Корреспонденция счетов по Кредит счета 10 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Корреспонденция счетов по Кредит счета 10



Содержание операции Дебет Кредит
1 Отпуск материалов на производство продукции (работ, услуг) 20 10
2 Отпуск материалов вспомогательным цехам 23 10
3 Отпуск материалов на содержание и эксплуатацию оборудования цехов 25 10
4 Отпуск материалов на общехозяйственные нужды 26 10
5 Отпуск материалов на исправление брака 28 10
6 Отпуск материалов на нужды ДДУ, ЖКХ и др. 29 10
7 Отпуск материалов для освоения новых производств 97 10
8 Отпуск материалов на упаковку продукции, рекламу и др. 44 10
9 Отпуск материалов на строительство хозяйственным способом 08 10
10 Безвозмездная передача, списание материалов при ликвидации ОС 91 10
11 Отпуск материалов структурным подразделениям 79 10
12 Списание материалов на мероприятия целевого назначения 86 10

 

7.5. В учетной политике определяется предприятием сроки и порядок проведения инвентаризации.

Министерством финансов РБ № 54 от 5 декабря 1995 года изданы «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Этапы инвентаризации:

 

1) Материально-ответственные лица (МОЛ) сдают товарные (материальные) отчеты со всеми документами бухгалтеру и дают расписку о том, что все документы, деньги, ценности предъявлены для проверки.

2) Производственные запасы проверяются путем перевеса, пересчета, перемеривания в присутствии МОЛ и фактическое наличие записывается в инвентаризационную опись для сравнения остатков средств.

3) Бой, порча материалов, товаров и др. оформляется актом о бое,ломе

4) Фактические остатки сравниваются с учетными остатками и составляется сличительная ведомость

5) Составляется акт о результатах инвентаризации.

 

Окончательное решение по результатам инвентаризации принимает директор предприятия.

 

Записи по счетам по результатам инвентаризации:

Содержание операции Дебет Кредит
1. Оприходование излишков ПЗ 10 92
2. Списание недостачи ПЗ в пределах норм естественной убыли 20,25,26, 44 10
3. Списание недостачи ПЗ сверх норм убыли 94 10
4. Отнесение недостачи на МОЛ 73/2 94
5. Погашение недостач виновными лицами 10 73/2
6. Возмещение недостачи наличными 50 73/2
7. Списание недостач при не установлении виновных лиц 92 94
8. Потери, возмещенные страховыми органами 76/ 94

 

ТЕМА 8. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ (ОС)

 

Экономическая сущность ОС, их классификация и оценка

8.2. Документальное оформление и учет поступления ОС

8.3. Документальное оформление и учет выбытия ОС

Учет амортизации ОС

Учет затрат на ремонт ОС

Учет инвентаризации и переоценки основных средств

 

8.1. Согласно Инструкции по бухгалтерскому учету к ОС относятся активы организации:

1. имеющие материально-вещественную форму;

2. используемые в течение срока службы продолжительностью свыше 12 месяцев;

3. стоимость единицы которых на момент приобретения превышает величину, определяемую Министерством финансов РБ в установленном порядке.

Основные средства – это совокупность материально-вещественных ценностей, действующих в неизменной натуральной форме в течении длительного периода. Они многократно участвуют в процессе производства, сохраняя первоначальную натуральную форму и перенося свою стоимость на производимую продукцию частями.

 

Классификация основных средств

1. По характеру участия в процессе воспроизводства:

а) Производственные. Функционируют в сфере материального производства. В их состав входят объекты промышленного назначения, а так же находящиеся на балансе предприятий ОС строительного и с/х назначения, автомобильного транспорта, связь, торговли.

б) Не производственные. Функционируют в здравоохранении, просвещении, ЖКХ.

2. По принадлежности:

-- собственные (счет 01)

-- арендованные (счет 001)

 

3. По использованию:

-- действующие

-- бездействующие (на складе, в запасе, на консервации).

 

4. По целевому назначению и выполняемым функциям:

Здания

Сооружения

3) Передаточные устройства  

Машины и оборудование:

4.1. Силовые (генераторы, двигатели, турбины, трансформаторы)

4.2. Рабочие (Станки, доменные печи, конвейеры, электросварочные аппараты).

4.3. Измерительные регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование

4.4. Вычислительная техника

4.5. Прочие машины и оборудование.

5) Транспортные средства

6) Инструменты – орудия ручного и механизированного труда (электродрели, отбойные молотки)

7) Производственный инвентарь

8) Хозяйственный инвентарь

9) Рабочий и продуктивный скот

10) Многолетние насаждения

11 ) Капитальные затраты по улучшению земель.

12) Прочие (библиотечные фонды)

 

Оценка основных средств

 

Большое значение для учета ОС имеет их правильная оценка.

ОС оценивают:

1. По первоначальной стоимости.

2. По восстановительной стоимости.

3. По остаточной стоимости.

4. По действительной

5. По амортизируемой

1) Первоначальная стоимость формируется из фактических затрат на их приобретение, сооружение и изготовление, включая расходы по доставке, монтажу и установке.

2) Под восстановительной стоимостью основных средств понимается стоимость их воспроизводства в современных условиях. Для определения восстановительной стоимости по постановлению правительства первоначальная стоимость уточняется путем переоценки.

Переоценка основных средств по восстановительной стоимости проводится, как правило, ежегодно по состоянию на 1 января.

3) Остаточная стоимость и будет представлять собой разницу между первоначальной стоимостью и начисленной суммой износа.

4) Начиная с 1997 г. на практике началось применение действительной стоимости основных средств, которая рассчитывается по восстановительной стоимости, уменьшенной на стоимостную величину физического износа на дату оценки.

5) Амортизируемая стоимость – это стоимость, по которой объекты основных средств и нематериальных активов (бывшие и не бывшие в эксплуатации) числятся в бухгалтерском учете и которая частями включается в затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) либо в издержки обращения в течение срока полезного использования.

В балансе же основные средства показываются по остаточной стоимости.

Данные о наличии и движении основных средств за отчетный год по первоначальной (восстановительной) стоимости приводятся в приложении №5 «Приложение к балансу».

 

8.2.  Основные средства на предприятие поступают:

- в результате строительства (сооружения) хозяйственным или подрядным способом. Они принимаются в эксплуатацию в сумме фактически произведенных затрат по акту приемки – передачи ОС;

- в результате приобретения за плату у юридических и физических лиц и оприходуются по акту приемки-передачи или по акту купли-продажи;

- в результате внесения основных средств учредителями предприятия в виде вклада в уставный фонд по договорной цене – оформляются актом приемки-передачи и актом экспертизы;

- в результате безвозмездного получения от других предприятий и лиц, а также в качестве субсидии правительственного органа – по акту приемки-передачи. Излишков в результате инвентаризации основных средств – по акту приемки-передачи ОС и Акту о хищениях и недостачах.

Акты составляются на каждый объект или группу однотипных объектов, поступивших одновременно. Для составления актов приемки-передачи директор назначает комиссию. Акт действителен после утверждения директором.

На основании акта бухгалтер заполняет инвентарную карточку на весь период эксплуатации объекта. Каждому объекту присваивается инвентарный номер. Бухгалтер составляет опись карточек.

Для синтетического учета ОС используется активный счет 01 «Основные средства». Он предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, длительном управлении.

Изначально, все поступающие ОС учитываются на активном синтетическом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Учет строительства объекта основных средств хозяйственным способом:

Содержание операции Дебет Кредит
1. Отражается стоимость израсходованных строй.материалов, конструкций, деталей 08 10
2. Начислена зарплата строителям 08 70
3. Начислено в ФСЗН 34 % 08 69
4. Начислена амортизация по ОС, участвующим в строительстве 08 02
5. Начислен Белгосстрах 0,1-3,2 % 08 76/2
6. Оприходован законченный строительством объект 01 08

Учет строительства объекта основных средств подрядным способом (по договорам подряда со строительными организациями):

 

Содержание операции Дебет Кредит
1. Акцептован счет подрядной организации за выполненные строительно-монтажные работы (без НДС) 08 60
2. Отражается НДС по выполненным работам 18 60
3. Перечислено подрядной организации 60 51
4.Оприходован объект основных средств в эксплуатацию 01 08

Приобретение за плату см. выше (подрядный способ)

Учет безвозмездного поступления основных средств записи по счетам будут следующие:

Содержание операции Дебет Кредит
1. Поступили основные средства на безвозмездной основе 08 98/2
2. НДС на поступивший объект 18 98/2
3. Дополнительные затраты по полученному объекту 08 10, 70, 68, 69
4. Принят объект основных средств на баланс 01 08

Если приобретается оборудование, требующее монтажа и установки, то сначала используется активный счет 07 «Оборудование к установке», а при передаче в монтаж – счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»:

Содержание операции Дебет Кредит
1. Акцептован счет поставщика на оборудование, требующее монтажа 07 60
2. Отражаются транспортные расходы по приобретению 07 60
3. По накладной оборудование передано в монтаж 08 07
4. Отражаются расходы по монтажу 08 10, 70, 68, 69

Поступление основных средств, вносимых учредителями в счет вклада в уставный фонд, отражается через активно-пассивный счет 75 «Расчеты с учредителями»:

 

Содержание операции Дебет Кредит
1. Объявлен уставный фонд 75 80
2. Отражается оценочная стоимость новых основных средств 08 75
3. Отражается ввод в эксплуатацию 01 08

8.3. Выбытие ОС может происходить вследствие:

1) физического износа. Оформляется Акт на списание ОС (форма № ОС-4);

2) продажи. Договор купли-продажи и Акт (накладная)приемки-передачи ОС (формы № ОС-1);

3) частичной или полной ликвидации при авариях. Акт об аварии;

4) недостачи. Акт о недостачах и хищениях;

5) при передаче в уставный фонд других предприятий. Акт (накладная) приемки-передачи ОС и Акт экспертизы.

Списание ОС осуществляет постоянно действующая комиссия в составе:

- технических работников (инженеров);

- представителей администрации;

- главного бухгалтера;

- лиц ответственных за сохранность ОС.

На основании актов бухгалтерия организации делает отметку о выбытии объекта в инвентарной карточке (инвентарной книге).

Выбытие объектов ОС отражается через А-П счет 91 «Операционные доходы и расходы» и счет 92 «Внереализационные доходы и расходы». С помощью этих счетов в учете определяется финансовый результат от операций по выбытию ОС. Эти счета сальдо не имеют и разница между дебетом (расходами) и Кредитом (доходами) списывается на А-П счет 99 «Прибыль и убытки».

Схема учета выбытия ОС

Счета 91, 92

Дебет (Расходы) Кредит (Доходы)
Отражается: - остаточная стоимость - НДС - заработная плата - отчисления от зарплаты - услуги сторонних организаций - материальные затраты Отражается: – выручка от реализации (отпускная цена)
 прибыль К-т >Д-т - убыток К-т  < Д-т

 

 

1) Корреспонденция счетов по списанию ОС вследствие:

№ п/п Содержание операции Дебет Кредит
1 Списывается начисленная амортизация 02 01
2 Списывается остаточная стоимость 91 01
3 Оприходуются материалы 10 91
4 Начислена з/пл. работникам за ликвидацию 91 70
5 Начислены налоги и отчисления: - ФСЗН 34% - Белгосстрах 0,1-3,2%   91 91   69 76/2
6 Отражается результат от ликвидации: прибыль убыток   91 99   99 91

 

2) Корреспонденция счетов по продаже ОС:

№ п/п Содержание операции Дебет Кредит
1 Списывается начисленная амортизация 02 01
2 Списывается остаточная стоимость 91 01
3 Отражается сумма НДС 20 % 91 68
4 Отражается продажная стоимость ОС (выручка) 62 91
5 Отражается результат от ликвидации: прибыль убыток   91 99   99 91

 

3) Корреспонденция счетов по списанию ОС вследствие недостачи:

№ п/п Содержание операции Дебет Кредит
1 Списывается сумма недостачи ОС 94 01
2 Списывается сумма недостачи при невозможности взыскания 92 01

4) Корреспонденция счетов по передаче ОС в УФ других предприятий:

№ п/п Содержание операции Дебет Кредит
1 Списывается первоначальная стоимость ОС 58 01
2 Списывается начисленная амортизация 02 58

 

 

5) Корреспонденция счетов по безвозмездной передаче ОС:

№ п/п Содержание операции Дебет Кредит
1 Начисленный износ 02 01
2 Остаточная стоимость 92 01
3 НДС 20 % 92 68
4 Финансовый результат 99 92

 

При полной Ж-О форме синтетический учет выбытия ОС ведется в журнале-ордере №13, аналитический – в ведомости №16,

При упрощенной форме учета – в ведомости №В-4.

Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов ОС отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.

 

8.4. С 1 января 2002 года введено в действие «Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов» утвержденное Министерством Финансов РБ от 23.11.2001г.

Износ – это технико-экономический показатель степени физической изношенности или морального устаревания ОС.

Амортизация – экономический показатель, отражающий размер вложенных средств в ОС.

Различают износ:

Физический непосредственно связан с участием ОС в процессе пр-ва и определяется в зависимости от времени их нахожденияв в этом процессе или от обьёма выполненых работ.

Моральный износ определяется темпами НТП и появлением более прогрессивных ОС.

Сумма амортизации ежемесячно включается в издержки производства (обращения), т.е. происходит постепенное перенесение стоимости ОС на изготавливаемую продукцию (работы, услуги).

Организациям всех форм собственности дано право:

1) применять различные способы и методы амортизации;

2) изменять сроки амортизации;

3) упрощать порядок индексации.

Амортизация не начисляется на:

- землю и природные ресурсы;

- библиотечные фонды;

- музейные ценности;

- памятники архитектуры;

- многолетние насаждения

- племенной скот

При расчете амортизации организация определяет:

1. Срок полезного использования,

2. Нормативный срок службы,

3. Норму амортизации.

Срок полезного использования – это ожидаемый период эксплуатации ОС, в течение которого они смогут приносить доход.

Нормативный срок службы - это срок службы, который устанавливается решением комиссии на основании документации экспертным путем.

В положении о порядке начисления амортизации установлено 7 диапазонных групп с помощью которых определяется срок полезного использования.

Начисление амортизации по ОС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия.

При ведении учёта вручную амортизация начисляется по всем ОС, кроме автотранспорта, в разработочной таблице формы №6.


Методы начисления амортизации:

 


1) Линейный. Равномерно по годам начисляется амортизация.

 

2) Производительный. Амортизация начисляется исходя из амортизируемой стоимости и объема производимой продукции.

Н-р: приобретен объект амортизируемой стоимостью 100 000 руб. Прогнозируемый годовой объем выпуска продукции 25 000 единиц. Выпущено за месяц 500 единиц.

Амортизация не единицу продукции 100 000 / 25 000 = 4 руб

Амортизация за месяц 500 * 4 = 2 000 руб

3) Нелинейный:

- машины и оборудование с нормативным сроком использования до 3 лет

- легковые автомобили

- предметы интерьера, офисной мебели

- уникальная техника и оборудование

3.1.) Метод суммы числа лет

3.2.) Метод уменьшаемого остатка (применяется коэффициент ускорения)

 

В плане счетов для учета амортизации предназначен пассивный счет 02 «Амортизация ОС».  

По К-т сч. 02 отражают суммы начисленной амортизации

По Д-т сч. 02 отражают суммы списываемой амортизации

 

Корреспонденция счетов по учету амортизации ОС

№ п/п Содержание операции Дебет Кредит
1 Начислена ам-я ОС основного производства 20 02
2 Начислена ам-я ОС вспомогательного производства 23 02
3 Начислена ам-я ОС общепроизводственного назначения 25 02
4 Начислена ам-я ОС общехозяйственного назначения 26 02
5 Начислена ам-я ОС обслуживающих производств и хозяйств 29 02
6 Начислена ам-я ОС, занятых в процессе реализации продукции 44 02
7 Начислена амортизация ОС, занятых при строительстве объек-тов ОС 08 02
8 Списывается общая сумма амортизации 02 01

 

 

8.5. Ремонт основных средств может быть текущим, средним или капитальным

К текущему и среднему ремонту объектов ОС относятся работы по систематическому и своевременному предотвращению их преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии.

При капитальном ремонте оборудования и транспортных средств, как правило, производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов, сборка, регулирование и испытание агрегата.

Ведение ремонтных работ должно быть подтверждено соответствующими документами:

- договором на проведение ремонта,

- сметной документацией,

- внутренними распорядительными документами организации.

Приемка объектов по окончании капитального ремонта производится по акту приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (ф. № ОС-3)

 

Возможные варианты учета расходов на ремонт ОС:

1) Сумма фактических затрат на ремонт может в полном объеме относиться в состав текущих расходов (счет 23);

2) Организация может создавать резерв на проведение ремонта ОС (счет 96);

3) Учет расходов на ремонт может вестись с применением счета 97 «РБП»;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.37 (0.099 с.)