Общинно-волостная администрация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общинно-волостная администрация



 

Во главе управления Уфимской и Оренбургской губерний, как и по всей России, стояли губернаторы. Они назначались и увольнялись по императорскому указу согласно представлению Министерства внутренних дел, считаясь «первыми блюстителями неприкосновенности верховных прав самодержавия». Кандидатуры на губернаторскую должность подбирались непосредственно царём в соответствии со строгим набором требований (потомственное дворянство, высокий военный или гражданский чин, образование, опыт государственной службы, вероисповедание и пр.) из числа правящей элиты Российской империи и являлись личными представителями царя в регионе.

Губернаторы нередко перемещались из одной губернии в другую, верховная власть придерживалась принципа частой сменяемости кадров. В Уфимской губернии с 1865 по 1917 гг. из 14 руководителей края никто не пребывал в должности больше 6–7 лет. Среди уфимских губернаторов были военные (полковник И.Ф. Щербатский, генерал-майоры Л.Е.Норд и И.Н. Соколовский), крупные гражданские чиновники, работавшие на второстепенных должностях, для которых назначение в Уфу стало вершиной служебной карьеры (вице-губернаторы: оренбургский С.Г. Аксаков, самарский С.П. Ушаков, воронежский В.Д. Левшин, таврический Л.Е. Норд), а также опытные администраторы, уже управлявшие другими регионами России (губернаторы: новгородский и архангельский П.А. Полторацкий, эстляндский и новгородский П.П. Башилов)[344].

 

Стр. 85: Губернаторы Уфимской губернии

 

Ф. И. О. Дата назначения губернатором
Сергей Григорьевич Аксаков Сергей Петрович Ушаков Ипполит Фёдорович Щербатский Владимир Дмитриевич Левшин Павел Платонович Шрамченко Николай Петрович Щепкин Пётр Алексеевич Полторацкий Лев Егорович Норд 2-й Николай Христофорович Логвинов Николай Модестович Богданович Иван Николаевич Соколовский Болеслав Павлович Цехановецкий Александр Степанович Ключарёв Пётр Петрович Башилов 11 июля 1865 г. 19 февраля 1867 г. 2 марта 1873 г. 2 июля 1876 г. 11 августа 1880 г. 23 января 1882 г. 23 июня 1883 г. 10 марта 1889 г. февраль 1894 г. 29 октября 1896 г. 28 мая 1903 г. 26 ноября 1905 г. декабрь 1905 г. 28 февраля 1911 г. (по 6 марта 1917 г.)

 

Источники: РГИА. Ф. 1284. Оп. 44. Д. 68. Л. 9–11; Д. 695. Л. 6; Оп. 45. Д. 90. Л. 2; Оп. 47. Д. 212. Л. 142–202; Оп. 52. Д. 1861. Л. 1; ГАОО. Ф. 6. Оп. 6. Д. 14112. Л. 1; Д. 14642. Л. 1; ЦГИА РБ. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 500. Л. 23; Ф. И-11. Оп. 1. Д. 1313. Л. 269; Альманах современных русских государственных деятелей. СПб., 1897. С. 716–717; Уфимские губернские ведомости. 1905. 26 ноября.

 

Согласно «Общему наказу гражданским губернаторам», уставам, циркулярам и инструкциям, определявшим их полномочия, они непосредственно руководили всей разветвлённой системой государственных органов на местах, осуществляли подбор и назначение кадров, жёстко контролировали деятельность земского и городского самоуправления. Губернаторской ревизии в крае не подлежали только таможни, отделения Государственного банка и горные учреждения.

Власть губернатора охватывала практически все основные стороны социально-экономической жизни региона, от обеспечения народного продовольствия, безнедоимочного поступления налогов до надзора за благотворительными заведениями, исполнения правил уставов о промышленных и фабричных заведениях, пожарного и строительного. Как высшее должностное лицо, губернатор контролировал и направлял деятельность правоохранительных органов (суды, полиция и жандармерия)[345], осуществлял предварительную цензуру местной прессы (введено уфимским губернатором С.П. Ушаковым в июне 1867 г.) [346]. В периоды политических кризисов полномочия губернаторов возрастали. Закон от 14 августа 1881 г. «О мерах по охранению государственного порядка и общественного спокойствия», изданный после убийства императора Александра II, предусматривал введение в регионах режима усиленной охраны. Губернаторы получили право «воспрещать всякие народные, общественные и даже частные собрания, делать распоряжения о закрытии всяких торговых и промышленных заведений»[347]. В чрезвычайных условиях первой русской революции по приказу губернатора могли арестовать на срок до одного месяца любого жителя по подозрению «в причастности к преступному сообществу». Он также имел право запрещать хранение, ношение и продажу оружия[348].

Стр. 86: В случае отсутствия губернатора его должность исправлял вице-губернатор. При болезни, отсутствии или увольнения губернатора, если при этом нет и вице-губернатора, управление краем возлагалось на председателя казённой палаты или на управляющего палатою государственных имуществ по старшинству чинов[349].

Губернатор управлял регионом с помощью коллегиального учреждения – губернского правления. Уфимское губернское правление, учреждённое в 1865 г., состояло из общего присутствия во главе с губернатором и канцелярии, руководимой вице-губернатором. В общее присутствие входили также советники, губернские врачебный инспектор, инженер и архитектор, другие чиновники[350]. Губернское правление имело типографию, архив, штат канцелярских служителей, при нём состояли губернский землемер и чертёжная с особыми уездными землемерами[351].

Губернское правление доводило до сведения подчиненных учреждений законы, следило за исполнением распоряжений губернатора, руководило деятельностью полицейских учреждений, занималось решением административных и хозяйственных вопросов, контролировало тюрьмы, судопроизводство, переселение, сбор налогов и т. д. Дела решались на заседаниях общего присутствия правления (в среднем 20 раз в месяц, где заслушивалось до 60 дел)[352]. Например, в январе 1880 г. правление рассматривало вопрос о продаже земли, разбирались рапорты уездных исправников, жалобы на медлительность в делах полицейских чиновников и т. п. Все постановления правления входили в силу только после утверждения губернатором.

Основные дела губернского правления были сосредоточены в канцелярии правления, осуществлявшей связь с вышестоящими органами. Сюда поступали указы Правительствующего Сената, журналы заседаний комитетов, комиссий, различная переписка, секретные бумаги, приказы губернатора, формулярные списки о службе чиновников и т. д. Канцелярия осуществляла сбор всевозможных статистических сведений, касающихся различных сторон жизни губернии, которые затем представлялись в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел и Центральный статистический комитет. Эти сведения публиковались в приложениях к губернаторским отчётам. Местному административному аппарату была свойственна крайняя медлительность в производстве исполняемых дел. Анализ прохождения документации в губернских учреждениях показывает, что поступающие прошения, ходатайства и жалобы сплошь и рядом не рассматривались из года в год по несколько лет, а иногда и десятилетий. Большое количество дел, волокита с обилием всевозможных бумаг, которые плодились во всех губернских учреждениях, всё это тормозило должное исполнение чиновниками своих обязанностей. По свидетельству современников, каждая деловая бумага фиксировалась в шести книгах и переходила из рук в руки около 20 раз, а губернатор подписывал в среднем до 70 документов ежедневно[353].

Стр. 87: Непосредственно губернатору и губернскому правлению подчинялись местные полицейские органы. В соответствии с «Временными правилами об устройстве полиции» от 25 декабря 1862 г. в Уфе, как в губернском городе, существовало городское полицейское управление, а в уездах – уездные полицейские управления[354]. По штатному расписанию 1906 г. городское полицейское управление насчитывало 120 служащих лиц[355]. Для усиления надзора за благонадежностью жителей Уфа делилась на полицейские части, а последние – на кварталы. Руководил городским полицейским управлением полицмейстер.

Губернское правление осуществляло также надзор за расположенными на территории губернии тюрьмами. К концу XIX в. в Уфимской губернии насчитывалось 6 тюремных замков и 62 этапных дома, а также исправительное арестантское отделение[356].

Главным инструментом правительства по преследованию революционного движения была жандармерия. Губернское жандармское управление вело наблюдение за благонадежностью граждан, проводило следствия по политическим делам, осуществляло надзор за лицами, выступавшими против самодержавного строя, прежде всего за государственными служащими местных органов управления. В канцелярии управления было заведено огромное количество дел о политической благонадёжности должностных лиц администрации. Проверялись буквально все: члены губернского правления, канцелярские служители и даже продавцы «питей в казённых винных лавках»[357].

Губернская администрация принимала различные меры в связи с ростом политической активности масс. Например, уфимский губернатор В.Д. Левшин в 1878 г. сообщал царю, что волнения среди башкиро-татарского населения по поводу слухов о насильственном обращении мусульман в христианство, которые были занесены из Казанской и Оренбургской губерний, устранены «путём простого вразумления и разъяснения означенного недоразумения»[358]. В 1897 г. без применения силы удалось прекратить волнения в Мензелинском и Белебеевском уездах, которые возникли в связи с проведением всеобщей переписи. Губернатор Н.М. Богданович сообщал, что недовольства населения, вызванные «невежеством и темнотой», прекращены благодаря деятельности администрации и полиции[359].

В борьбе с революционным подпольем губернская администрация, полиция и жандармерия применяли административную высылку, внезапные обыски, проверку писем, аресты и другие насильственные методы. В полицейском управлении существовало особое сыскное отделение, деятельность которого финансировалась из сметы Министерства внутренних дел.

Стр. 88: Большие усилия власть прилагала при подавлении первой российской революции. В докладе Николаю II уфимский губернатор А.С. Ключарёв так описывал свои действия: «Я приложил все старания к удалению из правительственных и общественных учреждений неблагонадёжных и вредных элементов. Дарованные Вашим Императорским Величеством милости относительно свободы слова, печати, собраний не остановили преступной деятельности врагов порядка. Напротив, они стали теперь более дерзкими и открыто исповедуют безумные теории. Возможно, скоро будет потрясение»[360].

Личность губернатора, как главы всего местного административного аппарата, проводника самодержавной политики в регионе становилась мишенью для революционеров. 6 мая 1903 г. в Уфе был убит губернатор Н.М. Богданович[361]. В мае 1905 г. было совершено покушение на жизнь губернатора И.Н. Соколовского, в январе 1906 г. тяжело ранен вице-губернатор А.И. Келеповский[362].

Губернатор был председателем ряда присутствий, комитетов и комиссий с различными задачами и уровнем полномочий. Их число доходило до полутора десятков. Эти учреждения являлись самостоятельными органами и дополняли деятельность губернского правления. В составе многочисленных «присутственных мест» были одни и те же лица. Например, председатель казённой палаты, входил в состав ещё одиннадцати учреждений, управляющий государственным имуществом – семи, председатель губернской земской управы и городской голова – девяти и т. д. Члены смешанных присутствий, обыкновенно, не имели вознаграждения за свою деятельность.

Во второй половине XIX – начале XX вв. в крае действовали губернские административные учреждения: присутствия по крестьянским, земским и городским, фабричным, податным, питейным делам, по воинской повинности, а также губернские комитеты – распорядительный, статистический, попечительства о народной трезвости, попечительное общество о тюрьмах, комиссия народного продовольствия и другие.

Уфимское губернское по крестьянским делам присутствие было образовано в 1865 г. Председателем был губернатор, в состав входили губернский предводитель дворянства, управляющий государственным имуществом, губернский прокурор, четыре дворянина-помещика и секретарь. Здесь рассматривались жалобы на действия мировых посредников, составлялись сметы расходов для найма частных землемеров, утверждались проекты распределения селений по волостям, рассматривались дела по увеличению или уменьшению повинностей[363] и др. С 1 октября 1894 г. оно было преобразовано в губернское присутствие с более представительным составом (губернатор, вице-губернатор, председатель Уфимского окружного суда, прокурор окружного суда, управляющий казённой палатой, начальник управления земледелия и государственного имущества, председатель губернской земской управы, управляющий отделением Крестьянского банка, окружной инженер, непременные члены присутствия Стр. 89: и секретарь)[364]. Губернское присутствие заслушивало отчёты земских начальников, разбирало их служебные проступки, руководило деятельностью комиссии по размежеванию башкирских дач и т. п.

28 июня 1870 г. открылось Уфимское губернское по городским делам присутствие под председательством губернатора. В него входили вице-губернатор, управляющий казенной палатой, исполняющий обязанности городского головы, губернский прокурор и другие[365]. Основной задачей губернского по городским делам присутствия сначала являлось составление списков лиц, имеющих право голоса на городских выборах, и распределение избирателей по разрядам в зависимости от уплачиваемых налогов. В дальнейшем присутствие контролировало деятельность городского самоуправления.

По положению 1864 г. для руководства хозяйственными делами местного значения учреждались земские органы самоуправления. Они состояли из распорядительных органов – губернских и уездных земских собраний и исполнительных – губернских и уездных земских управ, также находившихся под постоянным контролем губернской администрации, особенно после закона от 12 июля 1890 г. Председатель и члены управ были приравнены к чиновникам, усилился надзор за земствами. В помощь губернатору, следившему уже не только за «законностью», но и за «целесообразностью» действий земств, было учреждено по земским делам присутствие, с 1892 г. – губернское по земским и городским делам присутствие, состоявшее, главным образом, из чиновников.

Одним из учреждений, входивших в систему местных органов Министерства внутренних дел, являлись почтово-телеграфные конторы и их отделения, которые после 1885 г. были объединены в Управление уфимского почтово-телеграфного округа.

Финансовые реформы 1860-х гг. внесли изменения в организацию местных органов Министерства финансов: казённой палаты (высшего финансового учреждения губернии) и подчинённых ей казначейств. Уфимская казённаяпалата была образована в 1865 г. на основе бывшей оренбургской палаты[366]. Палата состояла из канцелярии и двух отделений: ревизского и казначейств. В конце XIX в. в Уфимской казённой палате числилось 23 чел. Ревизскому отделению поручалась организация и проведение переписей податного населения, рекрутских наборов. Канцелярия занималась личным составом казначейств.

Уфимская казённая палата ведала учётом населения, организацией сбора податей и взыскания недоимок, планировала все доходы, учитывала государственные расходы и составляла отчётность по ним, а также производила торги на казённые подряды и поставки, содействовала развитию торговли и промышленности. Законодательство обязывало руководство казённых палат все вопросы, связанные с деятельностью самих палат и подчинённых им органов, решать самостоятельно, а наиболее важные или спорные представлять на рассмотрение Министерства финансов[367].

Стр. 90: В 1874 г. Уфимскому губернатору И.Ф. Щербатскому было направлено несколько циркуляров министра внутренних дел А.Е. Тимашева, в которых указывалось, что с введением всеобщей воинской повинности ревизские отделения казённых палат освобождались от дел о рекрутских наборах. Последние передавались вновь образованным губернским по воинской повинности присутствиям. В состав Уфимского губернского присутствия входили: губернатор, вице-губернатор, губернский предводитель дворянства, прокурор окружного суда, председатель губернской земской управы и другие[368].

Законом от 30 апреля 1885 г. при казённой палате была учреждена должность податных инспекторов. На них возлагался надзор за доходностью подлежащих обложению торгов и имуществ, а впоследствии – и надзор за сбором налогов вообще. Почти одновременно в губернии под председательством управляющего казённой палатой было создано губернское по податным делам присутствие, заведовавшее дополнительным сбором с торгов и промышленных предприятий. В ведении казённой палаты находились губернское и уездные казначейства. Они непосредственно занимались сбором налогов и пошлин, хранением, пересылкой и выдачей денежных средств, продажей всех видов гербовой бумаги и некоторыми другими операциями.

Сбором косвенных налогов занималось губернское акцизное управление. Акцизная система взимания налогов вводилась в стране законом от 1 января 1863 г. В состав акцизного управления входили управляющий, его помощник, ревизоры, особая канцелярия и другие. Глава губернского акцизного управления назначался министром финансов. Уфимское управление заведовало налоговыми поступлениями от производства и продажи вина, табака, сахара и некоторых других товаров. Акцизные органы выполняли функцию казенной продажи питей, введенную в Уфимской губернии губернатором Н.Х. Логвиновым 1 января 1895 г[369].

Согласно «Высочайше утверждённому 14 мая 1885 г. мнению Государственного Совета об изменении действующих правил о торговле крепкими напитками», в Уфимской губернии были созданы губернские и уездные по питейным делам присутствия, дававшие разрешения на открытие питейных заведений[370]. А 9 января 1895 г. был открытУфимский губернский комитет попечительства о народной трезвости под председательством губернатора. Совместно с уездными комитетами, он следил за правильностью продажи крепких напитков, отвлекал народ от пьянства посредством устройства читален, библиотек, концертов, развлечений[371]. В его состав входили начальники губернских учреждений, губернский предводитель дворянства, председатель и прокурор окружного суда, управляющий казённой палатой, представители губернских земских органов. Уездные комитеты под председательством уездных предводителей дворянства состояли из земских начальников, городских судей, управляющих заводов, а также крестьян.

Стр. 91: Реформы государственного контроля привели к созданию самостоятельных местных органов. Уфимская контрольная палата была учреждена в 1866 г[372], она осуществляла ревизию касс и казначейств, наблюдала за сохранностью денежных средств. Контрольная палата, как государственное учреждение, принадлежала к ведомству Государственного контроля и была независима от губернаторов и других местных властей.

Важным звеном местного управления являлись учреждения Министерства юстиции. Указом от 20 ноября 1864 г., в стране были введены две системы судебных учреждений: суды с избираемыми судьями (мировые суды и съезды мировых судей) и суды с назначаемыми судьями (окружные суды и судебные палаты). В Уфимской губернии проведение судебной реформы началось в 1878 г.[373], в результате настойчивых ходатайств администрации и общественности края.

В 1890-е гг. в Оренбургской и Уфимской губерниях был проведён второй этап судебной реформы. Согласно новому положению мировые судьи были заменены земскими участковыми начальниками, а съезды мировых судей округа – уездными съездами земских участковых начальников[374]. Циркуляром министра внутренних дел И.Н. Дурново от 18 июля 1894 г. было предписано уфимскому губернатору Н.Х. Логвинову «вместо имевшихся в губернии раньше 32 мировых судей ввести 69 земских участковых начальников, а вместо 5 добавочных мировых судей городов – 9 городских судей». В результате проведения в жизнь указа 1894 г. административно-полицейская и судебная власть в Уфимской губернии была сосредоточена в руках назначаемых должностных лиц. Лишь в 1912 г. законом «О преобразовании местного суда» был вновь восстановлен институт мировых судей, в связи с чем у земских начальников судебные функции были изъяты, а должности городских судей стали упраздняться[375].

Среди местных должностных лиц Министерства народного просвещения центральной фигурой являлся попечитель учебного округа. Уфимская губерния вначале входила в состав Казанского, а с 1875 г. Оренбургского учебных округов[376]. Попечитель округа обладал большими полномочиями.

Рост количества средних и низших учебных заведений, наблюдение за направлением преподавания в них подтолкнули правительство законом от 14 июня 1864 г. создать губернские, уездные и городские училищные советы [377]. Они состояли из чиновников, представителей духовенства и земских органов. На училищные советы возлагалось управление начальными учебными заведениями, согласование деятельности различных ведомств по народному образованию. Чтобы улучшить контроль за школами местных народов и за деятельностью земских органов в области народного просвещения, 26 мая 1869 г. правительство учредило должность инспектора народ Стр. 92: ных училищ. В 1871 г. в Казанском, а в 1875 г. и в Оренбургском учебных округах были учреждены особые должности инспекторов татарских, башкирских, казахских школ. В их обязанности входило обозрение мектебов и медресе, сбор сведений о них, составление и издание учебников на местных языках, надзор за постановкой учебной и воспитательной работы. Особое внимание инспекторы должны были обращать на открытие при мектебах и медресе, так называемых, русских классов[378].

Для сбора информации о населении, сельском хозяйстве, промышленности, народном образовании был учреждён губернский статистический комитет (уфимский с 1865 г.). Во главе его также находился губернатор, членами являлись вице-губернатор, предводитель дворянства, управляющий казённой палатой, городской голова и другие чиновники. Фактически работу вёл секретарь комитета, а статистические сведения с мест поставляли волостной и сельский аппарат. С 1860-х гг. выходили многочисленные справочные издания, адрес-календари, обзоры Уфимской губернии и другие издания.

Организация государственной службы в местных органах управления, принцип и порядок подбора, замещения государственных должностей были строго регламентированы. По законодательству Российской империи, при определении на государственную службу принимались во внимание сословное происхождение, возраст и уровень образования кандидата. Право поступления на гражданскую службу в административно-судебные органы имели дворяне, сыновья личных дворян, лиц, находившихся на государственной службе, купцов первой гильдии, ученых и художников. Запрещалось принимать на службу в административно-судебные органы лиц податных и других низших сословных групп без окончания учебного заведения, дававшего право на эту службу[379]. От лиц, имеющих право поступления в местные органы управления, требовалась элементарная грамотность, но уже при производстве в первый классный чин необходимо было сдать экзамен за курс уездного училища, что создавало для представителей нерусских народов губернии – башкир, татар, чувашей и других – фактические национальные ограничения, которые становились преградой при зачислении на службу, хотя в пятой статье «Устава о службе по определению от правительства» указывалось, что «различие вероисповедания или племени не препятствует определению на службу». Необходимо было знание русской грамоты, делопроизводство велось на русском языке, но к концу XIX в. только 0,6 % башкир и 2,7 % татар губернии владели русской грамотой[380], из которых немногие имели образование в размере уездного училища и могли претендовать на службу в местных государственных органах управления.

 

Стр. 93: Национальный состав аппарата местного государственного управления

в Уфимской губернии в 1897 г.

 

Национальность

Количество чиновников

в городах

в уездах

Всего

в абс. цифрах в %%
Башкиры 29 208 237 6,92
Татары 54 125 179 5,22
Русские 1616 1268 2884 84,18
Марийцы 3 21 24 0,7
Чуваши 2 21 23 0,67
Удмурты 1 7 8 0,23
Мордва 2 8 10 0,3
Прочие 43 18 61 1,78
Итого 1750 1676 3426 100

 

Источник: Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. XLV. Уфимская губерния. 1904. Тетрадь 2. С. 96–110.

 

По данным переписи 1897 г. в Уфимской губернии представители нерусских народов составляли 62% от всего населения. В то же время в органах администрации, суда, полиции, на общественной и сословной службе их было всего 16% от общего числа занятых там лиц, в том числе: башкир – 7%, татар – 5% и др. Русские же, занимая в составе населения губернии 38%, в органах государственной власти были представлены 84% служащих[381].

Таким образом, в Уфимской губернии система местного управления строилась на основе общих принципов, разработанных для губерний европейской части России. Управление губернией включало многообразные органы государственной власти, выполнявшие административные и судебно-полицейские функции, а центральным звеном был губернатор, который являлся председателем всех важнейших присутствий и комитетов с различными задачами и уровнем полномочий. Чиновниками многочисленных «присутственных мест» были одни и те же лица, стоявшие во главе правительственных учреждений.

Во второй половине XIX – начале XX вв. в Уфимской губернии уездное управление строилось по сословному принципу, который отстаивался местными дворянскими корпорациями, находившимися в ведении Министерства внутренних дел. Центральное место занимала фигура предводителя дворянства. Важную роль он играл и в системе местного управления в целом. Согласно указу от 24 июля 1867 г. уездный предводитель дворянства избирался сроком на три года местной дворянской корпорацией на уездном дворянском собрании[382], где могли присутствовать все дворяне, но право голоса имели только владевшие поместьями и старше 25 лет. В случае отсутст Стр. 94: вия или болезни предводителя, его должность исполнял кандидат на должность предводителя дворянства или депутат дворянского собрания. В Уфимской губернии насчитывалось пять уездных предводителей дворянства. В Бирском и Златоустовском уездах избирался один предводитель[383] из-за малого количества помещичьих земель и, следовательно, помещиков в этих уездах.

В своей деятельности предводители дворянства опирались на дворянские депутатские собрания и канцелярии. В обязанность уездных предводителей входило руководство присутствиями ряда учреждений. Уездные присутствия состояли из земских начальников, уездного исправника, председателя земской управы, податного инспектора и других. Уездному предводителю дворянства было предоставлено и общее руководство волостными учреждениями. Он имел право назначать и смещать волостных писарей, взыскивать и удалять от должности волостных старшин. Таким образом, руководство уездными присутствиями и волостными учреждениями сосредотачивало в руках предводителя дворянства все основные нити уездного управления.

Предводители дворянства в уездах Уфимской губернии традиционно являлись представителями наиболее родовитых и богатых дворянских фамилий – Новиковых, Кугушевых, Дурасовых и других. Так, например, в конце XIX в. родовое имение мензелинского уездного предводителя дворянства А.Н. Пасмурова занимало свыше 12 тыс. дес. земли. А владения предводителя дворянства Бирского и Златоустовского уездов А. Топорнина составляли 6426 дес[384]. Предводители жалованье не получали. Их положение было основано не на денежном довольствии, а на поместном землевладении. Участие предводителей дворянства в решении общих вопросов местного управления имело форму дворянской государственной службы, которая сохранилась вплоть до ХХ в. и являлась архаичным наследием крепостной эпохи.

В ведении Министерства внутренних дел находились уездные органыпо управлению крестьянами. С образованием Уфимской губернии был создан институт мировых посредников. Он занимался введением уставных грамот между помещиками и крестьянами, а также разбором «недоразумений», споров и жалоб в поземельных отношениях. В принятых 19 февраля 1861 г. «Положениях о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» указывалось, что крестьянские сословные должностные лица обязаны беспрекословно выполнять законные требования мировых посредников. Последние утверждали в должности волостных старшин, которых могли подвергать замечаниям, выговорам, денежным штрафам и арестам. Уездные съезды мировых посредников имели право отменять решения волостных судов[385].

В 1874 г. функции мировых посредников были переданы уездному по крестьянским делам присутствию, в состав которого входили: уездный предводитель дворянства (как председатель), исправник, председатель уездной земской управы и назначаемый правительством непременный член. Заседания уездных по крестьянским делам присутствий собирались не более одного раза в месяц[386]. На них разбирались дела адми Стр. 95: нистративного, судебного, хозяйственно-экономического характера, вопросы поземельного устройства крестьян, жалобы на взыскание податей и повинностей, споры о праве пользования и владения мирской землей. В уездах, где не было закончено размежевание башкирских земель, уездные по крестьянским делам присутствия занимались продажей и сдачей в аренду башкирских земель, а также разрешали споры о земельном владении между башкирами-вотчинниками и припущенниками.

Для уездных присутственных мест Уфимской губернии была свойственна крайняя медлительность в выполнении дел. Уездные присутствия порождали огромное делопроизводство и отличались формальным отношением к делу. Анализ прохождения документации в них показывает, что поступавшие прошения, ходатайства и жалобы сплошь и рядом не рассматривались по несколько лет, а иногда и десятилетий. Только в 1873 г. поступило в Уфимское губернское правление 98 жалоб на действия уездных присутственных мест и должностных лиц[387].

Законом от 12 июля 1889 г. уездные по крестьянским делам присутствия были заменены административно-судебными должностными лицами – земскими участковыми начальниками. Однако в Уфимской губернии этот закон был реализован значительно позже. Лишь в 1894 г. было принято положение «О приведении в действие законоположений от 12 июля 1889 г. о преобразовании местных крестьянских и судебных учреждений в губерниях: Астраханской, Олонецкой, Оренбургской и Уфимской», согласно которому волостные органы управления и суда полностью подчинялись участковым земским начальникам[388]. В 1894 г. Уфимская губерния была разделена на 69 участков, во главе каждого из которых стоял участковый земский начальник[389].

Должности земских начальников могли занимать местные потомственные дворяне, но в крае не находилось достаточного количества дворянства, поэтому Министерство внутренних дел назначало своих кандидатов. Для удобства земские участковые начальники были размещены в крупных селениях, заводах и городах. При каждом начальнике имелась канцелярия, состоявшая из трёх-четырёх канцелярских служителей. Действия земских начальников контролировались уездным съездом земских начальников и предводителем дворянства.

Земские участковые начальники получили право ревизии всех крестьянских учреждений, разрешали жалобы на лиц волостного и сельского управления, имели право устранять от должности писарей. Они осуществляли надзор за действиями старшин, старост, председателей волостных и шариатских судов, определяли круг вопросов, рассматриваемых на сельских сходах, утверждали гласных уездного земского собрания, волостных старшин и сельских старост. «Ненадёжных» лиц земские начальники могли отстранять от должности, даже если они были законно избраны населением[390]. Они же осуществляли контроль за наделением вотчинников и припущен Стр. 96: ников из земельных фондов башкирских общин, следили за правильной сдачей угодий в аренду или оброчное содержание. Кроме того, земский начальник имел право наказывать представителей крестьянского сословного управления: объявлял выговор, подвергал денежному штрафу до 5 руб., аресту до 7 дней. Административная власть земского начальника простиралась и на рядовое крестьянство[391] вплоть до ареста на трое суток или штрафа на 6 руб. за неисполнение распоряжений или требований земского начальника[392].

По указу от 6 июня 1894 г. были созданы административные присутствия уездных съездов земских участковых начальников, в состав которых входили представители дворянства, председатели земских управ, уездные члены окружного суда, почетные мировые судьи и городские судьи[393]. Уездные присутствия являлись апелляционными инстанциями для дел, которые рассматривались земскими начальниками и городскими судьями. Председателями уездных присутствий были предводители местного дворянства. Однако, в соответствии с «Положением о земских участковых начальниках», в уездах, не имевших дворянского представительства, губернаторы имели право выдвигать на эту должность одного из земских начальников. Предложенная губернатором кандидатура утверждалась правительством. Сначала в Златоустовском уезде, а затем на все должности председателей местных административных присутствий (по решению губернатора Н.Х. Логвинова) были назначены земские начальники, оказавшиеся в результате в независимом положении от местных дворянских корпораций. Таким образом, в конце XIX в. в руках земских начальников сосредоточилась административная, полицейская и судебная власть над рядовым крестьянством[394].

В ведении Министерства внутренних дел находились и органы уездного полицейского управления. В соответствии с «Временными правилами» об устройстве полиции от 25 декабря 1862 г. в Уфимской губернии во всех уездах действовали полицейские управления, возглавлявшиеся исправниками[395]. Они назначались губернатором из местных дворян. Исправник и подчиненный ему штат функционировали как в уездном городе, так и в самом уезде. Исправник входил в состав всех важнейших уездных присутствий, а уездное по питейным делам присутствие и распорядительный комитет возглавлял лично[396]. Положение от 27 июня 1874 г. передало исправнику обязанности по взиманию податей с сельских обществ. Он получил право наказывать крестьянских должностных лиц, а также требовать их устранения от должности. В случае задержки податей, исправники имели право отправлять под арест волостных старшин. Находясь во главе уездной полиции, они оказывали большое влияние на уездную жизнь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.226.248 (0.056 с.)