Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и структура государственного маркетинга
Под маркетингом в общем смысле понимают предпринимательскую деятельность с целью продвижения товаров и услуг от производителя к покупателю или потребителю. Что же может предложить государство своим гражданам в виде подобных «товаров и услуг»? Основная особенность маркетинга в государственном секторе — убеждение граждан в том, что государственные проекты (например, социальная и ценовая политика, выпуск ГКО или военные операции) соответствуют коренным потребностям населения, поддержка «реноме» государственных структур, обеспечение «надлежащего» общественного мнения. В политическом маркетинге субъектами выступают политические партии и движения, объектами являются избиратели, активные социальные слои и общественные организации. Целью политического маркетинга является получение поддержки общества для достижения и удержания власти. Предлагаемые продукты— политические программы, политические лидеры и организации, идеология. Особенностями рынка являются сильная конкуренция, множество соперников и значительное влияние внешних факторов (например, состояние экономики, вмешательства государства в избирательные процедуры и т.д.). В экономическом маркетинге субъектами выступают фирмы, предприятия, промышленные и финансовые группы, объектами являются обладающее покупательной способностью население, смежные в производственной цепочке предприятия, конкуренты, выпускающие продукцию с аналогичными потребительскими характеристиками. Целью экономического маркетинга является получение максимальной прибыли, получение рынка дешевой и квалифицированной рабочей силы, а также завоевание новых рынков сбыта товаров и услуг. Особенности рынка совпадают с особенностями политического рынка. В государственном маркетинге субъектами выступают государственные органы и учреждения управления всех уровней от республиканского до местного, объектами являются граждане, социальные группы, общины, государственные и частные организации (как производственные, коммерческие и некоммерческие, так и непроизводственные). Товаром выступают государственные услуги, экономические и социальные программы. Целью маркетинговой деятельности является их реализация и распределение. Особенности рынка определяются высокой степенью монополизации всех процессов, а также безусловным доминирующим влиянием бюрократии и правовых норм, устанавливаемых самим же государством.
Деятельность государства «перекрывает» почти все известные виды маркетинга: • макромаркетинг (маркетинг на уровне макроэкономики); • социальный маркетинг (реализация социальных программ); • некоммерческий маркетинг, или метамаркетинг (влияние на политические партии, общественные объединения); • маркетинг услуг; • промышленный маркетинг (маркетинг товаров производственного назначения); • потребительский маркетинг (маркетинг товаров массового спроса). Сфера государственного обслуживания даже в условиях развития частной собственности очень широка. К государственному сектору в любом случае будут относиться судебная система и армия, силовые министерства, система образования, институты социального обеспечения, биржи занятости, пожарная охрана и т.д. и т.п. Государство обширно представлено в сферах производства (например, оборонного) и социальных услуг. Государственные услуги можно классифицировать в зависимости от следующих критериев: сфера услуг (социальные, экономические, финансовые, политические и т.д.), источник услуги (отдельный человек, организация, структура и т.д.), присутствие гражданина в момент оказания ему услуги, мотивы приобретения клиентом услуг (личные, деловые и т.д.), форма услуги (инвестиции, концепции развития региона, поддержка политических партий и т.д.). Предлагаемые государством услуги (например, обязательные отчисления в пенсионный фонд, создание системы пенсионных свидетельств или система регистрации по месту жительства, в том числе и оплата штрафа за отсутствие временной регистрации для пополнения местного бюджета) могут быть охарактеризованы с помощью следующих пяти признаков: «неосязаемость» (услуги невозможно получить до момента приобретения), обязательность (очень немногие люди могут уклониться или позволить себе уклониться от действия государственных программ), неотделимость от источника (отделения милиции (ОМ) не будут заниматься выдачей РК паспорта, если, например, вынужденный переселенец из других государств СНГ предварительно не получил российское гражданство в ОВИРе; оба подразделения (ОМ и ОВИР) при этом относятся к одному министерству),
неспособность гарантировать постоянство качества (производимые сейчас отчисления работающих на государственных предприятиях в пенсионный фонд не гарантируют им в будущем пенсионного содержания на определенном уровне от средней по стране заработной штаты или обеспечения в соответствии со стоимостью пенсионной корзины), несохраняемость в зависимости от колебаний спроса (например, городской общественный транспорт работает в соответствии с графиком, построенным из расчета пассажиропотока, но при этом никто из пенсионеров, имеющих дарованное государством право на бесплатный проезд в общественном транспорте, не имеет гарантий от томительного ожидания на остановке и тоскливого провожания взглядом очередной «тэшки»). Традиционно выделяют пять моделей маркетинга (Ф. Котлер): сбытовую; производственную; товарную; традиционную; социально-этическую. В литературе встречается и другая классификация концепций маркетинга. Под сбытовой концепцией маркетинга понимают навязывание гражданам безальтернативных услуг без учета их качества, например услуг Аэрофлота или Сбербанка в 1970-е годы. Распределительная концепция маркетинга предполагает повышение эффективности механизма товародвижения. Институциональная концепция маркетинга предполагает анализ ожидания различных социальных групп, организаций, государства. В рамках функциональной модели маркетинг понимается как функции организации (института, предприятия) по реализации товаров (услуг, социальных программ) и предполагает изучение рынка, социальную рекламу, стимулирование сбыта, создание благоприятного общественного мнения по отношению к государственным программам, планирование мероприятий и т.д.Трактовка маркетинга как рыночной концепции управления подразумевает конкурентное предложение гражданам одновременно несколько вариантов социальных программ, на основании предпочтений одной из них большинством граждан победившему проекту обеспечивается государственная поддержка. Выделяют два типа маркетинговых стратегий: маркетинг сделок и маркетинг взаимоотношений. В первом случае программы или услуги со стороны государства носят краткосрочный характер, каждая программа рассматривается изолированно от других (например, программа государственного кредитования при приобретении жилья военнослужащим). Во втором случае акцент делается на продолжительных проектах.Вопрос о возможности аморальности или безнравственности государственного маркетинга неуместен, поскольку вопрос о выгодах, интересах и потребностях потребителей (т.е. граждан) в рамках этого вида деятельности менее значим, чем принцип необходимости соблюдения интересов государства как единого целостного территориального образования и как управленческой структуры (следовательно, реализуются прежде всего интересы политики и политиков, бюрократических слоев). Как следствие, критерий нравственности заменяется в государственном маркетинге критерием целесообразности.
Особым направлением в деятельности государства выступает маркетинг идей (общественный или социальный маркетинг), который наиболее явно проявляется в создании социальной рекламы. Этот вид маркетинга может преследовать самые различные цели: достижение понимания (необходимость для большинства населения в очередной раз «затянуть пояса» в связи с невозможностью повысить пенсии или заработную плату «госбюджетникам»), побуждение к единовременному действию (например, участие в митингах поддержки государственной внешней политики), изменение стандартов поведения (снижение опасности на дорогах как следствие выполнения правил дорожного движения), изменение основополагающих представлений (убеждение общества в праве и способности женщин руководить не только образовательными организациями, но и крупными предприятиями и фирмами). Защита окружающей среды, планирование семьи, рациональное использование энергоресурсов и эффективная работа общественного транспорта и т.д. как виды общественного маркетинга остаются по преимуществу в ведении государства. Комплекс маркетинга включает в себя следующие элементы: • товар (программа, услуги и т.д.), • цена (стоимость реализации программы за счет средств, получаемых из государственного бюджета, т.е. за счет налогов с граждан; таким образом, государство предлагает гражданам услуги, предварительно уже оплаченные гражданами), • товародвижение и распределение (структуры реализации социальных программ или услуг), • продвижение (процесс реализации программы), • персонал (государственные служащие, обеспечивающие реализацию программы), • способ действия (комплекс мероприятий). Выделяют пять элементов (блоков исследования) для обеспечения эффективного маркетинга (при этом маркетинг понимается как непрекращающийся циклический процесс): • ситуационный анализ (оценивается состояние общества, его отдельного сегмента или определенной социальной сферы; делается прогноз относительно возможного развития событий при существующем положении дел; определяется совокупность сопутствующих факторов, влияющих на состояние ситуации), • маркетинговый синтез (выдвижение целей для исправления ситуации, оценка целей, формирование иерархии задач для решения основной проблемы (принятие решений для стратегического планирования)),
• стратегическое планирование (выдвижение стратегий относительно программы действий, выбор наиболее эффективной, разработки тактики (что и как необходимо делать), • тактическое планирование (разработка и реализация оперативного плана, формулирование возможных вариантов реализации плана в различных условиях), • маркетинговый контроль (сбор данных относительно результатов деятельности, оценка данных и в случае необходимости решение о проведении ситуационного анализа). Для осуществления маркетингового анализа привлекают компетентных исследователей, с которыми чаще всего работают методом Дельфи. Эта методика заочного анализа включает в себя подбор экспертов из числа опытных управленцев, постановку перед ними задачи, выявление мнений каждого эксперта, определение преобладающей позиции, обозначение крайних позиций, формулировку принципиальных расхождений в позициях экспертов и определение причин этих расхождений, согласование позиций по наиболее важным аспектам. Для изучения отношения граждан к введению предполагаемых государственных услуг или товаров используют фокус-группы. Для проведения групповой дискуссии (обычно необходимы так называемые «сессии» для различных социальных слоев, Фокус-группы проводятся специально подготовленными модераторами, которые в ходе 1,5-2-часовой беседы получают «качественную» информацию (отвечают на вопросы «как» и «почему»). Группы (в каждую включают по 7-10 человек) формируются по принципу совпадения пола, сходства возраста, образования, доходов и социального статуса.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.104 (0.015 с.) |