Понятие власти, основные концепции власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие власти, основные концепции власти



Понятие власти является одним из центральных в политологической науке. Оно дает ключ к пониманию сущности политических институтов, политических движений и процессов, самой политики. В сфере политики значение власти можно определить формулой. «Нет политики без власти, нет власти без политики». Борьба за завоевание власти и осуществление власти - это основное содержание политики, а потому и основной вопрос, которым занимается политология.

Термин «власть» многозначен и открывает широкую возможность для самых различных толкований. Естествоиспытатели говорят о власти над природой, философы - о власти объективных законов общества, социологи - о власти общественной, экономисты - хозяйственной, юристы - государственной, психологи - о власти человека над самим собой, педагоги - о семейной власти и т.д. В политологии наиболее распространенными являются следующие подходы к истолкованию власти: биологический, антропологический, психологический, социологический и философский.

Биологический подхо д к понятию «власть» представлен, в частности, в работах французских политологов М. Марсаля и М. Дюверже, считающих, что власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки и корни в биологической структуре, общей у человека с животными. По их мнению, основа власти заключена в природе человека как биологического существа. Аналогичной позиции придерживаются и другие французские политологи, которые находят феномен власти и политики не только у животных, но и у других биологических образований. Биологическая концепция власти не нова. Ее корни уходят к политическим мыслителям древности. В свое время, как известно, еще Аристотель рассматривал власть как естественное состояние в обществе, предопределяемое самой природой.

Своеобразным вариантом биологической концепции власти является социальный дарвинизм -идейное течение в общественной мысли конца XIX - начала XX в., которому свойственно сведение закономерностей развития человеческого общества к закономерностям биологической эволюции и выдвижение принципов естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни.

Другим, не менее распространенным в современной политологии подходом является антропологический подхо д к понятию «власть», который в определенной степени имеет некоторые общие черты с биологическим подходом. Эти общие черты состоят в следующем. Если сторонники биологического подхода распространяют понятие власти на все живые (в том числе животные) образования, то сторонники антропологического подхода распространяют понятие политической власти на все социальные, в том числе и доклассовые, образования. Следуя за М. Вебером, социальные антропологи объявляют политическими всякие действия, опирающиеся на власть и авторитет. На этом основании они считают правомерным говорить о существовании политической власти во всяком обществе. Они утверждают, что носителями политической власти в них являются вожди, советы старейшин, собрания общины и т. д. К носителям политической власти они относят и семью.

Интерес со стороны социальных антропологов к изучению властных отношений в различных родоплеменных образованиях не является случайным. Он обусловлен тем, что такого рода образования занимают весьма значительное место в экономической и социальной структуре стран «третьего мира». Влияние традиционных укладов, структур власти, обычаев на политическую жизнь этих стран, бесспорно, велико. Однако это нисколько не оправдывает применения категорий политической власти к изу­чению властных отношений в родоплеменных образованиях. А именно эта идея является центральной в работах политологов социально-антропологического направления.

Большой популярностью в современной политологии пользуется психологический подход к понятию власти. Сторонники этого подхода исследуют власть главным образом под углом зрения субъективного восприятия ее индивидом. Такого рода субъективное восприятие основывается либо на особых качествах непосредственного носителя власти (вождя, лидера, руководителя), либо вытекает из особенностей психологической природы самого человека, которая у одних людей проявляется в чувстве слепого повиновения, а у других, наоборот, в чувстве неповиновения, всяким атрибутам внешнего воздействия на личность.

Сказанное объясняется тем, что власть - это явление и общественное, и психологическое. В качестве общественного явления она подчиняется объективным законам, независимым от человеческих представлений и стремлений. Как явление психологическое она существует в сфере восприятий и переживаний личности и зависит от сложных, формируемых не только под воздействием общества, его экономики и культуры, но и под воздействием всего уклада жизни черт личности людей, над которыми власть осуществляется. Диалектика взаимоотношения социальной и психологической природы власти представляет собой весьма важный аспект психологического анализа политических отношений.

Важную роль в современной политологии играет также социологический подход к понятию «власть», суть которого состоит в сведении власти к политическому влиянию одной группы на другую. В рамках данного подхода выделяются следующие определения власти:

бихевиористское: власть является особым типом поведения, основанным на возможности изменения поведения других людей;

телеологическое: власть - это достижение определенных целей, получение намеченных результатов;

инструменталистское: власть как возможность использования определенных средств, в том числе насилия;

структуралистическое: власть как особого рода отношение между управляющим и управляемым;

функционалистское: власть рассматривает под углом зрения осуществляемых ею функций;

конфликтологическое, определяющее власть с точки зрения форм и методов разрешения политических конфликтов.

Исходным пунктом социологического анализа политической власти является ответ на вопрос, интересам каких социальных групп эта власть служит.

Что касается философского подхода к понятию «власть», то он впитывает в себя все ценное и лучшее, что есть в других подходах. С его позиций власть – способность и возможность субъекта (личности, партии, класса, государства и т. д.) осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств.

В рамках философского подхода наиболее полно раскрываются и основные методы осуществления власти: организация, убеждение, воспитание, контроль и принуждение. Философский подход включает в себя следующие моменты.

Во-первых, власть - это категория общественная, это волевое отношение между людьми.

Во-вторых, истоки общественной власти лежат в условиях материальной жизни общества, в системе его экономических отношений.

В-третьих, политическая власть является особой разновидностью общественной власти, одним из ее наиболее важных элементов.

В-четвертых, сущность политической власти образует господствующая воля того или иного класса или социальной группы.

И, наконец, в-пятых, ядром политической власти является власть государственная, определенным образом организованная и надлежащим образом закрепленная в правовых и иных социальных нормах.

 

Источники и ресурсы власти

Изначальным источником власти является объективная неоднородность положения людей в любом социальном образовании, дифференцированность их ролевых функций. И это важно подчеркнуть, ибо при равном положении, при тотальном равенстве власти нет; она возникает только из субъективных различий людей. При этом власть сводится к системе преимуществ, представляющих дополнительные степени свободы и дающих право одним влиять на других.

С незапамятных времен власть всегда была связана с проявлением силы как в физическом, так и в социальном смысле. Поэтому нередко именно сила (принуждение) рассматривается как конечное и наиболее эффективное орудие власти, ибо все другие средства (влияние, право и т.д.) срабатывают лишь на фоне этого источника власти. Есть и другие, более глубокие источники власти. Одним из них является богатство, владение материальными ценностями в виде денег, собственности - или средств производства. Субъекты, обладающие богатством, осуществляют власть в обществе и государстве самыми различными способами и средствами: самим фактом концентрации в своих руках ключевых рычагов экономики, финансированием определенных политических партий, движений, избирательных кампаний; влиянием на формирование общественного мнения, на деятельность различных групп давления в парламентах, государственных учреждениях, общественных организациях и т.д.

К важнейшим источникам власти относятся знании и информация. Обладание знаниями и контроль над информацией дают реальную власть в экономической и политической жизни общества.

Наконец, специфическим источником власти является сам человек. Люди - это универсальный, многофункциональный источник власти, который создает все другие ее источники. Человек - создатель богатства, фактор силы, носитель и распространитель знаний и информации.

Ресурсы власти - это средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта власти на объект в соответствии с его целями. В системе властных отношений ресурсы используются для поощрения, убеждения, принуждения и наказания объекта власти. Они многообразны и обычно подразделяются на утилитарные, принудительные и нормативные.

Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные блага, с помощью которых субъект власти, особенно государство, может «покупать» не только отдельных по­литиков, но и целые социальные слои населения. Эти средства используются как для поощрения, так и для наказания. Например, предоставление определенных социальных льгот различным категориям людей (увеличение заработной платы, снижение налогов и т.д.) или, наоборот, лишение этих льгот (уменьшение заработной платы недобросовестным работникам, различного рода штрафные санкции и т.п.).

Принудительными ресурсами обычно выступают меры силового и административного воздействия или угроза санкций за невыполнение распоряжений власти. Дело в том, что власть как таковая немыслима без применения принудительных средств. Ресурс принуждения силен тем, что субъект власти с его помощью имеет возможность непосредственно подчинить себе волю объекта и распоряжаться им. При этом принуждение может выступать в различных формах (подавление, насилие в тоталитарных государствах; убеждение, руководство, формирование общественного мнения - в демократических).

Нормативные ресурсы - это средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Их предназначение состоит в том, чтобы убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований. Если первые два вида ресурсов связаны с воздействием на реальные обстоятельства и через них на поведение людей, то третий - с влиянием непосредственно на сознание человека.

Все перечисленные ресурсы власти применяются ее субъектами, как правило, комплексно, особенно крупными политическими субъектами, такими как государство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.032 с.)