мечников) Эта концепция-теоретическое обоснование геополитики, т.е такой деятельности государства, которая направлена на захват чужих территорий. Человек рассматривался как пассивно-созерцательное существо, по отношению к природе, человек приспосабливается.

2)Человек зависит от природы, но его призвание-господствовать над природой - Маркс и Энгельс-отношение человека к природе является активно-практическим, активно-творческим

3)взимодействие между обществом и природой -приоритет сторон — человек развивается одновременно с природой. Природа- предпосылка существования человеческого общества.Природа-основа существования общества(территория на которой размещается социальное общество, размещает свои результаты культуры; Сырьё). Природные богатства подразделяют на возобновимые (всё то, что растёт, размножается) и невозобновимы е богатства (нефть, каменный уголь, руда..). Важнейший фактор производства- вода и воздух. Последнее время много внимания уделяют воде, её тайнам. Географическую среду разделяют на дикую природу и природа освоенная (парки,сады,сельскохозяйственно поле, стадо, табун)

Кроме понятия географическая среда сейчас широко используется понятие биосфера, которая обозначает всё живое на планете. А так же ноосфера(Вернадский,Леруан)-тонкая плёнка разума на теле планеты. Речь идёт о людях,городах,которые построены на планете, о машинах- о тех предметах, находящихся на планете, которые созданы умом человека.

В последнее время появились мнения, что ноосфера-область разума на планете, существующая объективно(речь идёт о ином).

Основное отношение между природой и обществом-взаимодействие. Человек использует природный материал и изготавливает из него социальную вещь(любое произведение рук человека-машина,ручка,тетрадка...)

В процессе взаимодействия человека с природными объектами имеет место опредмечивание. Опредмечивание-процесс перевода, фиксирования потребностей человека,его способностей,знаний и умений в природном материале. Социальная вещь-природный материал, которому человек придает новую форму. Социальные вещи изготавливаются для потребления. Процесс потребления вещи есть ее распредмечивание. Социальное содержание вещи(знания.навыки, которые закреплены в процессе производства вещи) усваивается другим человеком,он делает их своими. Социализация через вещи.

Коренная проблема- Соотношение общества и человека -главный фактор, влияющий на продолжительности жизни- социальные условия.

Федоров -идея патрофикации- восстановления, оживления всех умерших. Природа порождает человека для того, чтобы человек,когда понадобится регулировал природные процессы в космических масштабах, для того чтобы решить эту задачу надо материлизовать весь человеческий потенциал. Он говорит-тела умерших рассыпались на атомы, атомы остаются в пределах нашей планеты, значит их нужно собрать. Прделожил создать комитет, который бы занимался собиранием этих атомов. (книга-«Общее дело»)

Большое значение имеют Экологические проблемы, связанные с исчерпанием ресурсов, ухудшением среды обитания, с ухудшением человеческой природы(соотношение здоровых и больных).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.018 с.)