Государство как политический институт, его сущность, формы и функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство как политический институт, его сущность, формы и функции



Концепции происхождения государства:

Теологическая концепция государства, в соответст­вии с которой государство трактуется как священный и неприкасаемый институт, дарованный Богом для органи­зации жизни людей. В этой концепции нашли отражение некоторые реалии, связанные с теократическими формами первых государств мира.

Теория общественного договора. Наибольшее рас­пространение она получила в XVII—XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо. Согласно этой теории, возникновение государства есть результат своеоб­разного договора индивидов в целях обеспечения правопорядка, который гарантирует пользование естест­венными правами и собственностью. Атрибуты власти пе­редаются суверенному монарху или иному институту вла­сти.

Теория «насилия», или «захвата». Существенный вклад в ее обоснование и развитие внесли Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. В основе возникновения государст­ва, считали они, лежит акт насилия, завоевания одного наро­да другим, более сильным и организованным. Для закрепле­ния своих побед и удержания в повиновении завоеванных народов победители и создают государство.

Социально-экономическая (марксистская) концепция государства. По этой концепции, государство возникает как результат общественного разделения труда и появления классов, находящихся в антагонизме. Для под­держания господства одних классов над другими и создает­ся специальный аппарат насилия, другие институты, кото­рые и составляют государство.

Государство – это исторически сложившаяся организация политической власти, контролирующая и регулирующая совместную деятельность и отношения между различными социальными группами и общностями.

Государство как политический институт характеризуется следующими основными признаками:

- публичная власть, которая отделена от общества, не совпадает с организацией всего народа. Появляется слой профессионалов-управленцев, что делает отличным государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления;

- суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. Суверенитет включает такие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность границ, невмешательство во внутренние дела;

- территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия данного государства распространяются на людей, проживающих на данной территории;

- монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие), а также органы – армия, полиция, службы безопасности, прокуратура;

- монопольное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов – судов, администрации.

- право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги используются для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и пр.

Таким образом, по своей сущности государство пред­ставляет собой механизм реализации суверенной власти, осуществляющий управление обществом, защиту его по­литической, экономической и социальной структуры на ос­нове права и с помощью специального механизма (аппарата).

Государство выполняет ряд важных внутренних и внешних функций.

К внутренним функциям государства относятся политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная. Реализация государством данных функций позволяет обществу развиваться в разнообразных направлениях его внутренней структуры и организации.

Внешние функции государства связаны с защитой границ, территории страны (оборонная), вмешательством в дела других государств (военно-агрессивная, насильственная), поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая), осуществлением внешней торговли, межгосударственных экономических планов в области строительства, разработки и эксплуатации природных ресурсов, создании совместных предприятий, поддержанием культурных связей, участием в блоках, союзах и т.п.

Типология государств углубляет понимание государства как политического института. Она может осуществляться по различным признакам и основаниям. Аристотель критериями разграничения государств называл количество властвующих в государстве и осуществляемую государством цель. По количеству властвующих различают монархические (власть одного), аристократические (правление немногих), демократические (правление большинства) государства. По цели - правильные (достигающие общего блага) и неправильные (преследующие частные цели).

Нередко основанием для типологизации выступает характер взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По этому критерию выделяют демократические и автократические (от auto-kratos – самовластный, имеющий неограниченное право) государства.

В отечественной общественной науке до недавнего времени типология государств осуществлялась в соответствии с их социально-экономической, классовой сущностью: выделялись такие его типы, как рабовладельческий, феодальный, буржуазный (наиболее развитый тип) и социалистический.

Типологическая характеристика государства дополняется изучением его формы. Античные мыслители различали основные формы государства (монархию, аристократию и демократию), а отклонение от этих основных форм (неограниченная монархия, превращающаяся в автократию (тиранию), неограниченная аристократия – в олигархию, неограниченная демократия – в охлократию (господство черни, толпы), или анархию).

При современном понимании форм государства различают две основные формы – форму правления и форму государственного устройства. Форма правления – внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. От положения и характера высшего органа государственной власти зависит различие между двумя основными формами правления – монархией (абсолютной, парламентской, конституционной) и республикой (президентской, парламентской, смешанной или полупрезидентской).

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Монархами выступают фараоны, цари, короли, императоры, султаны, и т.д. Основными признаками классической монархической формы правления являются: существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно; наследственный порядок преемственности верховной власти; представительство государства монархом по своему усмотрению; юридическая безответственность монарха.

Абсолютная монархия – в Саудовской Аравии, Омане; конституционная – дуалистическая (Иордания, Кувейт), где монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной, и парламентская (Япония, Великобритания), где монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими и лишь частично исполнительскими функциями (иногда имеет право вето на решения парламента). Подавляющее большинство современных демократических монархий относится к парламентским монархиям.

Республика – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. Общими признаками республики выступают: существование единоличного и коллегиального главы государства; выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; преимущественная защита интересов граждан государством, взаимная ответственность личности и государства.

Типичный образец парламентской республики – ФРГ, где вся полнота законодательной власти принадлежит парламенту – бундестагу. Права президента как главы государства существенно урезаны и сведены фактически к представительским функциям. Бундестаг формирует правительство, избирает его главу – канцлера.

Президентская республика – форма государственного устройства, в котором президент одновременно и глава государства, и глава исполнительной власти, он руководит внутренней и внешней политикой государства, является верховным главнокомандующим вооруженных сил (США).

Президентско-парламентская  или смешанная, республика – форма государственного правления, сочетающая черты президентской и парламентской республики. Правительство в ней несет двойную ответственность – перед президентом и парламентом (Польша, Франция и др.). Президент разрабатывает стратегию экономического и политического развития страны. Он – глава государства, верховный главнокомандующий, представляет страну на международной арене, обладает правом вето на решения парламента, правом единоличного введения чрезвычайного положения.

Анализ роли и места государства в политической системе предполагает и учет способов осуществления государственной власти. Совокупность данных способов получила название политического режима. Известны три типа политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный.

Демократическая форма характеризуется верховенством закона, господством принципа социальной справедливости, функционированием разных политических партий, наличием оппозиции, равенством всех перед законом.

Авторитарная форма означает централизацию власти в руках правящей элиты, ограничение деятельности оппозиции, страх и фанатизм.

Тоталитарная форма есть крайняя форма авторитаризма, где запрещены демократические организации, инакомыслие, политическая оппозиция; здесь государство полностью или тотально, контролирует всю духовную жизнь общества (фашистские режимы в Германии, Италии).

Форма государственного устройства – это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов. Она показывает, из каких частей состоит территория страны и их правовое положение, каковы соотношение и взаимосвязи иерархических структур государства. Обычно выделяются две формы: унитарная и федеративная. Вместе с тем есть и смешанные формы государственного устройства.

Унитарное государство представляет собой единое, политически однородное государство, с единой конституцией, судебно-правовой системой, гражданством, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Дания, Швеция) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). В последних крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им в ведение вопросы – вопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и пр.

Федеративное государство – форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.

Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источником власти, субъектами государственного суверенитета выступают в ней как крупные территориальные образования (республики, штаты), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан. В унитарном же государстве существует лишь один субъект суверенитета – народ. Члены федерации (субъекты) имеют собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, конституцию, свои герб, гимн, флаг, зачастую и двойное гражданство.

Наряду с понятием «субъект федерации» существует понятие «федеральный центр». Распределение властных полномочий между субъектами федерации и федеральным центром строится на основе союзной (федеральной) конституции, которая может быть изменена только при согласии субъектов федерации. Соблюдение федеральным центром и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также двухпалатный парламент. Его верхняя палата формируется из правителей субъектов федерации.

Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Во главе государства стоит избираемый на 5 лет Президент. Он же – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами страны. Ему подотчетно правительство, которое возглавляет его председатель. Председатель правительства вносит предложение президенту о структуре органов исполнительной власти. Решение об отставке правительства и его председателя принимает также президент. Федеральное Собрание (парламент страны) состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Последняя дает согласие президенту на назначение председателя правительства. Совет Федерации назначает на должность (по представлению президента) и освобождает от должности Генерального прокурора, Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд Российской Федерации.

Когда речь идет о форме государственного устройства, принято называть и такую ее форму, как конфедерация – объединение государств для координации какого-либо вида государственной деятельности, чаще всего военной или внешнеполитической. Входящие в конфедерацию государства полностью сохраняют свою независимость и имеют собственные органы государственной власти. В качестве примеров конфедерации можно привести США в 1776-1787 годах, Германский союз в 1815-1867 годах, Швейцарскую конфедерацию – с 1291 года до середины XIX века – как союз трех кантонов (Швиц, Ури и Унтервальден) для защиты от Габсбургов. В настоящее время наиболее ярким примером конфедеративного устройства является современная Европа, которая на основе Европейского Сообщества, строит новое государство с единым территориальным, экономическим, культурным, политическим пространством, единой конституцией (при сохранении национальных конституций), денежной системой, политическими органами управления (президент, правительство, парламент).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.249.154 (0.021 с.)