Категории и отрасли коррекционной педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категории и отрасли коррекционной педагогики



Коррекционная педагогика

Коррекционная педагогика – это теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в нормальных учебных заведениях при использовании общих педагогических методов и средств затруднительно или невозможно.

Специальная психология – отрасль психологии, изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития, связанными с врожденными или приобретенными дефектами. На основе специальной психологии строится система обучения, воспитания и социальная адаптация людей, имеющих различные типы нарушений; строится система профессиональной консультации и профориентации.

Цель коррекционной педагогики – повышение психолого-педагогической компетентности в сфере оказания психолого-педагогической помощи и специальных образовательных услуг лицам, имеющим нарушения психического развития и отклонения в поведении с учетом их психологических особенностей и проблем развития.

Объект – личность ребенка, имеющего функциональные отклонения в психофизическом развитии, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.

Предмет – процесс обучения и воспитания детей и подростков с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, испытывающих адаптационные трудности и сложности в освоении образовательных программ.

Задачи:

· Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении, выявить причины и условия их проявления;

· Выявить ведущие тенденции в появлении и предупреждении отклонений в развитии и поведении детей и подростков;

· Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении;

· Определить цели, задачи и основные направления деятельности специальных коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты детей и подростков;

· Провести анализ опыта коррекционно-развивающего образования детей с отклонениями в развитии и поведении в условиях массовой школы.

Категории и отрасли коррекционной педагогики

Категории детей с нарушениями развития:

1. Глухие дети;

2. Слабослышащие дети;

3. Слепые дети;

4. Слабовидящие дети;

5. Дети с нарушениями в речевой функции;

6. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7. Дети с задержкой психического развития;

8. Дети с умственной отсталостью.

Отрасли коррекционной педагогики:

1. Олигофренопедагогика и олигофренопсихология – изучают психологические особенности детей с умственной отсталостью, особенности их обучения и воспитания;

2. Тифлопедагогика и тифлопсихология – изучают психологические особенности детей с нарушениями зрения;

3. Сурдопедагогика и сурдопсихология – изучают психологические особенности детей с нарушениями слуха;

4. Логопедия и логопсихология - изучают психологические особенности детей с нарушениями речи;

5. Психология детей с задержкой психического развития;

6. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Становление и развитие коррекционной педагогики

Как науки

I. Донаучный этап (4-е вв. до н.э.)

Активно применяется массовое детоубийство. В 6-7 в. жизнь приобретает человеческую ценность, происходит поиск путей воспитания, обучения, помощи таким людям. Ж.Итар и Э.Сеген попытались разработать методы лечения, обучения аномальных людей.

Понятие «норма» и понятие «аномалия» в психическом

Умственная отсталость

Умственная отсталость – это стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. Специфической особенностью при умственной отсталости является нарушение высших психических функций (мышление).

Причины возникновения умственной отсталости:

1. Наследственные заболевания (нарушения в строении и числе хромосом, заболевания ЦНС, и т.д.)

2. Патогенные факторы, воздействующие в пренатальный период (удары, ушибы, инфекционные заболевания, хронические заболевания и т.д.)

3. Нейроинфекции

4. Несовпадение по резус-фактору

5. Курение, наркотики, алкоголизм

6. Венерические заболевания

Классификация умственной отсталости по степени тяжести дефекта:

1. Дебильность (самая легкая степень) – коэффициент интеллекта составляет 50-70 баллов. Эти дети обучаемы, самостоятельно себя обслуживают, способны использовать речь, но у них имеются затруднения в сфере школьной успеваемости (чтение, письмо), практически не сформировано абстрактное мышление, в большинстве случаев у них механическая память (отсутствие логической). Они способны к неквалифицированному и малоквалифицированному труду и обучаются в школах VIII вида.

2. Имбецильность (умеренная степень) – коэффициент интеллекта составляет 35-49 баллов. Главная черта этих детей – неспособность к самостоятельному понятийному мышлению, речь появляется только к концу дошкольного возраста. Дети с данной степенью признаются инвалидами детства. Они могут владеть навыками общения, могут обладать навыками самообслуживания, могут освоить неквалифицированный труд, но нуждаются в постоянной заботе. Эти дети так же обучаются в коррекционных школах VIII вида, где для них созданы специальные классы.

3. Идиотия (самая тяжелая степень) – коэффициент интеллекта составляет 20-34 балла. Эти дети не посещают школу и находятся в специальных медицинских учреждениях. Эти дети могут частично обслуживать себя, они способны развиваться.

Психологические особенности детей с нарушениями в интеллектуальном развитии:

1. Познавательная сфера:

· Недоразвитие познавательных процессов

· Замедленный темп восприятия пространства и времени

· Недоразвитость мыслительных операций

· Отсутствие произвольной памяти

· Сложность в воспроизведении мыслей, выстраивании предложений (недоразвитость всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической)

· Неразвитое произвольное внимание

2. Эмоционально-волевая сфера:

· Недоразвитие эмоций

· Неглубокие переживания

· Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость

Особенности и принципы обучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии:

1. Принцип активности обучения – педагог приучает к самостоятельности и активности обучения путем подбора задач и постановки вопросов;

2. Принцип наглядности – большое внимание уделяется вербальным средствам, т.к. при работе с наглядными пособиями происходит коррекция черт зрительного восприятия;

3. Принцип научности;

4. Принцип системности;

5. Принцип доступности. Эти принципы требуют четкого соответствия между изучаемым материалом и познавательными возможностями учеников.

В школах VIII вида исключены такие предметы, как иностранный язык, химия, физика и другие предметы, которые намного сложнее.

Речевого развития

Логопедия – наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии являются нарушения речи.

Логопедия изучает людей, страдающих нарушениями речи – логопатов.

По возрасту логопатов выделяют:

· Дошкольная логопедия

· Школьная логопедия

· Логопедия подростков и взрослых

Задачи логопедии:

1. Изучение онтогенеза речевой функции при различных нарушениях

2. Определение симптоматики и степени проявления нарушений речи

3. Выявление динамики спонтанного направленного развития детей с нарушениями речевой функции, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности и психическое развитие.

4. Разработка методов первичной диагностики речевых расстройств

5. Систематизация речевых расстройств

6. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых расстройств

7. Разработка вопросов организации логопедической помощи

Таким образом, теоретический аспект логопедии – это изучение речевых расстройств и разработка научно-обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект логопедии – профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

Принципы логопедии:

· Системность

· Комплексность

· Принцип развития

· Деятельностный подход

· Общие дидактические принципы

· Принцип рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка

· Онтогенетический принцип

· Принцип учета симптоматики нарушения и его структуры

· Принцип обходного пути

Методы логопедического исследования:

1. Организационные методы

2. Эмпирические методы

3. Количественные и качественные методы

4. Интерпретационные методы

5. Логопедическое воздействие (педагогический процесс, в котором реализуются задачи коррекционного обучения и воспитания – коррекция и компенсация)

Причины речевого нарушения:

1. Позднее начало речи

2. Импрессивная речь опережает экспрессивную

3. Речь ребенка «страдает» множеством грамматических ошибок, ее фонетическое оформление недостаточно, трудно понять то, что ребенок говорит

4. Органические нарушения (поражение центрального или периферического отдела речевого анализатора)

5. Функциональные или психогенные причины (нарушение нейродинамики человека)

6. Социально-психологические причины

Педагогические основы логопедической науки были рассмотрены (изучены, разработаны) в работах Левиной Р.Е., Хватцева М.Е., Правдиной О.В. и др.

В отечественной логопедии используются две основные классификации нарушений речи:

1. Клинико-педагогическая. Все виды нарушений, согласно этой классификации, можно разделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная. Нарушения устной речи подразделяются на два типа:

· Расстройства фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениям произносительной стороны речи. Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:

w Голосообразования

w Темпоритмической организации высказывания

w Интонационно-мелодической организации

w Звукопроизносительной организации

Расстройства:

w Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненном речевом аппарате

w Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи

w Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения

w Дисфония – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата (нарушение голоса, сила и высота тембра, вокальные нарушения)

w Брадилалия – патологически замедленный темп речи

w Тахилалия – патологически ускоренный темп речи

w Заикание – нарушение темпа ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

· Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания. Представлены двумя видами:

w Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Это один из наиболее сложных дефектов речи, вследствие чего оказывается не сформирована речевая деятельность ребенка.

w Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга

ТУТ ПРОПУЩЕНО СПИШИ У АЛЛЫ

Нарушения в применении средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект):

1. Заикание

2. Проявление речевого негативизма

Логопсихология

Логопсихология – это отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера. Предметом логопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии.

Задачи логопсихологии:

1. Изучение специфики психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести

2. Изучение особенностей личностного и социального развития у детей с речевой патологией

3. Определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и образования

4. Разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний

5. Разработка методов психологической коррекции и профилактики речевых нарушений в детском возрасте

Логопсихология опирается на выдвинутый отечественными психологами принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающий ее вещущую роль.

Психологические особенности:

1. Ощущения и восприятие – нарушение фонематического восприятия у всех детей с нарушениями речи

2. Зрительное восприятие характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета

3. Внимание неустойчивое, низкий уровень произвольного внимания, трудности в поиске различных способов и средств в решении задач

4. Память – объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, но присутствуют выраженные нарушения в восприятиях формы и слабость пространственных представлений

5. Эмоционально-волевая сфера – пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, низкая работоспособность

6. Речь и общение – бедность и недиффиренцированность словарного запаса, своеобразие связного высказывания, что приводит к незаинтересованности в контакте, снижению потребности в общении, к негативизму, к неумению ориентироваться в ситуации общения

Коррекционная педагогика

Коррекционная педагогика – это теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в нормальных учебных заведениях при использовании общих педагогических методов и средств затруднительно или невозможно.

Специальная психология – отрасль психологии, изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития, связанными с врожденными или приобретенными дефектами. На основе специальной психологии строится система обучения, воспитания и социальная адаптация людей, имеющих различные типы нарушений; строится система профессиональной консультации и профориентации.

Цель коррекционной педагогики – повышение психолого-педагогической компетентности в сфере оказания психолого-педагогической помощи и специальных образовательных услуг лицам, имеющим нарушения психического развития и отклонения в поведении с учетом их психологических особенностей и проблем развития.

Объект – личность ребенка, имеющего функциональные отклонения в психофизическом развитии, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.

Предмет – процесс обучения и воспитания детей и подростков с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, испытывающих адаптационные трудности и сложности в освоении образовательных программ.

Задачи:

· Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении, выявить причины и условия их проявления;

· Выявить ведущие тенденции в появлении и предупреждении отклонений в развитии и поведении детей и подростков;

· Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении;

· Определить цели, задачи и основные направления деятельности специальных коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты детей и подростков;

· Провести анализ опыта коррекционно-развивающего образования детей с отклонениями в развитии и поведении в условиях массовой школы.

Категории и отрасли коррекционной педагогики

Категории детей с нарушениями развития:

1. Глухие дети;

2. Слабослышащие дети;

3. Слепые дети;

4. Слабовидящие дети;

5. Дети с нарушениями в речевой функции;

6. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7. Дети с задержкой психического развития;

8. Дети с умственной отсталостью.

Отрасли коррекционной педагогики:

1. Олигофренопедагогика и олигофренопсихология – изучают психологические особенности детей с умственной отсталостью, особенности их обучения и воспитания;

2. Тифлопедагогика и тифлопсихология – изучают психологические особенности детей с нарушениями зрения;

3. Сурдопедагогика и сурдопсихология – изучают психологические особенности детей с нарушениями слуха;

4. Логопедия и логопсихология - изучают психологические особенности детей с нарушениями речи;

5. Психология детей с задержкой психического развития;

6. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.049 с.)