Общее понятие о хозяйственном учете 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие о хозяйственном учете



Общее понятие о хозяйственном учете

Стадии учетного процесса. Измерители, применяемые в учете

ТЕМА 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

Предмет и объект бухгалтерского учета

Классификация средств предприятия по составу и размещению

2.3. Классификация средств предприятия по источникам образования

Метод бухгалтерского учета

 

2.1. Предметом бухгалтерского учета являются имеющие стоимостную оценку средства, совершающие кругооборот в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Отдельные виды средств и их источников, а также процессы снабжения, производства и реализации являются объектами бухгалтерского учета.

Средства предприятия классифицируются по двум признакам:

1) по составу и размещению:

    1.1) внеоборотные активы;

    1.2) оборотные активы;

2) по источникам образования и целевому назначению:

2.1) собственные

    2.2) привлеченные;

Таким образом, объектами бухгалтерского учета являются виды средств предприятия и источников их формирования, а также процессы снабжения, производства и реализации.

 

2.2. 1. 1. Внеоборотные активы включают:

· основные средства – материальные вещественные ценности, которые используются в качестве средств труда в течение периода, превышающего 12 месяцев (здания, сооружения, машины и т.п.);

· нематериальные активы – объекты длительного пользования, имеющие стоимостную оценку, приносящие доходы, но не имеющие материально-вещественной формы (торговые марки, программы и др.);

 

 

· доходные вложения в материальные ценности – это имущество, предоставляемое в лизинг, по договору проката, за плату во временное пользование с целью получения дохода;

· вложения во внеоборотные активы – затраты организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств;

· прочие;

1.2. Оборотные активы включают:

2.1. Запасы и затраты:

· сырье и материалы - предметы труда, которые теряют свою натуральную форму, полностью переносят свою стоимость на продукцию и потребляются в одном производственном цикле;

· незавершенное производство (НЗП) – это стоимость продукции, не прошедшей все стадии процесса производства и не переданной на склад;

· расходы на реализацию

· готовая продукция и товары (хранящиеся на складе);

· товары отгруженные (товары, деньги за которые еще не поступили);

· выполненные этапы по незавершенным работам

· расходы будущих периодов – расходы, понесенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам.

2.2. налоги по приобретенным активам (НДС, указанный в расчетных документах поставщиков);

2.3. дебиторская задолженность – это задолженность юридических и физических лиц за товары, услуги, продукцию по выданным авансам, подотчетным суммам и др.;

2.4. расчеты с учредителями – по вкладам в уставный фонд и прочие;

2.5. денежные средства (касса, расчетные счета, валютные и специальные счета);

2.6. финансовые вложения – вложения организации в ценные бумаги и в уставные фонды других организаций;

2.7. прочие.

  2.1. Собственные источники – средства, принадлежащие предприятию. Это:

· уставный фонд – вклады учредителей в денежном выражении в имущество организации. Размер уставного фонда определяется учредительными документами;

· резервный фонд – используется при выплате заработной платы и доходов учредителям при отсутствии или недостаточности других источников;

· добавочный фонд – прирост стоимости внеоборотных активов, выявленный по результатам переоценки;

· прибыль (убыток) отчетного года – обобщающий показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятия и основной источник формирования средств предприятия;

· нераспределенная прибыль – включает нераспределенную прибыль отчетного года и прошлых лет. Эта прибыль может использоваться на выплату доходов, отчисления в резервный фонд, приобретение оборудования; непокрытый убыток – уменьшает статью “нераспределенная прибыль”;

· целевое финансирование из бюджета на приобретение или строительство каких-либо объектов;

· доходы будущих периодов – доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам;

2.2. Заемные или привлеченные источники – они поступают в распоряжение организации на определенный срок, по истечению которого они должны быть возвращены их собственнику:

· долгосрочные кредиты и займы (более 1 года);

· краткосрочные кредиты и займы (до 1 года);

· кредиторская задолженность – задолженность поставщикам, бюджету, органам социального страхования, персоналу по оплате труда и т.п.

· резервы предстоящих расходов – создаются путем равномерного включения предстоящих расходов в себестоимость продукции отчетного периода;

· прочие виды обязательств

 

2.4. Метод бухгалтерского учета – это система приемов и способов, обеспечивающих получение бухгалтерской информации об операциях, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью предприятий.

В состав таких приемов и способов входят:

Документация – заключается в составлении первичных документов, содержащих описание каждой операции и ее количественное выражение.

 

Инвентаризация – проверка фактического наличия объектов бухгалтерского учета на определенную дату. С помощью инвентаризации данные учета приводятся в соответствие с действительностью.

 

Оценка является способом выражения в денежном измерителе хозяйственных операций, первоначально отраженных в натуральных и трудовых измерителях.

 

Калькуляция – это подсчет всех затрат, относящихся к какому-либо процессу (снабжение, производство, реализация) и на единицу его результата.

 

Бухгалтерские счета – служат для группировки хозяйственных операций по объектам учета и получения обобщающей информации об этих объектах. Для каждого объекта бухгалтерского учета открывается отдельный счет. Записи на счетах производятся на основании первичных документов.

 

Двойная запись – ее суть заключается в том, что каждая хозяйственная операция вызывает изменение не в одном, а в двух объектах учета и соответственно находит отражение на двух счетах, открытых на эти объекты.

 

Баланс и другие формы отчетности – для составления баланса и других форм отчетности используются данные по всем открытым счетам. В балансе отражаются в денежном выражении остатки средств предприятия и их источников на определенную дату. В других формах отчетности отражается наличие и движение различных объектов бухгалтерского учета за отчетный период.

 


Классификация счетов

План счетов бухгалтерского учета

4.1. Бухгалтерские счета – это способ текущего отражения всех изменений, происходящих в составе средств и источников их образования. Они открываются на каждую статью баланса.

Счета открываются:

1. В начале года;

2. При образовании предприятия.

Так как баланс состоит из актива и пассива, то и счета различают активные, пассивные и активно-пассивные.

Для учета каждого вида имущества, обязательств предприятия открывается отдельный счет.

Активные счета используют для учета имущества предприятия. Остаток имущества по активному счету может быть только дебетовый. По дебетовой стороне счета записывают также все хозяйственные операции по поступлению, а по кредиту – все операции по выбытию.

Схема активного счета.

Дебет Кредит
сальдо на начало периода

 

--

+  
оборот дебетовый оборот кредитовый
сальдо на конец периода  

Сальдо на конец периода = сальдо на начало + оборот по дебету – оборот по кредиту

 

Пассивные счета используются для учета обязательств предприятия. Остаток обязательств записывается только по кредитовой стороне счета. По кредиту записываются все операции, приводящие к увеличению суммы обязательств, а по дебету все операции, приводящие к уменьшению суммы обязательств.

Схема пассивного счета

Дебет Кредит

-

сальдо на начало периода
+
оборот дебетовый оборот кредитовый
  сальдо на конец периода

Сальдо на конец периода = сальдо на начало + оборот по кредиту – оборот по дебету

 

Активно-пассивные счета предназначены для отражения расчетов с поставщиками, покупателями, налоговыми органами, подотчетными лицами и так далее.

Ревизия кассы

5.6. Документальное оформление и учет расчетов с подотчетными лицами

5.1. Нац.банк РБ установил единый порядок открытия в банках республики счетов юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Банки не вправе отказать предприятию в расчетно-кассовом обслуживании.

Расчетный (текущий) счет – банковский счет, открываемый субъектам хозяйствования любых форм собственности для хранения поступающих в их адрес денежных средств и осуществления расчетных операций как в наличной, так и в безналичной формах.

 

Для оформления открытия счетов в банк представляются документы:

1. Заявление на открытие счета

2. Копия документа о регистрации (перерегистрации) предприятия, удостоверенная нотариально.

3. Два экземпляра копий учредительных документов. Уполномоченный работник банка делает отметку об открытии текущего счета на обоих экземплярах, после чего один экземпляр, на котором проставлен штамп регистрирующего органа, возвращается владельцу счета, а второй остается в банке.

4. Дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщи ка,

5. Справка органов Фонда социальной защиты населения и Белгосстраха о регистрации в качестве плательщика обязательных страховых взносов.

6. Карточка с образцами подписей должностных лиц и оттиска печати владельца счета,  удостоверен­ная нотариально.

 

Расчеты по расчетному счету производятся в соответствии с "Положением о безналичных расчетах в РБ", 31.01.97 г.

Банк присваивает предприятию 13-значный номер расчетного счета.

С расчетного счета в большинстве случаев производятся платежи предприятия:

- оплата поставщикам за приобретаемые материалы,

- погашение задолженности перед бюджетом, фондом социальной защиты населения,

- получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдачу денег, а также безналичные перечисления с расчетно­го счета банк осуществляет, как правило, на основании приказа предприятия – владельца расчетного либо другого счета или с его согласия (акцепта).

Движение средств на расчетном счете оформляется документами, утвержденными банком:

- безналичные расчеты: платежное поручение, платежное требование, платежное требование-поручение, расчетный чек, аккредитив, инкассовое поручение.

- наличные расчеты: денежные чек, объявление на взнос наличными.

Денежные чеки выписываются бухгалтером предприятия, ведущим учет операций по банковским счетам.

Заполненный чек подписывается гл. бухгалтером три раза и директором предприятия два раза. На лицевой стороне -- гербовая печать предприятия.

В отделении банка кассир передает чек операционисту, предъявив паспорт.

Объявление навзнос наличными. Вноситесь денег, придя в банк, заполняет бланк, вручает его операционисту, получает от него квитанцию о взносе и ордер (талон) в «приходную кассу» банка.

5.2. На предприятии учет наличия и движения денег на расчетном счете ведется на активном синтетическом счете 51 "Расчет­ ный счет". При ведении учета по полной журнально-ордерной форме  кредитовые обороты по этому счету записываются в журнал-ордер № 2, а дебетовые – в ведомость № 2, при упрощенной форме - в ведомости формы № В-4.

Обязательным условием для заполнения регистров является использование одной строки для каждой выписки банка.

Основанием для записей в ж/о и ведомость служат выписки банка, проверенные и обработанные, c приложенными к ним документами.

Записи по дебиту счета 51:

№ п/п

Содержание операции

Корресп.счетов

Дебет Кредит
1 Поступила выручка за реализованную продукцию, работы, услуги 51 90, 62
2 Поступила выручка за реализованные основные средства и прочие активы 51 91
3 Поступили деньги из кассы на расчетный счет  51 50
4 Поступили платежи по претензиям 51 76/3
5 Получен аванс от поставщика под поставку продукции (работ, услуг) 51 62
6 Поступили деньги на расчетный счет от работников предприятия: -возврат займа - возмещение материального ущерба     51 51     73/1 73/2
7 Поступили деньги на расчетный счет от учредителей в счет вклада в УФ 51 75
8 Поступили штрафы, пени, неустойки 51 92
9 Получение кредитов и займов банка 51 66, 67
10 Возврат остатка аккредитива и чековой книжки 51 55
11 Поступление страховых возмещений от органов соцстраха 51 69

 

Записи по кредиту счета 51:

№ п/п

Содержание операции

Корресп.счетов

Дебет Кредит
1 Поступили денежные средства с РС в кассу 50 51
2 Выставлен аккредитив, получена чековая книжка 55/1, 55/2 51
3 Погашен кредит, займ банка 66, 67 51
4 Перечислены платежи в бюджет 68 51
5 Перечислено в фонд социальной защиты 69 51
6 Перечислены платежи по имущественному и личному страхованию 76/2 51
7 Перечислено поставщикам 60 51
8 Перечислена предоплата или возвращен аванс покупателям 62 51
9 Перечислены штрафы, пени, неустойки 92 51
10 Перечислены дивиденды учредителям 75 51

5.3. Постановлением Правления Национального банка РБ от 17 января 2008 г. № 4 утверждены Правила ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в РБ.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, уста­новленных учреждениями банков, в которых открыты их счета.

Они обязаны ежегодно представлять в обслуживающее учреждение банка заявку для установления лимитов остатка кассы.

Всю денежную наличность сверх установленного лимита остатка кассы предприятия обязаны сдавать в банк на свой расчетный счет.

Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленного лимита остатка кассы только для оплаты труда, премий, пособий и только на срок не выше 3-х рабочих дней. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в банк.

Ответственность за соблюдение требований Правил ведения кассовых операций возлагается на руководителей, главных бухгалтеров и кассиров.

Кассовые операции осуществляет кассир, являющийся материально-ответственным лицом. При приеме на работу издается приказ по предприятию и с ним заключается договор о полной индивидуальной материальной ответ ственности. При этом руководитель должен под роспись озна комить кассира с действующими Правилами ведения кассовых операций. Кассиру запрещается передоверять выполнение порученных ему обязанностей другим лицам, хранить в кассе наличные деньги и другие ценности, не принадлежащие данному предприятию.

На малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности кассира могут выполняться главным бухгалтером или другим работником предприятия при условии заключения с ним договора о материальной ответственности.

Денежные расчеты с физическими лицами при осуществлении торговых операций все предприятия обязаны проводить с применением ККМ, которые подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия.

 

5.4. Касса принимает наличные деньги по приходным кассовым ордерам (КО-1) в одном экземпляре.. Лицу, сдавшему деньги выдается на руки квитанция приходного ордера.

Расход наличных денег из кассы оформляется расходным кассовым ордером (КО-2) в одном экземпляре.

При выплате заработной платы, премий, пенсий, пособий оформляются расчетно-платежные или платежные ведомости, а на общую сумму составляется расходно-кассовый ордер.

По истечении установленных сроков выдачи заработной платы и других выплат кассир в платежной (расчетно-платежной) ведомости против фамилий лиц, не получивших деньги, ставит штамп или надпись " Депонировано " и составляет опись депонированных сумм.

Приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в бухгалтерии в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (КО-3).

Затем кассир вносит записи в кассовую книгу (КО-4).

Кассовая книга применяется для учета движения денег в кассе. Каждый лист кассовой книги состоит из двух равных частей: одна из них заполняется кассиром как первый экземпляр и остается в книге, вторая заполняется через копировальную бумагу и как отчет кас сира является отрывной частью листа.

Предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана печатью.

Бухгалтерский учет наличных денег, их движения ведется на активном счете 50 «Касса». Поступление денег в кассу записывается по дебету, а выданные деньги — по кредиту счета.

При ведении учета по полной журнально-ордерной форме кредитовые обороты по счету 50 отражаются в журнале-ордере № 1, а дебетовые – в вед омости № 1, при упрощенной форме - в ведомости № В-4, которая ведется по данным отчетов кассира.

Записи по дебету счета 50 «Касса»:

№ п/п

Содержание операции

Корресп.счетов

Дебет Кредит
1 Поступила выручка от реализации продукции, товаров, услуг 50 90
2 Поступили деньги с расчетн., валютн. счета 50 51,52
3 Возвращен аванс, ранее перечисленный поставщикам 50 60
4 Поступила сумма в погашение претензии 50 76/ 3
5 Получен аванс от покупателя под поставку продукции 50 62
6 Возвращена подотченым лицом неиспользованная или перерасходованная сумма ДС 50 71
7 Поступило от работника в погашение материального ущерба или недостачи 50 73/2
8 Поступило от учредителей в счет вклада в уставный фонд 50 75
9 Выдано из кассы в погашение КЗ 50 76
10 Поступили штрафы, пени, неустойки 50 92
11 Поступили излишки, выявленные при инвентаризации 50 92
12 Поступила выручка от реализации ОС, НА и прочих мат.ценностей 50 91

Записи по кредиту счета 50:

№ п/п

Содержание операции

Корресп.счетов

Дебет Кредит
1 Приобретены НА и прочие ценности за наличный расчет 08, 07, 10 50
2 Возвращены деньги на расчетный (валютный счет) 51, 52 50
3 Оплачено наличными поставщикам 60 50
4 Выдана из кассы заработная плата, премии, пособия 70 50
5 Выдана депонированная заработная плата 76/5 50
6 Выдано под отчет 71 50
7 Выдана персоналу ссуда 73/1 50
8 Выплата по исполнительным листа (алименты, штрафы и др.) 76/1 50
9 Выдана материальная помощь 84 50
10 Выявлена недостача в ходе инвентаризации 94 50
11 Отнесена недостача на виновное лицо 73/2 94
12 Погашена недостача внесение наличных денег в кассу 50 73/2

 

5.5. В соответствии с Правилами ведения кассовых операций в Республике Беларусь в сроки, но не реже одного раза в квартал, производится ревизия кассы.

Для проведения ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия.

Инвентаризация кассы проводится в присутствии главного бухгалтера и кассира.

Кассир до начала инвентаризации делает в письменной форме заявление о находящихся в кассе денежных средств, принадлежащих профкому предприятия, кассе взаимопомощи.

До начала проверки кассир должен составить кассовый отчет. В отчет включаются все приходные и расходные документы, имеющиеся в кассе.

До инвентаризации кассовой наличности кассиру предлагается подписать расписку о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы на денежные средства включены в отчет и сданы в бухгалтерию. Это необходимо для предотвращения заявлений кассира после проверки кассы о наличии у него документов, не включенных в последний кассовый отчет.

При проверке кассового отчета проверяющий должен сопоставить номера последних приложенных приходных и расходных документов с записями в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.

По результатам проверки кассы комиссией составляется акт инвентаризации.

Корреспонденция счетов:

№ п/п

Содержание операции

Корресп.счетов

Дебет Кредит
1 Отражаются излишки ДС в кассе 50 92
2 Отражается общая сумма недостачи ДС в кассе 94 50
3 Сумма недостачи отнесена на виновное лицо 73/2 94
4 Виновное лицо вернуло ДС в кассу 50 73/2
5 Удержана недостача из зар.платы виновного лица 70 73/2
6 Списана недостача на убытки 92 94

5.6. ДС подотчет из кассы выдаются на:

1) служебные командировки

2) приобретение ТМЦ

1) Порядок и условия командирования работников устанавливаются "Инструкцией о СК" Минфин.

Срок СК не должен быть более 40 дней, не считая времени в пути. Для монтажных, наладочных работ - до 1 года.

     Направление работников предприятия в командировку производится руководителем предприятия и оформляется выдачей командировочного удостоверения. По усмотрению руководителя предприятия наряду с ним может издаваться приказ.

Работник может получать в кассе предприятия аванс на расходы по командировке и потом отчитываться о его расходовании.

В трехдневный срок работник должен предоставить авансовый отчет. В нем указываются:

1.Расходы по найму жилого помещения, согласно квитанциям и счетам гостиниц;

2.Расходы по проезду к месту командировки и обратно,

3.Суточные выплачиваются работнику за каждый день нахождения в командировке, норма возмещения суточных – 15 000 руб., а при однодневных командировках –7 500 руб.

 

Регистром для учета операций по движению подотчетных сумм и РСПЛ служит журнал-ордер №7.

Основанием для заполнения ж/о №7 является:

1)РКО на выданные подотчетные суммы;

2)Авансовые отчеты на израсходованные суммы;

3)ПКО или РКО на суммы расхождений м/д полученными и израсходованными деньгами.

Для учета подотчетных сумм открывают синтетический А-П счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Дополнительная зарплата

1. Оплата времени выполнения государственных обязанностей

2. Оплата свободного дня матерям

3. Оплата льготных часов подросткам

4. Оплата отпусков

5. Выходное пособие

6. Расчет пособия по временной нетрудоспособности

7. Пособие семьям, воспитывающим детей

 

Оплата отпусков

Оплата дней отпуска производится по среднему дневному заработку, который рассчитывается по данным 12-ти последних календарных месяцев, предшествующих месяцу отпуска.

В состав зарплаты для начисления среднего заработка входят все виды начислений согласно «Правилам начисления среднего заработка, сохраняемого за время ежегодного отпуска».

Продолжительность отпуска может быть установлена в рабочих или календарных днях.

Если в рабочих – то весь годовой заработок делится на 12, а затем на среднемесячное количество рабочих дней (25,1)

Полученную величину среднедневной зарплаты умножают на продолжительность отпуска в рабочих днях.

Исчисление всех выплат на основе среднего заработка производится с учетом поправочных коэффициентов, если за этот период произошло увеличение тарифных ставок и окладов.

Поправочные коэффициенты определяются путем деления тарифной ставки (оклада), установленной работнику в текущем месяце, на тарифные ставки, которые были установлены ему в месяцах, принятых для исчисления средней зарплаты. При этом тарифные ставки учитываются без доплат и надбавок.

 

5. Пособие по временной нетрудоспособности – особый вид оплаты непроработанного времени. Его особенностью является то, что выплаты производят за счет средств фонда социальной защиты населения.

Назначение пособий производится согласно «Положению о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности» от 30.09.97 г с изменениями и дополнениями.

Пособие выплачивается:

1) при утрате трудоспособности, вследствие заболевания или травмы

2) по беременности и родам

3) при уходе за больным членом семьи

4) при уходе за ребенком до 3-х лет в случае болезни матери и в др. случаях.

Основанием для назначения пособия является листок нетрудоспособности (больничный лист).

Пособия выплачиваются за весь период нетрудоспособности с 1-го дня и до выздоровления, но не более 120 календарных дней подряд.

Пособие выплачивается за 1-е 6 календарных дней в размере 80 % среднего заработка и за последующие дни нетрудоспособности – 100 %.

С первого дня пособия выдается в размере 100 % среднего заработка следующим лицам:

- инвалидам войны и приравненным к ним

- ликвидаторам последствий аварии на ЧАЭС и лицам, отселенным из зоны

- воинам-интернационалистам

- лицам, имеющим на иждивении 3-х и более детей до 16 лет

- женам военнослужащих

- донорам

- при уходе за больным ребенком в возрасте до 14 лет, ребенком-инвалидом до 16 лет, ребенком до 3 лет.

- по беременности и родам

Средний заработок для расчета пособия берется за 2 календарных месяца, предшествующих месяцу, в котором наступила нетрудоспособность.

 

Учет материалов на складах

Инвентаризация материалов

7.1. Материалы – это ценности, которые как правило, потребляются полностью в одном производственном цикле и их стоимость целиком переносится на изготовленную продукцию (работы, услуги).

Все мат. ресурсы на предприятии подвергаются двойной классификации:

1) техническая – является общей для всех отраслей, ведомств. В ее основе лежит общая номенклатура всех существующих мат. ресурсов и спец. кодификаторы. Эта классификация содержит: группы (32), виды и подвиды.

2) экономическая – построена по принципу назначения мат. ресурсов. По этой системе строится планирование мат. запасов и их учет:

- сырье и основные материалы;

- вспомогательные материалы (смазочные матер, фурнитура, красители и др.);

- покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали - предметы труда, обработка которых закончена в пределах определенного цеха или передела.

- топливо - используется: на выработку энергии для технологических целей, для эксплуатации транспортных средств, на хознужды.

- тара и тарные материалы- предметы, которые используются для упаковки, транспортировки и хранения различных мат-лов и готовой продукции.

- запасные части – готовые детали, узлы, используемые для замены изношенных.

- материалы, переданные в переработку на сторону – материалы, переданные сторонним организациям для переработки.

- строительные материалы- материалы, используемые в процессе строительных и монтажных работ.

- инвентарь и хозяйственные принадлежности, специальная оснастка и специальная одежда (предметы в обороте) - являются оборотными средствами, предназначенными для многократного участия в ПП. При этом они постепенно изнашиваются, сохраняя свою натуральную форму.

- прочие материалы - отходы производства, неисправимый брак, металлолом, утильсырье.

На предприятиях применяются различные методы оценки ПЗ при их учете:

• по средневзвешенным ценам,

• по ценам первого по времени приобретения вида ПЗ (способ ФИФО);

• по ценам последнего по времени приобретения вида ПЗ (способ ЛИФО);

• по себестоимости каждой единицы приобретения;

• по учетным ценам с учетом отклонения от их фактической себестоимости.

Методика оценки материальных ценностей оговарива ется в учетной политике предприятия и оформляется приказом по предприятию.

1. Расчет средневзвешенной цены определяется по каждому виду запасов как частное от общей стоимости запасов определенного вида на их количество (берется стоимость ценностей и их количество по остатку на начало текущего месяца и поступления в отчетном месяце).

Средневзвешенная цена i -го вида ТМЦ определяется по формуле:

, (1)

 

где: Ц – цена i -го вида ТМЦ;

 Х – количество ТМЦ;

Ц*Х – суммарная стоимость ТМЦ i -го вида;

Х  суммарное количество ТМЦ i -го вида.

 

2. Оценка производственных запасов (ПО) способом ФИФО («first in first out» -дословный перевод: «первый пришел - первый ушел») т.е. материальные ресурсы используются на предприятии в последовательности их приобретения (поступления). Ресурсы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретения и числящихся на начало месяца.

Согласно этому способу на складе на конец отчетного месяца остаются материальные ресурсы по цене последних по приобретению, а в себестоимости изготавливаемой в отчетном месяце продукции (работ, услуг) учитывается цена ранних по времени приобретения материальных ресурсов.

3. Оценка запасов способом ЛИФО («last in first out» - дословный перевод: «последний пришел - первый ушел») т.е. ресурсы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены (отпускаться со склада) по себестоимости последних по времени приобретений.

4. Если номенклатура используемых материалов невелика, а также предприятие имеет возможность их хранения по отдельным партиям поступления от поставщиков, то оно может использовать цены фактической себестоимости каждой единицы их приобретения (изготовления ). В этом случае цена единицы материала определяется путем деления общей себестоимости заготовления материальных ценностей на их количество.

5. На предприятии с широкой номенклатурой используемых материалов фактическую себестоимость использованных материальных ценностей с учетом отклонений можно рассчитать только по окончании месяца, когда достоверно известны все понесенные предприятием на эти цели затраты, т.е. имеются расчетные документы поставщиков, автотранспортных и других организаций на их перевозку, погрузочно-разгрузочные работы и прочие расходы.

Если изначально трудно установить фактическую себестоимости производственных запасов, то в учете применяют учетные цены.

Учетной ценой является стоимость, по которой материалы приобретаются у поставщиков и которая обозначена в их счетах-фактурах, с учетом наценки, уплачиваемой снабженческо-сбытовым организациям.

При приобретении ПЗ предприятия оплачивают НДС, который в бухгалтерском учете отражается обособленно от стоимости материалов.

Фактическая себестоимость материальных ценностей определяется исходя из затрат на их приобретение или производство, включая следующие расходы (ТЗР):

• акцизы;

• оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов;

• наценки (надбавки);

• комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим организациям;

• стоимость услуг товарных бирж;

• таможенные пошлины;

• расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Фактическая себестоимость приобретаемых материалов слагается из следующих основных величин: покупной стоимости и транспортно-заготовительных расходов (отклонения в стоимости).

7.2. Производственные запасы поступают:

 

- от поставщиков,

- от подотчетных лиц,

- в порядке централизованных закупок,

- от собственного производства,

- от ликвидации основных средств,

- безвозмездно,

- в счет вклада в уставный фонд.

 !!!!! от поставщиков Предприятия-покупатели заключают договора поставок с поставщиками. Отгружая материалы, поставщик высылает покупателю расчетные и другие документы – ПТ, ПП, ТТН, ТН, сертификаты, счета-фактуры, сертификат качества и др.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.169 с.)