Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция X Развитие общественного и частного призрения в истории России.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План. 1.Социальная деятельность земских органов. 2. Особенности городского самоуправления. 3.Частная филантропическая деятельность в России 4. Мотивы благотворительности.
Ведущим звеном в системе обязательного общественного благотворения установилось Земство, в их ведении были переданы больницы, лечебницы, дома призрения, народные школы, а также обязанности вести статистику, изучать и анализировать положение нуждающихся в помощи и защите. Земства вели страхование граждан, имущества на случай стихийных бедствий и несчастий. Своим указом 1 января 1864 г. Александр II утвердил "Положение о губернских и уездных земских учреждениях".В соответствии с этим законодательным актом на местах создавалась система выборных органов самоуправления. Она состояла из губернских и уездных собраний, которые избирались на три года. Исполнительными органами земских собраний являлись губернские и уездные управы. Это были постоянно действующие учреждения с трехлетним сроком полномочий. Выборы в земские учреждения проводились по трем избирательным куриям: уездных землевладельцев, городских избирателей, сельских обществ. В основу системы выборов был положен принцип имущественного ценза, который лишал определенные категории населения избирательного права. Система земского самоуправления не охватывала территорию всего государства. По Закону от 1 января 1864 г. она вводилась в 34 губерниях России. Самоуправленческих прав не получило население Сибири, Архангельской, Астраханской и Оренбургской губерний. Земская реформа не коснулась Кавказа, Средней Азии и Казахстана. Главное заведование делами общественного призрения принадлежало Министерству Внутренних Дел, а на местах в губерниях, земствах, городах – заведование вменялось их общественным управлениям, а исполнительными органами являлись участковые попечительства. Причем, распределение обязанностей между уровнями попечительств (губернскими, уездными, волостными и др.) определялось не только территориально, но и в зависимости от категории, к которым принадлежали нуждающиеся. Губернские попечительства – обязательно опекали: душевнобольных, бродяг, ссыльных, малолетних преступников и профессиональных нищих. Уездные попечительства – опекали: детей, лиц, нуждающихся в заработке. А также на основании территориального принципа заведовало всеми учреждениями. Волостные попечительства – собирали сведения о нуждающихся проживающих на территории волости и оказывали им необходимую помощь. Каждый человек, впавший в нужду, подлежал призрению того участкового попечительства, на территории которого его постигла нужда. Если у него было место постоянного проживания, то ему должны были оказать помощь, а затем ходатайствовать об его отправлении на постоянное местожительства. Как следовало из "Положения о губернских и уездных земских учреждениях", в компетенцию земских собраний и управ входили: Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых за счет земства. Меры обеспечения народного продовольствия. Заведывание земскими лечебными и благотворительными заведениями; попечение и призрение бедных, неизлечимо больных и умалишенных, а также сирых и увечных и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей. Управление делами взаимного земского страхования имуществ. Попечение о развитии местной торговли и промышленности. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по сохранению хлебных посевов и других растений. Городские органы самоуправления возникли на волне широкого общественного движения второй половины XIX в. После утверждения Александром II 18 июля 1870 г. " Городовогоположения".В соответствии с новым законом в 509 городах России были созданы выборные бессословные органы городского самоуправления — городские думы. Они избирались на четыре года. По "Городовому положению", количество членов думы зависело от численности избирателей. Этим законодательным актом отменялась просуществовавшая почти столетие приказная система губернского правления. Вместо нее вводится всесословное городское общественное самоуправление. В состав городского общества, имевшего право участвовать в общественныхделах города, входило пять основных сословных групп: Потомственные дворяне; Личные дворяне, почетные граждане, не записанные в гильдии иностранцы и лица других званий, не принадлежащие к купеческому сословию и городским податным сословиям (духовенство, крестьяне, отставные солдаты, разночинцы); Почетные граждане, записанные в гильдии, и купцы; Мещане; Цеховые ремесленники. Отныне все сословия одновременно обсуждали дела городского хозяйства, сообща выносили приговоры. В соответствии с "Городовым положением" 1870 г. в компетенцию городских дум входили продовольственное обеспечение граждан, развитие системы народного образования и культурных учреждений, забота о здравоохранении жителей. На городские думы была возложена обязанность налаживания местной промышленности и торговли, организации кредитно-банковского дела и биржевых учреждений, создания страховых обществ. Они должны были заниматься городским хозяйством, в том числе освещением, водоснабжением, транспортом, дорожным строительством, благотворительными и лечебными заведениями и т. д. Рассматривая статус городских дум, важно отметить, что они не были подчинены местной администрации. Губернаторам было предоставлено право только наблюдать за законностью постановлений городских дум. По Положению 1870 г. городские думы были поставлены в прямое подчинение Сенату. Поэтому формально городские органы самоуправления были самостоятельными. Для успешного осуществления своих функций городские думы получили право ограниченного обложения имуществ компаний и частных лиц. По закону недвижимые имущества облагались налогом не выше 1% стоимости. В таком же размере подлежали налогообложению патенты и ряд других документов торгово-промышленных предприятий. Таким образом, городские думы были наделены определенными источниками финансирования их хозяйственной и социально-культурной деятельности. В многогранной социальной деятельности городских дум видное место занимали меры по развитию народного образования. Пользуясь правом распространения грамотности, городские думы для управления образовательной работой создавали специальные комиссии, комитеты или отделы по просвещению. На заседаниях дум избирались попечители и попечительницы школ, училищ, воспитательных учреждений, которые открывались по инициативе городского самоуправления. С годами под опекой городского самоуправления складывалась все более широкая и разнообразная сеть учебных и воспитательных заведений, которая включала в себя дошкольные учреждения, дневные, воскресные, вечерние школы, различного рода профессиональные курсы и др. Главное внимание самоуправленческих органов было сосредоточено на развитии начального образования, а также воскресных школ. На основе этого закона медицинская помощь населению стала одним из важнейших направлений социальной деятельности городских дум и управ. Органы городского общественного управления активно и последовательно вели работу по строительству новых больниц и совершенствованию старых лечебных заведений. Благодаря их усилиям расширялась сеть амбулаторий и приемных пунктов медицинской помощи, учреждений родовспоможения. С деятельностью городских и земских органов самоуправления связан такой значительный шаг вперед в организации здравоохранения, как введение медицинского страхования, которое позволяло обеспечивать лечебной помощью малообеспеченные и неимущие слои населения. Общественная городская и земская медицина ввела в практику патронаж больных, который предусматривал предоставление медицинского обслуживания за счет городского бюджета. В дальнейшем Московская городская дума решила применить на российской земле Эльберфельдский опыт. Замечательный пример сочетания обязательного общественного призрения с личным служением благотворителей своему высокому призванию представляет так называемая Эльберфельдская система городской благотворительности. Система соединяет гуманную идею индивидуальной и бескорыстной заботы о нуждающемся ближнем со строгим порядком и продуманной организацией, свойственной союзу, охватывающему весь город, и стремится не только к тому, чтобы поддержать нуждающегося, но и к тому, чтобы вывести из нищеты получающего подаяние и нравственно поднять и воспитать как принимающего милостыню, так и дающего ее. Вот как описана эта система в словаре Брокгауза и Ефрона: «В основу этой системы, введенной городом Эльберфельдом еще с 1852 г., положено убеждение, что каждый призреваемый должен быть изучаем во всех своих индивидуальных особенностях. Управление призрением бедных в Эльберфельде сосредоточено в руках особой депутации из городско оголовы, 4 членов городского совета и 4 членов, выбранных из граждан. Весь город разбит на 31 округ, а в каждом округе есть несколько попечителей о бедных (всего 434). Каждому попечителю приходится иметь дело не более, чем с 5 - 6 бедными семьями, которые он может изучить во всех подробностях их быта. Они и обязаны исследовать причины нужды тех, кто обращается за пособием, расходовать городские суммы, составлять сметы и т.д. Все нуждающиеся разделяются на 2 основные класса: способных и неспособных работать. Вторые всегда имеют право на призрение, если нет лиц (родных), которые обязаны их содержать. Первые же получают пособие в тех случаях, когда обнаружится, что они, при всем старании, не могли найти себе работу. До приискания занятия они получают от администрации работу соразмерно со своими силами». Эльберфельдская система городской благотворительности пришлась по душе нашим предкам почти во всех городах Российской империи стали открываться участковыепопечительства о бедных, действовавшие по Эльберфельскому принципу. Кроме того, помощь стали объединять с трудом, развивается идея общественных работ, работных домов и домов трудолюбия. «Мысль связать милосердие с требованием труда, проявить благотворительность в деле трудовой помощи – великая культурная мысль» - так В.И. Герье, активно занимающийся исследованием проблем социального призрения в этот период. В 1894 г. в думе было утверждено "Временное положение о городских участковыхпопечительствах о бедных". Согласно этому нормативному документу для руководства новой отраслью была создана Комиссия общественного благотворения при Московском городском общественном управлении. Относительно задач и функций Комиссии в Положении указывалось,что она организуется "для оказания помощи неимущему населению Москвы для борьбы с нищенством, для установления наилучших способов благотворения в Москве и для объединения его, а также для заведования благотворительными учреждениями". Ведущим структурным подразделением в городской системе общественного призрения неимущих был определен попечительский участок. По своему статусу участковые попечительства, с одной стороны, являлись органами городского управления и в то же время — органами местных обществ и как общественные учреждения через своего председателя вступали вделовые отношения со всеми учреждениями и ведомствами города. Комиссия общественного благотворения при Городской думе следила за тем, чтобы участковые попечительства и их руководящие органы работали регулярно и интенсивно. Заседания участковых советов проводились в среднем 2— 3 раза в месяц. Для решения поставленных перед ними социальных задач участковым попечительствам необходимо было создать минимальную финансовую базу. Своими собственными силами попечительства формировали бюджет главным образом за счет членских взносов и частных пожертвований. Каким образом участковые попечительства строили работу по оказанию помощи неимущим слоям города? Первоначально участковые советы подготовили опросные листы. Эти листы содержали пункты, которые после их заполнения давали сведения о нуждающемся. В конце листа задавался вопрос о том, в чем заключается просьба нуждавшегося к участковому попечительству. На основе справочных данных участковые попечительства начали оказывать помощь бедным. Позднее процедура социальной поддержки изменилась. Для получения помощи от попечительства просители обращались в канцелярию попечительства или к его сотрудникам. После поступления заявления с просьбой о помощи Совет поручал сотруднику обследовать материальное положение просителя. На основании обследования сотрудник делал письменное заключение относительно степени нуждаемости заявителя. На основании этих документов Совет принимал положительное или отрицательное решение. По мере накопления опыта работа по оказанию социальной помощь неимущим упорядочивалась. В первые годы деятельности участковых попечительств основная часть их благотворительных расходов шла на открытое призрение, на непосредственную помощь нуждавшимся. Позднее большее внимание стало уделяться организации закрытых форм призрения. Реформа 1861 года стала гранью, отделившей феодальную формацию откапиталистической. Освобождение крестьян, ликвидировавшее монополию помещиков на эксплуатацию дарового крепостного труда, привело к утверждению капиталистических производственных отношений. Пореформенная эпоха характеризовалась быстрым развитием товарного, капиталистического, предпринимательского хозяйства. Кроме того, в 1862 году был принят специальный акт, где указывалось: «во изменение изъясненного порядка, учреждения обществ взаимного вспомоществования или с другой благотворительной целью, Высочайшим представляю, по соглашению с подлежащими ведомствами, министру внутренних дел». Кроме того, государство установило налоговые льготы для предпринимателей-благотворителей. За благотворительные деяния налоги снижались с 18 – 25 процентов до 12 –15 процентов. А на региональном уровне нередко практиковалось освобождение от уплаты всех местных налогов. С этого времени отмечается значительный рост числа благотворительных учреждений, и к 1890 году было создано еще около 2000 новых. Быть может, ничто столь ярко не характеризует глубокие перемены в российском обществе, начатые реформами Александра II, как стремительный рост числа людей, готовых добровольно пожертвовать свои деньги на благотворительные нужды. Если в начале XIX века таких были десятки, то в конце того же столетия - сотни тысяч. Это сразу же придало делу частной помощи нуждающимся совершенно иной масштаб и размах - ведь в отличие от многих других областей человеческой деятельности, где особую роль могут играть отдельные подвижники „рыцари идеи", эта по-настоящему начинается только тогда, когда появляются не единицы, по массы желающих внести свой вклад пусть небольшим, но реальным пожертвованием. Благотворительность как явление берет свое начало не от нуждающихся, а от жертвователей, — от тех, кто готов отдать иногда последнюю монетку на доброе дело. Появление значительного и все растущего числа людей, способных на подобный поступок, стало отличительной особенностью пореформенных десятилетий. Если до 1861 года лишь в восьми городах Российской империи имелись благотворительные общества, то на рубеже веков они действовали практически во всех ее уголках, включая маленькие провинциальные городки и отдаленные окраины. По статистике 1899 года, 95 % из них были образованы за истекшие с момента великой реформы неполные четыре десятилетия. Члены Государственного совета и известные писатели, иерархи церквей и популярные артисты могли встречаться на заседаниях благотворительных комитетов, посвященных участи детей-сирот или пострадавших от эпидемии. В письмах, дневниках и воспоминаниях многих видных деятелей начала XX века часто упоминаются хлопоты, связанные с филантропическими мероприятиями, заседаниями и встречами, в которых они должны были принимать участие как „люди из общества". Далеко не всегда это было искренней потребностью души; как свидетельствуют те же документы, некоторые занимались благотворительной деятельностью, чтобы лишний раз напомнить о себе, другие — под давлением общественного мнения, потому что „так принято". Однако само по себе это свидетельствует о колоссальном сдвиге в умах, о том, что „принятым" стало думать об участи ближнего, осознавать свою ответственность за его судьбу — не только в молитве, но и в практическом действии. Благотворительность превратилась в разновидность гражданского долга для всех, кто считал себя принадлежавшим к лучшей части российского общества. Разница в отношении частной благотворительности до Александровских реформ и после заметна и по количеству имен, которые можно привести как представителей частной благотворительности. Так до реформ известно в основном о деятельности Ртищева, Голицына и Шереметьева. После принятого изменения в законодательстве список частных благотворителей увеличился в сотни раз Стрекалова, Солодовников, Гааз, кланы Морозовых, Бахрушиных. Кроме того, активно развивается меценатская деятельность – Мамонтов, Третьяков, Солдатенков и тд. Кроме того, можно рассмотреть следующие мотивы, которые выделяют большинством современных исследователей благотворительной деятельности, опираясь на изучение особенности исторического развития благотворительности и ее частных и общественных проявлений. Рассмотрим основные из них: Мотив следования народной традиции– отказ кому-либо в милосердии означал вызов общепринятому, окружающим. Вся система общества в дореволюционной России, начиная с царя и кончая простыми людьми, была в условиях, когда благотворительность стала образом жизни. На эту деятельность смотрели как на выполнение задачи, своего рода миссии, возложенную Богом или судьбой. Про богатство говорили, что «Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета». Жертвовать – значило выполнять свои общественные функции. Очень хорошо это явление охарактеризовал русский философ Соловьев В.С.: «При известном развитии нравственного сознания в общественной среде отказ от помощи, хотя бы совершенно чужому или даже враждебному человеку, осуждается совестью как прямая обида, что вполне логично, ибо если я вообще должен помогать своему ближнему, то, не помогая ему, я тем самым обижаю его». Этот обычай шел испокон веков, из образа жизни всего русского народа. Русский философии Розанов В.В. описывает случай когда, подав милостыню, засомневался в правильности поступка (так как нищий прямиком пошел в трактир, пропивать полученные деньги). Но находившаяся с ним в данный момент крестьянская девочка сказала: «Вам нет дела, куда нищий потратит милостыню. Он сам ответит за это перед богом. А вы ответите только за то, что подали». Действительно, публичный отказ от подачи милостыни или отказ в иной помощи, мог был бы неодобрен общиной. Девизом этого мотива может стать известное изречение американского миллионера Э. Карнеги о «позоре умереть богатым». Моральный мотив, связанный с любовью к человеку, уважением его достоинства, готовностью содействовать его возвышению. Нравственные воззрения многих людей заставляли заниматься их благотворительной деятельностью. В этом случае благотворительность часто была более необходима самим оказывающим ее, а не получающим. Особенно в старообрядческих кругах российского купечества, благотворительность носила традиционно личностный характер, диктовалась внутренней потребностью помочь неимущим. История России знает не мало примеров, когда богатые люди представители знатных родов уходили в монастырь, шли в «народ» замаливать свои грехи, не сумев примерить свою совесть с тем ужасающим контрастом, который существовал между «роскошью дворцов» и «нищетой хижин». У благотворительности в то время был целый ряд мотивов. Религиозный мотив благотворительности. Девиз этого мотива сформулирован известным американским исследователем благотворительности Э. Эндрюсом «матерью филантропии является религия».Библия рассматривает благотворительность как лучший способ искупления греха, поскольку: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздает за благодеяние его». Если благотворение вызвано искренним душевным порывом и с любовью, оно становится мощным средством, очищающим душу, средством религиозного самовоспитания личности. Причем христианская благотворительность и милосердие были направлены прежде всего на самого благотворителя, а уже во вторую очередь на решение проблем социального характера. Частная благотворительность отвечает требованию совести, требованию настоятельному и благодетельному. Она оказывает воздействие, в отличии от общественной, не только на тело, но в первую очередь, на дух человека. Частная благотворительность закрывает собой проблемы общественной. В частной благотворительности есть выражение сострадания, порыв сердца. Общественная благотворительность возникла из частной как более сложная из простой. Она более совершенна, но коренится в частной и из нее вырастает. Общественная благотворительность более формальна в своих действиях, и влияет в основном на тело, а не на дух человека. Вопросы для самоконтроля.
1. В чем суть "Положения о губернских и уездных земских учреждениях" от 1 января 1864 года? 2. Какие сословные группы входили в систему городского самоуправления? 3. Каковы особенности Эльберфельдской системы городской благотворительности? 4. Чем характеризовался пореформенный период развития частной благотворительности в Российской империи? 5. Назовите основные мотивы благотворительности.
Список литературы. 1. Общественное и частное призрение. СПб., 1907, 61с. 2.Благотворительные учреждения Российской Империи. 1900, Т.1, 9с. 3. Макс Вебер. Избранное. Образ общества. М. 1994. – 134с 4. Розанов В.В. Черта характера Древней Руси. Розанов В.В., Собр.соч.: в 2 т. Т.1. – М.,1988. – с. 53. 5. Боханов А.Н. Крупная буржуазия России. Конец XIX века. – 1914г. М., 1992, - 52-61с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.36 (0.016 с.) |