Тема: государственный кредит и государственный долг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: государственный кредит и государственный долг



1. Сущность и значение государственного кредита

2. Функции государственного кредита

3. Основные формы государственного кредита

4. Государственный долг и управление им

 

Сущность и значение кредита

Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений возникающий между государством, физическими и юридическими лицами при которых государство выступает в качестве заемщика, а иногда в качестве гаранта в процессе привлечения временно свободных средств хозяйствующих субъектов, населения, других государств, международных финансовых организаций и фондов. Средства привлекаются на условиях возвратности, срочности и платности на общегосударственные нужды. В случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов у юридических ИФ юридических лиц, оно выступает гарантом. Объективная необходимость использования государственного кредита заключается в том, что величина возможностей и потребностей государство не совпадают. Источником возвращения государственного кредита и процентов по нему являются налоги, поэтому К. Маркс назвал государственный кредит взятыми наперед налогами. Государственный кредит не является доходов государства, но служит той же цели, а именно покрытие расходов государства и прежде всего дефицита государственного бюджета. Основная форма дохода – налоги, а форма кредита – займы.

Таблица 1. Отличия государственного кредита от банковского кредита

 

Государственный кредит Банковский кредит
1. Получают органы власти и управления 1. Получают физические и юридические лица
2.Используютсяя на покрытие бюджетного дефицита 2. Используются дл хозяйственной деятельности населения в процессе потребления
3. Государственные займы не имеют конкретного целевого характера 3. Имеет целевой характер, выдается на определенные нужды
4. Обеспечением является все имущество, находящееся у государства 4. Конкретные ценности
5.Непредусматривает экономических санкций к государству 5. Предусматривает санкции в случае нарушения сроков возврата или цели его использования
6. Др. 6. Др.

Как видно из таблицы государственный кредит отличается от банковского кредита, а также от других видов кредита.

 

Таблица 2. – Отличия налогов от займов

Налоги Займы
1. Носят обязательный характер 1. Добровольный характер
2. Уплачиваются государству безвозмездно и безвозвратно 2. Подлежат обязательному возврату
3. Для налогов характерно одностороннее движение стоимости от плательщика к государству 3. Государство выдает встречные финансовые обязательства, которые свободно обращаются на рынке

 

Конкретный срок погашения займов определяется советом министров РБ или по его решению министерством финансов. РБ может выступать не только заемщиков, но и кредитором по отношению к иностранным государствам, международным организациям и иных не резидентов страны. Государственный кредит может быть предоставлен республикой тем иностранным государствам и т. д., которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным государственным кредитам. Государственный кредит регулирует денежное обращение в стране, т.о. оказывает положительное влияние на экономику и народное хозяйство.

 

2. Функции государственного кредита

Государственный кредит – финансовая категория, выполняющая

1. Распределительную функцию

2. Контрольную функцию

3. Регулирующую функцию

Через распределительную функцию происходит формирование централизованных денежных фондов государства и последующее их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика государство, обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов, в экономически развитых странах поступления от государственных займов стали 2 после налогов источником финансирования расходов бюджета. Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени.

Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным ранее займам называется рефинансированием государственного долга.

Контрольная функция государственного кредита сочетается с контрольной функцией финансов, но имеет специфические черты. Она тесно связано с деятельностью государство и состоянием централизованного денежного фонда – госбюджета. Она осуществляется как финансовыми, так и кредитными учреждениями.

Регулирующая

Эта функция проявляется, прежде всего, когда государство, вступая в кредитные отношения, вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, а также на производство и занятость, на уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов. Государство может проводить ту или иную финансовую политику, используя государственный кредит, как инструмент регулирования экономики. Государство может формировать спрос и предложение на товары отечественного производства и наоборот, мобилизуя средства физических лиц – оно снижает их платежеспособный спрос. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства, способствуя тем самым росту ссудного процента или цены кредита.

3. Основные формы государственного кредита

Государственный кредит выступает в двух основных формах:

1. Товарной

2. Денежной

Товарная форма применялась широко в первые годы существования СССР (хлебный, сахарный кредит). В последующие годы и в настоящее время в РБ используется денежная форма государственного кредита в виде государственного займа. Государственные займы как формы государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные средства юридических и физических лиц привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета и других общественных потребностей, путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Видом ценных бумаг является облигация - наиболее распространенная форма долговых обязательств государства. Она дает права владельцу по истечению определенного срока получить обратно сумму долга (номинальную стоимость и фиксированный процент).

Государственные займы можно классифицировать по следующим признакам:

1. По виду эмитента (в РБ)

· Займы правительства

· Займы местных органов власти

2. По субъекту держателей ценных бумаг

· Займы, реализуемые среди населения

· Займы, реализуемые среди юридических лиц

· Универсальные займы

3. По месту размещения

· Внутренние

· Внешние

4. По способу выплаты или получению дохода

· Процентные

· Беспроцентные

· Выигрышные

· Процентно-выигрышные

· С купонным доходом

5. По способам обеспечения

· Закладные (обеспечиваются чем-то конкретным, например доходом, имуществом, их чаще используют местные органы власти)

· Бес закладные (обеспечением служит все имущество заемщика, т.е. государства или местных органов)

6. По характеру обращения на рынке

· Рыночные (те, которые свободно покупаются и продаются)

· Не рыночные (не могут свободно менять своего владельца и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг, в основном они используются для мобилизации средств страховой компании и негосударственных пенсионных фондов)

7. По срокам привлечения средств

· Краткосрочные (до 1 года)

· Среднесрочные (до 5 лет)

· Долгосрочные (свыше 5 лет)

8. По методам размещения

· Добровольные

· Принудительные (возникают в случае чрезвычайных обстоятельств и войн, например могут осуществляться методом подписки на заем или методом замораживания вкладов в сберегательных банках)

9. По виду валют

· В национальной валюте

· Валюте иностранных стран

10. По формы эмиссии

· Облигационные

· Без облигационные (оформляются путем записи в долговых книгах, подписание соглашений и договоров на международном уровне)

В настоящее время в РБ государственные займы представлены в основном государственными краткосрочными облигациями (ГКО) и государственными долгосрочными облигациями (ГДО). Облигации выпускаются от имени совета министров РБ и размещаются среди юридических лиц на добровольной основе. Эмиссия ГКО осуществляется регулярно, не реже 1 раза в 3 месяца, со сроком обращения от 1 до 6 месяцев. Функции центрального депозитария выполняет Национальный банк по договору с Министерством финансов. Первичное размещение ГКО производится путем их продажи на аукционе. При первичном размещении облигации продаются по стоимости ниже номинальной (на дисконтной основе). Инвесторы имеют права продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через ОАО Белорусская валютно-фондовая биржа. Правительство обязуется погашать облигации по иссечению срока обращения и поручает Министерству финансов своевременно перечислять центральному депозитарию необходимые для этого средства. Очередной выпуск облигаций осуществляется на основании решения правительства республики с указанием объема выпуска срока обращения, номинальной стоимости, даты выхода и других условий не позднее, чем за 7 дней о начала размещения облигаций этого выпуска. Облигации погашаются в безналичной форме путем перечисления их номинальной стоимости первичным инвесторам. Инвесторы получают доход в виде разницы между ценами реализации или погашения и ценами приобретения облигаций. Доход облагается налогом.

Эмиссия ГДО производится не чаще 1 раза в месяц, объемы эмиссия учитываются при формировании республиканского бюджета. В РБ эмитируются также долгосрочные государственные облигации, не обращающиеся на вторичном рынке ценных бумаг. Размер процентного дохода по ним устанавливается не выше ставки рефинансирования НБ. В РБ также выпускаются облигации государственного сберегательного займа и облигации государственного выигрышно-валютного займа для размещения только среди юридических лиц. В РБ местные займы развиты слабо и практикуются в основном для привлечения средств граждан на жилищное строительство. Объясняется это в основном тем, что дефицит местных бюджетов покрывается за счет республиканского бюджета.

Одной из форм государственного кредита является гарантии предоставляемые правительством РБ по кредитам, выдаваемым банками РБ юридическим лицам РБ. Предельный размер таких гарантий устанавливается ежегодно законами о бюджете страны на очередной год. Государственные гарантии по внутренним и внешним займам (кредитам) предоставляются на платной основе правительством республики по согласованию с президентом РБ. Формой внутреннего государственного кредита являются бюджетные займы (ссуды), которые могут предоставляться за счет средств государственного бюджета и местных бюджетов другому бюджету (кроме бюджетных организации, страховых и вне банковских организаций). Бюджетные ссуды предоставляются организации по функциональным видам расходов в приделах сумм, предусмотренных республиканским бюджетом и местными бюджетами на соответствующий финансовый год. Оформление государственной гарантии по договору внешнего займа (кредита) осуществляется правительством РБ. Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Основными кредиторами РБ выступают Россия, Германия, Италия и другие страны, а также МВФ, международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Европейский банк реконструкции (ЕБРР) и развития и другие.

Сумма полученный внешних займов с начисленными процентами включатся в государственный долг страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.02 с.)