Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство как политический институт, его сущность, формы и функцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Концепции происхождения государства: Теологическая концепция государства, в соответствии с которой государство трактуется как священный и неприкасаемый институт, дарованный Богом для организации жизни людей. В этой концепции нашли отражение некоторые реалии, связанные с теократическими формами первых государств мира. Теория общественного договора. Наибольшее распространение она получила в XVII—XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо. Согласно этой теории, возникновение государства есть результат своеобразного договора индивидов в целях обеспечения правопорядка, который гарантирует пользование естественными правами и собственностью. Атрибуты власти передаются суверенному монарху или иному институту власти. Теория «насилия», или «захвата». Существенный вклад в ее обоснование и развитие внесли Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. В основе возникновения государства, считали они, лежит акт насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным. Для закрепления своих побед и удержания в повиновении завоеванных народов победители и создают государство. Социально-экономическая (марксистская) концепция государства. По этой концепции, государство возникает как результат общественного разделения труда и появления классов, находящихся в антагонизме. Для поддержания господства одних классов над другими и создается специальный аппарат насилия, другие институты, которые и составляют государство. Государство – это исторически сложившаяся организация политической власти, контролирующая и регулирующая совместную деятельность и отношения между различными социальными группами и общностями. Государство как политический институт характеризуется следующими основными признаками: - публичная власть, которая отделена от общества, не совпадает с организацией всего народа. Появляется слой профессионалов-управленцев, что делает отличным государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления; - суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. Суверенитет включает такие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность границ, невмешательство во внутренние дела;
- территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия данного государства распространяются на людей, проживающих на данной территории; - монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие), а также органы – армия, полиция, службы безопасности, прокуратура; - монопольное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов – судов, администрации. - право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги используются для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и пр. Таким образом, по своей сущности государство представляет собой механизм реализации суверенной власти, осуществляющий управление обществом, защиту его политической, экономической и социальной структуры на основе права и с помощью специального механизма (аппарата). Государство выполняет ряд важных внутренних и внешних функций. К внутренним функциям государства относятся политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная. Реализация государством данных функций позволяет обществу развиваться в разнообразных направлениях его внутренней структуры и организации. Внешние функции государства связаны с защитой границ, территории страны (оборонная), вмешательством в дела других государств (военно-агрессивная, насильственная), поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая), осуществлением внешней торговли, межгосударственных экономических планов в области строительства, разработки и эксплуатации природных ресурсов, создании совместных предприятий, поддержанием культурных связей, участием в блоках, союзах и т.п. Типология государств углубляет понимание государства как политического института. Она может осуществляться по различным признакам и основаниям. Аристотель критериями разграничения государств называл количество властвующих в государстве и осуществляемую государством цель. По количеству властвующих различают монархические (власть одного), аристократические (правление немногих), демократические (правление большинства) государства. По цели - правильные (достигающие общего блага) и неправильные (преследующие частные цели).
Нередко основанием для типологизации выступает характер взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По этому критерию выделяют демократические и автократические (от auto-kratos – самовластный, имеющий неограниченное право) государства. В отечественной общественной науке до недавнего времени типология государств осуществлялась в соответствии с их социально-экономической, классовой сущностью: выделялись такие его типы, как рабовладельческий, феодальный, буржуазный (наиболее развитый тип) и социалистический. Типологическая характеристика государства дополняется изучением его формы. Античные мыслители различали основные формы государства (монархию, аристократию и демократию), а отклонение от этих основных форм (неограниченная монархия, превращающаяся в автократию (тиранию), неограниченная аристократия – в олигархию, неограниченная демократия – в охлократию (господство черни, толпы), или анархию). При современном понимании форм государства различают две основные формы – форму правления и форму государственного устройства. Форма правления – внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. От положения и характера высшего органа государственной власти зависит различие между двумя основными формами правления – монархией (абсолютной, парламентской, конституционной) и республикой (президентской, парламентской, смешанной или полупрезидентской). Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Монархами выступают фараоны, цари, короли, императоры, султаны, и т.д. Основными признаками классической монархической формы правления являются: существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно; наследственный порядок преемственности верховной власти; представительство государства монархом по своему усмотрению; юридическая безответственность монарха. Абсолютная монархия – в Саудовской Аравии, Омане; конституционная – дуалистическая (Иордания, Кувейт), где монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной, и парламентская (Япония, Великобритания), где монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими и лишь частично исполнительскими функциями (иногда имеет право вето на решения парламента). Подавляющее большинство современных демократических монархий относится к парламентским монархиям. Республика – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. Общими признаками республики выступают: существование единоличного и коллегиального главы государства; выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; преимущественная защита интересов граждан государством, взаимная ответственность личности и государства.
Типичный образец парламентской республики – ФРГ, где вся полнота законодательной власти принадлежит парламенту – бундестагу. Права президента как главы государства существенно урезаны и сведены фактически к представительским функциям. Бундестаг формирует правительство, избирает его главу – канцлера. Президентская республика – форма государственного устройства, в котором президент одновременно и глава государства, и глава исполнительной власти, он руководит внутренней и внешней политикой государства, является верховным главнокомандующим вооруженных сил (США). Президентско-парламентская или смешанная, республика – форма государственного правления, сочетающая черты президентской и парламентской республики. Правительство в ней несет двойную ответственность – перед президентом и парламентом (Польша, Франция и др.). Президент разрабатывает стратегию экономического и политического развития страны. Он – глава государства, верховный главнокомандующий, представляет страну на международной арене, обладает правом вето на решения парламента, правом единоличного введения чрезвычайного положения. Анализ роли и места государства в политической системе предполагает и учет способов осуществления государственной власти. Совокупность данных способов получила название политического режима. Известны три типа политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный. Демократическая форма характеризуется верховенством закона, господством принципа социальной справедливости, функционированием разных политических партий, наличием оппозиции, равенством всех перед законом. Авторитарная форма означает централизацию власти в руках правящей элиты, ограничение деятельности оппозиции, страх и фанатизм. Тоталитарная форма есть крайняя форма авторитаризма, где запрещены демократические организации, инакомыслие, политическая оппозиция; здесь государство полностью или тотально, контролирует всю духовную жизнь общества (фашистские режимы в Германии, Италии). Форма государственного устройства – это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов. Она показывает, из каких частей состоит территория страны и их правовое положение, каковы соотношение и взаимосвязи иерархических структур государства. Обычно выделяются две формы: унитарная и федеративная. Вместе с тем есть и смешанные формы государственного устройства.
Унитарное государство представляет собой единое, политически однородное государство, с единой конституцией, судебно-правовой системой, гражданством, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Дания, Швеция) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). В последних крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им в ведение вопросы – вопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и пр. Федеративное государство – форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источником власти, субъектами государственного суверенитета выступают в ней как крупные территориальные образования (республики, штаты), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан. В унитарном же государстве существует лишь один субъект суверенитета – народ. Члены федерации (субъекты) имеют собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, конституцию, свои герб, гимн, флаг, зачастую и двойное гражданство. Наряду с понятием «субъект федерации» существует понятие «федеральный центр». Распределение властных полномочий между субъектами федерации и федеральным центром строится на основе союзной (федеральной) конституции, которая может быть изменена только при согласии субъектов федерации. Соблюдение федеральным центром и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также двухпалатный парламент. Его верхняя палата формируется из правителей субъектов федерации. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Во главе государства стоит избираемый на 5 лет Президент. Он же – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами страны. Ему подотчетно правительство, которое возглавляет его председатель. Председатель правительства вносит предложение президенту о структуре органов исполнительной власти. Решение об отставке правительства и его председателя принимает также президент. Федеральное Собрание (парламент страны) состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Последняя дает согласие президенту на назначение председателя правительства. Совет Федерации назначает на должность (по представлению президента) и освобождает от должности Генерального прокурора, Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд Российской Федерации.
Когда речь идет о форме государственного устройства, принято называть и такую ее форму, как конфедерация – объединение государств для координации какого-либо вида государственной деятельности, чаще всего военной или внешнеполитической. Входящие в конфедерацию государства полностью сохраняют свою независимость и имеют собственные органы государственной власти. В качестве примеров конфедерации можно привести США в 1776-1787 годах, Германский союз в 1815-1867 годах, Швейцарскую конфедерацию – с 1291 года до середины XIX века – как союз трех кантонов (Швиц, Ури и Унтервальден) для защиты от Габсбургов. В настоящее время наиболее ярким примером конфедеративного устройства является современная Европа, которая на основе Европейского Сообщества, строит новое государство с единым территориальным, экономическим, культурным, политическим пространством, единой конституцией (при сохранении национальных конституций), денежной системой, политическими органами управления (президент, правительство, парламент).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.234 (0.011 с.) |