Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В.С. Библер // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005. – С. 681-685.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. В чем заключается общий замысел «школы диалога культур»?
Два момента существенны для всех классов школы. Во-первых, начиная с третьего класса, параллельно с усвоением соответствующих культур идет углубление культуры родной речи. Античная, средневековая, нововременная культура погружаются в стихию родной речи, укореняются в ней, сопрягаются с национальными смыслами культуры. Во-вторых, во всех классах существенным является орудийная сторона культуры. Формирование навыков и умений имеет не только прагматический смысл, но вводит в оборот ту внелогическую закраину, которая весьма существенна для понимания смысла культуры. Такое построение содержания образования предполагает совершенно иные, по сравнению с традиционными, педагогические принципы. Прежде всего меняется сама позиция учителя на уроке. Он выступает не как представитель анонимного, существующего независимо от него и от учеников знания, которое ребенок должен усвоить. Учитель вступает в спор с ребенком, выстраивающим свою, неповторимую и ответственную позицию, а не просто усваивающим предложенное знание.
2. Чему и как должны учить в каждом классе этой школы?
Основные моменты схемы чему и как должны учить в каждом классе этой школы: 1-2 классы (подготовительные). Это классы, в которых завязываются те узелки понимания, которые станут в дальнейшем основными предметами диалогов, освоения, развития. Задача этих классов не только в том, чтобы дать ребенку определенные знания, умения и навыки, но в том, главным образом, чтобы формировать у него точки удивления, помочь ему увидеть мир не как нечто определенное, очевидное и известное, а как нечто загадочное, удивительное, как предмет познавательного интереса, эстетической активности. 3-4 классы посвящены изучению античной культуры. Обучение в этих классах опирается на то расшатывание исходных понятий и формирование «точек удивления», которое осуществляется в первых двух классах. Античная механика, математика, трагедия, философия осваиваются как моменты целостной античной культуры. Античная культура, с одной стороны, осваивается в ее внутренней амбивалентности, во внутреннем диалоге с Египетско-Вавилонской культурой; в диалоге мифологического и логического понимания; в диалоге двух мифологий и двух интенций Логоса - мифологии Титанов (силы Хаоса) и мифологии Олимпа (силы Космоса).
Античность 3-4 классов – это современная античность, - как она актуальна в культуре XX века, в своей способности раскрыть и развить свои смыслы в ответ на вопросы нашего времени. Основой античного понимания, сознания, обобщения является идея эйдоса, составляющего основу античного понятия, позволяющего упорядочить хаос, превратить его в эстетически значимый космос. Именно античная культура реально и осознанно осуществляет соединение образа и понятия, этим определяется место этой культуры в школе диалога культур - непосредственно после подготовительных классов, что связано с особой актуальностью этого способа понимания для младшего школьника. 5-6 классы посвящены культуре Средневековья. Для культуры Средневековья характерен иной по сравнению с античностью, причащающий разум, связанный с принятием христианства. Однако обучение в «средневековых» классах не должно быть превращено в уроки религии. Реалии веры и культуры должны быть осмыслены в повороте на культуру, верование сдвинуто в сторону «фундаментального сомнения». Идея культуры реализуется в обучении через поэтику средневекового произведения. Важнейшее средоточие этой культуры - храм. «Социум» культуры Средних веков - это не социум античной трагедии, но жизнь в круге храма; движение в храм, литургия, движение из храма в свою индивидуальную земную жизнь. В «средневековых» классах особое значение имеет развитие речевой, словесной культуры, авторитет Слова, первоначального текста и его бесчисленных комментариев. В качестве одного из основных текстов, помимо Библии, предполагается «Слово о полку Игореве». Осмысление речевой культуры невозможно вне исторической стихии родного языка. 7-8 классы — культура Нового времени. В основу обучения должны быть положены (с учетом диалога между нововременными классами и классами «античными» и «средневековыми») классические школьные курсы, изложенные в обычных учебниках, но взятые под вопрос, соотнесенные с основными авторскими текстами — первоисточниками XVI-XIX вв. Здесь будут даны основные споры в математике, биологии, физике этого времени, дополненные и преображенные в коренных нравственно-поэтических перипетиях искусства Нового времени и в форме основных идейно-классовых столкновений. Нововременная культура осваивается в сквозном диалоге с культурами античной и средневековой. Здесь особую роль играет культура Возрождения, как сквозная — для Нового времени — форма такого диалога, как сжатый схематизм основных мучений индивида в горизонте нововременной личности. Решающее значение имеет для нововременного цикла идея познающего разума, основанного на эксперименте (в отличии и диалоге с космизирующим разумом античности и причащающим разумом средневековья), и идея прогресса, «восходящего развития», предполагающего открытое в бесконечность пространство – время.
9-10 классы — культура современности. Эти классы имеют особое значение в двух отношениях. Во-первых, здесь сводятся воедино (как моменты современного мышления) знания и умения, «загадки» и «отгадки», наработанные во всех остальных учебных циклах. Во-вторых, углубление во внутреннюю противоречивость современных понятий и современных образов культуры ставит ученика на передний край напряжения знаний и незнаний, характерных для XX века. Существенными узлами, стягивающими расчлененные знания и незнания нашей эпохи, оказываются общечеловеческие проблемы конца века: личность и общество; культура и цивилизация; экологическая проблема; космологическая проблема. 11-й класс — класс специально диалогический. Здесь выпускники школы диалога культур организуют диалоги между классами, возрастами, культурами; этот класс — педагогический, позволяющий определить сквозной смысл школы диалога культур.
3. Какова цель обучения в «школе диалога культур»?
Важной целью является сформировать в ребенке те базовые способности, которые являются суть человеческими: способность мыслить, способность понимать, способность действовать, способность взаимодействовать, переживать. Формирование этих способностей в качестве основного механизма усвоения требует рефлексии и рефлексивного мышления. Таким образом, в содержании образования должен быть восстановлен (существующий со времен Платона) философско-методологический компонент. Система образования должна ориентироваться не на воспитание личности, ибо личность рождается усилиями самого человека, а на формирование «человека культуры», способного работать со знаниями, с разными типами мышления. Школа диалога культур — концепция школьного образования и соответствующая педагогическая практика, разрабатываемая В. С. Библером и частично реализованная в начальной и средней школе. Исходя из особенностей современных форм мышления и деятельности, по-новому понят сам смысл образования. В центре его стоит образование человека, способного не только включиться в наличные формы деятельности и мышления, но и переформулировать самые их основы, сопрягать различные культурные смыслы. Такой подход требует изменения как форм организации учебного процесса и организации методов преподавания, так и самого содержания образования. Позитивное содержание идей прошлого трансформировалось на данном этапе образования в парадигму личностно ориентированного образования.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.26 (0.009 с.) |