Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие психического дизонтогенезаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Психический дизонтогенез – это различные формы нарушений нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости. Параметры дизонтогенеза (Лебединский): 1. Время и длительность воздействия повреждений (возрастная обусловленность дизонтогенеза). Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее будет недоразвитие психических функций. 2. Особенности функциональной локализации нарушения. Локальные формы отклоняющегося развития – это дефекты отдельных анализаторных систем. Системные формы – интеллектуальные нарушения 3. Межфункциональные взаимодействия, т.е. степень нарушения межфункциональных связей и иерархических координаций. Отставание в развитии никогда не носит равномерного характера: при общем повреждении нервной системы в первую очередь пострадают те функции, которые находятся в сензитивном периоде развития и обладают наибольшей неустойчивостью, а затем функции, связанные с поврежденной. Причины эндогенного и экзогенного характера, которые приводят к возникновению дизонтогенеза: 1. К биологическим факторам (эндогенным), способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей относятся: · Пренатальный период (до рождения): w Инфекционные и вирусные заболевания (во время беременности); w Хромосомно-генетические отклонения (наследственные или приобретенные); w Венерические заболевания; w Эндокринные заболевания; w Несовместимость по резус-фактору; w Алкоголизм, наркомания и пр.; w Биохимические вредности; w Кислородная недостаточность; w Отклонения в соматическом здоровье матери; w Патологическое протекание родовой деятельности, сопровождающееся травматизацией головного мозга; · Натальный период: w Асфиксия новорожденных и ее угроза; w Травмы вследствие механического воздействия; · Постнатальный (до трех лет): w Мозговые травмы и тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте; w Хронические заболевания, начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте: û Астма û Диабет û Заболевания крови û Туберкулез û Сердечно-сосудистые заболевания û Другие заболевания 2. Экзогенные факторы.Основным проводником социальных явлений в пренатальный и натальный периоды развития ребенка является мать. Негативное воздействие социального окружения, стрессы, испуги, тревожные чувства, и т.п. В постнатальный период большую роль играет семья.
Основные проявления дизонтогенеза: 1. Ретардация (задержанное развитие) – запаздывание или приостановка всех сторон психического развития; 2. Акселерация (ускорение темпов развития); 3. Асинхрония (искаженное развитие) – диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других. Виды нарушений: 1. Общее психическое недоразвитие – это общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних, постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. 2. Задержанное психическое развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на наиболее ранних возрастных этапах. Может быть вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, неблагоприятными условиями воспитания в период до трехлетнего возраста. 3. Поврежденное психическое развитие – связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. 4. Дефицитарное психическое развитие – связано с первичной недостаточностью отдельных систем (зрения, слуха, речи, опорно-двигательной системы), а так же рядом инвалидизирующих соматических заболеваний 5. Искаженное психическое развитие – сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящее к ряду качественно новых патологических образований. 6. Дисгармоническое психическое развитие – врожденная (рано приобретенная) стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоциональной сфере. Концепция психического онтогенеза (Лебединский): 1. Включает в себя отклонения по типу ретардации и дисфункции созревания: · Общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость) · Задержанное недоразвитие
2. Отклонения по типу повреждения · Поврежденное развитие (органическая деменция) – слабоумие · Дефицитарное развитие 3. Отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений · Искаженное развитие (ранний детский аутизм) · Дисгармоническое развитие (психопатия, акцентуации характера) Классификация нарушений психического развития: 1. По типу общего стойкого недоразвития (умственная отсталость) 2. Дизонтогенез по типу задержанного развития (ЗПР) 3. Дизонтогенез по типу поврежденного развития (органическая деменция - слабоумие, возникающее в самый ранний период развития ребенка после рождения). Происходит распад уже сформировавшихся психических функций вследствие перенесенной нейроинфекции (менингит, энцефалит) 4. Дизонтогенез по дефицитарному типу развития (нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата) 5. Дизонтогенез по типу асинхроничного развития (аутизм) 6. Дизонтогенез по типу искаженного развития (девиантное поведение, психопатии, акцентуации характера) Классификация Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина: 1. Дети с нарушениями слуха: · Глухие/неслышащие дети · Слабослышащие (тугоухие) дети Дети с нарушениями зрения: · Слепые/незрячие дети · Слабовидящие дети 2. Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития 3. Дети с нарушениями речи (логопаты): · Дети с нарушениями устной речи · Дети с нарушениями письменной речи 4. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата · Целебральный паралич 5. Дети с комбинированными дефектами 6. Дети с искаженным развитием · Психопатия · Дисгармония движений Классификация М.А.Власовой и М.С.Певзнер: 1. Дети с сенсорной неполноценностью (слух, зрение, речь, опорно-двигательный аппарат, сенсомоторика) 2. Дети с астеническим или реактивным состоянием и конфликтными переживаниями 3. Дети с психопатоподобными (психопатическими) формами поведения 4. Умственно отсталые дети 5. Дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, истерия, эпилепсия и др.) Классификация О.Н.Усановой: 1. Дети с отклонениями развития в связи с органическими нарушениями 2. Дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью (педагогическая запущенность, социальная депривация и др.) 3. Дети с отклонениями в развитии на почве психических деприваций Умственная отсталость Умственная отсталость – это стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. Специфической особенностью при умственной отсталости является нарушение высших психических функций (мышление). Причины возникновения умственной отсталости: 1. Наследственные заболевания (нарушения в строении и числе хромосом, заболевания ЦНС, и т.д.) 2. Патогенные факторы, воздействующие в пренатальный период (удары, ушибы, инфекционные заболевания, хронические заболевания и т.д.) 3. Нейроинфекции 4. Несовпадение по резус-фактору 5. Курение, наркотики, алкоголизм 6. Венерические заболевания Классификация умственной отсталости по степени тяжести дефекта: 1. Дебильность (самая легкая степень) – коэффициент интеллекта составляет 50-70 баллов. Эти дети обучаемы, самостоятельно себя обслуживают, способны использовать речь, но у них имеются затруднения в сфере школьной успеваемости (чтение, письмо), практически не сформировано абстрактное мышление, в большинстве случаев у них механическая память (отсутствие логической). Они способны к неквалифицированному и малоквалифицированному труду и обучаются в школах VIII вида.
2. Имбецильность (умеренная степень) – коэффициент интеллекта составляет 35-49 баллов. Главная черта этих детей – неспособность к самостоятельному понятийному мышлению, речь появляется только к концу дошкольного возраста. Дети с данной степенью признаются инвалидами детства. Они могут владеть навыками общения, могут обладать навыками самообслуживания, могут освоить неквалифицированный труд, но нуждаются в постоянной заботе. Эти дети так же обучаются в коррекционных школах VIII вида, где для них созданы специальные классы. 3. Идиотия (самая тяжелая степень) – коэффициент интеллекта составляет 20-34 балла. Эти дети не посещают школу и находятся в специальных медицинских учреждениях. Эти дети могут частично обслуживать себя, они способны развиваться. Психологические особенности детей с нарушениями в интеллектуальном развитии: 1. Познавательная сфера: · Недоразвитие познавательных процессов · Замедленный темп восприятия пространства и времени · Недоразвитость мыслительных операций · Отсутствие произвольной памяти · Сложность в воспроизведении мыслей, выстраивании предложений (недоразвитость всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической) · Неразвитое произвольное внимание 2. Эмоционально-волевая сфера: · Недоразвитие эмоций · Неглубокие переживания · Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость Особенности и принципы обучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии: 1. Принцип активности обучения – педагог приучает к самостоятельности и активности обучения путем подбора задач и постановки вопросов; 2. Принцип наглядности – большое внимание уделяется вербальным средствам, т.к. при работе с наглядными пособиями происходит коррекция черт зрительного восприятия; 3. Принцип научности; 4. Принцип системности; 5. Принцип доступности. Эти принципы требуют четкого соответствия между изучаемым материалом и познавательными возможностями учеников. В школах VIII вида исключены такие предметы, как иностранный язык, химия, физика и другие предметы, которые намного сложнее.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.40 (0.007 с.) |