Тема: Предметная область экономической социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Предметная область экономической социологии



Лекция 1

 

Преподаватель: Верховин Владимир Исаакович, каф. Эк. Социологии.

       •     Верховин, Зубков «Экономическая социология»

       •     Веселов, Мацунов «Основы экономической социологии»

       •     Веселов «Экономическая социология: история идей», Спб, 1995.

       •     Заславская «Социология экономической жизни»

       •     Кравченко «Дискуссии о предмете экономической социологии»

       •     Радаев «Социология рынков: к формированию новых направлений»

       •     Радаев «Экономическая социология»

       •     Смелзер «Социология экономической жизни»

       •     Смелзер «Социальный подход анализа хозяйства»

       •     Верховин «Экономическая социология» в 2 и 1 томах.

       •     Соколова Г.Н. «ЭС», Минск, 2000

Лекция

       •     Проблема социального (экономического) неравенства

       •     Монополия – это не только экономический, но и социальный феномен, который проявляется во всех сферах общественной жизни.

       •     Монополия – стратификация социальных статусов различных слоев и социальных групп, которые имеют неравные возможности доступа к экономическим ресурсам.

       •     В этом контексте необходимо изучение (на теоретическом и эмпирическом уровнях) двух противоречивых тенденций, которые, уравновешивая друг друга, постоянно «взбалтывают» (6)

 

МНОГО ПРОПУЩЕНО!!! ПЕРЕПИСАТЬ

 

2. Рациональность экономического выбора всегда вторична – она определяется системой предпочтений, которые задаются в рамках определенной экономической культуры.

3. Именно система ценностей экономической культуры является конкретным ориентиром экономического выбора.

4. Поэтому можно сказать, что разум «обслуживает» ценности, которые первичны по отношению к решениям действующих субъектов, а не наоборот.

5. Таким образом, интерпретация и изучение матриц экономических культур и субкультур является одной из важнейших проблем, которые должны разрабатываться в рамках ЭС.

           

Мотивация ЭП

Ключевые понятия и их определения

Мотив – рационализация, обоснование и оценка будущих поступков и действий, ориентированных на конкретный результат.

Мотивация – процесс формирования мотива и человеческого поведения.

Мотиваторы – факторы, побуждающие человека действовать и входящие в содержание мотивов.

Структура мотиваторов социального поведения

Внутренние мотиваторы

Внешние мотиваторы (стимулы)

Ценностно-рациональная сфера (ценности, сфера рационального)

Сфера стереотипов и социальных действий

Сфера человеческих способностей

Сфера человеческих потребностей

Эмоционально-волевая сфера

Сфера подсознательного

Генотип человеческого поведения

Факторы естественной среды обитания

Факторы искусственной среды обитания

Социальный круг

Институциональная среды

 

Мотивы ЭП

Культурологическая интерпретация мотивации ЭП

       •     Архетипом ЭП является универсальная формула = максимум вознаграждений путем минимума затрат

       •     Эта формула поведения заложена в каждом индивидуальном человеческом сознании как результат эволюции экономической культуры

       •     Пример из фольклора: джинсы из бутылки, ковры-самолеты и д.р. персонажи, выполняющие все человеческие желания.

       •     Этот идеальный мотиватор человеческого поведения лежит в основе всех экономических действий. Однако, в реальности он ограничен множеством лимитов (ограничений).

Мотивы ЭП

Лимиты и ограничения ЭП

Их особенности

1

Пространственно-временные лимиты

Человек ограничен в пространстве и времени. Он действует в рамках своих жизненных и временных перспектив

2

Функциональные

Человек ограничен рамками своих субъективных способностей и возможностей

3

Аксиологические

Человек ограничен рамками тех ценностей, которые для него значимы

4

Интерактивные

Человек ограничен интересами и притязаниями других людей, с которыми он взаимодействует

5

Ресурсные

Человек ограничен качеством и количеством ресурсов, которыми он обладает

 

 

Лекция

Особенности лимитов экономического поведения:

       •     Лимиты ЭП бывают абсолютными и относительными

       •     Абсолютные лимиты – это те ограничения, которые нельзя преодолеть ни в настоящем, ни в будущем времени

       •     Относительные лимиты – это те ограничения, которые могут преодолеваться с целью максимизации экономического интереса (максимизации выгод и минимизации издержек ЭП)

       •     Все лимиты, которые были перечислены выше трансформируются в определенные виды мотивов ЭП.

Рассмотрим некоторые из них:

       •     Мотив ЭП, связанный с преодолением неопределенности (неполноты информации). Его основные характеристики:

       •     В условиях рынка все экономические агенты с целью максимизации выгоды находятся в постоянном поиске конфиденциальной информации (о ценах, конъюнктуре рынка, новых продуктах, технологиях и т.п.).

       •     Конфиденциальная информация – это редкая информация, которая повышает шансы одних субъектов рынка по отношению к другим.

       •     Мотив поиска конфиденциальной информации порождает мотив ее защиты. То есть сохранение конфиденциальной информации является важным мотивом ЭП.

       •     Мотив, связанный с преодолением преимуществ других агентов рынка. Содержание этого мотива:

       •     Основа этого мотива – минимизация факторов неравенства различных экономических субъектов, включенных в систему рыночного обмена.

       •     Минимизация неравенства – это есть конкурентное действие, связанное с выравниванием шансов дискриминируемой стороны по отношению к дискриминирующей.

       •     Выравнивание шансов – различные способы перераспределения ресурсов в пользу дискриминируемой стороны.

       •     Существует множество вариантов выравнивания шансов (легальных и нелегальных), в том числе:

       •     Редистрибуция, или распределение ресурсов за счет налогообложении и др. фискальных методов, трансферты и т.п.

       •     Форсирование личностных ресурсов, например, повышение квалификации и т.п.

       •     Перераспределение прав собственности

       •     Поиск и использование конфиденциальной информации,ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ОБЫГРАТЬ КОНКУРЕНТОВ

       •     Получение преимуществ за счет использования удачного стечения обстоятельств

       •     Кооперация ресурсов нескольких экономических объектов против конкурентов

       •     Создание и внедрение инноваций – новых продуктов, новых технологий, форм организаций и т.д.

       •     Мотив, связанный с преодолением функциональных лимитов (ограничений). Его особенности:

       •     Эти мотивы направлены на развитие профессиональных способностей субъектов ЭП, что позволяет им решать более сложные инновационные задачи.

       •     В свою очередь, решение этих задач обеспечивать преимущество субъектов ЭП по отношению к конкурентам.

       •     Эти преимущества в конечном итоге позволяют получить большую выгоду (прибыль) и занять лидирующее положение на определенном секторе рынка.

       •     Т.о. мотив, связанный с преодолением функциональных лимитов и расширением профессиональных возможностей является одним из главных факторов развития человеческой мотивации.

       •     Мотив, связанный с преодолением ресурсных лимитов. Его особенности:

       •     В обществе постоянно идет борьба ЭС за ресурсы и блага, которые обеспечивают реализацию их интересов.

       •     Биологической основой этого мотива является борьба за выживание видов, которая в условиях человеческого общества социализируется и реализуется в различных легальных и нелегальных формах.

       •     Легальные формы борьбы за ресурсы базируется на использовании различных методов конкурентной борьбы, в рамках которых происходит постоянная смена экономических лидеров, перманентно достигающих и теряющих свои преимущества. Т.е. они приобретают или лишаются ресурсов: денег, активов, статусов, выгодных рыночных позиций и т.п.

       •     Нелегальные формы борьбы за ресурсы связаны с различными методами их перераспределения на основе произвола (воровства, мошенничества, коррупции, экспроприации).

Основные характеристики ЭП

Различные виды ЭП отличаются по следующим параметрам

       •     По способам получения выгоды от обращения ЭР

       •     По степени и факторам риска.

       •     По длительности цикла «затраты-возмещения»

       •     По степени точности расчета (калькуляции) ожидаемого результата.

       •     По числу субъектов, участвующих в обороте ЭР

       •     По формам пространственно-временной локализации

       •     По степени легальности.

Рассмотрим некоторые из них.

1ый параметр. Способы получения выгоды от обращения ЭР:

       •     Наиболее массовый – продажа рабочей силы работодателям.

Чем выше планка наших достижений, тем меньше вероятность успеха.

       •     Получение (максимизация) прибыли от использования различных факторов производства.

       •     Экономическая рента – получение дохода от ЭР, не требующих от владельцев предпринимательской деятельности.

       •     Доход, получаемый от деятельности предпринимателя, идущего на риск ради внедрения инноваций (предпринимательский доход).

       •     Возмещение упущенной выгоды в процессе кредитования, инвестирования (получение %).

       •     Максимизация выгоды за счет использования монопольных эффектов.

       •     Получение прибыли за счет использования конъюнктурно-игровых эффектов, т.е. в результате угадывания будущих событий.

       •     Нелегальное получение выгоды за счет производства и предложения запрещенных благ и услуг.

       •     Нелегальная редистрибуция – различные способы изъятия благ (капитала, имущества, прибыли и т.п.) без согласия на то их владельца.

2ой параметр – Факторы и степени риска

2.1 Риск – это рациональное действие, рассчитанное на определенную вероятность «выгоды-ущерба» (успеха-неудачи).

2.2. особенности и виды рисковых действий:

2.2.1 все социальные (экономические) действия реализуются в вероятностном социальном пространстве, поэтому их в той или иной степени можно называть рискованными.

2.2.2 вероятность достижения результата варьируется в громадном диапазоне значений от «1» до «0».

2.2.3. условно можно выделить 2 вида ЭД:

      •     Типовые, стандартные, для которых характерен минимальный уровень риска.

      •     нетиповые нестандартные, для котоырх характерен высокий уровень риска.

      •     Нетиповые, нестандартные действия более рискованны, т.к.:

       •     Человек действует в нестандартных ситуациях, не имеющих аналога

       •     Человек не обладает необходимыми навыками информации.

      •     Факторы риска – события, явления, обстоятельства, условия и субъекты, которые вносят неопределенность и непредсказуемость в процесс достижения цели (успеха).

      •     Объективные факторы риска – факторы, которые не зависят от воли и желания действующих субъектов и могут при определенных условиях понижать величину вероятности положительного результата (успеха).

      •     Субъективные факторы риска – факторы, которые полностью или частично зависят от компетентности, воли и желания субъектов, принимающих решения.

2.4. Содержание ОФР

2.4.1. институциональные ФР – та нормативная база ЭД (или ее отсутствия), которая обуславливает степень их рискованности.

2.4.2. политические ФР – действия, решения политических структур, которые могут изменять политическую конъюнктуру и влиять на степень риска ЭД. Политическая конъюнктура может быть:

       •     Благоприятной и неблагоприятной

       •     Стабильной и нестабильной

       •     Предсказуемой и непредсказуемой

2.4.3. Экономические ФР, к ним относятся:

       •     Экономические ресурсы, которые могут влиять на величину вероятности достижения положительного результата.

       •     Экономическая конъюнктура, которая изменяет параметры и степень риска экономической среды. К этим компонентам ЭК относятся:

- колебания спроса-предложения на рынке благ и услуг;

- колебания % ставок;

- изменение ставок налогов и пошлин;

- колебания котировок валют;

- ценовые колебания и т.п.

       •     Поведение партнеров, с которыми взаимодействуют субъекты ЭП. Степень надежности партнеров и контрагентов зависит от:

- степени их платежеспособности и компетентности;

- степени материальной заинтересованности;

- экономических интересов и т.п.

2.4.4. Природно-географические ФР

2.4.5 Социальные факторы риска – различные компоненты социальной среды, в рамках которой реализуются те или иные модели ЭП, в том числе:

- менталитет и социальные установки населения, из числа которого рекрутируется рабочая сила;

- менталитет и социальные установки социальных групп и слоев, из которых рекрутируются представители бизнеса;

- уровень развития экономической морали, которая определяет доминирующие ценности и регуляторы ЭП;

- уровень образования населения;

- этнический состав и т.п.

3ый параметр. Длительность циклов «затраты-возмещения» и его особенности.

      •     Все виды ЭП длятся во времени и пространстве, имеют цикличную структуру.

      •     Полный цикл обращения ЭР условно можно дифференцировать на 2 части – фазу затрат и фазу возмещений.

      •     Полный цикл ЭД по степени достижения результата дифференцируется условно на 3 варианта:

- сумма затрат = сумма возмещений (равновесие)

- сумма затрат > сумма возмещений (убыток)

- сумма затрат < сумма возмещений (прибыль)

3.4. Эти фазы (варианты) являются составляющими всех ЭД, независимо от их специализации.

Например:

- производство (затраты) – сбыт на рынке (возмещение);

- покупка акций (затраты) – получение дивидендов, продажа акций (возмещение).

3.5. возобновление ЭД во времени зависит от достигнутого результата:

- если цикл прибыльный, то ЭД возобновляется, расширяется.

- если цикл равновесный, то ЭД повторяется, дублируется.

- если цикл убыточный, то ЭД прекращается.

3.6. Циклы ЭД в зависимости от ресурсов, запускаемых в экономический оборот, различаются по длительности. Условно можно выделить:

- краткосрочные

- среднесрочные

- долгосрочные.

4ый параметр. Степень точности расчета (калькуляции) ожидаемого результата.

      •     Главным компонентом успешности любого ЭД является расчет, калькуляция тех затрат и выгод, которые определяют их результат.

 

      •     Процесс калькуляции ЭД состоит из следующих элементов:

- учет наличных ресурсов, вовлекаемых в ЭО (экономический оборот)

- построение баланса затрат и возмещений тех ресурсов, с помощью которых достигается планируемый результат

- построение временного масштаба процесса достижения экономической цели

- формирование системы коррекции, которая позволяет, при необходимости, изменять параметры промежуточных результатов, не соответствующих плановым расчетам

- резервирование необходимых ресурсов с целью минимизации и страхования рисков.

 

      •     Виды калькуляции ЭД

 

- технологические расчеты – расчеты, определяющие выход готовой продукции, получаемый с помощью тех или иных факторов производства за планируемый промежуток времени

- организационные управленческие расчеты – расчеты, определяющие оптимальную структуру и занятость персонала, необходимого для выполнения конкретных управленческих задач за планируемых промежуток времени.

- маркетинговые расчеты – расчеты, связанные с разработкой и реализацией стратегии и тактики сбыта с целью оперативного опережения конкурентов и формирования положительной мотивации покупателей.

- финансовые расчеты, определяющие необходимый баланс финансово-денежных активов в течение планового срока инвестирования проекта

- коммерческие расчеты – расчеты ожидаемой коммерческой прибыли.

- посреднические расчеты, связанные с достижением прибыли от разницы покупки и продажи конфиденциальной информации

- биржевые расчеты – расчеты ожидаемой прибыли от разницы цены покупаемых и продаваемых активов (акций)

- бытовые, потребительские расчеты, обеспечивающие положительный баланс между доходами и расходами потребительского бюджета.

4.4. Экономические расчеты лимитируются следующими факторами:

- временем, которое имеется в распоряжении субъектов ЭП

- количеством и качеством ЭР

- информацией и ее достоверностью

- компетентностью ЭС и др.

4.5. Экономические калькуляции (расчеты)

- оперативные

- тактические

- стратегические

Оперативные – разновидность экономических расчетов, в рамках которых решение и действие практически не разделяются временным интервалом.

Тактические – разновидность экономических расчетов, в рамках которых существует определенный временной интервал между процессом принятия решений и действиями по достижение экономической цели. Это позволяет осуществлять оценку, коррекцию и исправление неверно рассчитанных действий.

Стратегические – разновидность экономических расчетов, где решения и последующие действия разделяются большим временным интервалом. Стратегические расчеты характеризуются тем, что ЭС не находится в рамках необратимой ситуации и имеет достаточно временных ресурсов для моделирования и планирования своих действий.

5ый параметр. Число субъектов, участвующих в обороте ЭР.

      •     Оборот того или иного ЭР может осуществляться:

- индивидуальной С – одним физическим лицом

- групповым С – 2 и более физическими лицами, которые могут находится в отношении партнерства, родства или в отношении функциональной связи

- массовые субъекты или множество физических лиц, участвующих в той или иной степени в обороте того или иного ЭР

- социетальным С, т.е. всеми членами той или иной общности, популяции.

5.2. Классификация ЭС, основанием которой является исключительное право доступа ЭР.

1. Индивидуальные собственники:

- собственник рабочей силы (наемный работник)

- собственник факторов производства, не участвующий в капитализации (рантье)

- собственник факторов производства, непосредственно участвующих в ЭО (бизнесмен).

- собственник редкой конфиденциальной информации, получающий доход от ее продажи на рынке (брокер, маклер, посредник)

- держатель активов (акций и др. ценных бумаг, получающий доход в виде дивидендов (акционер)

- собственник и продуцент технологий, ноу-хау и т.п., получающих доход от их предложения на рынке (предприниматель)

- сосбтвенник лицензий, прав собственности, получающий доход от их предоставления другим экономическим агентам

- собственник статусов, привилегий, прав собственности.

- собственник движимого и недвижимого имущества.

2. Групповые собственники 0 несколько лиц, владеющих ЭР на долевой паевой основе, в т.ч.:

- семья, владеющая капиталом, землей, имуществом, профессиональными секретами и т.п.

- семейно-родственный клан, объединяющий в единое дело фирму, свое имущество, капитал, землю и др. ресурсы

- товарищество, партнерство, объединяющие свои ЭР для максимизации совместной прибыли.

      •     лекция

3.Массовые (ассоциативные и институциональные) собственники, обладающие различной долей прав владения, польхования и распоряжения ЭР:

       •     члены кооператива, совместно распоряжающиеся его активами и прибылью

       •     персонал фирмы, предприятия, участвующий в прибыли

       •     члены акционерного общества, обладающие долей прав собственнорсти (внешние акционеры предприятия, внутренние акционеры предприятия, фирмы).

4.Социетальные собственники, имеющие номинальный или реальный доступ к объектам государственной или муниципальной собственности:

       •     чиновники гос. Рег. И коммунальных властей

       •     лица, проживающие на территории данных гос-в, имеющие права гражданства

       •     льготные категории граждан, имеющие право доступа к тем или иным объектам гос. И муниц. Собственности

       •     члены коммуникальных общин, обладающие преимущественным правом доступа к объектам ком. Собственности

6ой параметр. Формы пространственно-временной локализации ЭП

      •     Все ЭД реализуются во времени и пространстве

      •     ПВК – зона (ареал) эк. Жизненной активности субъектов ЭП

      •     Масштабы ПВК могут быть самыми разнообразными – от поведенческого сектора отдельного потребителя (домашнего хоз-ва) до ареала действия ТНК

      •     В рамках конкретных ПВК легализируется деятельность конкр. ЭС

      •     В пределах конкретного ПВК локализируются конкретные ЭР, которые являются предметом и объектом разл. ЭД

      •     Рамки ПВК относительны.

      •     Факторы активности субъектов ЭП:

       •     Количество и качество ЭР

       •     Уровень компетентности и силы социальных притязаний

       •     Информационно-коммуникативные возможности

       •     возможности социального статуса

7ой параметр. Степень легальности ЭД

       •     полное запрещение законом производства и продажи благ и услуг

       •     разрешено производство благ и услуг, но запрещен их свободный сбыт

       •     разрешено производство благ и услуг, но только определенного качества

       •     разрешено производство благ и услуг, но только определенными квотами

       •     разрешено производство благ и услуг, но только для определенных категорий покупателей

       •     разрешено производство благ и услуг, но только при наличии лицензии

       •     разрешено производство благ и услуг, но только при наличии регистрации

       •     разрешено производство благ и услуг, но только при условии уплаты налогов

 

Лекция

9. Каждый человек обладает собственной шкалой ценностей и целей, которая не сводима к шкалам ценностей других людей.

10. Объективное межличностное сравнение ценностей благ, которые потребляются множеством людей, невозможно вне рыночного обмена. Только в условиях рынка мы получаем инструменты и возможности сравнивать наши механизмы и ценности.

11. Миллионы людей, обладающие своими собственными шкалами, координируют свои действия в рамках системы рыночного обмена.

12. В рамках рыночного обмена возникает возможность сопоставления и сведения индивидуальных шкал множества людей к единой шкале экономических ценностей, т.е. к ценам.

13. Цена – информация о том, что данное благо может быть, при определенных условиях, использовано для удовлетворения человеческих потребностей, т.е. продано или куплено.

14. Колебания цен – информация о том, что те или иные блага изменяют свою ценность (относительную редкость) в процессе обращения на рынке.

15. Изменение ценности (цены) благ (товаров) является стимулом поведения для продавцов и покупателей, которые вступают в обмен только в том случае, если хотят выгодно купить или продать что-либо (продать дороже или купить дешевле).

16. Конъюнктура рыночных колебаний, которая фиксируется в ценах, управляет поведением множества экономических агентов, ориентированных на получение выгоды.

Универсальная формула КП

«Чем меньше контроля за поведением продавцов, тем больше у них возможностей для минимизации издержек и максимизации выгоды (прибыли) за счет покупателей и наоборот».

(Т.е. в большинстве случаев на рынке существует асимметрия между продавцом и покупателем в пользу продавца).

 Из этой формулы вытекает следствие:

Мораль продавца и его ответственность перед покупателем прямо пропорциональны жесткости контроля за его поведением со стороны покупателей.

Из этого следствия вытекают два крайних варианта коммерческих отношений между продавцом и покупателей:

Нарисовать треугольник

В условиях монополии продавца и дефицита товаров продавец диктует свои условия покупателю (рынок продавца)

 

В условиях рынка совершенной конкуренции, когда много продавцов

 

В действительности существует множество видов рынков продавцов и покупателей.

Виды рынков:

       •     Рынок чистой совершенной конкуренции

       •     Рынок несовершенной конкуренции

       •     Олигополистический рынок

       •     Монополистический рынок

Рынок совершенной конкуренции (РСК)

       •     Особенности РСК:

- на рынке много продавцов и покупателей

- они продают и покупают идентичную продукцию

- типичные РСК – это продажа некоторых видов с/х продукции, некоторых видов ценных бумаг.

- цены на РСК формируются стихийно

- институтом формирования цен на РСК является биржа.

2. Особенности поведения продавцов на РСК:

- продавцы должны приспосабливаться к конъюнктуре рыночных цен

- затраты и выгоды должны соотноситься с колебанием цен

3. Маркетинг продавцов на РСК:

- сокращение издержек обращения

- поиск покупателей, которые могут купить товар выше рыночных цен

- умение угадывать изменение рыночных цен с целью опережения конкурентов

- оперативная смена номенклатуры продаваемых товаров, на которые наблюдается спрос

- обеспечение оптимального объема продаж для минимизации накладных расходов.

4. Особенности поведения покупателей на РСК:

- приспособление к конъюнктуре рыночных цен

- поиск продавцов, которые предлагают минимальные цены

- увеличение объемов покупок в связи с падением цен и уменьшение объемов покупок в связи с их повышением

- уменьшение издержек обращения

- увеличение доходов или уменьшение потребностей

- поиск продавцов, которые могут обеспечить более высокое качество товаров и оперативное их предложение.

Монетарное поведение

Институт денег – соц.-экон.институт, который обеспечивает распределение, калькуляция, оценку благ (ЭР-ов) в процессе Э обмена между людьми.

Основные функции денег:

- средство измерения ценности обращающихся товаров

- средство соизмерения и сравнения ценностей благ относительно друг друга

- система обязательств по реализации Э обмена

- специальное техническое средство обеспечения обмена различными ценностями

- средство замещения благ и их трансформации друг в друга

- средство накопления экон.ценностей

- знак и символ соц.-экон.обмена

- средство оперативного обмена конресурсами, минимизации трансакционных издержек

- нормативное условие, правила соц.-экон.обмена

- средство калькуляции, расчёта, числовой масштаб и шкала экон.обмена

- средство калькуляции эквивалентности выгоды экон.обмена

Интерпретация института денег в Э концепции Ф.Хайека:

 - деньги – самый абстрактный и бестелестный институт из всех Э институтов

 - деньги – посредник Э обмена

 - через денежный институт опосредуются самые общие, чувственно не воспринимаемые последствия индивидуальных действий множества людей, которые находятся в отношении Э обмена друг с другом

- в институте денег сформулированы правила, руководящие Э деятельностью

- деньги делают возможным расширенный порядок чел.сотрудничества и осуществление всех расчётов в единицах рын.ценностей, ценах

- институт денег в рамках системы Э обмена обеспечивает координацию действий миллионов людей, преследующих собственные интересы

- деньги превращают дискретные действия множества людей, обменивающиеся ценностями, в целостную регулятивную систему, которая: а) обеспечивает порядок дистрибутивных отношений между ними; б) синхронизацию их субъективно несоизмеримых интересов ицелей

Деньги благодаря своим универсальным качествам занимают важнейшее место в жизни каждого. Это объясняется:

       •     Деньги позволяют оценить в сопоставимых показателях большинство чел.действий

       •     Они обеспечивают координацию множества чел.интересов и целей

       •     Они дают возможность измерить справедливость обменных операций между людьми

       •     Обеспечивают адаптацию людей к:

       •     Объективным рын.процессам

       •     Конъюнктуре рын.колебаний

       •     Бюджетным ограничениям

       •     Множеству экон.ценностей, которые обращаются на рынке

       •     Множественным интересам и потребностям людей

       •     Обладают особым качественно-количественным статусом. Э то положение расшифровывается тем, что: 1) они – это абсолютная ценность, стандартная ценность. 2) это средство для выражения и измерения величины других ценностей.

Амбивалентность денег:

       •     С 1 стороны – они абстрактны, с другое – осязаемы как реальные вещи.

       •     С 1 – они средство вожделения и желания; с другое – дозируют наши желания.

       •     С 1 – с ними можно проводить операции как с обычными вещами; с другой – это операции с числами, абстрактными объектами.

       •     С 1- они ограничивают наши возможности; с другой – являются средством для расширения наших возможностей.

       •     С 1 – они гарант и условие эквивалентного перераспределения благ; с другой – перестают выполнять это свойство (например, при инфляции).

       •     С 1 – они средство синхронизации конъюнктуры рынка и субъективных чел.желаний; с другой – эта функция может быть утрачена, если субъективные желания людей превышают реальные возможности рынка.

Деформация экон.функций денег:

       •     Деньги являются средством координации продавцов и покупателей на рынке, которые с их помощью определяют эквивалентность экон.обмена

       •     Деньги – это не абсолютная ценность, а средство для эквивалентного оценивания и распределения благ между продавцами и покупателям в процессе Э обмена.

       •     Но люди склонны фетишизировать деньги (превращать их в самоценное благо). Это приводит в деформации ден.механизма: они перестают правильно измерять пропорции Э обмена.

Причины искажения функции денег:

1– абсолютизация, фетишизация их ценностных свойств

2– отсутствие компетентности

3– склонность к изъятию хороших ден.средств

4 – консервация удовольствия обладания деньгами

5– использование денег как абсолютного заменителя реальных благ.

Формула правильного обращения с деньгами: ценность денег, находящихся в обороте, должна соответствовать ценности того дохода. Который получается в процессе обмена между продавцами и покупателями. Эта формула постоянно нарушается.

Показателям чего является существование различных моделей монетарного поведения:

       •     Рац.модели (геде эта формула выполняется с наиб.вероятностью)

       •     Традиционные

       •     Альтруистические

       •     Иррациональные (эмоциональны, аффективные)

1 - Рац.модели:

 - рац.мотивация использования ликвидных средств базируется на строгом учёте ден.трат и накоплений

- ценность денег, находящихся в обороте, должна соответствовать ценности купленных и проданных благ

- это преимущественно проф.действия с деньгами

- множество разновидностей: инвестиционные, коммерческие, конъюнктурно-игровые, кредитные, предпринимательские

- критерии рациональности: 1) строгий учёт баланса прихода и расхода ден.средств; 2) ограничение длительного дефицита платёжного баланса; 3) формирование резервного фонда ликвидных средств; 4) реализация заёмных операций только в случае возм-стей их погащения в будущем; 5) использование более дешёвых заменителей; 6) рац.измерений пропорций ден.трат; 7) поддержание преимущественно пол.сальдо трат и накоплений ден.средств и т.д.

2 – трад.модели:

- базируются на правилах поведения. которые усвоены традиционно-опытным путём

- эти правила зафиксированы в стереотипах и соц.привычках, которые трудно вербализировать

- они характерны для массовых пользователей денег, которые выполняют след.операции: получение дохода, купли-продажи, примитивного баланса и учёта, трат и накоплений, сбережения, оплаты налогов и сборов, займа и кредитования, дарения

- степень ликвидности трад.моделей; 1) у каждого пользователя деньгами существует свой график ликвидности – т.е.порядок траты ден.средств во времени в соответствии с доминирующими приоритетами и предпочтениями; 2) в рамках графика ликвидности реализуются моментальные (повседневные нужны) и отложенные (накопления для удовлетворения средне- и долгосрочных потребностей) модели поведения

- факторы, влияющие на ликвидность ден.средств: уровень дохода, количество наличности, величина резервного фонда сбережений, наличие имущественного фонда, возможность получения кредита, стандарты потребления (привычки, предпочтения), культурные эталоны потребления, состав потребительских ячеек, соц.положение (статус), дем.характеристики, фазы жизненного семейного цикла.

- ситуации, когда доминируют ликвидные (быстро тратят) модели поведения: низких доход, недоверие деньгам, эмоциональные мотивы

- ситуации доминирования отложенных моделей поведения: большой доход, потребность в сбережении, низкая покупательная способность денег, доминирование мотивов тезаврации (вымывание хороших денег) ден.средств, возможность натурального обмена и самообеспечения.

- представление о деньгах в обыденном сознании: это средство получения выгоды, средство получения удовольствия, самодостаточная ценность, предмет возделения, средство соц.влияния, власти, достижения престижного статуса; это соц.зло или добро, фактор соц.игры, дающее шанс выигрыша, средство соц.защиты, средство соц.вознаграждения.

3 – альтруист.модели:

 - они базируются на безвозмездной трате ликвидных средств с целью оказания помощи, безвозмездной трате

- мотивы: акты сопереживания, моральные соображения и соображения долга, ожидания и экспектация окружающих, религиозные и гуманитарные соображения, чувство соц.вины перед неимущими.

4 – иррац.модель:

- это трата ликвидных ден.средств под воздействием эмоц.мотивов, иррац.импульсов

- возможна, когда: 1) человек временно находится под воздействием сильного влечения, эмоций, страсти; 2) человек переживает устойчивое маниакальное состояние (собирательство, зависимость); 3) человек является недееспособным, т.е. нет права отвечать за свои действия и поступки – болезнь, инфантилизм; 4) находится под воздействием массовых, групповых психозов (давление реклама, моды, паники); 5) псих.причины (расточительство или скупость)

 

Предпринимательское поведение

Особенности:

- выделяются 2 способа функционирования субъектов Э поведения:

1- связан с пассивным приспособлением к конъюнктуре рынка с целью обеспечения стандартной величины дохода.

2 – активная адаптация к конъюнктуре рынка на основе создания уникальных комбинаций рыночных элементов с целью обеспечения максимальной величины дохода (поведение предпринимателей)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.19 с.)