Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая мысль Нового времениСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В гражданской концепции политики Нового времени распространяются идеи уничтожения ограничений, накладываемых феодальным государством на свободу индивида. Совокупность социально-политических идей, выдвинутых буржуазными мыслителями данного исторического периода, получила название идеологии либерализма (от лат. liberalis - свободный). Первые шаги в создании теорий естественного права и общественного договора сделаны нидерландскими мыслителями Г. Гроцием (1583-1645 гг .) и Б. Спинозой (1632-1677 гг.). Дальнейшее систематическое развитие данные теории получили в политических учениях английских мыслителей Томаса Гоббса и Джона Локка. Т. Гоббс (1588-1679 гг.)рассматривал государство как человеческое установление, возникшее на основе общественного договора, как средство избавления людей от неизбежно возникающей между ними борьбы («войны всех против всех»), делающей невозможной нормальную жизнь. Люди устанавливают государственную власть на условиях полного и безоговорочного подчинения. Наделение властью в государстве одного лица образует монархию, властвование собрания представителей всех сословий образует республику, власть одного сословия - аристократию. Т. Гоббс - сторонник абсолютной монархии. Дж. Локк (1632-1704 гг.) впервые в буржуазной политической литературе выдвинул идею разделения властей. Законодательная власть осуществляет право издавать законы, исполнительная - проводит законы в жизнь, а союзная (федеративная) - занимается вопросами политики. Принцип разделения властей означает, по Локку, что каждая из них должна находиться в руках особого органа. Законодательная власть является верховной и должна повелевать другими властями. Дж. Локком сформулирован вопрос о взаимодействии государства и гражданского общества, включающего в себя все виды добровольных союзов и соглашений между людьми при выборе ими способов и форм правления. Французский мыслитель Ш.-Л. Монтескье (1689-1755 гг.) по праву считается основоположником теории правового государства. Он развил идею разделения властей до своего логического конца, сделав их равнозначными и взаимоконтролирующими. В трактате «О духе законов» он подчеркивает: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Свободу и равенство он рассматривал как фундаментальные свойства человеческой природы. Понимая свободу как независимость, Монтескье считал, что свобода есть право делать все, что дозволено законом, отсюда - «разрешено все, что не запрещено законом». При анализе политической сферы Монтескье считал необходимым учитывать наряду с прочими (социальными, религиозными и т.д.) действие факторов географической среды.
Правовая концепция «неотчуждаемых» прав человека, идея общественного договора как основы образования государства и учение о разделении властей получили развитие в североамериканской политической мысли. Джеймс Мэдисон (1751-1831 гг.)разработал концепцию сдержек и противовесов. Суть данной концепции заключается в утверждении принципа равноценности всех трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), обеспечивающих взаимный контроль и сдерживание каждой от властного произвола. Существенный вклад в содержание идеологии либерализма в европейской политической мысли внесли И. Кант и Г. Гегель. Согласно политической теории И. Канта (1724-1804 гг.),каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может рассматриваться только как средство для достижения каких-либо целей. В политике необходимо стремиться к гармонии целей и средств. Право, по Канту, обладает принудительной силой, носителем которой является государство. Назначение государства должно в максимальной степени соответствовать принципам права, все устройство, деятельность государства подчинены праву (в этом суть правового государства). Кант выступал против проведения политики с помощью войн. Считая, что на народ ложится основное бремя войны и поэтому он объективно в ней не заинтересован, немецкий мыслитель выдвигает требование, чтобы «каждое государство имело такую внутреннюю организацию, при которой решающий голос о том, быть или не быть войне, принадлежал бы онароду, за счет которого она ведется». Г. Гегель (1770-1831 гг.) разрабатывает и разграничивает категории «гражданское общество» и «государство». Гражданское общество, по Гегелю, - это сфера господства частных интересов, их свободная игра, но отличающаяся высокой степенью организации. Единство общества может быть достигнуто путем согласования частных интересов через их представительство в органах власти. Для согласования множества интересов необходимо государство как высший судья. Общество становится гражданским в условиях управления со стороны государства, обеспечивающего ему саму возможность стать гражданским.
В Новое время политическая мысль оформляется в основные политические идеологии - либерализм, консерватизм, социализм и др. Либерализм, исходя из приоритета гуманизма, естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их священности и неотчуждаемости, политически ориентировал на реализацию идей правового государства, руководствующегося справедливыми законами гражданского общества, обеспечивающего самореализацию индивидов в условиях свободного рынка и конкуренции, независимости экономической деятельности от государства. Консерватизмсформировалсякак антибуржуазная идеология. Основные идеи консерватизма были сформулированы английским мыслителем и политиком Эдмундом Бёрком (1729-1797 гг .), французскими общественными деятелями Жозефом де Местром (1734-1821 гг. ) и Луи де Бональдом (1753-1840 гг. ). Существующие в обществе политические институты, прежде всего, семья и государство, по мнению консерваторов, являются отражением естественного хода событий, в который не следует вмешиваться. Э. Берк в работе «Размышления о французской революции», критикуя идею естественного права и общественного договора, считал, что государство есть результат естественной эволюции и допускал лишь его умеренное политическое реформирование в пределах существующих форм. Идеалом правления де Местр считал абсолютную монархию. Де Местр и де Бональд называли революцию «сатанинским делом», несущим разрушение и не способным к созиданию. В русле консерватизма отдавалось предпочтение идеям традиционализма, умеренного реформизма, аристократизма, а не идеям равенства и свободы. В рамках социально-политической утопии и социальной концепции политики формируется идеология демократизма, для которой характерен учет реального соотношения многих факторов: анализ соотношения государства и социальных субъектов (классов, наций, человечества) и рассмотрение индивидуумов как продуктов своих социальных групп; анализ характера государства в связи с процессом исторического развития; учет влияния экономических факторов на политику. Так, Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.), видя, что субъектами политики выступают социально неоднородные группы, между которыми постоянно возникают противоречия и борьба, в противоположность либеральной идее компромисса интересов, выдвигает принцип народного суверенитета как власти, направляемой общей волей. Народ в целом - источник и носитель политической власти. Руссо - последовательный сторонник самоуправления народа, реализуемого в республиканском строе. Каждый закон, по его мнению, должен быть принят не парламентом, а всем народом - плебисцитом. Избранники же народа должны заниматься исполнением законов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.241.235 (0.011 с.) |