Тема 1: Финансы как исторически-экономическая категория 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: Финансы как исторически-экономическая категория



Финансы и финансовый рынок

Финансисты: Уоррен Баффет - американский финансист, 2-ой после Б. Гейтса, 2-ой в списке американского журнала «Форбс».Состояние 62 млрд. долларов.

Джордж Сорос (Дьордь Шорас) «черная среда» 16.09.1992 обвалили курс фунта стерлинга по отношению к доллару с 2.2% до 2.7%. Потратил более 300 млн. долларов на благотворительность. Написал книгу «Алхимия финансов» 1987 г.

 

Тема 1: Финансы как исторически-экономическая категория

 

Экономическая сущность финансов

Финансы являются важнейшей экономической категорией, отражающей экономическое отношения в процессе создания и использования денежных средств.

Финансовые отношения многообразны, возникают на всех стадиях общественного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности. Особенность этих отношений в том, что они всегда имеют денежную форму финансовой науки. Различаю два основных этапа развития финансов:

· Неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводственный характер, а основная масса денежных, а именно 2/3 бюджета расходовались на военные нужды и не оказали воздействия на экономику. Характерна узость финансовой системы, которая состояла из 1-го звена, т.е. государственного бюджета.

· Характерна многозвенность финансовой системы и высокой степенью воздействия на экономику большим разнообразием денежных отношений. Финансы становятся одним из важнейших орудий, воздействия на отношения воспроизводства, т.е. воспроизводство материальных отношений, вопросы финансовой науки имеются в работах мыслителей древнего мира Ксенофонта и Аристотеля. Среди мыслителей важное место занимает Фома Аквинский. Вместе с тем сама финансовая теория возникает в XVI в. В период зарождения капитализма. Связь финансов и государства привела к тому что, длительное время науки о государстве и только в XIX в. Получила самостоятельность, а во 2-ой половине XX теория финансов признается частью экономической теории.

Сущность финансов, как экономической категории состоит в том, что финансы всегда имеет денежную форму выражения, отражаются в процессе движения денег в наличных и безналичных формах и кроме этого движение всех инвестиционных ценностей заменяющих в определенный момент денежные средства.

Финансы (от лат. Finansia, перевод. денежные потоки или наличность)- это экономические отношения связанные с формированием распределением и использованием централизованных, децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач, целей государства и обеспечения условий расширенного производства.

Финансовые отношения многообразны и возникают между:

1. между хозяйствующими субъектами в процессе преобразования темпции, между предприятием и реализуемыми товарами и услугами.

2. между предприятием и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов

3. между государством и хозяйствующими субъектами при уплате ими налогов или финансовых платежей

4. между отдельными бюджетными и внебюджетными фондами

5. внутри хозяйствующих субъектов при формировании целевых фондов денежных средств финансового отношения при страхования организаций и населения

6. между гражданами централизованными бюджетными фондами при внесении платежей, ресурсов, а также при получении социальных трансфертов

Функции финансов

Функция – это внешнее проявление свойства определенного объекта, т.е. проявление своей сущности действий применительно к этой категории.

Финансы являются элементом стоимостного распределения, и их общественное назначение состоит в том что следует распределять и перераспределять стоимость ВВП между разными субъектами хозяйствования и направлениями целевого использования, в процессе выполнения государством своих функций.

с.

Объектами действия распределительной функции выступает стоимость ВП, часть национального богатства и финансовые активы. С помощью этой функции осуществляется первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов организации (различных фондов предприятия).

Финансы обслуживают разные этапы распределения, участвуя как в первичном распределении стоимости ВВП, так и в его последующем распределении. В результате первичного распределения формируются доходы среди участников материального производства. Они делятся на 2 группы:

1. Заработная плата рабочих и служащих, доходы фермеров и крестьянских хозяйств.

2. Доходы организации сферы материального производства

Первичные доходы не образуют общественных денежных фондов для удовлетворения материальных и культурных потребностей населения и финансирования общегосударственных потребностей, поэтому происходит дальнейшее перераспределение ВВП с целью формирования финансовых ресурсов во внепроизводственной сфере и для перераспределения доходов между различными социальным группами населения.

Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: республиканский и местный.

Распределительный процесс обеспечивается разными звеньями финансовой организации.

Внутриотраслевой – финансы организаций данной области (отрасли)

Межотраслевой (межтерриториальный) – финансы министерств и ведомств, а также республиканского и местного и внебюджетного фондов. 

Благодаря распределительной функции финансы обсуживают воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на него.

С помощью этой функции осуществляется возмещение стоимости потребленных средств, и образуются доходы в совокупности общих продуктов (СОП).

Контрольная функция

Она проявляется в контроле за распределением ВВП по соответственным фондам и расходованию их по целевому назначению. Она позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные функции. В бюджетной сфере существует контроль финансовых потоков, т.к. они управляются не собственниками активов, а государственных служащими. Необходимость контроля за их деятельностью, т.к. государственные служащие не отвечают своим имуществом за результаты, эффективность управления функций. Финансовый контроль в бюджетной сфере сводится к контролю за правильностью формирования ресурсов. Благодаря контрольной функции финансы способны сигнализировать о том, как складываются пропорции распределяемого ВВП и другие вопросы финансовых отношений.

Регулирующая функция, которая связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, кредиты, таможенная пошлина) в процессе воспроизводства.

В целях регулирования экономики и социальных отношений используют финансовую и бюджетное планирование, а также государственное регулирование рынка ценных бумаг.

В условиях рыночных отношений финансы выполняют стабилизационную функцию, сущность которой заключается в обеспечении всех организаций и граждан стабильных социальных и экономических условий, в первую очередь стабилизация финансового законодательства.

На микро уровне финансового субъекта хозяйствования выполняют 3 основные функции:

1. формирование, поддержание, наращивание оптимальной структуры экономического потенциала организаций.

2. Обеспечение текущей финансово-хозяйственной деятельности

3. Обеспечение участия организации в осуществлении социальных процессов.

 

Бюджетная система РБ

В каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающие аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования социальной сферы благоустройства административно территориальных единиц, содержание аппарата управления законодательной власти и т.д. В процессе формирования доходов и расходов бюджетов возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством.

Бюджетная система – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве нашей страны.

Бюджетные системы государства.

В разных странах мира бюджетные системы отличаются особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и других специфических черт. Основными считаются две формы государственного управления. Единая(унитарная) и федеративная. В унитарной(Франция, Италия, Англия, Польша) два уровня бюджета: государственный и местный. В федеративных государствах (США, Канада, Германия, Россия) трехзвенный уровень управления и трехзвенный бюджет: федеральный, бюджеты штатов, республик или членов федерации и местные бюджеты. В РБ двухзвенный бюджет.

Состав главного бюджета РБ включены республиканские целевые бюджетные фонды, состав которых определяется законом о бюджете на очередной финансовый год. Смотри схему.

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов (движение средств) между этими бюджетами.

Например, консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения расположенных на территории района и районного бюджета. Консолидированный бюджет сектора государственного управления состоит из консолидированного бюджета РБ, бюджета государственных внебюджетных фондов и средств от приносящей доходы деятельности бюджетной организации. Доходы бюджета каждой административно территориальной единицы формируются за счет налогов согласно законодательству РБ и других обязательных платежей в соответствии с законодательством. Республиканские налоги обязательны к уплате на всей территории РБ, местные налоги на соответствующей административно-территориальной единицы и зачисляются в местный бюджет. Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития РБ и соответствующих административно-территориальных единиц. И осуществляются по направлению и в размерах установленных законодательством РБ и решениями местных советов депутатов о бюджете. Сбалансированность бюджета всех административных территориальных единиц РБ является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Такая сбалансированность обеспечивается или достигается по средствам бюджетного регулирования.

Бюджетное регулирование – перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами.

 

Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Предельные размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом о бюджете РБ на очередной финансовый (бюджетный) год. Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливаются в абсолютной величине или в процентах к ВВП, а предельный размер дефицита местного бюджета в абсолютной величине или в процентах к объему расходов бюджета. Превышение доходов над расходами бюджета составляет профицит бюджета. Решение об использовании профицита бюджета принимаются президентом РБ или по его поручению правительством РБ, местными исполнительными или распорядительными органами, установленных, законодательством РБ. Финансирование дефицита бюджета осуществляется за счет государственных долговых обязательств и местных займов, кредитов национального банка РБ и других источников.

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – представляет собой регламентируемую нормами права деятельность исполнительных и законодательных органов, органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Бюджетный процесс подразделяется на 4 стадии бюджетной деятельности:

1. Составление проектов бюджетов

2. Рассмотрение и утверждение бюджетов

3. Исполнение бюджетов

4. Составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение

Эти стадии осуществляются в строго указанном порядке в течении бюджетного периода.

В РБ бюджетный период – 12 месяцев с 1 января по 31 декабря. Участники бюджетного процесса:

1. Президент РБ

2. Парламент

3. Правительство

4. Местные советы депутатов

5. Местные исполнительные и распорядительные органы

6. Иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены обязанности и права по регулированию бюджетных отношений по вопросам бюджетного процесса

7. Комитет государственного контроля

8. Национальный банк РБ

9. Распорядители и получатели бюджетных средств

10. Банки и иные организации, и физические лица, которые участвуют в бюджетном процессе

Составление проекта осуществляется правительством РБ не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Этому предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития республики, а также важнейших показателей денежно-кредитных отношений и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики. Вышеназванные прогнозы разрабатываются на 3 года и ежегодно уточняются. Непосредственно составляет проекты бюджетов министерство финансов и местные финансовые органы.

Рассмотрение и утверждение – президент РБвносит проект закона о республиканском бюджете в палату представителей не позднее 1 ноября текущего года. Это проект рассматривается парламентом РБ в установленном регламенте. Проекты бюджетов также рассматриваю местные советы депутатов, и выносят решения после рассмотрения этих проектов в постоянных комиссиях местных советов депутатов. Окончательное утверждение проектов местных бюджетов производится нас сессиях местных депутатов

Исполнение бюджета – это совокупность мероприятий направленных на полное своевременное поступление доходов в бюджет, а также на своевременное финансирование и осуществление расходов в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями. Исполнение республиканского бюджета и местных бюджетов осуществляется на основе законе «о республиканском бюджете» на очередной финансовый год, решении местных советов депутатов о местном бюджете на очередной финансовый год. Бюджетные ассигнования для получателей бюджетных средств являются основанием для утверждения смет доходов и расходов – финансового плана, который определяет объем и целевые направления распределения бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью.

4 этап – составление отчета об исполнении бюджета. Он составляется министерством финансов, в соответствии со структурой и бюджетной классификацией которые применялись при утверждении республиканского бюджета за отчетный финансовый год и ……проектов закона до 1 марта года, следующего за отчетным финансовым годом, вносится на рассмотрение правительства РБ. После одобрение представляется президенту РБ. Затем президент РБ вносит в палату представителей проект закона об утверждении отчета, об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год не позднее 5 месяцев со дня окончания отчетного финансового года.

 

 

Сущность и значение кредита

Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений возникающий между государством, физическими и юридическими лицами при которых государство выступает в качестве заемщика, а иногда в качестве гаранта в процессе привлечения временно свободных средств хозяйствующих субъектов, населения, других государств, международных финансовых организаций и фондов. Средства привлекаются на условиях возвратности, срочности и платности на общегосударственные нужды. В случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов у юридических ИФ юридических лиц, оно выступает гарантом. Объективная необходимость использования государственного кредита заключается в том, что величина возможностей и потребностей государство не совпадают. Источником возвращения государственного кредита и процентов по нему являются налоги, поэтому К. Маркс назвал государственный кредит взятыми наперед налогами. Государственный кредит не является доходов государства, но служит той же цели, а именно покрытие расходов государства и прежде всего дефицита государственного бюджета. Основная форма дохода – налоги, а форма кредита – займы.

Таблица 1. Отличия государственного кредита от банковского кредита

 

Государственный кредит Банковский кредит
1. Получают органы власти и управления 1. Получают физические и юридические лица
2.Используютсяя на покрытие бюджетного дефицита 2. Используются дл хозяйственной деятельности населения в процессе потребления
3. Государственные займы не имеют конкретного целевого характера 3. Имеет целевой характер, выдается на определенные нужды
4. Обеспечением является все имущество, находящееся у государства 4. Конкретные ценности
5.Непредусматривает экономических санкций к государству 5. Предусматривает санкции в случае нарушения сроков возврата или цели его использования
6. Др. 6. Др.

Как видно из таблицы государственный кредит отличается от банковского кредита, а также от других видов кредита.

 

Таблица 2. – Отличия налогов от займов

Налоги Займы
1. Носят обязательный характер 1. Добровольный характер
2. Уплачиваются государству безвозмездно и безвозвратно 2. Подлежат обязательному возврату
3. Для налогов характерно одностороннее движение стоимости от плательщика к государству 3. Государство выдает встречные финансовые обязательства, которые свободно обращаются на рынке

 

Конкретный срок погашения займов определяется советом министров РБ или по его решению министерством финансов. РБ может выступать не только заемщиков, но и кредитором по отношению к иностранным государствам, международным организациям и иных не резидентов страны. Государственный кредит может быть предоставлен республикой тем иностранным государствам и т. д., которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным государственным кредитам. Государственный кредит регулирует денежное обращение в стране, т.о. оказывает положительное влияние на экономику и народное хозяйство.

 

2. Функции государственного кредита

Государственный кредит – финансовая категория, выполняющая

1. Распределительную функцию

2. Контрольную функцию

3. Регулирующую функцию

Через распределительную функцию происходит формирование централизованных денежных фондов государства и последующее их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика государство, обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов, в экономически развитых странах поступления от государственных займов стали 2 после налогов источником финансирования расходов бюджета. Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени.

Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным ранее займам называется рефинансированием государственного долга.

Контрольная функция государственного кредита сочетается с контрольной функцией финансов, но имеет специфические черты. Она тесно связано с деятельностью государство и состоянием централизованного денежного фонда – госбюджета. Она осуществляется как финансовыми, так и кредитными учреждениями.

Регулирующая

Эта функция проявляется, прежде всего, когда государство, вступая в кредитные отношения, вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, а также на производство и занятость, на уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов. Государство может проводить ту или иную финансовую политику, используя государственный кредит, как инструмент регулирования экономики. Государство может формировать спрос и предложение на товары отечественного производства и наоборот, мобилизуя средства физических лиц – оно снижает их платежеспособный спрос. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства, способствуя тем самым росту ссудного процента или цены кредита.

3. Основные формы государственного кредита

Государственный кредит выступает в двух основных формах:

1. Товарной

2. Денежной

Товарная форма применялась широко в первые годы существования СССР (хлебный, сахарный кредит). В последующие годы и в настоящее время в РБ используется денежная форма государственного кредита в виде государственного займа. Государственные займы как формы государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные средства юридических и физических лиц привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета и других общественных потребностей, путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Видом ценных бумаг является облигация - наиболее распространенная форма долговых обязательств государства. Она дает права владельцу по истечению определенного срока получить обратно сумму долга (номинальную стоимость и фиксированный процент).

Государственные займы можно классифицировать по следующим признакам:

1. По виду эмитента (в РБ)

· Займы правительства

· Займы местных органов власти

2. По субъекту держателей ценных бумаг

· Займы, реализуемые среди населения

· Займы, реализуемые среди юридических лиц

· Универсальные займы

3. По месту размещения

· Внутренние

· Внешние

4. По способу выплаты или получению дохода

· Процентные

· Беспроцентные

· Выигрышные

· Процентно-выигрышные

· С купонным доходом

5. По способам обеспечения

· Закладные (обеспечиваются чем-то конкретным, например доходом, имуществом, их чаще используют местные органы власти)

· Бес закладные (обеспечением служит все имущество заемщика, т.е. государства или местных органов)

6. По характеру обращения на рынке

· Рыночные (те, которые свободно покупаются и продаются)

· Не рыночные (не могут свободно менять своего владельца и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг, в основном они используются для мобилизации средств страховой компании и негосударственных пенсионных фондов)

7. По срокам привлечения средств

· Краткосрочные (до 1 года)

· Среднесрочные (до 5 лет)

· Долгосрочные (свыше 5 лет)

8. По методам размещения

· Добровольные

· Принудительные (возникают в случае чрезвычайных обстоятельств и войн, например могут осуществляться методом подписки на заем или методом замораживания вкладов в сберегательных банках)

9. По виду валют

· В национальной валюте

· Валюте иностранных стран

10. По формы эмиссии

· Облигационные

· Без облигационные (оформляются путем записи в долговых книгах, подписание соглашений и договоров на международном уровне)

В настоящее время в РБ государственные займы представлены в основном государственными краткосрочными облигациями (ГКО) и государственными долгосрочными облигациями (ГДО). Облигации выпускаются от имени совета министров РБ и размещаются среди юридических лиц на добровольной основе. Эмиссия ГКО осуществляется регулярно, не реже 1 раза в 3 месяца, со сроком обращения от 1 до 6 месяцев. Функции центрального депозитария выполняет Национальный банк по договору с Министерством финансов. Первичное размещение ГКО производится путем их продажи на аукционе. При первичном размещении облигации продаются по стоимости ниже номинальной (на дисконтной основе). Инвесторы имеют права продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через ОАО Белорусская валютно-фондовая биржа. Правительство обязуется погашать облигации по иссечению срока обращения и поручает Министерству финансов своевременно перечислять центральному депозитарию необходимые для этого средства. Очередной выпуск облигаций осуществляется на основании решения правительства республики с указанием объема выпуска срока обращения, номинальной стоимости, даты выхода и других условий не позднее, чем за 7 дней о начала размещения облигаций этого выпуска. Облигации погашаются в безналичной форме путем перечисления их номинальной стоимости первичным инвесторам. Инвесторы получают доход в виде разницы между ценами реализации или погашения и ценами приобретения облигаций. Доход облагается налогом.

Эмиссия ГДО производится не чаще 1 раза в месяц, объемы эмиссия учитываются при формировании республиканского бюджета. В РБ эмитируются также долгосрочные государственные облигации, не обращающиеся на вторичном рынке ценных бумаг. Размер процентного дохода по ним устанавливается не выше ставки рефинансирования НБ. В РБ также выпускаются облигации государственного сберегательного займа и облигации государственного выигрышно-валютного займа для размещения только среди юридических лиц. В РБ местные займы развиты слабо и практикуются в основном для привлечения средств граждан на жилищное строительство. Объясняется это в основном тем, что дефицит местных бюджетов покрывается за счет республиканского бюджета.

Одной из форм государственного кредита является гарантии предоставляемые правительством РБ по кредитам, выдаваемым банками РБ юридическим лицам РБ. Предельный размер таких гарантий устанавливается ежегодно законами о бюджете страны на очередной год. Государственные гарантии по внутренним и внешним займам (кредитам) предоставляются на платной основе правительством республики по согласованию с президентом РБ. Формой внутреннего государственного кредита являются бюджетные займы (ссуды), которые могут предоставляться за счет средств государственного бюджета и местных бюджетов другому бюджету (кроме бюджетных организации, страховых и вне банковских организаций). Бюджетные ссуды предоставляются организации по функциональным видам расходов в приделах сумм, предусмотренных республиканским бюджетом и местными бюджетами на соответствующий финансовый год. Оформление государственной гарантии по договору внешнего займа (кредита) осуществляется правительством РБ. Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Основными кредиторами РБ выступают Россия, Германия, Италия и другие страны, а также МВФ, международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Европейский банк реконструкции (ЕБРР) и развития и другие.

Сумма полученный внешних займов с начисленными процентами включатся в государственный долг страны.

 

Тема: Финансы организаций

1. Сущность и функции финансов предприятий

2. Классификация финансов предприятия

3. Управление финансами предприятия

 

 

Процесс формирования, распределения, использования денежных средств на предприятии опосредуется финансовыми отношениями которые возникают между:

· Предприятием и государством, в части налоговых выплат и финансовой помощи со стороны государства

· Предприятием и кредитно-финансовыми организациями, при получении кредитов и использования лизинговых услуг

· Предприятиями и страховыми организациями при уплате страховых взносов и получении страхового возмещения

· Предприятии и другими хозяйствующими субъектами, при расчетах за приобретение товаров и оказание услуг

Функции финансов:

1. Аккумуляция финансовых ресурсов, которая связана нс необходимостью обеспечения предприятия денежными средствами для выполнения уставных целей, решение стратегических и оперативных задач. Основными источниками денежных средств является прибыль предприятия. Предприятие также привлекают заемные средства.

2. Распределительная, направлена на оптимизацию структуры расходов предприятия. С помощью обоснованного распределения финансовых ресурсов обеспечивается рациональная структура имущества и капитала, использование прибыли и привлеченных средств.

3. Контрольная, функция заключается в обеспечении постоянного контроля за экономным и рациональным использованием финансовых ресурсов.

На крупных предприятиях за организацию финансовой деятельности отвечают специализированные финансовые службы (финансовые отделы). На средних предприятиях работники бухгалтерии, планово-экономического отдела, иногда маркетингового отдела. А на малых предприятиях бухгалтера.

Классификация финансов

· По форме собственности:

1. Государственные

2. Негосударственные

3. Смешанные формы собственности

4. С участием иностранного капитала

· По отраслевой принадлежности

1. Сельское хозяйство

2. Промышленность

3. Транспорт

4. И т.д. по отраслям

· По типу предприятия

1. Крупные (от 250 человек)

2. Средние (до 250 человек)

3. Малые (до 100 человек), если до 15 человек – то микро предприятие

· По организационно-правовой форме

1. По коммерческим предприятиям

· производственных кооперативов

· Хозяйственных товариществ (ООО, ЗАО, ОАО)

· Унитарные предприятия (государственные и частные)

2. Финансы некоммерческих предприятий

· Финансы ассоциация

· Союзов

· Потребительских кооперативов

· Фондов

Тема: Капитал предприятия

Формы заемного капитала

3. Оптимизация структуры капитала предприятия (эффект финансового рычага)

Формы заемного капитала

Банковский кредит Предоставляется коммерческими банками и небанковскими кредитными организациями (МКО) Выделяется физическим и юридическим лицам на основе кредитного договора, заключаемого между банком и кредитополучателем. В договоре определяется величина кредита и размер процентной ставки. В качестве обеспечения кредита принимается имущество, поручительство другой организации или физического лица, гарантийный депозит или страховой полис.
Коммерческий кредит (товарный) Предоставляется субъектами хозяйствования, Предоставляется в форме отсрочки оплаты материальных ценностей на определенное время, в этом случае кредитором выступает производитель или поставщик товара, а в роли заемщика покупатель продукции (работ, услуг), имущественных прав. В случае если покупатель оплачивает продукцию ранее оговоренного срока, поставщик предоставляет ему скидку, которая называется Skonto.
Лизинг Предоставляют лизинговые компании Лизинг бывает операционный и финансовый. Объектом лизинга может выступать движимое и не движимое имущество, рабочие инструменты, нематериальные активы. Срок лизингового договора не превышает срок полезного использования арендуемого имущества. По окончанию договора имущество возвращается в собственность лизингодателя. Лизинг предполагает участие трех субъектов: 1. продавец 2. Лизингодатель 3. Лизингополучатель Если продавец и лизингодатель выступают в одном лице, то такой лизинг называется прямым. Операционный лизинг используется в следующих случаях: 1. если требуется дорогостоящее оборудование на относительно короткий срок 2. если привлекаемое по лизингу оборудование подвержено быстрому моральному износу. Срок действия договора при операционном лизинге значительно меньше срока использования имущества, т.е. для полного его износа имущество передается в лизинг неоднократно. Финансовый лизинг в данном случае рок договора, как правило, соответствует или максимально приближен к сроку полезного использования имущества. По окончанию договора оборудование или другое имущество переходит в собственность лизингополучателя. Основным преимуществом лизинга по сравнению с банковским кредитом является, то что лизинговые платежи в полном объеме включаются в затраты выпускаемой продукции, в то время как процент по банковскому кредиту не всегда выплачивается с отнесением на затраты.
Факторинг Предоставляют факторинговые компании и банки Факторинг предполагает приобретение банком или специализированной фирмой (фактор фирмой) части дебиторской задолженности связанной с реализацией продукции или имущества на основе заключенного договора. Суть данных трансакций состоит в том, что хозяйствующий субъект продает причитающуюся ему задолженность фактор фирме, которая должна будет взыскивать обязательства с должника хозяйствующего субъекта. В данной операции участвуют три самостоятельные субъекта: 1. Факторант (производитель или продавец товаров) 2. Фактор (фирма или коммерческий банк, которые приобретаю задолженность и перечисляют оговоренную сумму факторанту) 3. Должник (покупатель продукции) Выделяют полный или частичный факторинг. При полном факторинге все риски связанные с неполучением средств от должника ложатся на фактор-фирму. При частичном факторинге фактор в праве требовать о факторанта ранее внесенные им средства или часть средств которые не сможет истребовать от должника. При проведение факторинговых операций фактор-фирма получает прибыль, которая ровна разницу между суммой истребуемой долга от должника и суммой перечисленного долга факторанту. Факторин бывает возвратный и невозвратный  
Форфейтинг Предоставляют форфейтинговые компании Международный факторинг. Который используется для совершения экспортно / импортных операций расчеты проводятся с использованием векселей, при форфейтинге добавляется 4 субъект отношений – страховая организация или консультационная фирма, т.е. появляется фирма посредник.
Франчайзинг Предоставляют крупные корпорации и акционерные общества Франчайзинг – это особый вид сотрудничества хозяйствующих субъектов основанный на продаже новых технологий, фирменных знаков, прогрессивных методов организации производства крупными фирмами другим предприятием в идее франшиз. В данном случае франчайзи –покупатель, франчайзер – продавец. 

                                                      100 % требует

                     Фактор-фирма                           Покупатель / Должник

ДЗ продает     Перечисляет 75-90       Перечисляет на р/с


             Факторант / продавец

 


3. Оптимизация структуры капитала

Общий объем капитала складывается из многих составляющих, поэтому при его формировании необходимо учитывать объем затрат связанный с привлечением различных источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности предприятия. Как правило, цена заемного капитала рассчитывается в процентах к стоимости выданных кредитов, оказанных лизинговых, факторинговых и других услуг. На практике используется ряд инструментов оптимизации структуры капитала. Особое место среди низ занимает финансовый рычаг. Положительный эффект финансового рычага достигается за счет привлечения заемных средств на условиях что связанный с ним уровень затрат меньше, чем рентабельность собственного капитала.

ЭФР =(1-Z) (Ra –R)*ЗC/CC

               Дифференциал рычага Плечо рычага

 

Z – ставка налога на прибыль

ЗС – заемные  средства

СС – собствен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.12 с.)