Кафедра философии и религиоведение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра философии и религиоведение



Арсенина О.В.

История социальной работы

 

Курс лекций

 к занятиям по дисциплине

История социальной работы

Владимир 2014

УДК

 

 

Рецензент

 

Доктор философских наук, профессор кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета Е.И. Аринин

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Владимирского государственного университета

 

 

История социальной работы:курс лекций к занятиям по дисциплине «История социальной работы». / Владим. гос. ун-т; сост. Арсенина О.В. –.

 

  

Курс лекций состоят из тематики изучаемого материала, вопросов для дискуссий, предполагаемых тем рефератов, списка рекомендованной литературы и словаря терминов, которые окажут помощь в освоении изучаемого курса.

 

Содержание

Лекция Ⅰ Предмет и задачи курса «История социальной работы»…….2

Лекция II Мотивация благотворительной деятельности…………………15

Лекция III Периодизация истории социальной работы за рубежом и в России……………………………………………………………………….21

Лекция IY Предпосылки развития благотворительной деятельности….24

Лекция Y Хозяйственные формы помощи и взаимопомощи………….28

Лекция YI.Зарождение теории и практики общественной помощи

в истории России……………………………………………………………35

Лекция VII Нищелюбие русских князей…………………………………42

Лекция VIII Церковная благотворительность……………………………49

Лекция IX Развитие церковной и государственной социальной помощи в России в XVI–XVII вв……………………………………………………..52

Лекция X Развитие общественного и частного призрения в истории России. ……………………………………………………………………………….64

Лекция XI Ведомственная и общественная благотворительность в России. Общины сестер милосердия и их деятельность ………………………….74

Лекция XII Ведомственная и общественная благотворительность в России. РОКК.Лекция XIII Особенности социального призрения детей………87.

Лекция XIY Социальная защита военнослужащих………………………95

Лекция XV Социальная помощь и призрение безработных…………103

Лекция XVI Деятельность органов призрения Владимирской губернии.114

 Лекция XYII Государственные структуры социального призрения.Владимирской губернии……………………………………………………117

Лекция XVIII Общественное призрение во Владимирской губернии (18-19 вв.)…………………………………………………………………………126

 

 

Лекция Ⅰ «Предмет и задачи курса «История социальной работы»

План:

1. Милостыня как форма благотворительности.

2. Благотворительность является важной составной частью милосердной деятельности,направленной на оказание материальной помощи неимущим.

3. Социальная поддержка.

4. Спонсорство.

5. Меценатство можно считать  составной частью благотворительности.

6. Открытая и закрытая системы призрения.

В своем историческом развитии социальная забота о нуждающихся приобреталаразличные формы – от милостыни до организованной государственной системы социальнойзащиты, сочетавшейся с различными видами общественной и частной благотворительности.

Милостыня – это подаяние в виде денег или иных материальных средств нуждающимся.Это одно из древнейших проявлений естественно-гуманистических качеств присущих людям,впоследствии вознесенном церковью в религиозную обязанность и сохранившуюся до наших днейкак форма сострадания к нищим, независимо от религиозных верований подающего. Эта формаблаготворительности не поддается организации. Она подается тому кто протягивает руку иопределяется личными свойствами индивида, его субъективными ощущениями. Оказаниепосильной помощи является основной целью милостыни. Однако щедрые подаяния могутспровоцировать развитие профессионального нищенства.Общественное развитие вносило свои коррективы в содержание и трактовку понятий"милосердие", "благотворительность". Они исторически менялись, как изменялись масштабы иформы милосердной практики. Но неизменным было понимание того, что порою такие беды инемощи постигают человека,

 

которым не каждый может самостоятельно противостоять и не докаждого в нужное время доходит забота государства. Поэтому им необходимо милосердноесодействие со стороны тех, кто в состоянии (материально и духовно) добровольно осуществлятьблаготворение.

В нашей стране резкий разрыв с традициями благотворительности, в том числе иотечественными, произошел около восьми десятилетий назад, когда даже сами понятия"милосердие", "благотворительность", "филантропия" практически вышли из официальногоупотребления. Однако в народном сознании и в русском языке всегда сохранялись понятие итермин - милосердие, характеризующее высшее проявление человеческого сострадания,объединяющие жалость, сопереживание с активной, деятельной любовью к ближнему. Оносвязано с отношением личности к трудной ситуации, физическим и умственным недостаткам ислабостям другого человека, с готовностью ему помочь. По В.И.Далю, милосердие – это"сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому".

Благотворительность является важной составной частью милосердной деятельности,направленной на оказание материальной помощи неимущим, это - добровольная и бескорыстнаяпередача денег, имущества, услуг нуждающимся. Синонимом этого слова является филантропия.В западных странах ее обычно называют каритативной деятельностью (от латинскогоcaritas -любовь к ближнему). Значение этих понятий близко, но не одинаково. Стоит попытатьсяразграничить эти понятия, чтобы не произошла подмена объекта исследования.Благотворительность следует отличать от профессиональной социальной работы, котораяво многом выросла из нее. Но она строится на других организационных началах. Социальнаяработа четко регламентирована нормативно-правовой базой, организационно-управленческойструктурой специально созданных учреждений и организаций. «С социальной работойблаготворительность в ее современном понимании сближает относительная институированность –наличие правового статуса, специальных организационных форм, участие в

 

благотворительнойдеятельности не только частных лиц, но и коллективных субъектов». В тоже времяблаготворительная деятельность не так жестко регламентирована, что позволяет ей более гибкореагировать на возникающие социальные проблемы. Социальная помощь государствуобязательна, все граждане страны имеют право на защиту государства и его социальныхинститутов. Благотворительная помощь не обязательно и четко не регламентирована, этодобровольная помощь нуждающимся. Гончарова А.Н. пытается описать основные формывзаимодействия благотворительности с социальной работой:

Благотворительность как форма социальной работы, направленная на непосредственноеоказание социальной и материальной помощи нуждающимся через различные благотворительныеорганизации;

Благотворительность как дополнительный источник финансирования различныхсоциальных программ, реализуемых социальными службами;

Социально-педагогическая деятельность, направленная на воспитание культурыблаготворительности.

Социальная поддержка – это содействие человеку в преодолении его жизненныхтрудностей. Она может оказываться как в возмездной, так и в безвозмездной формах. Кроме того,диапазон возможных жизненных трудностей, вызывающих необходимость в социальнойподдержке, гораздо шире тех, которые «обслуживаются» благотворительностью. Социальная

поддержка бывает не только материальной, но и физической, социально-бытовой, правовой,психологической, педагогической и так далее. Таким образом, всякая благотворительностьявляется социальной поддержкой, но не всякая социальная поддержка являетсяблаготворительностью. Благотворительность – это особая форма социальной поддержки,заключающаяся в безвозмездном оказании материальной помощи нуждающимся.Общественное призрение – в русском языке в отношении социальной помощи возникспециальный термин — призрение, глагольная

 

форма которого «призреть» означает «опекать»,«заботиться о ком-то», «приглядывать за кем-то». Ныне этот термин, долгое время считавшийся

устаревшим, вновь возвращается, приобретая новое, современное звучание. Это одна из наиболеецивилизованных форм благотворительности, осуществляемых государством, церковью,обществом и частными лицами и выражающаяся, прежде всего в предоставлении нуждающимсяприюта и пропитания. Это организованная система помощи сложившаяся в России в XIX веке состороны государственных институтов или общества нуждающемуся населению. Призреть кого-либо – значит дать ему приют и пропитание. Это простейшая форма социальной поддержки,содействие в удовлетворении простейших человеческих потребностей.

Спонсорство, по идее совпадает с понятием дарения или пожертвования, но этосовершенно разные понятия. Под спонсорством понимается3 осуществление юридическим илифизическим лицом вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальнойдеятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического илифизического лиц на условиях распространения получателем спонсорской помощи рекламы оспонсоре, его товарах. Спонсорская деятельность способствует формированию и повышениюимиджа спонсора в глазах его потенциальных клиентов. На спонсорскую помощь заключаетсядоговор, в котором оговаривается какую помощь, оказывает спонсор, и какие виды рекламы ему заэту помощь предоставляет получатель помощи. В отличии от спонсорства благотворительноепожертвование не требует договора и обязательной ответной реакции благополучателя.Филантропия — (переводится с греческого как любовь к людям) сначала определялась какблагосклонность, благожелательное отношение к человеку, в новое время под филантропией сталипонимать индивидуальную благотворительность. Большой энциклопедический словарь указывает,что это то же, что и благотворительность. Очень многие исследователи не делают различай междупонятиями благотворительность и

 

филантропия, считая их полностью идентичными.«Благотворительность или филантропия – идентичные понятия, означающие оказание помощи какотдельным лицам, так и организациям; сострадание, сердечное участие в жизни больных,немощных, нуждающихся, материальное или иное поощрение общественно-значимых формдеятельности (защита окружающей среды, охрана памятников культуры, развитие образования,

здравоохранения, спорта)».

Составной частью благотворительности можно считать меценатство, то естьматериальную, в первую очередь, а так же организованную поддержку искусства лицами,обладающими значительными средствами и влиянием в обществе.Милосердие - сострадание, сочувствие; благосклонность, особое расположение, любовь.Милосердие это больше эмоционально-чувственный отклик на страдания другого человека,нежели практическая помощь ему. «Милосердие состоит не столько в вещественной помощи,сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка не в осуждении ближнего, а вуважении к его человеческому достоинству»5 эти слова написаны Львом Толстым, великимзнатоком человеческой души. Милосердие лежит в основе благотворительной деятельности, оченьчасто выступая одним из мотивов ее оказания. Великий русский мыслитель и мировой художникНиколай Рерих в своей статье «Дом милосердия» пишет: «Милосердие» – это одно из самыхтрогательных слов прекраснозвучного русского языка. Оно принадлежит к тем вдохновляющимпонятиям, которые в суете дня так часто произносятся в полной небрежности. Милосердие, со-

страдание, благодарение, здравствование, самоотвержение». Эти слова объединяют, собирают изовут людей, делая их выше, чище, надежнее, человечнее. Милосердие – это больше готовность коказанию помощи, чем сама помощь. Это чувственный отклик на страдания других людей, нежели

рациональная оценка этих страданий. Милосердие можно считать одним из мотивовблаготворительной деятельности. Хотя с другой стороны, сфера распространения милосердиягораздо шире той области, где проявляется

 

благотворительность. Милосердие проявляется и всемье, и в дружеском общении, и между врагами, и на войне…

Милосердие означает смысловую интенцию субъекта благотворительности – способностьк сочувствию, эмпатии и выражению его готовность к оказанию помощи, поддержкестрадающего, а благотворительность выступает производным понятием, фиксирующимсоциальное действие по реализации определенных общественных и частных усилий в оказанииэтой помощи, поддержки. Как две сестры Лазаря – Марфа и Мария, которые выступалипрообразом благотворительности, олицетворяя собой деятельную помощи и милосердное участие.Следует различать объект и субъект социальной помощи. Объектом помощи выступает ееполучатель, нуждающийся в поддержке, под субъектом же понимается источник помощи. Взависимости от характера субъекта социальной помощи выделяется ряд основных типовпризрения:

частный (индивидуальный);

групповой, общественный (в том числе общинный и церковный);

государственный.

Исторически сложились две основные системы призрения: «открытая» и «закрытая».Открытая система призрения — это нерегламентированная, хаотическая помощь нуждающимся, воснове которой лежит личное участие и желание (например, подаяние). Закрытая системапризрения — это специализированные благотворительные заведения, деятельность и содержаниеработы которых регламентированы законом, оказывающие помощь целенаправленно и постоянно(приюты, богадельни, больницы, инвалидные дома, работные дома и т. п.). Конкретное

содержание и самые формы проявления двух систем призрения с течением времени, конечно же,менялись, находясь в зависимости от общего уровня развития цивилизации.Общественное призрение – совокупность благотворительных учреждений и мероприятий,имеющих целью оказание

 

помощи лицам, которые по болезни, старости и иным причинамлишены возможности добывать себе пропитание самостоятельно. Различают системы

государственного, общинного и частного призрения бедных, а по форме оказываемой помощи -системы обязательных работ трудовой, натуральной и денежной помощи. Государство берет насебя заботы о помощи безработным и больным лишь в исключительных случаях стихийных инародных бедствиях; так, например, во время неурожаев, наводнений государство берет на себяорганизацию общественных работ или временную раздачу продовольствия для наиболеенуждающейся части населения, а также выдачу семян для посевов. Во всех цивилизованныхстранах попечение о бедных и беспомощных больных лежит на общинах и приходах. В Англии сХVII века для этой цели взимается с членов приходов особый налог для бедных. По общемуправилу в Западной Европе каждая община обязана содержать и лечить своих нетрудоспособныхчленов, причем закон устанавливает условия, при которых лицо приобретает право на призрение(место рождения и срок пребывания). В XVII – XVIII веках была особенно распространена формапризрения посредством работных домой, куда помещались лица, просящие милостыню, дляобязательных работ. Во второй половине XIX века эта система признана не достигающей своейцели и вытеснена так называемой трудовой помощью. В России преобладала система частного

призрения, осуществляемого при помощи отдельных благотворительных обществ, частных лиц исословных учреждений.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие милостыни

2. На что направлена благотворительность как форма социальной работы?

3. Понятие филантропии

4. Какие сложились основные системы призрения?

5. В чем разница между системами призрения?

 

Список литературы:

1. Голомидова М.В., Штинова Г.Н. Специфика современной благотворительности:

понятийный аспект. //Милосердие и благотворительность в российской провинции: тез.докл.

Всерос. Конф., 22-23 марта 2002г., Екатеринбург, 2002 – 15с.

2.Гончарова А.Н. Социальная работа и благотворительная деятельность //Благотворительность в России 2001, Социальные и исторические исследования. СПб., 2001 – 698-

690с.

3.Закон РФ от 14.07.95г. № 108-ФЗ «о рекламе».

4.Сырямкина Е.Г., Маргиева Е.В., Румянцева Т.Б., Воронина Т.Д., Кузнецов С.С.Благотворительные организации: проблемы и перспективы развития. Томск: Изд-во НТЛ, - 1999. –6с.

5. Толстой Л.Н. Собр.соч.: в 14т. т.9. – М., 1952. – 117с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.03 с.)