Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»



Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

Кафедра философии и религиоведение

Арсенина О.В.

История социальной работы

 

Курс лекций

 к занятиям по дисциплине

История социальной работы

Владимир 2014

УДК

 

 

Рецензент

 

Доктор философских наук, профессор кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета Е.И. Аринин

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Владимирского государственного университета

 

 

История социальной работы:курс лекций к занятиям по дисциплине «История социальной работы». / Владим. гос. ун-т; сост. Арсенина О.В. –.

 

  

Курс лекций состоят из тематики изучаемого материала, вопросов для дискуссий, предполагаемых тем рефератов, списка рекомендованной литературы и словаря терминов, которые окажут помощь в освоении изучаемого курса.

 

Содержание

Лекция Ⅰ Предмет и задачи курса «История социальной работы»…….2

Лекция II Мотивация благотворительной деятельности…………………15

Лекция III Периодизация истории социальной работы за рубежом и в России……………………………………………………………………….21

Лекция IY Предпосылки развития благотворительной деятельности….24

Лекция Y Хозяйственные формы помощи и взаимопомощи………….28

Лекция YI.Зарождение теории и практики общественной помощи

в истории России……………………………………………………………35

Лекция VII Нищелюбие русских князей…………………………………42

Лекция VIII Церковная благотворительность……………………………49

Лекция IX Развитие церковной и государственной социальной помощи в России в XVI–XVII вв……………………………………………………..52

Лекция X Развитие общественного и частного призрения в истории России. ……………………………………………………………………………….64

Лекция XI Ведомственная и общественная благотворительность в России. Общины сестер милосердия и их деятельность ………………………….74

Лекция XII Ведомственная и общественная благотворительность в России. РОКК.Лекция XIII Особенности социального призрения детей………87.

Лекция XIY Социальная защита военнослужащих………………………95

Лекция XV Социальная помощь и призрение безработных…………103

Лекция XVI Деятельность органов призрения Владимирской губернии.114

 Лекция XYII Государственные структуры социального призрения.Владимирской губернии……………………………………………………117

Лекция XVIII Общественное призрение во Владимирской губернии (18-19 вв.)…………………………………………………………………………126

 

 

Лекция Ⅰ «Предмет и задачи курса «История социальной работы»

План:

1. Милостыня как форма благотворительности.

2. Благотворительность является важной составной частью милосердной деятельности,направленной на оказание материальной помощи неимущим.

3. Социальная поддержка.

4. Спонсорство.

5. Меценатство можно считать  составной частью благотворительности.

6. Открытая и закрытая системы призрения.

В своем историческом развитии социальная забота о нуждающихся приобреталаразличные формы – от милостыни до организованной государственной системы социальнойзащиты, сочетавшейся с различными видами общественной и частной благотворительности.

Милостыня – это подаяние в виде денег или иных материальных средств нуждающимся.Это одно из древнейших проявлений естественно-гуманистических качеств присущих людям,впоследствии вознесенном церковью в религиозную обязанность и сохранившуюся до наших днейкак форма сострадания к нищим, независимо от религиозных верований подающего. Эта формаблаготворительности не поддается организации. Она подается тому кто протягивает руку иопределяется личными свойствами индивида, его субъективными ощущениями. Оказаниепосильной помощи является основной целью милостыни. Однако щедрые подаяния могутспровоцировать развитие профессионального нищенства.Общественное развитие вносило свои коррективы в содержание и трактовку понятий"милосердие", "благотворительность". Они исторически менялись, как изменялись масштабы иформы милосердной практики. Но неизменным было понимание того, что порою такие беды инемощи постигают человека,

 

которым не каждый может самостоятельно противостоять и не докаждого в нужное время доходит забота государства. Поэтому им необходимо милосердноесодействие со стороны тех, кто в состоянии (материально и духовно) добровольно осуществлятьблаготворение.

В нашей стране резкий разрыв с традициями благотворительности, в том числе иотечественными, произошел около восьми десятилетий назад, когда даже сами понятия"милосердие", "благотворительность", "филантропия" практически вышли из официальногоупотребления. Однако в народном сознании и в русском языке всегда сохранялись понятие итермин - милосердие, характеризующее высшее проявление человеческого сострадания,объединяющие жалость, сопереживание с активной, деятельной любовью к ближнему. Оносвязано с отношением личности к трудной ситуации, физическим и умственным недостаткам ислабостям другого человека, с готовностью ему помочь. По В.И.Далю, милосердие – это"сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому".

Благотворительность является важной составной частью милосердной деятельности,направленной на оказание материальной помощи неимущим, это - добровольная и бескорыстнаяпередача денег, имущества, услуг нуждающимся. Синонимом этого слова является филантропия.В западных странах ее обычно называют каритативной деятельностью (от латинскогоcaritas -любовь к ближнему). Значение этих понятий близко, но не одинаково. Стоит попытатьсяразграничить эти понятия, чтобы не произошла подмена объекта исследования.Благотворительность следует отличать от профессиональной социальной работы, котораяво многом выросла из нее. Но она строится на других организационных началах. Социальнаяработа четко регламентирована нормативно-правовой базой, организационно-управленческойструктурой специально созданных учреждений и организаций. «С социальной работойблаготворительность в ее современном понимании сближает относительная институированность –наличие правового статуса, специальных организационных форм, участие в

 

благотворительнойдеятельности не только частных лиц, но и коллективных субъектов». В тоже времяблаготворительная деятельность не так жестко регламентирована, что позволяет ей более гибкореагировать на возникающие социальные проблемы. Социальная помощь государствуобязательна, все граждане страны имеют право на защиту государства и его социальныхинститутов. Благотворительная помощь не обязательно и четко не регламентирована, этодобровольная помощь нуждающимся. Гончарова А.Н. пытается описать основные формывзаимодействия благотворительности с социальной работой:

Благотворительность как форма социальной работы, направленная на непосредственноеоказание социальной и материальной помощи нуждающимся через различные благотворительныеорганизации;

Благотворительность как дополнительный источник финансирования различныхсоциальных программ, реализуемых социальными службами;

Социально-педагогическая деятельность, направленная на воспитание культурыблаготворительности.

Социальная поддержка – это содействие человеку в преодолении его жизненныхтрудностей. Она может оказываться как в возмездной, так и в безвозмездной формах. Кроме того,диапазон возможных жизненных трудностей, вызывающих необходимость в социальнойподдержке, гораздо шире тех, которые «обслуживаются» благотворительностью. Социальная

поддержка бывает не только материальной, но и физической, социально-бытовой, правовой,психологической, педагогической и так далее. Таким образом, всякая благотворительностьявляется социальной поддержкой, но не всякая социальная поддержка являетсяблаготворительностью. Благотворительность – это особая форма социальной поддержки,заключающаяся в безвозмездном оказании материальной помощи нуждающимся.Общественное призрение – в русском языке в отношении социальной помощи возникспециальный термин — призрение, глагольная

 

форма которого «призреть» означает «опекать»,«заботиться о ком-то», «приглядывать за кем-то». Ныне этот термин, долгое время считавшийся

устаревшим, вновь возвращается, приобретая новое, современное звучание. Это одна из наиболеецивилизованных форм благотворительности, осуществляемых государством, церковью,обществом и частными лицами и выражающаяся, прежде всего в предоставлении нуждающимсяприюта и пропитания. Это организованная система помощи сложившаяся в России в XIX веке состороны государственных институтов или общества нуждающемуся населению. Призреть кого-либо – значит дать ему приют и пропитание. Это простейшая форма социальной поддержки,содействие в удовлетворении простейших человеческих потребностей.

Спонсорство, по идее совпадает с понятием дарения или пожертвования, но этосовершенно разные понятия. Под спонсорством понимается3 осуществление юридическим илифизическим лицом вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальнойдеятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического илифизического лиц на условиях распространения получателем спонсорской помощи рекламы оспонсоре, его товарах. Спонсорская деятельность способствует формированию и повышениюимиджа спонсора в глазах его потенциальных клиентов. На спонсорскую помощь заключаетсядоговор, в котором оговаривается какую помощь, оказывает спонсор, и какие виды рекламы ему заэту помощь предоставляет получатель помощи. В отличии от спонсорства благотворительноепожертвование не требует договора и обязательной ответной реакции благополучателя.Филантропия — (переводится с греческого как любовь к людям) сначала определялась какблагосклонность, благожелательное отношение к человеку, в новое время под филантропией сталипонимать индивидуальную благотворительность. Большой энциклопедический словарь указывает,что это то же, что и благотворительность. Очень многие исследователи не делают различай междупонятиями благотворительность и

 

филантропия, считая их полностью идентичными.«Благотворительность или филантропия – идентичные понятия, означающие оказание помощи какотдельным лицам, так и организациям; сострадание, сердечное участие в жизни больных,немощных, нуждающихся, материальное или иное поощрение общественно-значимых формдеятельности (защита окружающей среды, охрана памятников культуры, развитие образования,

здравоохранения, спорта)».

Составной частью благотворительности можно считать меценатство, то естьматериальную, в первую очередь, а так же организованную поддержку искусства лицами,обладающими значительными средствами и влиянием в обществе.Милосердие - сострадание, сочувствие; благосклонность, особое расположение, любовь.Милосердие это больше эмоционально-чувственный отклик на страдания другого человека,нежели практическая помощь ему. «Милосердие состоит не столько в вещественной помощи,сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка не в осуждении ближнего, а вуважении к его человеческому достоинству»5 эти слова написаны Львом Толстым, великимзнатоком человеческой души. Милосердие лежит в основе благотворительной деятельности, оченьчасто выступая одним из мотивов ее оказания. Великий русский мыслитель и мировой художникНиколай Рерих в своей статье «Дом милосердия» пишет: «Милосердие» – это одно из самыхтрогательных слов прекраснозвучного русского языка. Оно принадлежит к тем вдохновляющимпонятиям, которые в суете дня так часто произносятся в полной небрежности. Милосердие, со-

страдание, благодарение, здравствование, самоотвержение». Эти слова объединяют, собирают изовут людей, делая их выше, чище, надежнее, человечнее. Милосердие – это больше готовность коказанию помощи, чем сама помощь. Это чувственный отклик на страдания других людей, нежели

рациональная оценка этих страданий. Милосердие можно считать одним из мотивовблаготворительной деятельности. Хотя с другой стороны, сфера распространения милосердиягораздо шире той области, где проявляется

 

благотворительность. Милосердие проявляется и всемье, и в дружеском общении, и между врагами, и на войне…

Милосердие означает смысловую интенцию субъекта благотворительности – способностьк сочувствию, эмпатии и выражению его готовность к оказанию помощи, поддержкестрадающего, а благотворительность выступает производным понятием, фиксирующимсоциальное действие по реализации определенных общественных и частных усилий в оказанииэтой помощи, поддержки. Как две сестры Лазаря – Марфа и Мария, которые выступалипрообразом благотворительности, олицетворяя собой деятельную помощи и милосердное участие.Следует различать объект и субъект социальной помощи. Объектом помощи выступает ееполучатель, нуждающийся в поддержке, под субъектом же понимается источник помощи. Взависимости от характера субъекта социальной помощи выделяется ряд основных типовпризрения:

частный (индивидуальный);

групповой, общественный (в том числе общинный и церковный);

государственный.

Исторически сложились две основные системы призрения: «открытая» и «закрытая».Открытая система призрения — это нерегламентированная, хаотическая помощь нуждающимся, воснове которой лежит личное участие и желание (например, подаяние). Закрытая системапризрения — это специализированные благотворительные заведения, деятельность и содержаниеработы которых регламентированы законом, оказывающие помощь целенаправленно и постоянно(приюты, богадельни, больницы, инвалидные дома, работные дома и т. п.). Конкретное

содержание и самые формы проявления двух систем призрения с течением времени, конечно же,менялись, находясь в зависимости от общего уровня развития цивилизации.Общественное призрение – совокупность благотворительных учреждений и мероприятий,имеющих целью оказание

 

помощи лицам, которые по болезни, старости и иным причинамлишены возможности добывать себе пропитание самостоятельно. Различают системы

государственного, общинного и частного призрения бедных, а по форме оказываемой помощи -системы обязательных работ трудовой, натуральной и денежной помощи. Государство берет насебя заботы о помощи безработным и больным лишь в исключительных случаях стихийных инародных бедствиях; так, например, во время неурожаев, наводнений государство берет на себяорганизацию общественных работ или временную раздачу продовольствия для наиболеенуждающейся части населения, а также выдачу семян для посевов. Во всех цивилизованныхстранах попечение о бедных и беспомощных больных лежит на общинах и приходах. В Англии сХVII века для этой цели взимается с членов приходов особый налог для бедных. По общемуправилу в Западной Европе каждая община обязана содержать и лечить своих нетрудоспособныхчленов, причем закон устанавливает условия, при которых лицо приобретает право на призрение(место рождения и срок пребывания). В XVII – XVIII веках была особенно распространена формапризрения посредством работных домой, куда помещались лица, просящие милостыню, дляобязательных работ. Во второй половине XIX века эта система признана не достигающей своейцели и вытеснена так называемой трудовой помощью. В России преобладала система частного

призрения, осуществляемого при помощи отдельных благотворительных обществ, частных лиц исословных учреждений.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие милостыни

2. На что направлена благотворительность как форма социальной работы?

3. Понятие филантропии

4. Какие сложились основные системы призрения?

5. В чем разница между системами призрения?

 

Список литературы:

1. Голомидова М.В., Штинова Г.Н. Специфика современной благотворительности:

понятийный аспект. //Милосердие и благотворительность в российской провинции: тез.докл.

Всерос. Конф., 22-23 марта 2002г., Екатеринбург, 2002 – 15с.

2.Гончарова А.Н. Социальная работа и благотворительная деятельность //Благотворительность в России 2001, Социальные и исторические исследования. СПб., 2001 – 698-

690с.

3.Закон РФ от 14.07.95г. № 108-ФЗ «о рекламе».

4.Сырямкина Е.Г., Маргиева Е.В., Румянцева Т.Б., Воронина Т.Д., Кузнецов С.С.Благотворительные организации: проблемы и перспективы развития. Томск: Изд-во НТЛ, - 1999. –6с.

5. Толстой Л.Н. Собр.соч.: в 14т. т.9. – М., 1952. – 117с.

 

 

План:

1. Система мотивов благотворительной деятельности

2. Что же заставляет человека жертвовать своим временем, своими средствами, своей жизнью ради помощи другому человеку?

3. Что значит понятие альтруизм?

 

Мотивация социального поведения (в том числе и благотворительной деятельности)зависит от системы социальных диспозиций личности, ее готовности к определенному способудействий, которая включает, во-первых, общую систему ценностных ориентаций личности, во-вторых, система ее общественных социальных установок на определенные социальные объекты,в-третьих, система ситуационных социальных установок.Система мотивов благотворительной деятельности включает в себя все три уровня.Высший уровень генеральный диспозиций, регулирующих общественную направленностьсоциального поведения личности к альтруистическим поступкам и благотворительнойдеятельности. Доминирование диспозиций других уровней, определяют поведение в той или инойсфере деятельности, направлять поступков в отношение определенных социальных объектов иситуаций – детерминируют выбор объекта благотворительности и форму благотворительнойдеятельности. Однако, доминирующие мотивы благотворительной деятельности определяютсясистемой ценностных ориентаций общества, особенностями социально-культурных условий,господствующих общественных идей.

Исследователи, изучающие развитие благотворительной деятельности в истории России,пытались выделить основные мотивы, которые заставляют людей совершать благотворительныедеяния. Но у некоторых авторов интерпретация мотивов благотворительной деятельностисознательно заужена. Так, марксисты, основным и единственным мотивом считают, стремлениеполучить социальные дивиденды и налоговые льготы, чтобы улучшить свое положение. Ученыеориентированные на поиск духовных корней социальной активности, склонны указывать толькона религиозные,

патриотические и культурно-эстетические причины благотворительности. Онисчитают, что нравственность может быть только в религиозных заповедях и не в чем ином. Такизвестный русский философ Булгаков С.Н. писал: «…нравственность корениться в религии.Внутренний свет, в котором совершается различение добра и зла в человеке, исходит изИсточников светов».

Что же заставляет человека жертвовать своим временем, своими средствами, своей жизньюради помощи другому человеку? Считается, что в основе стремления помочь другому лежит – жалость и альтруизм. Жалкий, по Далю, - это тот, кто вызывает чувство сожаления, участия,сострадания, соболезнования. В своей нравственной философии добра Соловьев В.С. доказываетвзаимосвязанность понятий жалость, милосердие и альтруизм. «Как стыд выделяет человека изпрочей природы и противопоставляет другим животным, так жалость внутренне связывает его совсем миром живущих. Внутренним основанием нравственного отношения к другим существамможет быть только жалость, или сострадание, а не сорадование, или сонаслаждение». Но жалостьсама по себе не является еще достаточной основой всей нравственности, поскольку сердечнаядоброта к живым существам совместима с безнравственностью в других отношениях. Очень

важно, чтобы оказывающий помощь осознавал и воплощал в своей деятельности идею: что другиелюди похожи на него и относиться к ним нужно как к себе. То есть, необходимо на делеподтверждать основной принцип современной социальной политики и социальной работы:«уважение человеческого достоинства независимо от состояния его физического и психическогоздоровья, возраста, пола, вероисповедания и социального положения».

Альтруизм – это нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служениидругим людям, готовность жертвовать для их блага личными интересами; противоположенэгоизму. Альтруизм — заинтересованность в благосостоянии скорее других, нежели всобственном. Альтруистическое поведение противоположно эгоистическому и включает в себястремление помочь другим. Термин был введен Контом (фр. «vivrepourautrui» – «жить длядругих»), считавшим, что под влиянием позитивизма общество развивается в направлениигуманистических ценностей. Это нравственный принцип согласно которому благо другогочеловека и он сам более значимы, чем собственное «я» и его благо. Принцип альтруизма являетсяуниверсальной формулой бескорыстного благодеяния. Альтруист оказывает помощь даже тогда,когда ничего не предлагается взамен, да и ожидать ничего не приходиться. Классическойиллюстрацией этого явления может служить притча Иисуса о добром самаритянине:«…некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которыесняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священникшел пою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел,посмотрел, и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалилсяи, подошедши перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез

его в гостиницу, и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, далсодержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когдавозвращусь, отдам тебе».

Самаритянин проявляет чистый альтруизм. Исполненный чувства сострадания, он отдаетсовершенно незнакомому ему человеку свое время, силы и деньги, не ожидая ни вознаграждения,ни благодарности.

О.Конт различает, во-первых, присущий животным инстинктивный альтруизм,объединяющий индивидов и род. Действительно, определенное проявление альтруистическогоповедения мы можем наблюдать у животных. Экспериментально было доказано, что крысы могуткооперироваться, для удовлетворения потребностей только одной из них или каждой из них

поочередно.

Во-вторых, Конт выделяет альтруизм, превращающийся в конечном итоге в спонтанноесвойство, объединяющее всех людей. Эту точку зрения разделяет Кропоткин П. Он считает, чтонравственность это сложная система чувств и понятий, в основе которой лежат инстинкты(врожденные чувства и потребности). В свою систему нравственности он включает:

Инстинкты (общительность);

Понятия разума (справедливость);

Чувство, одобряемое разумом (самопожертвование).

Причем, он использует термин готовность к самопожертвованию, великодушие. Онговорите, что это чувство ближе к альтруизму – то есть «способности действовать на пользудругим», он старается избегать христианского понятия о любви к ближнему. Слова «любовь кближнему» неверно отражают чувство, двигающие человеком, когда он жертвует своими

непосредственными выгодами на пользу других. «Действительно, в большинстве случаев человек,поступающий так, не думает о жертве и сплошь и рядом не питает к этим «другим» никакойособой любви. В большинстве случаев он даже не знает их». Он считает, что нравственным

чувства могут быть, только если оказываются без задней мысли на воздаяние (при этой жизни илипосле смерти). Таким образом, это нужно самому человеку, это свойственно человеческойприроде. По мнению Швейцера А. гуманность это «…стремление быть добрым не только потому,что это предписывается этическими заповедями, но и потому, что такое поведение соответствуетнашей сущности».

Миронова Г.А.в своей работе выделяет признаки, позволяющие классифицироватьповедение как альтруистическое:

Добровольные и сознательные действия как проявление свойств воли, а не результат внешнего принуждения.

Бескорыстное исключение ожидания ответного благодеяния.

Стремление содействовать благу других людей из гуманных мотивов.

Наличие эмоционального отношения к людям, сочувствия им, доброжелательность, симпатия, готовность помочь.

Социальная ориентированность поступка.

Самоотречение (самоотверженность).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. От чего зависит мотивация социального поведения?

2. Основные мотивы, которые заставляют людей совершать лаготворительные деяния?

3. Что значит понятие альтруизм?

4. Понимание альтруизма разными исследователями.

Список литературы:

1. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Фолио. 2001 – 80с.

2. Даль В. Толковый словарь живого русского языка. – М.,1978.- т.1. – с. 524.

3. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия//Соловьев В.С. Сочинения: в2т. Т.1 –М., 1988 – 21с.

4. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1983, - 21с.

5. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М.: Наука,1989, - 32с.

 

План:

1. Развитие филантропии в античном мире.

2. Нормативно-правовые акты по социальным вопросам.

3. Переход от архаического периода помощи и взаимопомощи у восточных славян к периоду общественной благотворительности.

4. Социальное призрение в период Монгольского нашествия.

5. В XVI-XVII вв. на Западе оформляется государственная система социальной помощи.

6. Великая Французская революция.

7. Пять периодов в истории социальной работы за рубежом.

8. В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику.

 

История социальной работы за рубежом и в России имеет глубокие корни в развитии человеческой цивилизации. Ее начальный период относится к глубокой древности, к XXV-XXII вв. до н. э., когда в Древнем Египте в храмах осуществлялась ритуальная помощь: бесплатная раздача хлеба голодающим. В 1750 г. до н, э. законы вавилонского царя Хаммурапи говорили об организации социальной взаимопомощи среди населения.

В античном мире получает свое развитие идея филантропии. Так, если в XIV-VII вв. до н. э. в Древней Греции эта идея проявила себя в соответствующих гражданских традициях, то в VI-I вв. до н. э. в Древнем Риме филантропия нашла свое выражение в распределении среди обедневших граждан хлеба, одежды, денег, в устройстве развлечений для плебса, что было отражено в знаменитом лозунге «Хлеба и зрелищ!».

В первые десять веков нашей эры с рождением и распространением христианской веры принимаются гражданские и религиозные нормативно-правовые акты по социальным вопросам. Так, в 438 г. был принят кодекс императора Феодосия, запретивший нищенство в Византии. Для христианского мира большое значение имел Сардукийский поместный собор 347 г. (на границе Западной и Восточной Римских империй), на котором было принято двадцать церковных правил об оказании помощи нищим, сиротам, вдовам и странникам. В то же время доминирующее место занимает открытая система призрения, находившая свое выражение в раздаче милостыни, кормлении неимущих и т.п.

С принятием христианства как государственной религии Руси в конце X в. отмечается переход от архаического периода помощи и взаимопомощи у восточных славян к периоду общественной (общинной и церковно-монастырской) благотворительности. В это же время (X-XIII вв.) в странах Западной Европы католическая церковь активно содействует образованию каноникатое (духовных учреждений) и социальной профессионализации деятельности монашеских орденов. Так, например, в центре деятельности ордена тринитариев оказывается помощь пленным и их освобождение, орден антонитов (или антонинов) устраивает особые госпитали для больных горячечной болезнью («огонь святого Антония»), монашеский орден селькульк-ринков заботится о незаконнорожденных и больных детях.

Монгольское нашествие не только более чем на два века задержало экономическое и культурное развитие русского государства, но и отразилось на уровне социального призрения. Так, если в странах Западной Европы в XIII-XV вв. активно шел процесс создания религиозных братств, оказывавших помощь больным и неимущим (в 1291 г. только в ведении монашеского ордена госпитальеров находилось около сотни больниц), то на Руси в этот период только-только отмечается появление первых закрытых благотворительных заведений (богаделен, приютов).

В XVI-XVII вв. на Западе оформляется государственная система социальной помощи, отмеченная возрастанием роли государства и одновременным снижением активности христианской церкви. Так, в 1529 г. в Германии принимается Гамбургский устав о помощи бедным, а в 1682 г.– Указ о мерах государственного призрения. В Англии в 1531 г. принимается закон о помощи бедным, в 1572 г. вводится общенациональный налог для оказания помощи неимущим, а в 1601 г. появляется Закон о благотворительности. Во Франции в 1642 г. организуется благотворительное бюро по призрению нищих, а с 1656 г. активно развивается сеть государственных Общих госпиталей. Особое развитие в странах Западной Европы получают работные исправительные дома для нищих и больных, ставящие своей целью всемерную изоляцию последних от общества.

Совсем иной пример являет собою в этот период времени Россия, Если в западноевропейских странах отмечается повсеместный переход к системе государственной благотворительности, то в России возникает особый церковно-государственный тип призрения, особенностью которого является паритетное, участие церкви и государства в делах благотворительности. В странах Западной Европы фактически ликвидируется открытая система призрения, в России же длительное время сосуществуют обе системы: закрытая и открытая (в частности, легализуется институт нищенства). В XVII в. получает развитие новое для общественного призрения явление–светская частная благотворительность (ярким примером служит подвижническая деятельность приближенного царя Алексея Михайловича Ф. М. Ртищева, по инициативе которого была организована помощь раненым и пленным).

В XVIII в. отмеченные несоответствия в развитии систем социального призрения на Западе и в России фактически исчезли, чему содействовали реформы императора Петра I. Последние дали толчок развитию государственной системы социального призрения в рамках единого общеевропейского пространства, зачастую принимая самые варварские формы из-за сохранения в России феодально-крепостнических порядков.

Существенные изменения в систему социальной помощи в конце XVIII в. внесла Великая Французская революция, впервые поставившая своей целью освобождение личности и признание ее «естественных», присущих от рождения прав. Постепенно уходит в прошлое система изоляции неимущих от общества, а каждое из европейских государств вносит свой вклад в дело защиты граждан. Так, в 1884 г. в Германии была введена система государственного социального страхования; во Франции в 1871 г. открываются особые благотворительные бюро, ставшие центрами общественной помощи; в Великобритании в 1878г. была основана Армия спасения; в 3877г.вСША создается Американское общество благотворительности. В России в 1864 г. организуется система земских учреждений, занимавшихся вопросами социального призрения. Одновременно в Х1Х-начале XX вв. активизируется, общественная и частная благотворительность; делами призрения продолжает также заниматься христианская церковь. Большую роль в социальной помощи начинает играть развернувшееся феминистское движение. Тогда же возникают и социальные учения (социализм, марксизм, анархизм), ставившие своей целью достижение общества всеобщего равенства и блага,

XX век внес значительные новшества в постановку дела социальной помощи. На Западе рубеж XIX/XX вв. являлся переходом к периоду социальной работы. Формируются две основные модели помощи: «американская» и «европейская», в основе ения которых лежит различное соотношение роли государства и общества в системе социального призрения. «Американская» модель характеризуется преобладающим влиянием государства, формирующим и осуществляющим программы социальной помощи и поддержки; «европейская» же модель акцентирует роль помощи в рамках коммуны, то есть городского или сельского самоуправления. В этот период начинается профессиональная подготовка кадров социальных работников; особое место в социальной работе занимают такие виды помощи, как социально-психологическая реабилитация и адаптация, социокультурная анимация.

Иной пример явил в XX в. Советский Союз (1917-1991). Новый период в истории отечественной социальной работы, получивший название периода социального планирования, охарактеризовался введением единой государственной системы социального обеспечения. Стране Советов удалось ликвидировать безработицу, создать систему пенсионного обеспечения, социального страхования, бесплатного медицинского обслуживания, льготного санаторно-курортного лечения. В то же время созданная система социального обеспечения базировалась во многом на мифологизированных представлениях о построении коммунистического общества, игнорировала роль общества в делах социальной помощи, опыт зарубежных стран. В основе социальной поддержки лежало представление о равном доступе к системе минимальных благ, предоставляемых государством – единственным субъектом помощи.

Новая страница в истории социальной работы была открыта после распада СССР в начале 1990-х гг., когда государство в силу экономических и политических трудностей было вынуждено изменить подход к делу социальной помощи населению и в условиях кризиса на первый план вышла необходимость подготовки кадров социальных работников.

Итак, в современной литературе выделяют пять периодов в истории социальной работы за рубежом:

I. Архаический период благотворительности (до образования в конце III тыс.-первой половине II тыс. до н. э. первых рабовладельческих государств).

П. Филантропический период (приблизительно до IV-V вв. н. э.).

III. Период общественной (общинной, церковной} благотворительности (до начала XVI в.).

IV. Период государственной благотворительности (до рубежа XIX-XX вв.).

V. Период социальной работы (продолжающийся по настоящее время).

В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику и выглядит следующим образом:

I. Архаический период благотворительности (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IX-Х вв.).

II. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (Х-нач. XVI вв.),

III. Период церковно-государствгнной благотвори-телъности (XVI-XVII вв.).

IV. Период государственной благотворительности (XVIII-нач. XX вв.).

V. Период социального планирования (1917-1991).

VI. Период социальной работы (с 1990-х гг.).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. К какому времени относится начальные период социальной работы в России?

2. В какое время получает развитие филантропия?

3. Какие изменения происходят на Руси с принятием христианства?

4. Каким образом отразилось Монгольское нашествие на социальную политику государства?

5. Формирование государственной системы социальной помощи на Западе.

6. Периоды в истории социальной работы в России и за рубежом?

 

Список литературы:

1. Кропоткин П. Анархия, ее философия, ее идеал: Сочинения М.: 1999 – 150с.

2. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М. 1992. – 508с.

3. Миронова Г.А. Принцип альтруизма в истории нравственности. Автореферат дис. к.ф.н.,М., 1988, - 17с.

4. Кузьмин К.В., Сутырин



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.091 с.)